Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, чтение рассказа В. Бардадым "Колодец"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шатохина Ирина Анатольевна

Знакомим с произведениями Кубанских писателей, развиваем познавательный интерес к истории своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_bardadym.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чтение рассказа В. П. Бардадым  «Колодец».

Цели: - развивать познавательный интерес к истории своего народа;

-  продолжать знакомить детей с творчеством писателей Кубани;

-  развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям.

Литература: В. Бардадым «Колодец», А. Васнева «Знай и люби свой край».

Оборудование: макет «Колодец», портрет В. Бардадым.

- Скажите, как называется место, где мы с вами живем? Мы живем на кубанской земле. У нас очень много тружеников – это работники сельского хозяйства, учителя, парикмахеры, врачи, повара и т. д. Среди них есть писатели.

А кто такой писатель?

А что пишет писатель?

Какие литературные жанры знаете?

- Игра «Отгадай литературный жанр»

1) Вот уже кончается степь. Хмурые дубовые леса неласковым шепотом встречают казаки. (Рассказ)

2) Лето ходит босиком

    По земле нагретой

    К быстрой речке прямиком

    Мчится в полдень лето. (Стихотворение)

3)Дождик, дождик, пуще –

   На лесные пущи!

   На цветы, на кусты!

   Посильнее припусти! (Кричалка)

4) Нет в мире краше Родины нашей. (Пословица)

5) Казацкие хаты

    Стоят как «старушки»

    Годами богаты

    На вид как игрушки.(Стихотворение)

- Сегодня мы познакомимся с писателем Кубани, который собирал много материала об истории нашего края и писал об этом. Это Виталий Петрович Бардадым. Он родился 22 июля 1932 года в Краснодаре в семье казаков. Не окончив школу, был призван в армию. Вернувшись из армии, учился в текхникуме, а потом ходил по Кубанским дворикам, ездил по Казачьим станицам, собирал историю Кубани  и писал об этом произведения. Был награжден медалью за заслуги.

Казаки на Кубани были очень трудолюбивыми, они с утра до позднего вечера трудились, выращивали хлеб на полях, овощи, ухаживали за землей, косили траву для животных. Для этого нужна была вода.

Издавна вода на Руси – драгоценна и почитаема народом. Ее сила, целебность и красота воспеты в песнях, былинах, сказках. Животворная влага стала символом непобедимости, неиссякаемости народного духа. На Кубани у людей было уважение к воде. Воду брали из колодцев.

- А сейчас давайте посмотрим, как раньше выглядели колодцы. Давайте опишем колодец.

- Игра «У Василки, у казаченька»

Считалкой выбирается «казак». Дети идут хороводом,  «казак» в кругу. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры. По окончании слов «казак» танцует, а остальные дети повторяют за ним движения, «казак» выбирает лучшего танцора.

У Василки, у казаченька

Жили в сарайчике

Семь сыновей – все без бровей,

С такими ушами,

С такими носами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

Ничего не пили.

Целый день сидели,

На Него глядели.

- Чтение рассказа «Колодец»

Вопросы по содержанию:

- Как начинается рассказ? Начинается обычными словами, строится в описательной форме.

- Каким языком написан рассказ? Простым

- Что нашел атаман, когда привел войско из Украины в Краснодар?

- Что такое «копанка»?

- Как строили колодец?

- Чем черпали воду?

- А сейчас есть колодцы?

- О чем бы напоминали нам колодцы?

- Перескажите тот момент, где рассказывается о «копанке».

- В какой форме заканчивается рассказ?

-Чем отличается стихотворение от рассказа?

- Какие новые слова встретились вам в рассказе?

Игровое упражнение:

-Придумайте предложение в рифме (в стихотворной форме).

_Слышали ли вы,как разговаривали друг с другом казаки в старину?  Совсем не так , как мы с вами сейчас. В речи кубанцев часто употреблялись пословицы и поговорки.

Послушайте, как они произносятся на кубанском диалекте.

Очи бояться, а руки роблять.(Глаза боятся, а руки делают).

Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.(Не будет скуки, если заняты руки)ю

Жывэ, як мыша в крупах.(Живёт, как кот в сметане).

Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнёшь).

Много языком робыть_ без гроша в кармане быть.( Много языком будешь говорить, денег в кармане не будет).

Хлиб, силь, да вода-  то казацька йида! (Хлеб, соль и вода- это казацкая еда).

Встанэ сэло- сломае брэвно.

Дурнэ, як сало биз хлиба.

На словах города бэрэю, а на деле жабы боится.

Игра «Как назывались предметы в старину».

Кабыца – летняя печь.

Половик – узкий половой коврик.

Рушник – полотенце.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльца.

Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на пелях и с замком.

Угольник – посудный шкаф у печи.

- Сегодня мы познакомились с произведением В.П.Бардадым «Колодец».      Будем продолжать знакомиться с писателями Кубани.

      Мы должны любить свой край. С уважением относиться к труженикам, к традициям родного края.

            « На Кубани вырос я».    В.Бакалдин.

На Кубани вырос я, мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес-

Так южный лес

Черед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли, задумчивый…

Разговор волны с волной

Я как стих заучивал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

"План- конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе".

План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе....

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературойЧтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»...

Конспект нод по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение стихотворений о весне»

Конспект непрерывно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение стихотворений о весне»Цель: Формировать представление о весне как пер...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»....