Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Будилко Юлиана Евгеньевна

Конспект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

На тему: « Знакомство с творчеством  художника-иллюстратора В. Сутеева»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Конспект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

На тему: « Знакомство с творчеством  художника-иллюстратора В. Сутеева»

Автор:

Будилко Ю.Е.

воспитатель

г. Бийск, 2023

Тема: « Знакомство с творчеством  художника-иллюстратора В. Сутеева»

Цель: Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. Сутеева

Задачи:

Образовательные:

  • Показать детям выразительные средства, индивидуальную манеру передачи образа художника – иллюстратора детских книг ;
  • Формировать  у детей устойчивый  интерес к творчеству художников –  иллюстраторов;

Развивающие:

  • Развивать творческую активность в  создании  собственных сюжетных композиций;

Воспитывающие:

  • Воспитывать внимательное  и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную  отзывчивость на художественные произведения;

Развитие словаря: «Писатель», «Художник-иллюстратор», «Мультипликатор»

Методы и приемы: показ презентации, беседы, рассматривание иллюстраций, викторина.

Использованные технологии: «Сторисек», «Букроссинг».

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, Мешок историй (фотография писателя, иллюстрации из книг В.Г. Сутеева, конверт с заданиями, предметы-отгадки для викторины, раскраски, наборы для творчества), фишки.

Содержание деятельности:

  1. Вводная часть

Воспитатель организовывает детей, используя технологию «Сторисек»

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей:

Да это же «мешок историй». Давайте посмотрим, что там?

- дети называют сказки.

-Сказки Владимира Сутеева.

Дети, что за интересный мешок лежит на столе?

Давайте посмотрим.

 Дети, узнали из каких сказок эти картинки?

Посмотрите, с мешке находится фотография! Назовите мне автора всех  этих сказок?

Молодцы, все верно!

 Чтобы узнать интересные факты из жизни этого писателя, предлагаю вам сесть на стулья и обратить внимание на экран.

Открывают мешок, находят там картинки- иллюстрации к известным сказкам.

Достают из мешка фотографию детского писателя

Показ презентации «В.Г. Сутеев»

  1. Основная часть

Методы и приемы: беседа, показ презентации, технология «Сторисек»

Слушают рассказ воспитателя, смотрят презентацию.

Дети подходят к книжному уголку, где оформлена выставка В.Г. Сутеева.

 Дети достают из мешка конверт

Дети отвечают на вопросы викторины, за каждый правильный ответ получают фишку.

Ответы детей:

1.первый улов - лисе, второй - волку, третий – медведю.

2.Лиса поторопилась и подняла крик, кот испугался и дернул удочку – рыба уплыла.

3. Велел коту подождать, чтобы рыба покрепче зацепилась за крючок. В результате рыба съела червяка и уплыла

4. помешали волк и лиса, которые бросились за рыбой в воду

5. Котята.

6. Помогла лягушка

Дети играют в игру. Отвечают на вопросы воспитателя. За правильные ответы так же получают фишки.

Дети выполняют физкультминутку , повторяя движения за воспитателем, согласно тексту.

Дети находят раскраски, листы бумаги, наборы для творчества.

Дети рисуют своих любимых героев из сказок В.Г. Сутеева.

Дети, сегодня я расскажу вам об очень интересном человеке. Бывает так: работал человек художником, рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А однажды подумал-подумал и стал писателем. А может, всё дело было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой.

Владимир Сутеев  родился в Москве в семье врача. Отец любил рисовать и передал свое увлечение детям. "Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе — и двойки, и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались", - вспоминал Сутеев. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья.

В положенное время Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию. В сложное время гражданской войны в семье часто не хватало денег, и с 14 лет Владимир зарабатывал для семьи первыми рисунками: диаграммами для выставок здравоохранения, дипломами для спортивных соревнований. Окончив школу,  Владимир поступил в МВТУ имени Баумана. Но и в это время Сутеев постоянно рисует для детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других. С 1923 года он начинает  иллюстрировать  книги для детей; среди его самых известных работ — иллюстрации к произведениям К. Чуковского и С. Маршака.

Получив специальность инженера, он понимает, что его призвание совсем иное. Он вновь идет учиться на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. В 1928 году Владимир заканчивает учебу и начинает работу  на кинофабрике «Межрабпомфильм». В 1931 году он выпускает первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек», где дебютирует как постановщик. В 1935 году Владимир перешел в коллектив В.Ф. Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем на «Мосфильм)».  

Показать все книги с рисунками Владимира Григорьевича просто невозможно — их очень-очень много.  В нашей группе есть книги данного автора  с его же иллюстрациями.

 Давайте обратим внимание на выставку в группе.

Давайте заглянем в наш мешок, что там еще лежит?

Сказки Владимира Сутеева всегда весёлые, радостные, а главное добрые!  Мы с вами уже знакомились со многими сказками этого автора.

 Какие сказки Сутеева вы знаете? (ответы детей)

Кто главные герои сказок В. Сутеева? (ответы детей)

Для самых внимательных ребят вопросы:

1. Каким животным и какой улов в сказке «Кот-рыболов» главный герой обещал поймать рыбу?

2. Почему первый улов кота был неудачным?

3.Как поступил волк после того, как первая рыба была не поймана?

4. Почему медведь также остался без рыбы?

5. Кто в одной из сказок Сутеева становился белым, черным и мокрым.

6. Кто помог животным в сказке «Под грибом» узнать, почему под грибом сначала одному муравью было тесно, а потом пятеро животных смогли под ним уместиться?

Главные герои сказок – животные, поэтому Владимир Григорьевич часто наблюдал за ними и в своих сказках старался показать их характер.

Дети, а давайте  при помощи интересной игры вспомним героев сказок В.Сутеева.

Игра « Интересные вопросы».

1.     Перечислить верных друзей из сказки Кораблик. (Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок).

2.     В каком домике жили герои из сказки Разные колёса? (Теремок).

3.     Что связала Мушка зайчику из сказки Разные колёса? (Варежки).

4.     Перечислить всех кто прятался под грибком? (Заяц, Мышонок, Стрекоза, Муравей, Воробей).

5.     Отрицательный герой из сказки «Мешок яблок» кроме Волка? (Ворона).

6.     Кличка собаки из сказки «Ёлка»? (Бобик).

7.     Кто нашёл письмо для Дедушки Мороза в сказке «Ёлка»? (Сорока).

А сейчас физкультминутка.

ЧИППОЛИНО

Чипполино - мальчик ловкий,

Может быстро убегать. (бег на месте)

Бедному же дяде Тыкве помогает дом скрывать. (присесть, закрыв лицо руками)

Над сеньором Помидором он смеётся и не зря, (руки вверх –вниз)

А солдатиков – лимонов побеждает он шутя. (имитация бокса)

А с друзьями любит прыгать, бегать, весело скакать, (прыжки)

И летать, и плавать рыбкой, (бег на месте, прыжки на одной ноге)

Вообщем, весело играть! (хлопки)

Мы сегодня познакомились с творчеством художника - иллюстратора В.Сутеева. Я предлагаю вам тоже превратиться в художников и нарисовать своего любимого героя из сказок В.Сутеева, а потом мы устроим выставку ваших работ.

Давайте снова заглянем в мешок, что там осталось?

 Практическая деятельность детей

Рассматривают выставку, обсуждают.

Конверт с надписью «Викторина»

Приготовить фишки за правильные ответы.

Игра « Интересные вопросы».

На каждый ответ доставать из мешка по одному предмету-отгадке.

Дети садятся за столы и рисуют любимых героев из книг В.Г. Сутеева

  1. Заключительная часть

Методы и приемы: беседа, технология «Букроссинг», рефлексия занятия, анализ деятельности.

Дети рассматривают работы, отгадывают, кто какого героя нарисовал, делятся впечатлениями.

Дети отвечают на вопрос воспитателя:

В.Сутеева писал короткие сказки про животных, поэтому писатель.

- с самого раннего детства он любил рисовать. Далее рисовал иллюстрации к своим произведениям.

Позже стал участвовать в создании мультфильмов.

Дети подводят итоги занятия, делятся впечатлениями.

Дети, вот вы и побыли в роли художника- иллюстратора. После занятия мы с  вами оформим свою собственную книгу, которую посвятим творчеству В.Г. Сутеева.

 Расскажите, почему автора детских сказок называют и писателем, и художником-иллюстратором, и мультипликатором.

 Вы сегодня все были внимательны, активны.  Давайте посмотрим, кто набрал больше фишек за ответы на вопросы викторины.

Вот мы и определили, кто был самым активным. В нашей коробочке для обмена книгами я положила одну самую известную книгу В.Г. Сутева. Наш победитель викторины сможет ее взять домой, посмотреть и почитать вместе с родителями, а так же поделится дома знаниями об авторе.

Спасибо всем за занятие!

 

В конце можно предложить детям посмотреть мультфильм по сказке. Или отложить просмотр в другое время, если дети утомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, чтение рассказа В. Бардадым "Колодец"

Знакомим с произведениями Кубанских писателей, развиваем познавательный интерес к истории своего народа....

"План- конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе".

План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе....

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Тема: Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

Программное содержание:1. Познакомить детей с башкирской народной сказкой.2.Учить детей видеть поучительный смысл сказки3. Формировать представление о башкирах.4.Развивать познавательный интерес, любо...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературойЧтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»...