Чтение былины "Илья Муромец и Соловей разбойник"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Познакомитьдетей с жанром устного народного творчества "былины, её необычным складом речи; с образом былинного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyrino2.docx736.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский Пугачевского района

Саратовской области» детский сад «Березка» 

        

                                                                   Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Чтение былины Илья Муромец  и Соловей Разбойник»

Воспитатель Кригерт Т.П.

первая кв. категория

                                                                   2023 г.

Образовательная программа : "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 

Возрастная группа:  подготовительная

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

«Былинные герои»

Тема ОД: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» (речевое развитие).

Цель: знакомить детей с жанром устного народного творчества «былины», её необычным складом речи; с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

Образовательные: (познавательное развитие, речевое развитие)

1.Знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины;

2.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;

3.Познакомить с одеждой и вооружением русских воинов.

Развивающие: (речевое развитие)

1.Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого;

2.Развивать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Воспитательные: (социально-коммуникативное развитие)

воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины; воспитывать чувство патриотизма; уважение к русским воинам.

Виды деятельности:

 игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности: чтение (слушание); обсуждение.

Активизация словаря: познакомить с новыми словами: былина, богатыри, гусли, кольчуга, щит, меч, шлем.

Используемые технологии:  игровая , здоровьесберегающая.

Оборудование:   репродуктивная картина В. Васнецова «Богатыри»; аудио устройство; фонограмма музыки «Богатырская наша сила»; картинки: гусли, шлем, кольчуга, щит, меч, булава, копьё, лук со стрелами; текст былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Предварительная работа: беседа о богатырях; рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.

Список литературы:

1. Малова В.В. Занятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на материале русских народных былин.- Изд.: Владос, 2019.

2.УшаковаО.Д. « Былины о русских богатырях».-Изд.: Литера, 2010.

3. Бояшов И. Древняя Русь.-СПб.: Качели, 2018

4.Чернова Е.Ю. «Богатыри земли русской».-Изд.: АСТ, 2016

                                                                     Ход ОД

Этап

                Организация деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 Психологический    

        настрой

   Мотивационно-ориентировочный

      Поисковый

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы начать занятие с хорошим настроением.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкие-далёкие времена. Ребята, скажите как называется наша страна?

-Да, правильно. Россия - это наша с вами родина. Это место, где мы родились.

Скажите, пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дидактическая игра

«Скажи по-другому»        

(подбор слов близких по значению)

-Ребята, давным-давно наша страна называлась Русь. На Руси всегда было много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение.

Как вы думаете, почему?

- А кто же защищал нашу землю от врагов?

(приложение №1- показ картины с богатырями)

- Ребята, давайте вспомним, с какими богатырями вы знакомы?

- Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать воины, богатыри?

-Ребята, откуда мы узнали об этих подвигах?

Дети улыбаются

 

Ответы детей:

(Россия)

Ответы детей:

(большая, огромная, богатая, родная, красивая, сильная, терпеливая, мирная)

Ответы детей:

(потому что русские защищали свою землю, свою Родину)

Ответы детей:

(богатыри)

Ответы детей:

(Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец)

Ответы детей:

( быть сильными, храбрыми, мужественными)

Ответы детей:

( из сказок, рассказов)

4 мин.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Практическая

- Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним жанром устного народного творчества – жанром былины.

Былины – это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполнялись былины, вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли     (показывает). Ребята, но былины – это особые песни. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поётся о том, что было на самом деле. Но всё-таки это не исторический документ, а произведение искусства, в котором есть и вымысел. Сегодня я хочу прочитать былину, которая называется «Илья Муромец и Соловей разбойник». Эта былина про богатыря Илью Муромца, который совершил много подвигов. С одним из них мы сегодня познакомимся.

(чтение былины – приложение №2)

Вопросы:

-Понравилась ли вам былина, ребята?

-С каким былинным героем мы познакомились?

-Какой подвиг он совершил? С кем бился?

-Какими качествами обладал богатырь Илья Муромец?

-Как  князь наградил богатыря?

Воспитатель:

-Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.

Динамическая пауза (под музыку «Богатырская наша сила»)

Богатырь - вот он каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал

На границе стоял

Зорко-зорко наблюдал

Подрастём и мы смотри

Станем как  богатыри.

Воспитатель:        

-А сейчас я вам загадаю загадки. И мы с вами узнаем одежду и оружие богатырей.

          Загадки

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют. Её из колечек железных плетут.

2.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.

3.Оружие - это не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что  догадались? Конечно же….

4.Чтоб грудь защищать от ударов врагов, уж вы это знаете наверняка. На левой руке у героя висит блестящий и кругленький…

(картинки ответы на загадки приложение №3)

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу» (приложение №4)

Дети слушают.

Дети слушают

Дети отвечают на поставленные вопросы

Дети стоят в кругу

Показывают силача

Показывают стрельбу из лука

Выполняют замах и бросок

Подносят руку ко лбу, глядят вдаль.

Поднимают руки вверх и на пояс.

Ответы детей:

(Кольчуга)

Ответы детей:

(Шлем)

Ответы детей:

(меч)

Ответы детей:

(Щит)

Дети делятся на две команды и выбирают нужные картинки.

Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были лишними и почему.

23 мин

3.

ЗАКЛЮЧИ-ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия.

Подведение итогов

Воспитатель:

Ребята, наше путешествие в прошлое подошло к концу.

- Кто защищал Русь в древние времена?

- Как вы поняли, что такое былина?

- С какой былиной мы сегодня познакомились?

Воспитатель:

А сейчас подведём итог. Я проверю вас на внимательность.

Игра «Да-Нет»

Наша Родина сильна.

И у нас она одна.

На Руси богатыри есть.

Им всегда хвала и честь.

Илья Муромец — герой.  

Соловья он победил.

Из автомата подстрелил.

Алёша Попович — тоже герой.

Он сильный, смелый, молодой.

Он в Киеве граде дружинником был.

Карабаса в бою победил.

На танках боролись богатыри с врагом.

Они воевали с мечом и копьём.

Добрыня Никитич был слабым и хилым.

Он змея сумел победить своей силой.

Гордимся мы нашими богатырями.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. На память  о нашем путешествии  я хочу вам подарить раскраски с богатырями.

Дети отвечают на поставленные вопросы

Ответы детей:

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

        

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

3мин

                                                     Приложение №1 (показ картины с богатырями)

Васнецов В.. Богатыри. 1881-1898

                                                    Приложение №2 (текст былины)

                                                Илья Муромец и соловей-разбойник

    Скачет Илья Муромец на своём коне, с горы на гору перескакивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает. Добрались они до дремучих лесов, дальше скакать нельзя: разлеглись перед ними болота зыбучие. Соскочил Илья с коня, стал одной рукой дубы с корнем вырывать, настилать через болото настилы дубовые. Так дошёл Илья до широкой речки Смородины и сел на коня. Заржал конь, взвился выше леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется.

Услыхал Соловей конский топот и закричал страшным голосом:

- Кто проезжает тут, спать не даёт Соловью-разбойнику?!

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, так вся земля дрогнула, цветы осыпались, травы полегли. Конь на колени упал. А Илья в седле сидит, точно вкопанный. Взял он плётку шелковую, ударил коня по крутым бокам. Тот вскочил, подскакал к трём дубам. Удивился Соловой-разбойник, из гнезда высунулся. А Илья, не мешкая, натянул тугой лук, спустил калёную стрелу, угодила она прямо в Соловья. Покатился Соловей из гнезда, подхватил его Илья, связал крепко ремнями и приторочил к стремени. Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей-разбойник, не шелохнётся.

Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам князя Владимира, а там пир горой идёт, за столами сидят богатыри русские. Вошёл Илья, поклонился, стал у порога:

-  Здравствуй, князь Владимир, примешь ли к себе в дружину заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

-  Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут?

-Зовут меня Ильёй. Я привёз тебе, князь, Соловья-разбойника. Не хочешь ли ты поглядеть на него?

Поспешил князь с гостями за Ильёй на двор. Подбежали к коню. А разбойник висит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан. Говорит ему Илья:

-  Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному, только свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, засвистел, заревел во всю мочь. Что тут сделалось! Стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается. Рассердился Илья на разбойника, взял свою плётку, ударил Соловья-разбойника. Тот притих, не свистит больше.

-   Спасибо тебе, Илья Муромец, что землю Русскую от злодея избавил, - говорит Владимир-князь. - Оставайся в моей дружине.

                                   Приложение №3 (ответы на загадки)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0ae61b51f199967f5a8ae7fa09bbaf4a-5450841-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=200&h=150https://avatars.mds.yandex.net/i?id=94ad89d905c4929141fd8bff8bd824783223e0cd-6580333-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=200&h=150

                                               Приложение №4

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e690d27b359abd814149bac0adf9c575_sr-5283751-images-thumbs&n=13

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»
Для этого вам надо разделиться на две команды, одна команда мальчиков «Добры молодцы», другая – команда девочек «Красны-девицы».
Из всех предложенных вам картинок нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор.
(Дети из разных команд поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется)
Команды обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».

Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"

Этот конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

это конспект для студентов и воспитателей...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...