Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._dikie_zhivotnye._chitaem_detyam_5-7_let.docx436.72 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Животный мир».

Лексическая тема 

 «Дикие животные и их детёныши».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.     

 Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Сказки

Воробьёв В. И.

 «Честная лиса».

Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать отрицательное отношение детей к обману.  

Рассказы

Чарушин Е. И.

«Большие и маленькие».

Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Формировать умение детей всматриваться в иллюстрации художника, замечать детали.

Сладков Н. И.

«Как медведь сам себя напугал».

Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению. Развивать у детей чувство юмора. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Бианки В. В.

«Купание медвежат»

+ пересказ

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Расширять знания детей о диких животных. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать рассказ, придерживаясь плана.

Барков А. С.

«Азбука живой природы».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Расширять знания детей о животном мире. Развивать познавательный интерес детей.

Стихо- творение

Маршак С.Я.

«Тихая сказка».

Продолжать знакомить детей с творчеством поэта Самуила Яковлевича Маршака. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Сказки

Владимир Иванович Воробьёв

 «Честная лиса».

 (Для детей 6 – 7 лет).

Задачи. Познакомить детей со сказкой Владимира Ивановича Воробьёва «Честная лиса». Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать отрицательное отношение детей к обману.  

Чтение. 

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Сказку «Честная лиса» написал писатель–сказочник Владимир Иванович Воробьёв по мотивам русских народных сказок

Жили волк и лиса, друг другу не чужие. Лиса волку – кума, волк лисе – кум. И домишки у них рядышком стояли. У волка лубяной, а у лисоньки ледяной. Но вот пришла весна – и растаял у лисы дом, вымок у лисы хвост. Побежала лиса к волку. Стучится в дверь. — Куманёк! Куманёк!

— Что тебе, кума? — спрашивает волк.

— Мой дом растаял! Пусти к себе пожить, хвост обсушить, — сказала лиса.

— Я бы пустил, да больно ты, кума, воровата, — ответил волк.

— Ах! Ах! Куманёк! — запричитала лиса. — Не возводи напраслины. Я лиса честная! Меня все знают.

Впустил волк лису в дом. Обсушила лисонька хвост и спать на лавку легла. А волку сказала: — Если меня кликать будут, ты меня разбуди.

— Ладно! — сказал волк.

И тоже спать завалился. Прошло немного времени, лиса ногой об стену – стук, стук! И голосом петушиным зовёт: — Патрике-е-евна!

Волк проснулся и говорит: — Эй, кума! Тебя кличут.

И опять уснул. А лиса за печку скок! В кладовку прыг! Давно лисанька учуяла: в доме салом пахнет! Нашла лиса бочку с салом и кусок за куском есть начала. А потом нарочно дверью хлоп! Будто с улицы вернулась. Волк услыхал и спрашивает:

— Где, кума, была? Чего делала?

— Петька-петух за мной приходил. У курочки Рябой цыплёночек из яичка вылупился. Как назвать его, не знали, меня позвали, — сказала лиса.

— Какое ты имя ему придумала? — спросил волк.

— Начаточек, — ответила лиса.

— Неплохо, — похвалил волк лису.

Ещё немного времени прошло. Опять лисоньке захотелось сала. Она в стенку ногой стук,

стук! И по-овечьи проблеяла:

— Па-атрике-евна-а!

Волк проснулся и говорит:

 — Эй, кума! Тебя кличут!

А сам опять уснул. Лиса за печку скок! В кладовку прыг! И снова принялась за сало. Ела, ела, пока от всего только половина осталась. Потом дверной скобой бряк! Будто с улицы пришла. Волк проснулся и спрашивает:

— Куда, кума, ходила? Чего делала?

— Баран за мной приходил. У овечки Ярочки ягнёночек родился. А как назвать, не знали,

меня позвали, — сказала лиса.

— Какое ты имя ягнёнку придумала? — спросил волк.

— Половиночка! — ответила лиса.

— Неплохо! — похвалил волк лису.

И опять уснул. А под утро снова захотелось лисоньке сала. Она ногой в стенку стук, стук! И ну мычать: — Му-у, Патрикеевну-у! Му-у, Патрикеев-ну-у!

Волк проснулся и говорит: — Эй, кума! Тебя кличут!

И уснул. Лиса за печку скок! В кладовку прыг! Уж

она ела, ела! Пока всё сало не съела. Даже с донышка в бочке соскребла. Едва до места лиса доползла – и бух на лавку.

Волк услыхал и спрашивает: — Куда, кума, бегала? Чего, кума, делала?

А лисонька объелась — чуть дышит, бедная. Через силу волку отвечает:

— Ох, устала, куманёк! Ох, умаялась! Приходил за мной бык. У коровушки Бурёнушки телёночек родился. Я ему имечко придумывала.

— А какое ты имя телёнку придумала? — спросил волк.

— Поскрёбышей! — ответила лиса.

— Неплохо! — похвалил волк лису.

И опять уснул. А утром волк как увидел, что в бочке пусто, сразу напустился на лису:

— Эй, кума! Куда сало девалось? Ты съела?

— Ах, ах! Куманёк, — запричитала лиса, — не возводи напраслины. Вспомни: меня Петька–петух звал?

— Звал.

— Я цыплёночка Початочком назвала?

— Назвала.

— Ты меня похвалил?

— Похвалил, — согласился волк.

— Потом меня баран звал?

— Звал.

— Ягнёночка Половиночкой я назвала?

— Назвала.

— Ты меня похвалил?

— Похвалил, — согласился волк.

— Бык меня потом звал?

— Звал.

— Я телёночка Поскрёбышем назвала?

— Назвала.

— Ты меня похвалил?

— Похвалил, — согласился волк.

— А теперь сам посуди: когда мне было за всеми делами ещё и воровать? — сказала лиса.

Но волк опять за своё: — Куда сало девалось?

— Знать ничего не знаю и ведать не ведаю! — сказала лиса и вон из дома пошла.

А в дверях обернулась, хвост на плечо вскинула и гордо волку молвила:

— Не возводи, кум, на меня напраслины! Я лиса честная! Меня все знают!

Волк даже рот открыл и закрыть забыл. Так ни с чем и остался.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Напомню вам секреты беседы.

  • Говорим ясно, чётко, но негромко.
  • Внимательно слушаем собеседника, не перебиваем его рассказ.
  • Свои мысли высказываем спокойно, доказываем сою точку зрения фактами.

— Дети, сказка называется «Честная лиса». «Я лиса честная! Меня все знают!» — так сама себя назвала лиса.

Вопросы к детям.

  • Дети, вы согласны с лисой, что она лиса честная?
  • По вашему мнению, что значит, быть честным?

Педагог выслушивает мнения всех детей.

Честный никогда не обманывает, всегда говорит правду.

  • Подходит ли это описание к лисе из сказки?
  • Дети, лиса не честная, а какая?

— Лиса обманщица, лживая. Волка обманула, съела у волка всё сало.

  • Дети, как вам кажется, волк поверил лисе или нет?

Педагог выслушивает мнения всех детей.

— Сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему научила вас эта сказка? (ответы детей).

— Дети, резва ложь, да от правды не уйдёшь. Тайное всегда становится явным.

Рассказы

Евгений Иванович Чарушин

«Большие и маленькие».

Задачи. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина и рассказом «Большие и маленькие». Расширять знания детей о диких животных. Формировать умение детей всматриваться в иллюстрации художника, замечать детали. Развивать эстетическую восприимчивость, эстетические чувства детей.

Экспонаты выставки. Портрет Евгения Ивановича Чарушина. Книги с иллюстрациями Е. И. Чарушина. Презентация «Иллюстрации Евгения Чарушина».

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир книжной графики. Я познакомлю вас с творчеством русского художника–иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Евгений Иванович Чарушин – художник–анималист. Анималист – это художник, который рисует, изображает животных. С помощью цветного пятна и штриховки художник создаёт яркие, запоминающие образы животных. Звери на иллюстрациях Чарушина настоящие, живые, пушистые. Художник стремится передать не только внешний вид животных, но и их повадки, настроение, характер. Евгений Иванович Чарушин не только художник, но писатель. Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ писателя «Большие и маленькие» и внимательно рассмотрите иллюстрации художника.

Зайчата

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, – кто вас найдёт?

Белка с бельчатами

На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай. С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины – на берёзу, с берёзы – в куст, с куста – на землю. По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку, и опять на самую вершинку заберись! Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай. У вас, бельчат, зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, – куда повернёшь, туда и полетишь. Вот вы какие — ловкачи!

Волчица с волчатами

Волчатам волчица принесла еду. Каждый еду к себе потянул. Ворчат – рычат волчата друг на друга, каждый хочет себе кусочек побольше.

Лиса с лисятами

Копай нору – подземный дом – глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый – в частом ельничке. Станут собаки тебя догонять, – ты скорее в нору! Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода – и в лес… Только тебя и видели!

Олениха с оленёнком

Смотри на меня! Скачи, как я! Где кусты и густая трава, там выше скачи – ногами не зацепись! Где ровное место над землёй, – ровно беги, как птица, лети! Ты всех быстрее должен бегать, чтоб никто тебя не догнал.

Устал, олешек? Ложись под куст. Тут солнышко светит сквозь ветки. Светлыми пятнышками в траве играет. У тебя шкура рябенькая, тоже в пятнышках. Тут тебя и не заметно.

Лосиха с лосёнком

Шагай, лосёнок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались, у корней не оступись, в густой чаще не запутайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, горькую кору жевать, сладкие листья рвать.

Медведица c медвежатами

А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним. На деревья лазим, в воду ныряем. Тяжёлые пни выворачиваем, жирных жуков ищем. Мы мёд и траву едим, корешки и ягоды. А дичинка попадёт – и ей рады.

Рысь и рысёнок

Ходи неслышно, ступай мягко – у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной –должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать. Жёлтые глаза – ночью видят. Черные уши – далеко слышат. Длинные ноги – осторожно ступают.

Бобры и бобрята

Мы, бобры, деревья грызём, на землю валим, на обрубки делим. Обрубки в землю вкопаем да ветками переплетём. Потом илом и землёй промажем и хвостом пришлёпнем. Бежит лесной ручеёк, а поперёк плотина сделана, крепкая, длинная. Разольётся ручеёк по всему лесу – и будет пруд.

В самой середине мы дом построим с толстыми стенами, с подводным крыльцом. Никто к нашему дому через пруд не проберётся, никто нашу крышу не разломает, подводного крыльца не найдёт. Учитесь, бобрята, деревья грызть, плотину из них строить.

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю. В рассказе «Большие и маленькие» все детёныши чему-то учатся.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы думаете, кто учителя в лесной школе?

Дикие животные сами учат своих детёнышей. Они передают детёнышам знания и умения.

  • Чему учат дикие животные своих детёнышей?

Дикие животные учат детёнышей правильно передвигаться, от опасности скрываться, еду добывать, убежища строить.

  • Дети, для чего нужны детёнышам эти знания и умения?

— В лесу жизнь опасна и тяжела. Чтоб опасности избежать, надо многое уметь и знать.

— Рассказы и рисунки Евгения Ивановича Чарушина наполнены искренней любовью к природе и животному миру. Дети, предлагаю вам книги, иллюстрированные Евгением Ивановичем. Внимательно иллюстрации изучаем, тайны животных открываем.

Дети рассматривают иллюстрации.

Николай Иванович Сладков

«Как медведь сам себя напугал».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению. Развивать у детей чувство юмора. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Чтение.

Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под лапой валежина. Испугалась белка на ёлке  выронила из лапок шишку.

Упала шишка  угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил  переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался  та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе — охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули  те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет! Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались. 

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Чего испугался медведь?

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет! Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

  • Дети, кто помнит, из-за чего случился переполох в лесу?

Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под лапой валежина. Испугалась белка на ёлке  выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб.

  • Дети, так кто же напугал медведя?

Эх, знать бы медведю, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. 

  • Дети, понравился вам рассказ Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себя напугал»?
  • Дети, какие чувства вызывает у вас рассказ «Как медведь сам себя напугал»?

— Рассказ «Как медведь сам себя напугал» весёлый, смешной. Мы смеёмся над медведем, который сам себя испугал. Весёлые произведения дарят нам минуты радости и веселья. Кто много смеётся, тому легче живётся, гласит народная пословица.

Виталий Валентинович Бианки

«Купание медвежат».

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить с рассказом Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат». Расширять знания детей о диких животных. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, бурый медведь – это кто? (ответы детей).

Бурый медведь – дикое животное, живёт в тайге или в лесу.  Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат».

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.  Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун – её годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого. Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

— Вот такую интересную историю рассказал нам Виталий Валентинович Бианки. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Как вы думаете, почему охотник испугался и влез на дерево?

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун.  Бурые медведи – крупные, большие дикие животные. Они опасных для человека. Особенно опасны животные, когда они с детёнышами. Медведица была не одна, а с медвежатами.

  • Дети, какую сценку из жизни медведей наблюдал охотник.

— Охотник наблюдал за купанием медвежат?

  • Дети, кто такой пестун?

Пестун – годовалый сын медведицы, медвежья нянька. Пестун старший брат маленьких медвежат. Он помогает медведице приглядывать за малышами.

  • Как купали медвежат?

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

  • Понравилось медвежонку купание?

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

  • Дети, расскажите о приключениях второго медвежонка?

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого. Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег.

— Медвежонок не хотел купаться, и попробовал удрать в лес. Но был пойман, наказан. Старший брат, пестун ненароком, нечаянно уронил малыша в речку. Медвежонок испугался, но мама медведица спасла его.

  • Дети, почему автор говорит, что медвежата остались очень довольны купанием?

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

  • Дети, как вы понимаете выражение: «день был знойный»?

— Знойный, душный, жаркий день.

  • Чем закончилось купание медвежат?

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

  • Дети, вам понравился рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат»?

— Дети, рассказы Виталия Валентиновича Бианки познавательны и интересны. Кто рассказы и сказки Бианки читает, тот о жизни животных много узнает.

Игровая ситуация «Театр».

Пересказ рассказа Бианки В.В.

«Купание медвежат».

Задачи. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность выступить. Помочь детям составить план пересказа рассказа. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать рассказ, придерживаясь плана. Воспитывать культуру общение, умение детей доброжелательно слушать выступление товарищей.

Игра.  

— Дети, в театр вас приглашаю, в декламацию поиграть предлагаю. Декламатор – это артист, который выразительно читает произведения. Дети, я предлагаю вам стать декламаторами и прочитать рассказ «Купание медвежат» со сцены. Вы согласны? (ответы детей).

— Дети, я напомню вам рассказ. Рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат».

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.  Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун – её годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого. Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

— Декламаторы, вам предстоит пересказать рассказ «Купание медвежат». Чтобы ничего не пропустить, составим план пересказа. Дети с чего начнём пересказ рассказа? (ответы детей).

— Правильно, сначала называют автора рассказа и название рассказа. Дети, как вы думаете, сколько частей в этом рассказе? (предложения детей).

— Дети, мы выделим следующие части в рассказе «Купание медвежат».

План пересказа.

  1. Неожиданная встреча – в этой части мы расскажем, кого встретил охотник в лесу и что он сделал.
  2. Купание медвежонка – в этой части мы расскажем, кто и как купал медвежонка. 
  3. Другой медвежонок – в этой части мы расскажем, о приключениях второго медвежонка.
  4. После купания – в заключение мы расскажем, чем завершилось купание медвежат для медвежьей семьи и охотника.

— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз. Слушайте внимательно да примечайте, какие слова использует автор рассказа.  

Рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат».

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.  Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун – её годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого. Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

— Дети, кто желает выступить на сцене.

Из желающих детей педагог выбирает четверых детей.

— Каждый из вас расскажет одну часть рассказа. Дети, договоритесь, кто начнёт рассказ, кто продолжит, а кто закончит.

Дети договариваются, кто какую часть рассказа пересказывает.

— Зрители внимательно слушайте декламаторов, оцените их выступление. Только не забывайте, пожалуйста, высказывать свои впечатления в корректной форме, чтобы декламаторам не было обидно. Например, «Мне показалось, что…», «Может быть, я не прав, но…».  

Педагог контролирует, чтобы первый ребёнок назвал автора и название рассказа, дети пересказывали последовательно и логично, используя авторские выражения. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог в корректной форме высказывают свои впечатления.

Педагог приглашает другую команду декламаторов на сцену.

— Чудесно! Дети, интересные рассказы запоминайте, друг другу наизусть читайте.

Александр Сергеевич Барков

«Азбука живой природы. Тайга».

(Для детей 6 – 7 лет).

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Расширять знания детей о животном мире, об обитателях тайги. Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать познавательный интерес детей.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Книга называется «Азбука живой природы». Вместе с русским путешественником и писателем Александром Сергеевичем Барковым мы путешествуем по просторам нашей Родины, мы побываем в тайге – царстве хвойных деревьев, познакомимся с обитателями тайги. Слушайте, пожалуйста, внимательно.

Тайга

В Сибирской тайге много хвойных вечнозелёных деревьев: кедра, сосны, ели, пихты. Зима здесь холодная и суровая, а лето – тёплое.

Бурый медведь

В глухих хвойных лесах – тайге – живёт бурый медведь. В русских сказках его с почтением величают хозяином тайги, Косолапым или Топтыгиным. В зоопарке, в вольере или клетке, медведь кажется ленивым и неуклюжим. Однако в тайге, на свободе, он выглядит совсем по-другому. Этот громадный зверь, достигающий в длину порой трёх метров, быстро и ловко взбирается по стволам высоченных столетних кедров, переплывает бурные реки, сдвигает со своего пути тяжёлые камни-валуны. А ударом сильной когтистой лапы сбивает с ног могучего рогатого лося. Медведь очень смышлён: почует в тайге дым или завидит издали огонь, сразу бежит спасаться к реке или озеру.

На зиму медведь укладывается спать в берлогу – яму под корнями старых кедров или под стволами поваленных бурей деревьев. Медвежата рождаются у медведицы в берлоге в январе – феврале. В тайге в эту пору трещат морозы, завывают вьюги, а в берлоге, укрытой пышным снежным одеялом, мягко, тепло и спокойно.

Медвежата появляются на свет крохотными, величиной с варежку. Весной, с таянием снегов, медведица-мать перестаёт кормить малышей молоком, поднимается из берлоги и отправляется с ними в лес. Она учит косолапых отыскивать на земле, под палыми листьями корешки трав и кедровые шишки. Медведица ведёт медвежат к реке на водопой, учит их плавать, купаться на отмели. Вдруг два медвежонка вздумали озорничать. Один залез на вершину старой сухой сосны и чуть-чуть не свалился оттуда в реку. А другой стал что есть сил бить лапами по воде – брызги полетели во все стороны! Всю рыбу распугал.

Летом медведи, урча и причмокивая, едят малину прямо с куста, оставляя после сладкого ягодного обеда только голые ветки. Но самое любимое их лакомство – мёд диких пчёл. За похищенный из дупел мёд медведей нещадно жалят пчёлы, право, косолапым сладкоежкам не позавидуешь! ...

Волк

Как только сизые сумерки перешли в темень, на опушку вышел волк. Большой, подбористый, с опущенным хвостом. В свете луны засеребрилась его густая серая шерсть. Зверь поднял вверх лобастую голову и протяжно завыл: «У-гуу! У-гуу! Гу!» – позвал стаю на ночной промысел.

Тихо, след в след, побежали остроухие волки по заветной, присыпанной снегом тропе к деревне. Берегитесь овцы и козы, телята и свиньи! Зубастые хищники вышли на охоту.

В снежные, морозные зимы волкам голодно. В это время они не щадят даже людей. Охотники с давних пор отстреливали злых и коварных хищников.

В тайге и предгорьях волки нападают на лосей, косуль, оленей, кабанов. Их добычей чаще всего становятся старые и больные травоядные животные. Волчья стая, ведомая матёрым вожаком, выходит на промысел ночами, а днём звери отсыпаются в укромном, далёком от сёл и дорог месте – логове.

Волки очень привязаны к своему жилищу-логову и оберегают свои таёжные «угодья» от незваных гостей: медведей, росомах, рысей. В вешние дни под звонкую барабанную дробь дятлов у волчиц рождаются слепые большеголовые бурые волчата. Они быстро растут, набираются сил и устраивают возню и драки из-за костей возле скрытого в камышах на берегу таёжной реки логова.

Рысь

Рысь – большая пятнистая хищная кошка с коротким, словно обрубленным хвостом. Глаза у неё жёлто-зелёные, плутовские. Уши с кисточками. Лапы широкие, мягкие, с цепкими острыми когтями. Длиной она чуть более метра. По земле и траве рысь ступает бесшумно. Она мастерски лазает по стволам и ловко прыгает по ветвям деревьев.

Охотится рысь по ночам или на ранней заре, причём всегда в одиночку. Для охоты выбирает небольшой участок леса. Уляжется где-нибудь на толстую суку мохнатого кедра, замаскируется и, затаив дыхание, будет поджидать добычу. Проскачет по тропе заяц-беляк или пробежит к ручью маленький олень-косуля – рысь сожмётся в комок, напружинится… Мгновенный прыжок вниз – и лакомая добыча в когтях хищницы. А ещё таёжная кошка ловит сонных глухарей и тетеревов, от её острых когтей не ускользнуть ни мышам, ни крысам…

Белка

Непоседа белка живёт как в тайге, так и в смешанных лесах, селясь в крупных гнёздах из сучьев или в дуплах деревьев. Скачет по веткам сосен, кедров, елей да смолистые шишки грызёт. Летом мех у белки рыжий и короткий – под цвет коры и листьев. Зимой она наряжается в пушистую серебристо-голубую «шубу», которая спасает её от лютой стужи и маскирует среди снегов. Уши у белки острые, чуткие, с кисточками на концах. Хвост длинный и пышный.

Осенью она запасает в дуплах на зиму орехи и жёлуди; сушит, накалывая на острые сучки, грибы: боровики, подберёзовики, сыроежки. Порой выпадают неурожайные на орехи и жёлуди годы, тогда белки собираются стаями и откочёвывают в поисках корма на большие расстояния: они переплывают реки, перебегают поля и луга, минуют болота. Белки наведываются в деревни и посёлки, а иногда даже в многолюдные города. Голодные пушистые зверьки стучатся лапками в окна и форточки: просят помощи у добрых людей, в первую очередь – у детей.

Бурундук

Бурундук очень похож на белку, только меньше её почти вдвое. Мордочка у него беличья, уши круглые, но без кисточек. Глаза выпученные, чёрные, как ягоды смородины. «Шубка» у бурундука рыжая, куцый хвост торчком, а вдоль спины – пять чёрных полос. Словом, зверёк забавный. Живёт он в тайге.

Проворный бурундук быстро бегает по земле и по стволам деревьев, а от врагов прячется в земляных норах. За это таёжники прозвали его «земляной белкой».

Осенью бурундук набивает кедровыми орехами защёчные мешки и складывает их в норы про запас. С наступлением зимы «земляная белка» забирается в нору и впадает в спячку вплоть до весны. В апреле просыпается, вылезает из «земляной спальни» и кормится осенними запасами кедровых орехов.

Летом, перед грозой, бурундуки садятся на задние лапы, передними подпирают щёки и, слегка раскачиваясь, начинают посвистывать и глухо кашлять. И люди, и звери в тайге знают, раз бурундуки раскашлялись, значит, скоро будет дождь или разразится сильная гроза с громами и молниями….

— Вот такие интересные истории о животных тайги рассказал нам Александр Сергеевич Барков. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Что такое тайга?

В Сибирской тайге много хвойных вечнозелёных деревьев: кедра, сосны, ели, пихты. Зима здесь холодная и суровая, а лето – тёплое.

  • Дети, каких диких животных тайги описал нам автор?

Бурый медведь, волк, рысь, белка, бурундук – это дикие животные тайги.

  • Дети, как вы считаете, почему животных тайги называют дикими?

Дикие животные сами себе иду добывают, сами себя оберегают.

  • Дети, вам понравились рассказы Александра Баркова о животных тайги?

— Рассказы Александра Сергеевича Баркова интересны, познавательны. Александр Сергеевич написал много интересных историй о диких животных. Дети, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Александра Сергеевича Баркова.

Александр Сергеевич Барков

«Азбука живой природы. Смешанные леса».

(Для детей 6 – 7 лет).

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Расширять знания детей о животном мире, об обитателях леса. Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать познавательный интерес детей.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Книга называется «Азбука живой природы». Вместе с русским путешественником и писателем Александром Сергеевичем Барковым мы путешествуем по просторам нашей Родины, мы побываем в лесу – царстве деревьев, познакомимся с обитателями леса. Слушайте, пожалуйста, внимательно.

Смешанные леса

К югу тайга постепенно переходит в смешанные леса. Наряду с хвойными, здесь все чаще встречаются лиственные деревья: берёза, ольха, рябина, клён, дуб. На зиму эти деревья сбрасывают листву. И лес стоит голый, прозрачный, засыпанный снегом. Климат тут теплее, чем в тайге, животный мир богаче…

Лось

Лось – самый могучий зверь из семейства оленей. Живёт он в смешанных лесах вблизи рек, озёр и болот. У него большие лопатообразные рога, горбатый, отвислый нос, очень чуткие уши и короткий хвост. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть лось силён, быстр, подвижен. Длинные крепкие ноги помогают ему преодолевать лесные завалы и буреломы. К водопою он идёт осторожно, то и дело прислушиваясь к звукам и шорохам. При ходьбе его широкие копыта раздваиваются и не дают могучему зверю увязнуть и провалиться в топких болотах. Лоси с удовольствием гложут осиновую кору, щиплют ивняк по берегам рек, осоку, мох. В мелких речных заводях они едят листву и корешки водных растений.

Великан-лось миролюбив, но если на него внезапно нападут волки, то он грозно фыркает, бьёт их тяжёлыми копытами и поддевает рогами.

Весной у лосихи родятся один или два длинноногих оранжевых лосёнка. Пока мать кормит их молоком, беззащитные малыши следуют за ней по пятам. К осени лосята подрастут и будут жевать траву и искать грибы на опушке леса.

Барсук

Увалень-барсук более всего на свете любит поспать в сухой подземной норе. Он сладко посапывает там, как медведь в берлоге. В отличие от Топтыгина полосатый серебристо-серый узкомордый барсук даже летом предпочитает спать целыми днями. Кормится он по ночам.

В апреле, когда начинают таять снега, а вешний воздух пахнет свежо и медвяно почками вербы и орешника, сонный, подслеповатый, сильно проголодавшийся за зиму барсук вылезает из подземной норы-спальни и отправляется в лес на охоту.

Неприхотливый в еде, он довольствуется всем, что ни попадётся ему на пути: в гнилом пне личинки и жуков найдёт, в норке мышь поймает, а из-под корней дуба сильными когтистыми лапами жёлуди отроет.

Почавкает, поест вдоволь, попьёт водицы из родника и поскорее в обратный путь – к себе в нору. Зрение у барсука слабое, зато слух и обоняние очень острые.

За лето и осень полосатому увальню-полуночнику надо успеть столько жиру накопить, чтобы холодной зимой спокойно перезимовать в тёплой норе до новой весны.

Лисица

У героини русских басен и сказок хитрой кумушки-лисы шелковистый, оранжево-рыжий мех. На груди – «белый фартук», а на ногах – тёмные «сапожки». Глаза у неё зоркие, плутовские, со зрачками, точно у кошки.

Лисица негромко лает, словно небольшая собака тявкает. Селятся лисы чаще всего в старых норах барсуков, реже сами роют себе подземные жилища. Норы у них длинные, с большой спальней – гнездовой «комнатой» – и запасными выходами. В лисьей семье, кроме лисы-матери и лисовина-отца, бывает от четырёх до шести лисят. Спустя месяц после появления на свет лисята выбегают из норы – играют, резвятся, прыгают за бабочками и стрекозами.

Весной и летом рыжей плутовке раздолье: то гнездо перепёлки разорит, то малых зайчат поймает, а иной раз курицу или гуся на деревенском подворье сцапает. А ещё любит «кумушка» на пропечённой солнцем опушке земляникой лакомиться.

Морозной зимой лисе голодно: вот она и занимается «котовым промыслом» – охотится в полях на мышей.

Ласка

В лесных кустарниках, в садах, в полях селится коварный маленький зверёк – ласка. Охотится рыжевато-бурая, усатая, остроглазая ласка как днём, так и ночью. Она никого не щадит: ни зайцев, ни птиц, ни мышей, ни кротов. Гнезда ласка устраивает в дуплах, поленницах дров, среди камней. Она ловко лазает по деревьям, прыгает с ветки на ветку и быстро бегает. Словом, ни дать, ни взять – юркая хвостатая разбойница. Тело у ласки длинное и узкое, поэтому она легко пролезает в самые малые норки, а также сквозь трещины в камнях и расщелинах скал. Несмотря на дерзкие налёты, польза от ласки сельским жителям большая – она круглый год уничтожает множество вредных полевых грызунов.

Куница

Там, где в лесах много кустарников и валежника, обитает хищный зверёк – куница.              У куницы ценный коричневый мех, а горло желтовато-белое. В дупле у вершины дерева она мастерит себе гнездо, выстилая его сухой травой, мхом, перьями и выводит там детёнышей-кунят.

Куница превосходно плавает, быстро бегает по земле, ловко прыгает с дерева на дерево, помогая себе в полёте пышным хвостом. Охотится она по ночам на зайцев, спящих птиц, ловит мышей и лягушек. Летом она не прочь полакомиться ягодами земляники, черники, костяники. Однако самая любимая добыча куницы – белка. Гоняясь по лесу за белками, она совершает отчаянные и рискованные прыжки на большой высоте, словно воздушная гимнастка под куполом цирка.

Заяц-беляк

Беляк в отличие от русака, обитающего в полях и лугах, живёт только в лесах. Зимой он весь белый, как снег, лишь кончики ушей чёрные. Летом беляк рыжевато-бурый. В таком наряде ему легче маскироваться в молодом зелёном подлеске. Весь день заяц спит где-нибудь под кустом. Кормится он ночами: щиплет траву, гложет кору и ветви деревьев. Врагов в лесу у него предостаточно – это и совы, и лисы, и волки.

Длинноухий трусишка очень чуток и быстр. Услышит шум издали, прижмёт уши к спине и помчится по глубоким снегам на длинных лапах, словно на лыжах, петляя, запутывая следы. Лапы у него к зиме обрастают шерстью, становятся пушистыми и широкими. Выследить и догнать быстроногого зайца не так-то просто: он удирает и от зубастого волка, и от хитрой лисы, и от чуткой охотничьей собаки.

Кабан

В сумерки большая дикая свинья-кабаниха с жёлтыми клыками выходит на опушку леса с полосатыми кабанятами. На кабанятах светло-коричневая шёрстка с тёмными полосками на спине. Семья кабанов бродит возле старых пней, похрюкивает. Грозная, щетинистая кабаниха роет копытами землю, кривыми острыми клыками, словно топором, подрубает тугие корни деревьев, учит кабанят искать червяков, жуков, улиток, откапывать из нор мышей и кротов.

На радость, голодным кабанятам возле корней кряжистого дуба, под палым листом оказалась горка прошлогодних желудей – целый клад! Кабанята взбрыкнули задними ножками, радостно захрюкали, завертели хвостами и принялись вместе с матерью уплетать любимое блюдо.

Кабан – могучий зверь. В старину его называли вепрем. В гневе кабан страшен не только волку, но и медведю. У него большая голова, чуткие уши и острые клыки. Ему не страшны ни лесные чащи, ни колючий кустарник, ни заросли трав. В поисках пищи кабаны постоянно кочуют. Они свободно переплывают озера и широкие реки. Излюбленные места их проживания – болотистые земли среди мхов, камышей и кустарника, а также лесные дебри. Зимой дикие свиньи держатся стадами. Только старые свирепые самцы-секачи предпочитают одиночество.

Бобр

На тихой лесной реке с высокими берегами, поросшими кустарником, осиной, ивой, берёзой возвышается большая куча хвороста. Это ночами труженики бобры перегородили реку плотиной из брёвен и сучьев. Звери плавали вверх по течению и своими мощными резцами перегрызали стволы ольхи и осины. Куски деревьев и сучья бобры тащили в зубах к месту строительства и крепко втыкали их острыми концами в дно. Недаром плотины замечательных речных строителей-бобров на редкость прочны и долговечны. Малейшая течь в них сразу устраняется: заделывается глиной и затыкается ветками.

А живут бобры парами в хатках-островах на лесных реках, где у них образуются семьи. Летом у бобрих в хатках родятся от трёх до пяти бобрят с нежным густым мехом. Через день-два бобрята могут плавать, а через полтора месяца они уже грызут кору. Хатки бобров недоступны для хищников – вход в них под водой. А от зимних холодов зверей спасает густой и тёплый мех, покрытый густым слоем жира. На дне реки они запасают на долгую зиму ветви и стволы осин, которые едят в лютые морозы.

— Вот такие интересные истории о животных леса рассказал нам Александр Сергеевич Барков. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Что такое лес?

В лесах наряду с хвойными, здесь все чаще встречаются лиственные деревья: берёза, ольха, рябина, клён, дуб. На зиму эти деревья сбрасывают листву. И лес стоит голый, прозрачный, засыпанный снегом. Климат тут теплее, чем в тайге, животный мир богаче…

  • Дети, о каких диких животных леса рассказал нам Александр Барков?

Лось, барсук, лисица, ласка, куница, заяц, кабан – это дикие животные леса. 

  • Дети, каких диких животных леса вы ещё знаете?
  • Дети, вам понравились рассказы Александра Баркова о животных леса?

— Рассказы Александра Сергеевича Баркова интересны, познавательны. Александр Сергеевич написал много интересных историй о животных. Дети, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Александра Сергеевича Баркова.

Александр Сергеевич Барков

«Азбука живой природы. Степи».

(Для детей 6 – 7 лет).

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Расширять знания детей о животном мире, об обитателях степей. Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать познавательный интерес детей.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Книга называется «Азбука живой природы». Вместе с русским путешественником и писателем Александром Сергеевичем Барковым мы путешествуем по просторам нашей Родины, мы побываем в степи, познакомимся с её обитателями. Слушайте, пожалуйста, внимательно.

Лесостепи и степи

Чем дальше к югу, тем чаще леса чередуются с ровной степью. Деревья уступают здесь место кустарникам и травам. В лесостепях снежно и холодно зимой, а летом жарко. Лесостепи постепенно сменяются равнинными, гладкими степями с редкими холмами-курганами. Климат здесь сухой и жаркий. Однако, несмотря на сухость и жару, тут живёт много зверей и птиц. Лучшее время года в степи – весна. После зимних холодов, вьюг и метелей наступает долгожданное тепло. Снег быстро тает. Степь наполняется живительной влагой, с каждым днём преображается, превращаясь в дивный цветник.

Сайгак

Сайгаки – единственные дикие антилопы песочного цвета, живущие в Нижнем Поволжье. Издали они похожи на овец на тонких ногах. Нос у них очень забавный – словно обрубок хобота слона. Рога растут только у самцов. Летом сайгаки кочуют по ковыльной степи небольшими семьями-табунами, причём бегают так быстро, что не всякий автомобилист может за ними угнаться. У них превосходный слух, обоняние и зрение.  Осенью сайгаки сбиваются в большие тысячные стада и перемещаются на сотни километров в поисках пастбищ с сочными травами. Если сайгайчонка кормить сеном и ласкать, то он вскоре станет доверчивым и ручным.

Заяц-русак

Русак живёт в полях и степях, он крупнее своего собрата, лесного зайца-беляка. Да и бегает он быстрее, делая длинные прыжки. Уши и остроконечный хвост у него тоже длиннее. Круглый год русак серо-бурого цвета с тёмными пестринами на спине. К зиме, правда, он заметно светлеет. Летом, в сумерках, русак поднимается с дневной лёжки – ямки под кустом – и бежит кормиться в поле. Зимой он раскапывает лапами снег в полях и поедает озимые всходы овса, ржи, пшеницы. Ищет в заснеженных полях стога сена, устраивает набеги на сады, где грызёт сочную кору молодых яблонь и груш.

 Если же на русака, бегущего по степи, упадёт с неба ястреб, то длинноухий не растеряется – перевернётся на спину и будет защищаться от хищника сильными задними лапами. Зайчиха приносит зайчат два-три раза в год и вскармливает их молоком. Зайчата прячутся в степи, в густой траве, где с нетерпением ждут свою мать. Но если зайчиха-мать задержится, то ей на выручку прискачет другая зайчиха и так же, как и своих родных зайчат, накормит их молоком. Зайчата шустрые, серые, круглые. Издали они походят на живые мячики.

Ёж

Когда вечернее апрельское солнце закатилось за дальний холм, длинные тени легли на дорогу. В норе на склоне холма проснулась от зимней спячки и развернулась ушастая степная ежиха. Заботливая колючая мать зафырчала и повела своих крохотных серых ежат на охоту – насекомых искать: червяков, улиток, муравьёв, ловить жуков. При случае «ушастая» ежиха одолеет даже ядовитую змею, если та повстречается ей на пути. Для колючей семейки змеиный яд не страшен.

Степная ежиха поменьше размерами лесной ежихи, живущей в средней полосе, у которой уши маленькие. Да и иглы на спине у степной ежихи мельче и слабее, чем у лесной. Степной ёж редко свёртывается в клубок. Он предпочитает спасаться от врагов бегством, причём бегает он гораздо быстрее своего лесного собрата.

— Вот такие интересные истории о обитателях степи рассказал нам Александр Сергеевич Барков. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Какой климат в степи?

Климат в степи сухой и жаркий. Лучшее время года в степи – весна. После зимних холодов, вьюг и метелей наступает долгожданное тепло. Снег быстро тает. Степь наполняется живительной влагой, с каждым днём преображается, превращаясь в дивный цветник.

  • Дети, каких диких животных степи описал нам автор?

Сайгак, заяц-русак, ушастый ёж – это дикие животные степи.

  • Дети, как вы считаете, почему животных степи называют дикими?

Дикие животные сами себе иду добывают, сами себя оберегают.

  •  Дети, вам понравились рассказы Александра Баркова о животных степи?

— Рассказы Александра Сергеевича Баркова интересны, познавательны. Александр Сергеевич написал много интересных историй о диких животных. Дети, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Александра Сергеевича Баркова.

Стихотворения

Самуил Яковлевич Маршак

«Тихая сказка».

Задачи. Продолжать знакомить детей с творчеством поэта Самуила Яковлевича Маршака. Познакомить детей со стихотворением «Тихая сказка». Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в нашу Библиотеку. Сегодня здесь выставка произведений русского поэта Самуила Яковлевича Маршака.  

Педагог обращает внимание детей на портрет писателя.

Дети рассматривают книги.

— Дети, какие произведения Самуила Маршака вам знакомы? (ответы детей).

Самуил Яковлевич Маршак – поэт, свои рассказы и сказки он пишет в стихах.  Сегодня я прочитаю вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тихая сказка».  Дети, как вы думаете, как нужно читать эту сказку: тихо или громко? (ответы детей).

Педагог читает стихотворение тихим, спокойным голосом.

Тихая сказка.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них –

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

— Дети, я прочитаю вам «Тихую сказку» ещё раз. А вы помогите мне, подберите слово к концу предложения.

Педагог читает стихотворение тихим, спокойным голосом, останавливаясь на предпоследнем слове четверостишья. Дети произносят последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети произноси слово тихо, не крича. Напоминает, что сказка тихая.

Тихая сказка.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый ёж

И его … ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них –

Очень тихий … ёжик.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – … ёжик.

— Дети, я прочитаю вам «Тихую сказку» ещё раз. А вы постарайтесь запомнить стихотворение.

Самуил Яковлевич Маршак.

Тихая сказка.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них –

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

— Дети, кто желает, как настоящий артист прочитать стихотворение.

Педагог контролирует, чтобы дети назвали поэта и название стихотворения. По ходу чтения воспитатель по необходимости подсказывает текст. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

     

— Дети, вам понравилось стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тихая сказка»? (ответы детей).

— Чудесно! Я думаю, что стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тихая сказка» вы обязательно расскажете свои родным и близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «День знаний». Картотека бесед....

Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Я - человек. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Я - человек». Лексическая тема «Части тела человека»...

Волкова Н. А. Дикие животные. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....