«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бабушкина Татьяна Павловна
Конспект по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:Знакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со сказками, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Знакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со сказками, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Программные задачи:

- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры;

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;

- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;

- Сформировать представление о Богатыре;

- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;

- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Предварительная работа:

Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской»

Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А. Пахмутовой «Богатырская сила»

Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др

Книжная выставка

Рассматривание альбома «Былинные богатыри»

Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»

Презентация - викторина «Богатыри земли русской»

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей

Оформление «Мини-Музея» «Русские богатыри»

Рисунки детей, аппликации

Активизация словаря:

- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем.

Основная образовательная область:

социально-коммуникативное развитие

Интегрируемые образовательные области:

познание – формирование целостной картины мира, физическая культура.

Материал: текстбылины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н. Нечаева),портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной одежды.

Ход занятия

- Здравствуйте ребята!

- Ребята, я очень радавидеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и сказать волшебные слова.Давайте все встанем в круг и скажем волшебные слова:«Доброго здоровьица вашему дому! (дети низко кланяться со словами).

- Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)

- И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной попутешествовать? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)

- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились. Родина – это значит родная.

- Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь. Давайте все вместе повторим «Русь».

- Молодцы!

- Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)

- Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)

- Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия – Русь.

- Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

- Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)

- Враги – это «Дайызыннар»

- Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую?

- Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?

На экране появляется картинка с богатырями.

- Кто-нибудь вспомнил?

- Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.

- Молодцы!

- А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?

На экране появляется герои мультфильма про богатырей.

- Это Добрыня ……Никитич, это Алеша …..Попович, а это Илья …….Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)

- Молодцы!

- Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»

- Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было», «быль». (Повторяем…..)

- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом деле, да, ребята! (ответы детей)

- Хотите услышать былину проИлья Муромца? (ответы детей)

- Тогда все поудобней садимся на ковёр и слушаем. Я начинаю читать.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Отстояв заутреню в городе Муроме, Илья Муромец отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный Киев град. По дороге он освобождает от осады Чернигов город и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев град. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится злодея. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья Муромец стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.Илья Муромец отвозит пленника Соловья-разбойника в Киев град.

- Ребята, интересная былина? (ответы детей)

- Да. Я прочитала вам былину проИлья Муромца и Соловья-разбойника.

- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы храбрые богатыри!»

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу!(Руки вверх)

(2 раза)

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней Руси. Сильные, отважные.

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Педагог раздает детям карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать.

- Ребята, давайте встанем за столы. А сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же нужно нашему богатырю?

- Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.

- Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы.

- Ребята! Давайте сейчас вспомним, с кем бился богатырь Илья Муромец?

Свист соловьиный

Взор орлиный

Не зверь, не охотник

А (соловей разбойник)

На экране появляется картинка

- Молодцы!

- Дети, вы знаете какой праздник, приближается?тветы детей)

- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А кто защищал Русь от врагов?тветы детей)

- Конечно же, богатыри!Это люди, которые защищали Родину от врагов.

- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.

- Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славнымбогатырём Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно делать?тветы детей)

- Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с вами будем это помнить.

- Ребята, я вам дам домашнее задание. Илью Муромцу нужно найти дорогу до Киев града, вы поможете ему найти дорогу? (ответы детей)

- Вот вам задание.

- Наше с вами путешествие закончилось, до свидания, ребята!!!

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Отстояв заутреню в городе Муроме, Илья Муромец отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный Киев град. По дороге он освобождает от осады Чернигов город и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев град. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится злодея. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья Муромец стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше. Илья Муромец отвозит пленника Соловья-разбойника в Киев град.

- Ребята, интересная былина? (ответы детей)

- Да. Я прочитала вам былину проИлья Муромца и Соловья-разбойника.

- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы храбрые богатыри!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».

Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"

Этот конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

это конспект для студентов и воспитателей...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...