Использование сказкотерапии при коррекции нарушения речи
статья по художественной литературе

Использование сказкотерапии при коррекции нарушения речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии при коррекции нарушения речи

В мире нет человека, который не любит сказки. Все мы хотим очутиться в мире сказок. Особенно дети. Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью: Сказка информативна, ее можно придумать. Можно дополнить, изменить, обогащая сказку положительными эмоциями. Безусловно, сказка эмоциональна. При коррекции нарушения речи можно использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка.

 Данный процесс предполагает последовательное овладение ребенком всем многообразием функций речи: номинативной, индикативной, коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей.

Овладение всем многообразием функцией речи происходит в теснейшей связи со становлением ведущих видов деятельности ребенка: предметной-игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной.

Нормальное протекание процесса овладения речью определяется сформированностью совокупности различных факторов психологического, анатомо-физиологического строения центральных и периферических отделов слухового и речевого аппарата, нормальные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме.

Каким образом строится работа сказкотерапии на занятиях у логопеда?

Работа с ребенком строиться поэтапно. На первом этапе устанавливается

доброжелательный контакт с ребенком, что несомненно является успехом всей

дальнейшей работы. Через анализ придуманной сказки логопед получает информацию об актуальном состоянии ребенка и формирует мотивацию к успешности выполнения

задания (например выполнение артикуляционной гимнастики и др)

«Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш.

Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей,

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!»

Если у ребенка с нарушением речи, присутствует страх, боязнь чего-то, то подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, где он узнает новые звуки секреты их произношения и путешествует в этой стране сказок расширяя не только свой словарный запас, но и совершенствует связную речь, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок

слушает эту сказку и проигрывает, идентифицируясь с главным сказочным героем.

Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы

ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.

В результате практики сказкотерапии формируется:

1.коммуникативная функция речи (средство общения, эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и др.)

2. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него

появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, тем самым пополняется словарный запас, происходит развитие связной речи, постановка и автоматизация звуков, приобретается новый эмоциональный опыт.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста можно проводить два раза в неделю, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая работа

для детей старшего дошкольного возраста, строится на основе одной сказки, которая

делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Используя богатый ресурс сказкотерапии,  мы получаем  эффективный результат в соответствии с образовательными, социальными и иными потребностями лиц с

нарушениями речи. Педагоги и родители также с интересом участвуют в

сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуждается и активно

вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и

смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации. Процесс самовыражения, через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает специалисту возможность помочь детям справиться с нарушениями речи, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, а также способствовать интеллектуальному развитию. В « мире сказок» специалист определяет специфические закономерности развития речевого онто- и дизонтогенеза ребенка,

выявляет связи речевых расстройств с состоянием психических, моторных и иных

функций, устанавливает этилогию и механизмы речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...

«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

laquo;Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»Емельянова Е.В.учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад № 6» Слайд 1Слайд 2    ...

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»...

Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"

Определить значимые возможности сказки для коррекции речи дошкольников...

Использование Сказкотерапии в коррекции речевых и психофизических нарушений у детей с проблемами в речевом развитии.

Сказкотерапия - метод,использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования  взаимодействия с окружающим миром . Основной принцип этого метода-духовное...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...

"Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...