Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._moy_dom._chitaem_detyam_5-7_let.docx314.81 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Мой дом».

Лексическая тема «Грибы».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.     

 Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Рассказы

Носов Н.Н.

«Ступеньки».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ.

Соколов-Микитов И.С. 

«Осень в лесу».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Воспитывать любовь к природе.

Тайц Я.М.

 «По грибы».

Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Воспитывать в детях честность.

Катаев В.П.

 «Грибы».

+ чтение

по ролям.

Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение к хвастовству. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки.

Стихо- творение

Афанасьева Н.

 «Как сгорел дом».

Формировать умение внимательно и заинтересовано слушать стихотворение. Обратить внимание детей на опасность спичек.

Попов Д.

«Хлеб уважайте!»

Показать детям значение хлеба для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение детей к хлебу.

Алёшина С.Н.

«Родной город».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать чуткость детей к художественному слову, любовь к родному городу.

Ирина Петровна Токмакова

 «Туман».

Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения.

Белоусов И.А.

«Осень»

(в сокращение).

Способствовать формированию эмоционального отношения детей к пейзажной лирике. Поощрять желание выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение.

Русская песенка

 «Берёза моя, берёзонька».

Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Вызвать желание запомнить русскую народную песенку. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Сказки

Бианки В.В. «Синичкин календарь. Сентябрь».

Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей.  Развивать познавательный интерес.

Русская народная сказка

 «Заяц-хвастун».

+ пересказ

Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Воспитывать в детях скромность. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать сказку, придерживаясь плана.

Рассказы

Николай Николаевич Носов

 «Ступеньки».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Николая Николаевича Носова «Ступеньки».  Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Поддерживать интерес детей к количественному счёту.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского детского писателя Николая Николаевича Носова «Ступеньки».

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

— А я уже считать умею! — похвастался Петя. — В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять…

— Ну, чего ж ты остановился? — спрашивает Валя.

— Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню,

— Ну, вспоминай, — говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

— Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

— Одна, — говорит Петя, — две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

— Опять забыл? — спрашивает Валя.

— Забыл! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

— Одна, две, три, четыре, пять…

— Может быть, двадцать пять? — спрашивает Валя.

— Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.

— Не хочу я сначала! — говорит Валя. — Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

— Не хочешь — не надо, — ответил Петя. — А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

— Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

— А дальше шесть, — сказала мама.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять…

— Шесть! — шепчет Валя. — Шесть! Шесть!

— Шесть! — обрадовался Петя и пошёл дальше. — Семь, восемь, девять, десять.

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

— Дети, рассказу конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Ступеньки»?

Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять…

  • До какого числа научился считать Петя?

В этот день он научился считать до десяти.

  • Какое число забыл Петя?

— Шесть!

  • Кто помог Пете вспомнить число шесть?

Валя пошла домой и говорит маме:

— Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

— А дальше шесть, — сказала мама.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять…

— Шесть! — шепчет Валя. — Шесть! Шесть!

— Шесть! — обрадовался Петя и пошёл дальше. — Семь, восемь, девять, десять.

  • Дети, кто из вас умеет считать до 10?

Дети хором или индивидуально считают до 10.

  • Дети, чему нас учит этот рассказ?

— Дети, рассказы Николая Николаевича Носова интересны и поучительны. Николай Николаевич написал много интересных историй о детях. Друзья, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Николая Николаевича Носова.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов 

«Осень в лесу» (в сокращение).

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить детей с отрывком из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу». Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам. Воспитывать любовь детей к природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу».  

Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года рассказывает писатель?
  • Что интересного заметил писатель осенью в лесу?
  • Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает свои впечатления. Какое было лето, по словам автора?

 После знойного лета.

  • Какая наступила осень?

Наступила золотая осень.

  • Дети, что растёт по опушкам леса?

По опушкам лесов ещё растут грибы.

  • Подосиновики какие?

Красноголовые подосиновики.

  • Сыроежки какие?

 Зеленоватые и розовые сыроежки.

  • Грузди какие?

Скользкие грузди.

  • Рыжики какие?

Душистые рыжики.

  • Опята какие?

Тонконогие опёнки.

  • Дети, какие ягоды увидел писатель в лесу?

Моховые, значит покрытые мхом. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу»? (ответы детей).

— Читая рассказ «Осень в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе. Иван Сергеевич видит богатство русских лесов. Писатель подбирает яркие, образные слова, чтобы показать нам красоту осеннего леса. Дети, как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Яков Моисеевич Тайц

 «По грибы».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Якова Моисеевича Тайца «По грибы». Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Воспитывать в детях честность.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ детского писателя Якова Моисеевича Тайца «По грибы».

     Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

— Ну-ка, кто больше наберёт!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:

— Бабушка, давай меняться лукошками!  

— Давай.

     Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

— Это вовсе не моё лукошко… Это вовсе бабушкино.

— Рассказу конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Куда собрались бабушка с Надей?

— Бабушка с Надей собрались в лес по грибы.

  • Дети, как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?
  • Как вы считаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
  • Что такое лукошко?

Лукошко – это небольшая корзина.

  • Сколько грибов собрала бабушка?

— У бабушки полное лукошко.

  • Сколько грибов собрала Надя?

— А у Нади половинка.

  • Дети, как вы думаете, какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?
  • Что предложила сделать Надя?

— Бабушка, давай меняться лукошками!  

  • Дети, как вы считаете, зачем Надя предложила поменяться лукошками?
  • Почему Надя покраснела, когда её похвалил дедушка?
  • Как бы вы поступили на месте Нади.
  • Дети, как вы думаете, дедушка простил Наде ложь, когда она сказала правду?

— Дети, маленькая ложь за собой большую беду ведёт. Горькая правда приятней сладкой лжи. Доброе дело — правду говорить смело.

Валентин Петрович Катаев

 «Грибы».

(Для детей 6-7 лет).

Задачи. Познакомить детей с рассказом Валентина Петровича Катаева «Грибы». Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать в детях скромность.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского детского писателя Валентина Петровича Катаева «Грибы».

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!        

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!        

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком.

Вопросы к детям.

  • Кто приехал к Жене и Павлику из города?

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

  • Что предложила мама детям?

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

  • Что ответили дети?

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

  • Что вы можете сказать о мальчиках, какие они?
  • Кто из детей был самым сдержанным?
  • Что собрал Павлик?

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!        Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

  • Что собрала Женя?

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!        

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

  • Что делала Инночка, когда мальчики хвалились?

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

  • Как вы понимаете слово – кузовок?

Кузовок – это корзина для сбора даров леса: грибов, ягод, орехов.

  • Что было в кузовке у Инночки?

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

  • Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?
  • Сравните Инну с Павликом и Женей, какие черты характера присущи им?
  •  Дети, чему учит нас рассказ Валентина Петровича Катаева «Грибы»?

— Дети, не зря в народе говорят: не хвали себя, есть лучше тебя.

Игровая ситуация «Театр».

Чтение по ролям рассказа

Катаева В. П. «Грибы»

(с детьми 6-7 лет).

Задачи. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность выступить. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Воспитывать культуру речевого общения, артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Игра.

— Дети, в театр вас приглашаю, артистами стать предлагаю. Мы репетируем мини-спектакль по произведению Катаева «Грибы». 

Педагог эмоционально, выразительно читает рассказ.

Валентин Петрович Катаев «Грибы».

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!        

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!        

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

— Дети, вы сегодня артисты театра. Кто из вас, возьмёт на себя роль Жени, Павлика, Инны, мамы?

Из желающих детей выбираются герои рассказа.

— Дети, я возьму на себя роль рассказчика. Артисты, не забывайте, что вы не только повторяете слова героев рассказа, но и передаёте их характер, интонацией, жестом, мимикой. Послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз.

 Педагог эмоционально, выразительно читает рассказ.

Валентин Петрович Катаев «Грибы».

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!        

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!        

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

— Артисты приглашаю вас на сцену. Зрители внимательно следите за диалогом героев спектакля, оцените их выступление. Только не забывайте, пожалуйста, высказывать свои впечатления в корректной форме, чтобы артистам не было обидно. Например, «Мне показалось, что…», «Может быть, я не прав, но…».  

Дети-артисты читают рассказ по ролям. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог в корректной форме высказывают свои впечатления.

В роли артистов могут выступить другие дети.

— Восхитительно! Спасибо, артисты! Ваше выступление ярко, образно, эмоционально.

Стихотворения

Наталья Афанасьева

 «Как сгорел дом».

Задачи.  Познакомить детей со стихотворением Натальи Афанасьевой «Как сгорел дом». Формировать умение детей внимательно и заинтересовано слушать стихотворение. Обратить внимание детей на опасность спичек для детей. Воспитывать чуткость детей к художественной литературе.

Чтение.

— Дети, вы знаете, что такое спички? (ответы детей).

 Спички – это деревянные палочки. Дети, как вы думаете, для чего нужны в доме спички? (ответы детей).

— Спички детям не игрушка! Как вы считаете, почему? (ответы детей).

— Дети, я прочитаю вам стихотворение «Как сгорел дом». Слушайте, пожалуйста внимательно.

Расскажу я вам о том, 

Как сгорел однажды дом. 
Две девчонки, две сестрички, 
Раздобыли где-то
спички, 
– Знаешь, что? – Сказала Валя,

– Мы – туристы на привале, 

Разожжём костёр сейчас.

 Ну, а будет он у нас 

Под столом. Неси газеты,

Пускай хворост будет это. 
– А в корзинке сварим кашу, 
– Подсказала ей Наташа. 
– Чиркнем
спичкой. Раз, два, три! 
Огонёк горит. Смотри! 
Ай! Упала спичка! Ой? 
Ой! Какой огонь большой! 

— Дети, как вы думаете, что произошло дальше? (предположения детей).

Испугались девчонки,

Растерялись, как тут быть?

Чуть дыша, стоят в сторонке: 
Убегать или тушить?

— Дети, как бы вы поступили в данной ситуации? (ответы детей).

Валя быстро догадалась: 
– Надо бы водой плеснуть! 
Но воды-то оказалось 
Только в чайнике чуть-чуть. 
И опять сказала Валя: 

– Мы его накроем шалью 
И платком, и одеялом. 
Но огню и горя мало. 
Шали нет, платка не стало, 
Загорелось одеяло. 

— Дети, как вы считаете, правильно ли поступили девочки? (ответы детей).

А огонь-то разыгрался, 

Влез по скатерти на стол,

В книгу папину забрался,

Вдоль по комнате пошёл, 
Побежал по занавескам, 
По картине на стене, 
Разошёлся с шумом, треском, 
Всё вокруг уже в огне.

А Наташа вместе с Валей 
Больше медлить уж не стали, 

Побежали в коридор, 

А потом скорей во двор. 
Пламя выше, пламя круче, 
Дым столбом
до самой тучи.

А народ кругом толпится, 
Кто с лопатой, кто с ведром, 

И пожарная уж мчится, 

Но в огне уже весь дом,

Долго бились с пожаром, 

Не один час и не два. 
Да усилия всё даром, 
Нет ни дома, ни двора. 
Онемев, стоят сестрички 
А народ шумит кругом: 
От одной лишь только спички, 
Как в костре, сгорел весь дом. 
Говорят все, и недаром: 
Трудно справиться с пожаром. 
Так что помните, подружки: 
Спички – это не игрушки! 
Знать бы надо всем, друзья, 
Что играть с огнём нельзя!

— Дети, какое правило пожарной безопасности нарушили девочки?  (ответы детей).

Правила пожарной безопасности.

  • Спички детям не игрушка. 
  • С огнём нельзя играть.

Дети, правила пожарной безопасности не нарушайте, пожаров избегайте.

Дмитрий Попов

«Хлеб уважайте!»

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Дмитрия Попова «Хлеб уважайте!» Показать детям значение хлеба для здоровья человека. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать бережное отношение детей к хлебу.

Разговор.         

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Что на земле дороже хлеба?

Какой алмаз сравнится с ним?

В нём – запах пашни, нежность неба.

И жизнь вся, вскормленная им.

Дороже всякого богатства

Растущий в поле колосок.

И нет страшнее святотатства,

Чем хлеба брошенный кусок!

— Дети, почему люди считают страшным преступлением бросить хлеб на пол или на землю?  (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, хлеб уважайте, никогда его не бросайте! Хлеб – наш кормилец, здоровье оберегает, энергией и силой наполняет.

Светлана Николаевна Алёшина

«Родной город».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Светланы Николаевны Алёшиной «Родной город». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать чуткость детей к художественному слову, любовь к родному городу.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной «Родной город».

Как на зорки заиграет ветерок озорной,

Солнце ярко озаряет город наш родной.

Вырастает, расцветает город с каждым днём,

Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.

На работу мамы, папы рано утром спешат,

Машут липы им ветвями и листвой шуршат.

Вырастает, расцветает город с каждым днём,

Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.

Мы по улицам красивым дружно все пройдём,

И о городе любимом песню запоём.

Вырастает, расцветает город с каждым днём,

Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.

Дети, что вы можете рассказать о нашем родном городе?  (Рассказы детей).

Дети, Челябинск город большой, он нам дом родной.

Ирина Петровна Токмакова

 «Туман».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Ирины Петровны Токмаковой «Туман». Расширять кругозор детей. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Чтение.

— Дети, вы знаете, что такое туман? (ответы детей).

Туман – это чудо природы. Когда встречаются холодный и тёплый воздух, образуется много-много очень маленьких капель воды. Капелек воды так много, что они скрывают всё вокруг: дома, деревья, людей. В тумане мы видим только то, что находится близко, а то что далеко – не видно. Вот как описала туман поэтесса Ирины Петровны Токмаковой в своём стихотворение.

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

— Дети, это стихотворение можно прочитать по-разному. Например, таинственно, так как будто мы рассказываем тайну.

Педагог читает стихотворение таинственным голосом.

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

— Дети, помогите мне пожалуйста, прочитать это стихотворение. Читаем таинственно.

Дети договаривают предложение хором.

Кто-то ночью утащил …

Был он вечером, а утром …

Не осталось ни пенька, ни …

Только белая кругом …

Где же прячутся птица и …?

И куда ж за грибами …?

— Дети, можно прочитать стихотворение восхищённо-радостно. Мы гордимся волшебником, восхищаемся его проделкой.

Педагог читает стихотворение восхищённо голосом.

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

— Дети, помогите мне пожалуйста, прочитать это стихотворение. Читаем восхищённо радостно. Дети договаривают предложение хором.

Кто-то ночью …

Был он вечером, а …

Не осталось …

Только белая …

Где же прячутся …?

И куда ж …?

— Дети, можно прочитать стихотворение грустно. Мы грустим, что ничего не видно.

Педагог читает стихотворение грустным голосом.

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

— Дети, кто желает со сцены прочитать стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Туман». Артисты, не забывайте, что стихотворение можно читать по-разному.

Желающие дети читают стихотворение со сцены.

Иван Алексеевич Белоусов

 «Осень»

 (в сокращении).

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Ивана Алексеевича Белоусова «Осень». Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Способствовать формированию эмоционального отношения детей к пейзажной лирике. Поощрять желание детей выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Материал к деятельности. Аудиозапись «Осенняя песня», музыка П. И. Чайковского, пейзажи «Осень».

Беседа.

Дети проходят в библиотеку группы. Здесь размещены картины из серии «Осень».

— Дети, я приглашаю вас в нашу литературную гостиную. Литературная гостиная – это союз Поэзии, Музыки, Живописи. В литературной гостиной мы будем слушать музыку, смотреть картины, читать стихотворения. Вы согласны? (ответы детей)

— Дети, какое сейчас время года?  (ответы детей).

Дети свободно перемещаются по библиотеке, рассматривают картины. Звучит «Осенняя песня», музыка П. И. Чайковского. По окончанию мелодии педагог предлагает детям занять свободные месте. Дети садятся полукругом на стульчике или на ковёр.

— Дети, какие чувства у вас вызывает «Осенняя песенка» Петра Ильича Чайковского? (ответы детей).

— Дети, я прочитаю вам стихотворение «Осень», русского поэта Ивана Алексеевича Белоусова. Слушайте, пожалуйста, внимательно.

Педагог выразительно, чётко проговаривая слова, читает стихотворение.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Под дождём осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

— Дети, какие слова в этом стихотворение вам не понятны?

Педагог поясняет непонятные для детей слова.

Вопросы к детям.

  •   Дети, садик какой?

Садик мой весёлый.

  •  Дети, как вы думаете, почему садик был весёлый? 

— Цвели летом цветы, радовали нас и сад своей красотой.

  •  Дети, кто изменил весёлый садик? 

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Под дождём осенним

Изменился ты!

  •  Дети, как вы думаете, почему изменился садик?

— Дети, я начну рассказ, а вы мне помогайте, сточку стихотворения продолжайте.

Ветер…  злой, холодный
Листья … оборвал,

По дорожкам … грязным

Все их…  разбросал.

При необходимости педагог подсказывает слова, и просит детей повторить.

  •  Дети, как пытается автор утешить садик? Что ему говорит?

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

— Дети, вы знаете, что одно и то же слово можно сказать по-разному. Например, слово "Жди". Можно приказать "Жди! Весна вернётся!"  (Педагог произносит предложение громче обычного и с утвердительной интонацией).

— Или утешая, ласково "Жди-и-и" (нараспев с утешительной интонацией).

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Осень».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Удивлённое лицо.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Под дождём осенним

Изменился ты!

Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево.

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо.

Руки вперёд, встряхнём кисти рук.

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо.

— Вот закончилась игра, отдыхаем мы, друзья. Дети садятся на стульчике или на ковёр.

— Дети, я сейчас прочту стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень» ещё раз. А вы мне помогайте, произносите слова стихотворения, только без голоса, с помощью артикуляции. Педагог выразительно читает стихотворения.

— Стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень»

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Под дождём осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья
оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди-и-и – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. Первым предложить прочитать стихотворение наизусть тем детям, которые быстро запоминают.

— Дети, кто желает, как настоящий артист прочитать стихотворение.

Педагог контролирует, чтобы дети назвали поэта и название стихотворения. По ходу чтения воспитатель по необходимости подсказывает текст. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Дети, вам понравилось стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень»? (ответы детей).

— Чудесно! Спасибо, дети! Общение с вами в литературной гостиной было приятно. Я думаю, что стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень» вы обязательно расскажете свои родным и близким.

Русская народная песенка

 «Берёза моя, берёзонька».

Задачи. Познакомить детей с русской народной песенкой «Берёза моя, берёзонька». Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Вызвать желание запомнить русскую народную песенку. Расширять кругозор детей. Развивать память детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Чтение.

— Дети, что такое берёза? (ответы детей).

Берёза – это дерево. Дети, в чём отличие берёзы от других деревьев? (ответы детей).

— У берёзы белый ствол. Берёзы растут во многих странах. Но больше всего берёз растёт в России. Растут берёзы в городах и сёлах, в лесах и полях.  Белоствольная берёза – символ нашей Родины. С давних пор славили берёзу на Руси. Послушайте, пожалуйста русскую народную песенку «Берёза моя, берёзонька».

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза моя кудрявая.

Стоишь ты, берёзонька,

Посреди долинушки,

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая,

Вокруг тебя, берёзонька,

Красны девицы венки вьют,

Да хороводы ведут.

Весёлые упражнения «Берёза».

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.

— Дети, движения за мной, пожалуйста, повторяйте,

               русскую народную песенку запоминайте.

Дети стоят по кругу.

Педагог читает текст и показывает движения,

дети выполняют движения вместе с педагогом.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Руки плавно через стороны вверх.

Плавное движение правой рукой в сторону – вниз.

Берёза моя кудрявая.

Плавное движение левой рукой в сторону – вниз.

Стоишь ты, берёзонька,

Плавное движение рук через стороны вверх.

Посреди долинушки,

Руки в стороны, ладони вверх.

На тебе, берёзонька,

Плавное движение рук через стороны вверх.

Листья зелёные,

Кружение, руки вверху.

Под тобой, берёзонька,

Наклон вниз, руки плавно вниз – в стороны,

Трава шёлковая,

Руки вниз, качаем руки влево – вправо,

Вокруг тебя, берёзонька,

Встаём прямо.

Красны девицы венки вьют,

Да хороводы ведут.

Берёмся за руки, идём по кругу.

Сказки

Виталий Валентинович Бианки

«Синичкин календарь. Сентябрь».

(Для детей 6-7 лет)

Задачи. Познакомить детей со сказкой Виталия Валентиновича Банки «Синичкин календарь. Сентябрь». Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей.  Развивать познавательный интерес.

Чтение.

— Дети, продолжаем знакомство с любознательной птичкой – синичкой, о которой нам рассказал российский писатель и натуралист Виталия Валентиновича Бианки. Слушайте, пожалуйста, внимательно.

«Синичкин календарь. Сентябрь».

— А теперь какой месяц будет? — спросила Зинька у Старого Воробья.

— Теперь будет сентябрь, — сказал Старый Воробей. — Первый месяц осени.

И правда: уже не так стало жечь солнце, дни стали заметно короче, ночи – длиннее, и все чаще стали лить дожди.

Первым делом осень пришла в поле. Зинька видела, как день за днём люди свозили хлеб с поля в деревню, из деревни – в город. Скоро совсем опустело поле, и ветер гулял в нем на просторе. Потом раз вечером ветер улёгся, тучи разошлись с неба. Утром Зинька не узнала поля: все оно было в серебре, и тонкие-тонкие серебряные ниточки плыли над ним по воздуху. Одна такая ниточка, с крошечным шариком на конце, опустилась на куст рядом с Зинькой. Шарик оказался паучком, и синичка, недолго думая, клюнула его и проглотила. Очень вкусно! Только нос весь в паутине.

А серебряные нити-паутинки тихонько плыли над полем, опускались на землю, на кусты, на лес: молодые паучки рассеялись так по всей земле. Покинув свою летательную паутинку, паучки отыскивали себе щёлочку в коре или норку в земле и прятались в неё до весны.

В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Уже птичьи семьи-выводки собирались в стайки, стайки – в стаи. Кочевали все шире по лесу: готовились в отлёт.

То и дело откуда-то неожиданно появлялись стаи совсем незнакомых Зиньке птиц – долгоногих пёстрых куликов, невиданных уток. Они останавливались на речке, на болотах; день покормятся, отдохнут, а ночью летят дальше – в ту сторону, где солнце бывает в полдень. Это пролетали с далёкого севера стаи болотных и водяных птиц.

Раз Зинька повстречала в кустах среди поля весёлую стайку таких же, как она сама, синиц: белощёкие, с жёлтой грудкой и длинным черным галстуком до самого хвостика. Стайка перелетела полем из леска в лесок.

Не успела Зинька познакомиться с ними, как из-под кустов с шумом и криком взлетел большой выводок полевых куропаток. Раздался короткий страшный гром – и синичка, сидевшая рядом с Зинькой, не пискнув, свалилась на землю. А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, замертво ударились о землю.

Зинька до того перепугалась, что осталась сидеть, где сидела, ни жива, ни мертва.

Когда она пришла в себя, около неё никого не было – ни куропаток, ни синиц.

Подошёл бородатый человек с ружьём, поднял двух убитых куропаток и громко крикнул: — Ау! Манюня!

С опушки леса ответил ему тоненький голосок, и скоро к бородатому подбежала маленькая девочка. Зинька узнала её: та самая, что напугала в малиннике медведя. Сейчас у неё была в руках полная корзинка грибов.

Пробегая мимо куста, она увидела на земле упавшую с ветки синичку, остановилась, наклонилась, взяла её в руки. Зинька сидела в кусту, не шевелясь.

Девочка что-то сказала отцу, отец дал ей фляжку, и Манюня спрыснула из неё водой синичку. Синичка открыла глаза, вдруг вспорхнула – и забилась в куст рядом с Зинькой.

Манюня весело засмеялась и вприпрыжку побежала за уходившим отцом.

Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года рассказывает писатель?

— Время года – осень.

  • Как называется первый месяц осени?

—  Первый месяц осени – сентябрь. 

  • Дети, какие изменение в погоде произошли в сентябре?

Уже не так стало жечь солнце, дни стали заметно короче, ночи – длиннее, и все чаще стали лить дожди.

  • Как изменились поля?

Первым делом осень пришла в поле. Зинька видела, как день за днём люди свозили хлеб с поля в деревню, из деревни – в город. Скоро совсем опустело поле, и ветер гулял в нем на просторе.

  • Дети, какие изменения заметила синичка в лесу?

— В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Уже птичьи семьи-выводки собирались в стайки, стайки – в стаи. Кочевали все шире по лесу: готовились в отлёт.

  • Дети, что нового интересного вы узнали из рассказа Виталия Валентиновича Бианки?

— Дети, рассказы и сказки Виталия Валентиновича Бианки читаем, тайны природы узнаем.

Русская народная сказка

 «Заяц-хвастун»,

в обработке Ольги Иеронимовны Капицы.

Задачи. Познакомить детей с русской народной сказкой «Заяц-хвастун» и присказкой «Начинаются наши сказки…». Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Воспитывать в детях скромность. Упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Ладком – значит согласно, дружно.

Начинаются наши сказки,

Заплетаются наши сказки.
На море-океане,

На острове Буяне,

Там берёзонька стоит,

На ней люлечка висит,

В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шёлково,

Перинушка пухова,

Подушечка в головах.

Рядом бабушка сидит,

Зайке сказки говорит.
Сказки старинные

Не короткие, не длинные:

Про кошку,

Про ложку,

Про лису и про быка,

Про кривого петуха…

Про гусей-лебедей,

Про смышлёных зверей…

— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди! Дети, а вы хотели бы послушать сказку? (ответы детей).

— Дети, какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей).

Педагог перечисляет сказки, не упомянутые детьми. В некоторых случаях даёт подсказку, например: В одной сказке непослушный братец в козлёночка превратился. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). В другой сказке маленький человечек перехитрил Бабу-ягу. («Жихарка»). В третьей – волк без хвоста остался. («Лисичка-сестричка и серый волк»).

— Дети, как обычно начинаются русские народные сказки. (Жил-был, жили-были). 

Многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, не подскажите какую?  (Тут и сказке конец, кто слушал – молодец).

— Дети, послушайте, пожалуйста, какие слова я сейчас произнесу: книжища – домище – чемоданище. Как вы думаете, о каких по величине предметах идёт речь? (ответы детей)

— Дети, назовите, пожалуйста, другие слова, похожие на эти. (Ответы детей).

— Дети, вот как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц-хвастун»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Дети, скажем все вместе: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». 

Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ.

 Дети, должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идёт речь о зайце-великане, как вы думаете? (предположения детей).

— Сейчас мы с вами узнаем об этом!

Русская народная сказка «Заяц-хвастун».

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно (в сарай) снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на неё и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, – говорит ему ворона, – ты молодец: не хвастун, а храбрец!

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, поиграть предлагаю.

Театральная разминка.

— Дети, покажите мне, пожалуйста, без слов, с помощью мимики, жестов и движений

  • как заяц хвастался,
  • как ворона рассердилась на зайца-хвастуна,
  • как ворона испугалась собак,
  • как зайчик привлёк внимание собак и убегал от них,
  • как ворона поблагодарила зайца.

Беседа.

— Разминку завершаем, беседу начинаем. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Вопросы к детям.

  • Дети, понравилась вам сказка?
  • Как называется сказка?  

Русская народная сказка «Заяц-хвастун».

  •  С каких слов начинается сказка?

Жил-был заяц в лесу.

  •  Как жил в лесу заяц?

Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось.

  • Как хвастался заяц?

Он и начал им хвастать: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!»

  •  Кому рассказали зайцы о зайце-хвастуне?

Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался.

  •  Что сделала тётка ворона?

Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

«А ну, скажи, как ты хвастался?» «А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».

  • Как наказала ворона зайца?

Потрепала его ворона за ушки.

  •    Дети, почему ворона «потрепала зайца за ушко»?

Потрепала его ворона за ушки и говорит: «Смотри, больше не хвастай!» Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

  • Что случилось с вороной?  

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на неё и стали трепать.

  • Кто помог вороне?

Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

  • Чем закончилась сказка?

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней. «Ну, – говорит ему ворона, – ты молодец: не хвастун, а храбрец!»

  • А почему ворона сказала зайцу: «Ты молодец: не хвастун, а храбрец!»

— Замечательно! Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская народная сказка «Заяц-хвастун»? (ответы детей)

Не хвали себя, есть лучше тебя; расскажи о себе не словами, а делами.

Игровая ситуация «Школа Сказочников».

Пересказ русской народной сказки «Заяц-хвастун»,

в обработке Ольги Иеронимовны Капицы.

Задачи. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность выступить. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать сказку, придерживаясь плана. Воспитывать культуру речевого общения, артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Игра

— Дети, школу Сказочников открываю, сказочниками стать предлагаю. Сказочник – это человек, сочиняющий или рассказывающий сказки. Вы хотели бы поступить в эту школу?  (ответы детей).

— Дети, как вы думаете, с чего лучше начать обучение в школе Сказочников, с сочинения сказки или с изучения сказок других Сказочников? (предложения детей).

— Я согласна с вами, что прежде чем самим что-то сочинить, нужно изучить сказки других авторов. Сегодня я напомню вам русскую народную сказку «Заяц – хвастун». Вы внимательно слушайте да примечайте, что особенного в этой сказке.

Внимание! Педагог выразительно рассказывает сказку, а не читает.

Русская народная сказка «Заяц-хвастун».

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на неё и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, – говорит ему ворона, – ты молодец: не хвастун, а храбрец!

— Юные сказочники, вам нужно пересказать сказку «Заяц-хвастун». Чтобы ничего не пропустить, составим план пересказа. Дети с чего начнём пересказ сказки? (ответы детей).

— Правильно, пересказ начинают с названия сказки. Сказка называется «Заяц-хвастун». Дети, как вы думаете, сколько частей в этой сказке? (предложения детей).

— Дети, мы выделим следующие части в сказке «Заяц-хвастун».

План пересказа.

  1. Жил-был заяц.
  2. Как заяц хвастался.
  3. Ворона и заяц.
  4. Как заяц спас ворону.

— Дети, послушайте, пожалуйста, сказку ещё раз. Слушайте внимательно да примечайте, какие слова использует автор сказки.

Педагог выразительно рассказывает сказку, делая паузы после каждой части.

 Русская народная сказка «Заяц-хвастун».

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось.

Он и начал им хвастать: — У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался.

Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на неё и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, – говорит ему ворона, – ты молодец: не хвастун, а храбрец!

— Дети, кто желает сказку рассказать?

Желающие дети пересказывают сказку. Педагог помогает начать сказку, при необходимости напоминает план пересказа, подсказывает нужное (более точное) слово. Педагог контролирует, чтобы ребёнок назвал название сказки, последовательно и логично пересказывал, используя авторские выражения. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Превосходно! Сказочники, мне понравилось, как вы рассказываете сказки. Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок: не хвали себя, есть лучше тебя; расскажи о себе не словами, а делами.

Игровая ситуация «Расшифруй рисунки».

Задачи. Закреплять умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать сказку «Заяц-хвастун». Развивать память, внимание детей.

Игра.

— Дети, посмотри, какое интересное письмо я получила. Здесь одни картинки, а слов нет.  Помогите мне, пожалуйста, прочитать это письмо.

        Дети пересказывают сказку по картинкам. Педагог помогает начать сказку, подсказывает нужное (более точное) слово, контролирует, чтобы дети не пропускали картинки, рассказывали последовательно.

Русская народная сказка «Заяц-хвастун».

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на неё и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, – говорит ему ворона, – ты молодец: не хвастун, а храбрец!

— Восхитительно! Спасибо, дети! Вам удалось прочитать таинственное письмо. Ваш рассказ был интересный, образный.

пересказ  Заяц-хвастун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «День знаний». Картотека бесед....

Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Я - человек. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Я - человек». Лексическая тема «Части тела человека»...

Волкова Н.А. Народная культура. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Народная культура и традиции»....

Волкова Н.А. Наш быт. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Наш быт». Лексическая тема «Мебель»....

Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....