Волкова Н.А. Народная культура. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Народная культура и традиции».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._narodnaya_kultura._chitaem_detyam_5-7_let.docx | 311.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Тема недели «Народная культура и традиции».
Лексическая тема «Одежда».
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Формирование интереса и потребности детей в чтении.
“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.
Василий Александрович Сухомлинский
Содержание.
Жанр | Произведение | Задачи. |
Сказки | Русская сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». | Познакомить детей с русской народной сказкой, помочь детям понять смысл сказки. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать в детях уважение к чужому труду. |
Русская народная сказка «Волк и козлята». | Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Продолжать знакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности. | |
Бианки В. В. «Сова». | Помочь понять смысл сказки. Показать детям, что человек – часть природы. | |
Скребцова М.В. Лопатина А.А. «Как Светик росла». | Познакомить детей с авторской сказкой о правах детей. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. | |
Лопатина А.А. «Мудрость дерева». | Показать детям значение деревьев в жизни человека. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру. | |
Рассказы | Ушинский К.Д. «Как рубашка в поле выросла». | Познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна. Формировать элементарные представления об истории нашего народа через знакомство с образом жизни людей в прошлом |
Стихо- творение | Стратонович О. «Хлеб». | Показать детям значение хлеба для здоровья человека. Формировать потребность детей в правильном питании. |
Аким Я. А. «Осень». | Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. | |
Орлов В. «Живой Букварь». | Формировать представления детей о том, что человек – это часть природы. | |
Маршак С. Я. «Кошкин дом». | Показать детям, как небрежное обращение с огнём, может привести к пожару. | |
Прибаутка «Цынцы-брынцы». | Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям. | |
Русская народная небывальщина. «Ехала деревня». | Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, критичность мышления. | |
Русские народные потешки «Иллюстрации Юрия Васнецова». | Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова. Развивать эстетическую восприимчивость, эстетические чувства детей. |
Сказки
Русская народная сказка
«Крылатый, мохнатый да масляный»,
в обработке Ирины Валерьяновны Карнауховой.
Задачи. Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь детям понять смысл сказки. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Воспитывать в детях уважение к чужому труду.
Материал к деятельности: иллюстрации к сказке.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Жили-дружили Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца . . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди!
— Дети, как вы думаете, о ком или о чём можно сказать крылатый, крылатая, крылатое? (ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, чётко проговаривая окончания прилагательного.
— О ком или о чём можно сказать мохнатый, мохнатая, мохнатое? (ответы детей).
— О ком или о чём можно сказать масляный, масляная, масляное? (ответы детей).
— Дети, я вас расскажу русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».
Педагог обращает внимание детей на картину «Крылатый, мохнатый да масляный».
— Как вы думаете, кто это крылатый, мохнатый да масляный? (предположения детей).
— Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». Слушайте, дети, внимательно!
На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил – с полей зёрен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышонок дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол – не нахвалятся.
Воробей говорит: — Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему: — А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает: — Ай, каша, ну и каша – горазда горяча!
А мышонок ему: — А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей. «Я, – думает, – целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит – нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышонок с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили.
На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить. Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:
Прыг – скок, прыг – скок,
Я – масленый бок,
На сметане мешан,
На маслице жарен!
Прыг – скок, прыг – скок,
Я – масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь–спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поёшь?
Блин заскакал на месте, да и запел:
Прыг – скок, прыг – скок,
Я – масленый бок,
На сметане мешан,
На маслице жарен!
Прыг – скок, прыг – скок,
Я – масленый бок!
— Хорошо поёшь, – говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается.
— Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей: — На сметане да с сахаром!
А лиса ему: — Прыг – скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок – ам!
А блин кричит: — Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на охоту!
А лиса ему: — Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!
А дома-то что делается!
Стал мышонок щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены. «Как, – думает, – блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!» Взял мышонок, да и кинулся в горшок. Обварился, ошпарился, еле выскочил! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Сел на лавку да слезы льёт.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами воробей заливается.
Прибежал блин в избу – сидит мышонок на лавке, шубка у него повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидали, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.
Педагог обращает внимание детей на картину «Горе да беда».
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали–погоревали, да и стали снова жить–поживать по-старому: воробей еду приносить, мышонок дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, в весёлые упражнения поиграть предлагаю.
Весёлые упражнения «Избушка».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
На лесной опушке, | Руки в стороны |
в тёпленькой избушке, | Руки вверх, соединим пальцы рук. |
жили – были три братца: | Поклон, рука правая вниз. Встали прямо. |
воробей крылатый, | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. |
мышонок мохнатый, | Присели. Встали. |
да блин масляный. | Руками нарисуем большой круг (вверх–в стороны–вниз). |
Жили, не тужили, | Пружинка с поворотами. |
Друг с другом дружили. | Обнимаем плечи руками. |
— Вот и кончилась игра, на беседу нам пора. Сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.
Вопросы к детям.
- Дети, как в начале сказки жили воробей, блин и мышонок?
— Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
- Дети, почему воробей предложил поменяться работой?
— А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе… Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать: — Завтра же работу поменяем!
- Поменялись герои сказки работой, и к чему это привело?
— Да, правильно, бедой для всех это обернулось.
- Дети, какая беда приключилась с блином?
— Пошёл блин на охоту в лес и встретил лису. Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!
- Какая беда приключилась с мышонком?
— Мышонок обед варил. Взял мышонок, да и кинулся в горшок. Обварился, ошпарился, еле выскочил! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Сел на лавку да слезы льёт.
- Какая беда приключилась с воробьём?
— А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
- Когда же, друзья мои, так бывает?
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Ну, делать нечего, поплакали–погоревали, да и стали снова жить–поживать по-старому: воробей еду приносить, мышонок дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
- Дети, напомните мне, пожалуйста, концовку сказки.
— Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
Дети повторяют концовку сказки по одному и хором.
— Сказка – вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»? (ответы детей).
— Плохо, дети, бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Русская народная сказка
«Волк и козлята»,
в обработке Алексея Николаевича Толстого.
Задачи. Напомнить детям русскую народную сказку «Волк и козлята». Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Продолжать знакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Козушка-белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
— А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзкой схоронюсь.
— Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая, а разумная. Русская народная сказка «Волк и козлята».
Педагог рассказывает сказку, делая акцент на выделенном тексте.
Повторяет выделенные фразы два раза.
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шёлковую, пить воду студёную. Как только уйдёт – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла –
Молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдёт в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поёт коза. Вот как-то раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают: «Слышим, слышим – да не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тонюсеньким голосом и не так причитает».
Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел кузнецу себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла –
Молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята впустили мать, и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть. Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придёт к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберёт всего, что я вам причитываю, – дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла –
Молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козлёночек схоронился в печке.
Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала – никто ей не отвечает. Видит – дверь отворена, вбежала в избушку – там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку – начала горевать, горько плакать:
Ох, вы детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися – отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костёр горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму. Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да – прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.
— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Что наказывала мама козлятам, когда уходила в лес?
— Дверь не отворяйте, никого не впускайте.
- Как поступали козлята, когда мама уходила в лес?
— Как только уйдёт – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
- Дети, почему козлята открыли волку дверь?
— Волк обманул козлят, он изменил голос и правильно повторил слова песни.
- Что случилось, когда козлята открыли дверь?
— Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел.
— Дети, как бы вы поступили на месте козлят? (предположения детей).
— Дети, какое правило поведения с незнакомыми людьми подсказала вам эта сказка? (ответы детей).
Запомните, уважаемые дети, правила эти.
Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком,
И не открывайте тёте, если мама на работе.
Ведь преступник так хитёр:
Притворится что монтёр, или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон.
В жизни всякое бывает, с тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь!
Если кто-то лезет к вам, поскорей звони 102,
Иль в окошко ты кричи, и на помощь всех зови.
Виталий Валентинович Бианки
«Сова».
Задачи. Познакомить детей со сказкой Виталия Валентиновича Бианки «Сова», помочь понять смысл сказки. Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи. Показать детям, что человек – часть природы. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку Виталия Валентиновича Бианки «Сова».
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей: — Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг?
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, – сам лови.
А Старик: — Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят – перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ: — Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску – волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять: пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.
А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут.
Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало. Нечем стало Старику чай белить.
Пошёл Старик Сове кланяться: — Уж ты, Совушка – вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- На что рассердилась Сова?
— Летит мимо Сова. — Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей: — Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг?
— Не захотел Старик с Совой дружить, потому что Сова ночью летает, людей сторонится.
- Дети, как вы думаете, почему у старика не стало молока к чаю?
— Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
- Дети, как вы считаете, рада была Сова помириться со стариком?
— Пошёл Старик Сове кланяться: — Уж ты, Совушка – вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. — То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
- Что произошло, когда Сова простила Старика?
— Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
— Дети, в нашем удивительном мире всё связано, животные, растения и люди. Все друг другу помогают, свой труд выполняют.
Александра Александровна Лопатина
Марина Владимировна Скребцова
«Как Светик росла».
Задачи. Познакомить детей с авторской сказкой о правах детей. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Развивать познавательный интерес детей.
Чтение.
— Однажды лучик солнца превратил мечту в маленькую девочку. Так у мамы и папы появилась дочка. И назвали они её Светик. Дети, вам мы хотелось узнать, как Светик росла? (ответы детей).
Как Светик росла.
Однажды ночью Светик капризничала и не спала. Родители по очереди пели ей колыбельные песенки, и крошка затихала, но стоило оставить её, как плач начинался снова. Утром измученная мама грустно прошептала: «Доченька, чего тебе не хватает?»
Светик хотела заплакать в ответ, но в этот момент солнечный луч скользнул по лицу девочки. Маленькие розовые ручки потянулись к яркому лучу. Девочка сжала кулачки, и они изнутри засветились, словно там спрятались солнечные зайчики. Потом кулачки разжались, солнечные зайчики выпрыгнули на стенку, а девочка звонко засмеялась. Тогда мама поставила кроватку дочки возле окошка.
С тех пор Светик спокойно лежала в кроватке, смотрела на небо и ждала солнышко. Стоило солнечному лучу коснуться её, щёчки девочки розовели, и она смеялась:
— Здравствуй, лучик. Я ждала тебя.
— Мой свет не мог пробиться сквозь серые тучи, — объяснял Искорка.
— Почему в небе так много серых туч? — спрашивала девочка.
— От заводов в небо поднимается серая пелена, — отвечал лучик.
— Что такое заводы? — интересовалась Светик. — Давай лучше играть, — предлагал лучик вместо ответа и бросал Светику охапку солнечных зайчиков.
Светик и Искорка разговаривали без слов, и взрослые их не слышали, но однажды мама сказала папе:
— Наша дочурка как будто разговаривает с солнышком. Когда оно освещает малышку, она смеётся и машет ручками.
— Нам же солнышко подарило эту девочку, — ответил папа.
Прошёл год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но боялась сама сделать первый шаг. Однажды Искорка прилетел к девочке, когда она сидела на ковре и играла. Светик ухватилась за луч ручкой, поднялась и пошла.
— Представляешь, она сделала сама целых пять шагов. Ей солнечный луч помог, — с гордостью рассказала мама папе вечером.
— Каждый ребёнок имеет право на достойную, счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей Голубоглазки была счастливой, — серьёзно заявил папа.
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, как вы думаете, почему Светик капризничала и не спала?
— Утром измученная мама грустно прошептала: «Доченька, чего тебе не хватает?»
Светик хотела заплакать в ответ, но в этот момент солнечный луч скользнул по лицу девочки.
- Что помешало солнечному лучу приходить к девочке?
— Мой свет не мог пробиться сквозь серые тучи, — объяснял Искорка.
— Почему в небе так много серых туч? — спрашивала девочка.
— От заводов в небо поднимается серая пелена, — отвечал лучик.
- Дети, как вы считаете, новорождённые дети всё умеют, или им нужно чему-то учится?
— Новорождённый ребёнок ничего не умеет. Постепенно он учится пить из чашки, есть с ложки. Когда ребёнок подрастёт, он начинает ползать, а потом учится ходить. Очень страшно встать на ножки и сделать первые шаги. Дети, попросите родителей рассказать, как вы сделали первые шаги.
- Дети, кто помог Светику сделать первые шаги?
— Прошёл год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но боялась сама сделать первый шаг. Однажды Искорка прилетел к девочке, когда она сидела на ковре и играла. Светик ухватилась за луч ручкой, поднялась и пошла.
- Дети, о каком праве ребёнка вспомнил папа?
— Каждый ребёнок имеет право на достойную, счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей Голубоглазки была счастливой, — серьёзно заявил папа.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, какие знания вам подарила эта сказка? (ответы детей).
— Дети, вспомним права детей.
- Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
- Каждый ребёнок имеет право на имя и фамилию.
- Каждый ребёнок имеет право на достойную и счастливую жизнь.
Александра Александровна Лопатина
«Мудрость дерева».
(Для детей 6-7 лет).
Задачи. Познакомить детей со сказкой Александры Александровны Лопатиной «Мудрость дерева», помочь понять смысл сказки. Показать детям значение деревьев в жизни человека. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать в детях эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Мудрость дерева».
В древние времена спросила матушка Земля человека:
— Какие деревья для тебя вырастить, человек?
Жизнь тогда была суровая. Люди голодали и дрались друг с другом из-за еды, поэтому человек попросил:
— Матушка Земля, вырасти дерево, которое очистит сердце человека от злобы. Тогда перестанут сильные люди отбирать у слабых их добычу.
Вырастила матушка Земля берёзку. Полюбовалась она на её белоснежную кору, на гибкие веточки и спрашивает:
— Доволен ли ты, человек, берёзкой?
— Спасибо, матушка Земля, — поклонился человек. — Белая берёзка очистила наши сердца от злобы. Из бересты, коры берёзовой мы посуду, обувь и корзины делаем. Только не могут люди с бедами справиться без мудрости.
Выслушала Земля человека и вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землёй.
— Доволен ли ты, человек? – спросила Земля.
— Очень доволен, — поклонился человек. — Твёрдая древесина дуба нам дома и корабли строить помогает. Его жёлуди нас и животных кормят. Только не хватает людям доброты. Болеть они стали.
— Хорошо, выращу я для тебя липу, человек, – ответила матушка Земля. – Её листочки на сердечки будут похожи, и она научит людей доброте.
Вскоре выросла на земле липа – доброе дерево.
— Спасибо за липу, матушка Земля, — поблагодарил человек. — Древесина этого доброго дерева такая мягкая, что из неё мы ложки и чашки делаем, а липовый цвет людей от простуды лечит. Вдохнёшь медовый липовый аромат, и на душе легче. Только не хватает людям щедрости, не умеют они делиться.
Подумала матушка Земля и вырастила рябинку – щедрое дерево.
Осенью рябинка гнётся под ярко-красными гроздьями ягод, ждёт, когда за ними птицы и звери придут.
Много разных деревьев вырастила матушка Земля. Тысячи деревьев, тысячи сокровищ… Шумит лес разными голосами и всем дарит свои сокровища. Кому грибы да ягоды для еды, кому древесину для хозяйства, кому листья да почки для здоровья, а кому – мудрость для сердца.
— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, что матушка Земля решила подарить людям?
— В древние времена спросила матушка Земля человека:
— Какие деревья для тебя вырастить, человек?
- Какое дерево очистила сердца людей от злобы?
— Белая берёзка очистила наши сердца от злобы.
- Какие предметы быта дарит людям берёза?
— Из бересты, коры берёзовой мы посуду, обувь и корзины делаем.
- Какое дерево подарило людям мудрость?
— Только не могут люди с бедами справиться без мудрости. Выслушала Земля человека и вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землёй.
- Чем помогает дуб людям?
— Твёрдая древесина дуба нам дома и корабли строить помогает. Его жёлуди нас и животных кормят.
- Какое дерево научило людей доброте?
— Хорошо, выращу я для тебя липу, человек, – ответила матушка Земля. – Её листочки на сердечки будут похожи, и она научит людей доброте. Вскоре выросла на земле липа – доброе дерево.
- Чем поделилась липа с людьми?
— Древесина этого доброго дерева такая мягкая, что из неё мы ложки и чашки делаем, а липовый цвет людей от простуды лечит. Вдохнёшь медовый липовый аромат, и на душе легче.
- Какое дерево научило людей щедрости?
— Только не хватает людям щедрости, не умеют они делиться.
Подумала матушка Земля и вырастила рябинку – щедрое дерево. Осенью рябинка гнётся под ярко-красными гроздьями ягод, ждёт, когда за ними птицы и звери придут.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила сказка «Мудрость дерева»? (Ответы детей).
— Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она. Чтобы стать настоящим человеком нужно очистить сердце от злобы, как берёзка, быть мудрым, как дуб, добрым, как липа, и щедрым, как рябина.
Рассказы
Константин Дмитриевич Ушинский
«Как рубашка в поле выросла».
Задачи. Познакомить детей с рассказом Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла», с этапами изготовления изделий изо льна. Формировать элементарные представления детей об истории нашего народа через знакомство с образом жизни людей в прошлом. Поощрять желание детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать уважение детей к нелёгкому труду женщин.
Чтение.
— Давным-давно жил да был русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский. Константин Дмитриевич любил рассказывать детям поучительные истории. Одна из его историй называется «Как рубашка в поле выросла». Дети, а вы знаете, как растут рубашки в поле? (ответы детей).
— Слушайте внимательно. Эта история произошла в давние-давние времена.
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: — Что ты, тятя, делаешь?
— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка». Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть, и всякий раз говорили девочке: — Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, – подумала Таня, – но рубашечек таких я ни на ком не видала». Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:
— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, – думает Таня, – а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.
— Этой истории конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, лён – это растение. Дети, как вы думаете, где лён найти?
— Весной в поле лён сеяли. Летом сорняки пололи. Созревший лён выдёргивали.
- Дети, как из льна получают нити?
— Лён в поле растили, в речки стебли льна мочили. В тенёчке сушили. На мялке – мяли. Трепалом – трепали. Чесалом – чесали. На прялке – волокна льна пряли. Веретено в руках пряхи вертится, нить на веретено накручивается.
- Дети, как из нитей сшить рубашку?
— Нити в ткацкий станок заправляли, из нитей холст ткачихи ткали.
- Дети, как из ткани сшить рубашку?
— Портнихи ткань кроили. Швеи из деталей рубашки шили. Вышивальщицы вышивкой рубашку украшали. Льняные рубашки хороши, для тела приятны они. Дети, наши девушки и женщины – рукодельницы, нити прядут, ткани ткут, одежду шьют, вышивкой украшают. Вы согласны? (ответы детей).
— Дети, какие у вас есть вопросы о том, как льняные рубашки шьют?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Чудесно! Спасибо, дети! Мне было приятно с вами беседовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.
Стихотворения
Ольга Стратонович
«Хлеб».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Ольги Стратонович «Хлеб». Показать детям значение хлеба для здоровья человека. Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему хлеб называют кормильцем? (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение. Я думаю это стихотворение отвечает на наш вопрос.
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почёте посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдёшь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей –
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
— Дети, хлеб – наш кормилец, здоровье оберегает, энергией и силой наполняет. Дети, в начале и в конце обеда, для здоровья, съешьте кусочек хлеба.
Яков Лазаревич Аким
«Осень».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Якова Лазаревича Акима «Осень». Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детского поэта Якова Лазаревича Акима «Осень».
Дождь, дождь Целый день Барабанит в стёкла. Вся земля, Вся земля От воды размокла. Воет, воет За окном Недовольный ветер. Хочет двери он сорвать Со скрипучих петель. | Ветер, ветер, не стучи В запертые сени; Пусть горят у нас в печи Жаркие поленья. Руки тянутся к теплу, Стекла запотели. На стене И на полу Заплясали тени. Собирайтесь у меня Слушать сказку У огня! |
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Какая осень в стихотворение поэта Акима?
— Осень поздняя, дождливая, ветреная.
- Как поэт показал, что осень дождливая?
— Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стёкла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.
- Как поэт показал, что осень ветреная?
— Воет, воет
За окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
- Дети, как вы думаете, страшен ли людям дождь и ветер?
— Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.
— Людям не страшен холод поздней осени, они в тёплом доме. Поэт приглашает детей «Собирайтесь у меня слушать сказку у огня!»
Владимир Орлов
«Живой Букварь».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Владимира Орлова «Живой Букварь». Формировать представления детей о том, что человек – это часть природы. Воспитывать в детях уважительное отношение к миру природы.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. И к тому же в их труде Все, по справедливости. Отражение в воде Учит нас правдивости. | Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте: Каждый день, зимой и летом, Дарит нас теплом и светом. И взамен ни у кого Не попросит ничего! У природы круглый год Обучаться нужно. Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ Учат крепкой дружбе. |
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Дети, кто нас по мнению поэта учит пению?
— Птицы учат пению.
- Как вы думает, почему паучок учит терпению?
— Паучок старательно и терпеливо плетёт свою паутину. А если её кто-то порвёт, он снова терпеливо плетёт паутину.
- Дети, кто обучает нас по мнению поэта труду?
— Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все, по справедливости.
- Дети, кто нас учит доброте?
— Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
- Дети, кто нас учит дружбе?
— Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
— «Нас в любое время года учит мудрая природа». Дети, как мы должны относиться к природе, к её детям: растениям, животным? (ответы детей).
— Природа – это наш большой дом. Чтобы красота Природы радовала нас долгие годы, мы должны бережно относится к растениям и животным, не загрязнять окружающую среду.
Самуил Яковлевич Маршак
«Кошкин дом».
(отрывок)
Задачи. Познакомить детей с отрывком из пьесы Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям, как небрежное обращение с огнём, может привести к пожару. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Формировать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.
Чтение.
— Дети, жила была кошка. А у кошки был новый деревянный дом. Кошка любила греться возле печки. А топил печку кот Василий. Но вот однажды гостили у кошки соседи, все веселились и кот Василий забыл закрыть дверцу печи.
Хозяйка и Василий, Усатый старый кот, Не скоро проводили Словечко за словечком — А дома перед печкой Ещё одно мгновенье — Окутал, обволок. Взобрался по обоям, Вскарабкался на стол И разлетелся роем Вернулся кот Василий — Пожар! Горим! Горим! | С треском, щёлканьем и громом Встал огонь над новым домом, Озирается кругом, Машет красным рукавом. Как увидели грачи Это пламя с каланчи, Затрубили, зазвонили: Тили-тили, тили-тили, Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом! Эй, работнички-бобры, Разбирайте топоры, Балки шаткие крушите, Пламя жаркое тушите. Вот уж скоро, как свеча, Загорится каланча! Чёрный дым по ветру стелется, Плачет кошка – погорелица... Ни подушки, ни ковра! |
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.
Вопросы к детям.
- Дети, как вы считаете, почему загорелся кошкин дом?
— Кот Василий оставил печку без присмотра.
- Дети, как вы думаете, из чего был построен кошкин дом?
— Дом у кошки деревянный, а дерево очень хорошо горит.
- Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя внимательно и скажите: что у нас в группе деревянное?
- В доме у кошки огонь поднялся к потолку по шторам. А из чего сделаны шторы?
— Правильно, ткань тоже быстро загорается.
- Дети, назовите, пожалуйста, что шьют из ткани?
- А ещё очень быстро загорается бумага. Что у нас группе бумажное?
— Дерево, ткань, бумага быстро загораются.
- Дети, когда дерево, бумага, ткань могут загореться?
— Если искра огня попадёт на эти предметы, они загорятся. И разгорается пожар.
- Дети, какие беды приносят пожары?
— Не зря народ говорит: «Ночью и днём будь осторожен с огнём». Дети, какие правила пожарной безопасности вы знаете? (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности.
- Спички — не игрушка, с огнём нельзя играть.
- С огнём нужно обращаться внимательно, следить за ним.
- Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
Русская народная прибаутка
«Цынцы-брынцы».
Задачи. Познакомить детей с русской народной прибауткой «Цынцы-брынцы». Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям.
Чтение.
— Дети, какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей).
— Гармонь, балалайка, жалейка и многие другие. Дети, как вы думаете, какому русскому народному инструменту, подходят слова «Цынцы-брынцы»? (ответы детей).
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно русскую народную прибаутку «Цынцы-брынцы». Педагог читает потешку, меняя голос, чтобы показать диалог двух людей.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, что ты купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, поиграйка.
Цынцы-брынцы, не хочу!
Цынцы-брынцы, спать пойду!
— Прибаутка «Цынцы-брынцы» – это диалог, беседа между двумя людьми.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, что ты купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, поиграйка.
Цынцы-брынцы, не хочу!
Цынцы-брынцы, спать пойду!
— Дети в игру играем, диалог повторяем. Я – начинаю диалог, вы хором отвечаете.
Педагог и дети читают потешку.
— Дети, кто желает выступать, диалог со сцены прочитать.
Из желающих детей, педагог выбирает пару. Дети самостоятельно распределяют роли. Дети и педагог оценивают выступление хлопками.
Диалог повторяет следующая пара.
Пальчиковая игра «Цынцы-брынцы».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Формировать умение детей управлять своими движениями.
Игра.
— Дети, в цынцы-брынцы, мы играем, народную прибаутку пальцами изображаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя слова текста.
Цынцы-брынцы, куда едешь? | Замочек открываем и закрываем. | |
Цынцы-брынцы, в городок. | Показываем домик. | |
Цынцы-брынцы, что ты купишь? | Замочек открываем и закрываем. | |
Цынцы-брынцы, молоток. | Стучим кулаком об кулак. | |
Цынцы-брынцы, балалайка, | Поднимем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
Цынцы-брынцы, поиграйка. | Шевелим пальчиками обеих рук. | |
Цынцы-брынцы, не хочу! | Погрозим указательным пальцем правой руки | |
Цынцы-брынцы, спать пойду! | Наклоним голову, положим ладошку под щёку, спим. |
— Восхитительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, прибаутку рассказали.
“Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное”.
Русская народная
небывальщина – прибаутка
«Ехала деревня».
Задачи. Познакомить детей с русской народной небывальщиной «Ехала деревня». Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, критичность мышления.
Чтение.
— Дети, как вы думаете, что такое небывальщина? (предположения детей).
— Небывальщина – это то, что не бывает, небылица, фантазия. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно русскую народную небывальщину – прибаутку.
Педагог читает прибаутки, голосом показывая своё удивление.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собачки
Лают ворота,
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Лошадь ела кашу,
А мужик овёс,
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.
— Дети, небывальщину найдите, небылицы назовите? (ответы детей).
Педагог читает четверостишья. Дети называют небылицы.
— Замечательно, дети! Небывальщину отгадали, небылицы правильно назвали.
Русские народные потешки
«Иллюстрации Юрия Васнецова».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова. Формировать умение детей всматриваться в иллюстрации художника, соотносить текст потешки с рисунком, замечать характерные детали сказочного образа. Обратить внимание детей на элементы народных росписей в творчестве Васнецова. Развивать эстетическую восприимчивость, эстетические чувства детей.
Экспонаты выставки. Портрет Юрия Алексеевича Васнецова. Дымковская игрушка.
Книги (песенки, потешки, сказки) с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Презентация «Иллюстрации Юрия Васнецова».
Беседа.
— Дети, вы знаете, что такое потешки? (ответы детей).
— Потешки – это небольшие забавные стихотворения, которые мамы сочиняли для игр с детьми. Мамы тешили детей, то есть играли с ними.
Радуга – дуга, Не давай дождя! Давай солнышка – Колоколнышка! | Гули, гули, полетели На головку гули сели Сели, посидели Опять полетели |
— Когда дети выросли, они читали потешки своим детям. Так потешки дошли до наших
дней. Фольклористы русские потешки и сказки записывали. Художники–иллюстраторы к потешкам и сказкам картинки рисовали, детей забавляли.
Педагог привлекает внимание детей к выставке книг, предлагает посмотреть иллюстрации в книгах.
— Дети, я хочу вам рассказать об удивительном русском художнике-иллюстраторе, художнике-сказочнике Юрии Алексеевиче Васнецове.
Педагог обращает внимание детей на портрет художника.
В городе Кирове на реке Вятка жил мальчик Юра. А недалеко, в Дымковской слободе мастерицы лепили и расписывали удивительные игрушки. Дети, какие игрушки создавали в Дымковской слободе? (ответы детей).
— С детства полюбил Юра яркую, весёлую дымковскую игрушку. Когда Юрий вырос и стал художником, он с удовольствие иллюстрировал книги с русскими сказками, потешками, песенками. В его иллюстрациях мы видим образы дымковской игрушки: волнистые линии, точки, мелкие штрихи.
Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к потешке «Конь».
— Дети, как вы думаете, к какой потешке эта иллюстрация? (ответы детей).
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой позвякивает.
Все колечушки-то бряк, бряк, бряк.
Золотые они, звяк, звяк, звяк.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно, какой конь на иллюстрации художника Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).
— Конь вороной в яблочках, грива и хвост коня украшены бантами. Дети, что окружает коня на иллюстрации? (ответы детей).
— Под ногами коня трава и цветы, рядом река, с уточками. Над конём летят утки, у некоторых из них в клювах букеты цветов. Вдали, мы видим лес и деревню. А за деревней всходит огромное, весёлое солнце. Своими лучами оно освещает всё вокруг и поэтому фон иллюстрации какого цвета? (ответы детей).
— Иллюстрация к потешке «Конь» яркая, солнечная, весёлая на жёлтом фоне.
Педагог обращает внимание детей на иллюстрации к разным потешкам.
— Дети, я прочитаю вам потешку, а вы найдите иллюстрацию к этой потешке. Слушайте, пожалуйста, внимательно!
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. | Выйдет котя в огород — Всполошится весь народ, И петух, и курица С деревенской улицы. Станут котю в гости звать. Станут котю угощать. |
— Дети, какая из иллюстраций подходит к этой потешке? (ответы детей).
— Дети, какой кот на иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. | Выйдет котя в огород — Всполошится весь народ, И петух, и курица С деревенской улицы. Станут котю в гости звать. Станут котю угощать. |
— Кот нос к верху поднял, хвост распушил, подбоченился. Все кота хвалят, все восхваляют. Загордился наш котик, ни на кого не смотрит.
— Дети, внимание ваше привлекаю, новую потешку читаю.
Как у нас-то козёл
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
— Дети, какая из иллюстраций подходит к этой потешке? (ответы детей).
— Дети, какой козёл на иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).
Как у нас-то козёл
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
— Козёл работящий, деловой. Идёт, тяжёлые ведра на коромысле несёт.
— Дети, внимание ваше привлекаю, новую потешку читаю.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
— Дети, какая из иллюстраций подходит к этой потешке? (ответы детей).
— Дети, какая свинка на иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
— Свинка взволнованная, руки вверх подняла, рот приоткрыла: «Ах, какой сыночек!»
А сыночек – поросёнок, подбоченился, важно шагает в красных сапога. Хвостик крючком, нос пяточком! Дети, многие художники очеловечивают сказочных героев, рисуют животных похожими на людей. Как, по вашему мнению, очеловечил героев потешек Юрий Алексеевич Васнецов? (ответы детей).
— Животные на иллюстрациях художника ходят на двух ногах, частично одеты в русскую народную одежду.
Лиса по лесу ходила, Звонки песни выводила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки сплела. | Ходит кот по лавочке, Водит кошку за лапочки Топы, топы по лавочке! Цапы. цапы за лапочки! |
— Дети, вам понравились иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова к русским народным потешкам? (ответы детей).
— Иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова яркие и образные. Дети, какие потешки вам ещё прочитать?
Педагог читает русские народные потешки по желанию детей.
Дети рассматривают иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «День знаний». Картотека бесед....
Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....
Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....
Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....
Волкова Н.А. Я - человек. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Я - человек». Лексическая тема «Части тела человека»...
Волкова Н.А. Наш быт. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Наш быт». Лексическая тема «Мебель»....
Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.
Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....