Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, чтение рассказа В. Бардадым "Колодец"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Шатохина Ирина Анатольевна

    Знакомим с произведениями Кубанских писателей, развиваем познавательный интерес к истории своего народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_bardadym.docx17.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Чтение рассказа В. П. Бардадым  «Колодец».

    Цели: - развивать познавательный интерес к истории своего народа;

    -  продолжать знакомить детей с творчеством писателей Кубани;

    -  развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений;

    - обогащать и активизировать словарь детей;

    - воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям.

    Литература: В. Бардадым «Колодец», А. Васнева «Знай и люби свой край».

    Оборудование: макет «Колодец», портрет В. Бардадым.

    - Скажите, как называется место, где мы с вами живем? Мы живем на кубанской земле. У нас очень много тружеников – это работники сельского хозяйства, учителя, парикмахеры, врачи, повара и т. д. Среди них есть писатели.

    А кто такой писатель?

    А что пишет писатель?

    Какие литературные жанры знаете?

    - Игра «Отгадай литературный жанр»

    1) Вот уже кончается степь. Хмурые дубовые леса неласковым шепотом встречают казаки. (Рассказ)

    2) Лето ходит босиком

        По земле нагретой

        К быстрой речке прямиком

        Мчится в полдень лето. (Стихотворение)

    3)Дождик, дождик, пуще –

       На лесные пущи!

       На цветы, на кусты!

       Посильнее припусти! (Кричалка)

    4) Нет в мире краше Родины нашей. (Пословица)

    5) Казацкие хаты

        Стоят как «старушки»

        Годами богаты

        На вид как игрушки.(Стихотворение)

    - Сегодня мы познакомимся с писателем Кубани, который собирал много материала об истории нашего края и писал об этом. Это Виталий Петрович Бардадым. Он родился 22 июля 1932 года в Краснодаре в семье казаков. Не окончив школу, был призван в армию. Вернувшись из армии, учился в текхникуме, а потом ходил по Кубанским дворикам, ездил по Казачьим станицам, собирал историю Кубани  и писал об этом произведения. Был награжден медалью за заслуги.

    Казаки на Кубани были очень трудолюбивыми, они с утра до позднего вечера трудились, выращивали хлеб на полях, овощи, ухаживали за землей, косили траву для животных. Для этого нужна была вода.

    Издавна вода на Руси – драгоценна и почитаема народом. Ее сила, целебность и красота воспеты в песнях, былинах, сказках. Животворная влага стала символом непобедимости, неиссякаемости народного духа. На Кубани у людей было уважение к воде. Воду брали из колодцев.

    - А сейчас давайте посмотрим, как раньше выглядели колодцы. Давайте опишем колодец.

    - Игра «У Василки, у казаченька»

    Считалкой выбирается «казак». Дети идут хороводом,  «казак» в кругу. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры. По окончании слов «казак» танцует, а остальные дети повторяют за ним движения, «казак» выбирает лучшего танцора.

    У Василки, у казаченька

    Жили в сарайчике

    Семь сыновей – все без бровей,

    С такими ушами,

    С такими носами,

    С такой головой,

    С такой бородой.

    Ничего не ели,

    Ничего не пили.

    Целый день сидели,

    На Него глядели.

    - Чтение рассказа «Колодец»

    Вопросы по содержанию:

    - Как начинается рассказ? Начинается обычными словами, строится в описательной форме.

    - Каким языком написан рассказ? Простым

    - Что нашел атаман, когда привел войско из Украины в Краснодар?

    - Что такое «копанка»?

    - Как строили колодец?

    - Чем черпали воду?

    - А сейчас есть колодцы?

    - О чем бы напоминали нам колодцы?

    - Перескажите тот момент, где рассказывается о «копанке».

    - В какой форме заканчивается рассказ?

    -Чем отличается стихотворение от рассказа?

    - Какие новые слова встретились вам в рассказе?

    Игровое упражнение:

    -Придумайте предложение в рифме (в стихотворной форме).

    _Слышали ли вы,как разговаривали друг с другом казаки в старину?  Совсем не так , как мы с вами сейчас. В речи кубанцев часто употреблялись пословицы и поговорки.

    Послушайте, как они произносятся на кубанском диалекте.

    Очи бояться, а руки роблять.(Глаза боятся, а руки делают).

    Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.(Не будет скуки, если заняты руки)ю

    Жывэ, як мыша в крупах.(Живёт, как кот в сметане).

    Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнёшь).

    Много языком робыть_ без гроша в кармане быть.( Много языком будешь говорить, денег в кармане не будет).

    Хлиб, силь, да вода-  то казацька йида! (Хлеб, соль и вода- это казацкая еда).

    Встанэ сэло- сломае брэвно.

    Дурнэ, як сало биз хлиба.

    На словах города бэрэю, а на деле жабы боится.

    Игра «Как назывались предметы в старину».

    Кабыца – летняя печь.

    Половик – узкий половой коврик.

    Рушник – полотенце.

    Сени – помещение между жилой частью дома и крыльца.

    Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на пелях и с замком.

    Угольник – посудный шкаф у печи.

    - Сегодня мы познакомились с произведением В.П.Бардадым «Колодец».      Будем продолжать знакомиться с писателями Кубани.

          Мы должны любить свой край. С уважением относиться к труженикам, к традициям родного края.

                « На Кубани вырос я».    В.Бакалдин.

    На Кубани вырос я, мне родней, понятнее

    Наши южные края:

    Степи необъятные

    Горы хлеба до небес,

    Ветки вишен алые,

    Если лес-

    Так южный лес

    Черед перевалами.

    И понятен мне прибой,

    Дикий ли, задумчивый…

    Разговор волны с волной

    Я как стих заучивал.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

    Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

    "План- конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе".

    План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе....

    Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Тема: Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

    Программное содержание:1. Познакомить детей с башкирской народной сказкой.2.Учить детей видеть поучительный смысл сказки3. Формировать представление о башкирах.4.Развивать познавательный интерес, любо...