«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Воробьева Елизавета Павловна

это конспект для студентов и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного

творчества через былины, игры;

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях;

- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы

полными распространенными предложениями;

- Сформировать представление о Богатыре;

- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье

Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение

к русским воинам, желание им подражать;

- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;

- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Предварительная работа:

Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные

богатыри – защитники земли Русской»

Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я.

Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А.

Пахмутовой «Богатырская сила»

Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал»,

«Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др

Книжная выставка

Рассматривание альбома «Былинные богатыри»

Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»

Презентация - викторина «Богатыри земли русской»

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге

русских богатырей

Рисунки детей

Активизация словаря:

- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь,

былина, кольчуга, щит, меч, шлем.

Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н.

Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой

силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами

о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы);

звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с

изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч,

булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной

одежды.

                                                               Ход

- Здравствуйте ребята!

- Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем

настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось

до самого вечера.

- Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали

не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)

- И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое

путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной

попутешествовать? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами

живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)

- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились.

Родина – это значит родная.

- Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь.

Давайте все вместе повторим «Русь».

- Молодцы!

- Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)

- Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите

ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)

- Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия –

Русь.

- Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших

русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли

сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

- Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)

- Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал

землю русскую?

- Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?

На экране появляется картинка с богатырями.

- Кто-нибудь вспомнил?

- Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.

- Молодцы!

- А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?

На экране появляется герои мультфильма про богатырей.

- Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья …….

Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)

- Молодцы!

- Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловейразбойник»

- Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»

- Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было»,

«быль». (Повторяем…..)

- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои

выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле.

Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом

деле, да, ребята! (ответы детей)

- Хотите услышать былину про Илья Муромца? (ответы детей)

- Тогда все поудобней садимся на ковёр и слушаем. Я начинаю читать.

- Ребята, интересная былина? (ответы детей)

- Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.

- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые

и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы

храбрые богатыри!»

Физкультминутка  «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к

глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к

глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

(2 раза)

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на

своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней

Руси. Сильные, отважные.

Интерактивная  игра «Собери богатыря в дорогу»

Предлагается выбрать. одежду богатыря среди  других видов одежды - богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же

нужно нашему богатырю?

- Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.

- Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем,

меч, лук и стрелы.

Рефлексия

- Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?

- В прошлое.

- С кем мы познакомились? С русским богатырем Ильей Муромцем.

- Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?- Из былины.

- Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях -Баян

Понравилось вам наше путешествие?

- Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)

- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А

кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)

- Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от

врагов.

- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.

- Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём

Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно

делать? (ответы детей)

- Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть

добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с

вами будем это помнить.  Наше с вами путешествие закончилось.



Предварительный просмотр:

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного

творчества через былины, игры;

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях;

- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы

полными распространенными предложениями;

- Сформировать представление о Богатыре;

- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье

Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение

к русским воинам, желание им подражать;

- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;

- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Предварительная работа:

Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные

богатыри – защитники земли Русской»

Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я.

Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А.

Пахмутовой «Богатырская сила»

Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал»,

«Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др

Книжная выставка

Рассматривание альбома «Былинные богатыри»

Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»

Презентация - викторина «Богатыри земли русской»

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге

русских богатырей

Рисунки детей

Активизация словаря:

- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь,

былина, кольчуга, щит, меч, шлем.

Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н.

Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой

силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами

о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы);

звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с

изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч,

булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной

одежды.

                                                               Ход

- Здравствуйте ребята!

- Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем

настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось

до самого вечера.

- Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали

не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)

- И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое

путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной

попутешествовать? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами

живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)

- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились.

Родина – это значит родная.

- Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь.

Давайте все вместе повторим «Русь».

- Молодцы!

- Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)

- Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите

ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)

- Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия –

Русь.

- Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших

русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли

сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

- Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)

- Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал

землю русскую?

- Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?

На экране появляется картинка с богатырями.

- Кто-нибудь вспомнил?

- Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.

- Молодцы!

- А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?

На экране появляется герои мультфильма про богатырей.

- Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья …….

Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)

- Молодцы!

- Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловейразбойник»

- Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»

- Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было»,

«быль». (Повторяем…..)

- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои

выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле.

Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом

деле, да, ребята! (ответы детей)

- Хотите услышать былину про Илья Муромца? (ответы детей)

- Тогда все поудобней садимся на ковёр и слушаем. Я начинаю читать.

- Ребята, интересная былина? (ответы детей)

- Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.

- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые

и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы

храбрые богатыри!»

Физкультминутка  «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к

глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к

глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

(2 раза)

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на

своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней

Руси. Сильные, отважные.

Интерактивная  игра «Собери богатыря в дорогу»

Предлагается выбрать. одежду богатыря среди  других видов одежды - богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же

нужно нашему богатырю?

- Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.

- Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем,

меч, лук и стрелы.

Рефлексия

- Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?

- В прошлое.

- С кем мы познакомились? С русским богатырем Ильей Муромцем.

- Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?- Из былины.

- Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях -Баян

Понравилось вам наше путешествие?

- Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)

- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А

кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)

- Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от

врагов.

- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.

- Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём

Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно

делать? (ответы детей)

- Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть

добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с

вами будем это помнить.  Наше с вами путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».

Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"

Этот конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Конспект по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Цель:Знакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ск...