Волкова Н.А. Народная культура. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Народная культура и традиции». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._narodnaya_kultura._chitaem_detyam_5-7_let.docx311.96 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Народная культура и традиции».

Лексическая тема «Одежда».

 

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.     

 Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Сказки

Русская сказка

 «Крылатый, мохнатый да масляный».

Познакомить детей с русской народной сказкой, помочь детям понять смысл сказки. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать в детях уважение к чужому труду.

Русская народная сказка

 «Волк и козлята».

Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Продолжать знакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

Бианки В. В.

«Сова».

Помочь понять смысл сказки. Показать детям, что человек – часть природы.

Скребцова М.В.

Лопатина А.А.

«Как Светик росла».

Познакомить детей с авторской сказкой о правах детей. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку.

Лопатина А.А.

«Мудрость дерева».

Показать детям значение деревьев в жизни человека. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Рассказы

Ушинский К.Д.

«Как рубашка в поле выросла».

Познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна. Формировать элементарные представления об истории нашего народа через знакомство с образом жизни людей в прошлом

Стихо- творение

Стратонович О. «Хлеб».

Показать детям значение хлеба для здоровья человека. Формировать потребность детей в правильном питании.

Аким Я. А.

«Осень».

Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Орлов В.

 «Живой Букварь».

Формировать представления детей о том, что человек – это часть природы.

Маршак С. Я.

 «Кошкин дом».

Показать детям, как небрежное обращение с огнём, может привести к пожару.

Прибаутка

 «Цынцы-брынцы».

Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям.

Русская народная

небывальщина.

«Ехала деревня».

Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, критичность мышления.

Русские народные потешки

 «Иллюстрации Юрия Васнецова».

Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова. Развивать эстетическую восприимчивость, эстетические чувства детей.

Сказки

Русская народная сказка

 «Крылатый, мохнатый да масляный»,

в обработке Ирины Валерьяновны Карнауховой.

Задачи. Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь детям понять смысл сказки. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Воспитывать в детях уважение к чужому труду.

Материал к деятельности: иллюстрации к сказке.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.

Жили-дружили Кот и Воркот.

Ели они с одного стола,

В окошко глядели с одного угла,

Гулять уходили с одного крыльца . . .

Не послушать ли сказочку опять с конца?

Это присказка, не сказка,

Сказка будет впереди!

— Дети, как вы думаете, о ком или о чём можно сказать крылатый, крылатая, крылатое? (ответы детей).  

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, чётко проговаривая окончания прилагательного.

— О ком или о чём можно сказать мохнатый, мохнатая, мохнатое? (ответы детей).

— О ком или о чём можно сказать масляный, масляная, масляное? (ответы детей).

Дети, я вас расскажу русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный». 

Педагог обращает внимание детей на картину «Крылатый, мохнатый да масляный».

— Как вы думаете, кто это крылатый, мохнатый да масляный? (предположения детей).

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». Слушайте, дети, внимательно!

На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный. 

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил – с полей зёрен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышонок дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол – не нахвалятся.

Воробей говорит: — Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему: — А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает: — Ай, каша, ну и каша – горазда горяча!

А мышонок ему: — А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!

    Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей. «Я, – думает, – целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит – нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышонок с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!  

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили.

На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить. Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:

Прыг – скок, прыг – скок,

Я – масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг – скок, прыг – скок,

Я – масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь–спешишь?

— На охоту.        

— А какую ты, блинок, песенку поёшь?

Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг – скок, прыг – скок,

Я – масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг – скок, прыг – скок,

Я – масленый бок!

— Хорошо поёшь, – говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается.

— Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей: — На сметане да с сахаром!

А лиса ему: — Прыг – скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок – ам!

А блин кричит: — Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на охоту!

А лиса ему: — Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!

А дома-то что делается!

Стал мышонок щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены. «Как, – думает, – блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!» Взял мышонок, да и кинулся в горшок. Обварился, ошпарился, еле выскочил! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Сел на лавку да слезы льёт.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Прибежал блин в избу – сидит мышонок на лавке, шубка у него повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидали, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Педагог обращает внимание детей на картину «Горе да беда».

Тут блин и говорит:

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали–погоревали, да и стали снова жить–поживать по-старому: воробей еду приносить, мышонок дрова рубить, а блин щи да кашу варить.  

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, в весёлые упражнения поиграть предлагаю.

Весёлые упражнения «Избушка».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

На лесной опушке,

Руки в стороны

в тёпленькой избушке,

Руки вверх, соединим пальцы рук.

жили – были три братца:

Поклон, рука правая вниз. Встали прямо.

воробей крылатый,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

мышонок мохнатый,

Присели. Встали.

да блин масляный.

Руками нарисуем большой круг (вверх–в стороны–вниз).

Жили, не тужили,

Пружинка с поворотами.

Друг с другом дружили.

Обнимаем плечи руками.

— Вот и кончилась игра, на беседу нам пора. Сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.  

Вопросы к детям.

  • Дети, как в начале сказки жили воробей, блин и мышонок?

— Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал.  Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

  • Дети, почему воробей предложил поменяться работой?

А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе… Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать: — Завтра же работу поменяем!  

  • Поменялись герои сказки работой, и к чему это привело?

Да, правильно, бедой для всех это обернулось.  

  • Дети, какая беда приключилась с блином? 

— Пошёл блин на охоту в лес и встретил лису. Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!

  • Какая беда приключилась с мышонком?  

 Мышонок обед варил.  Взял мышонок, да и кинулся в горшок. Обварился, ошпарился, еле выскочил! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Сел на лавку да слезы льёт.

  • Какая беда приключилась с воробьём? 

— А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.

  • Когда же, друзья мои, так бывает? 

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.  

Ну, делать нечего, поплакали–погоревали, да и стали снова жить–поживать по-старому: воробей еду приносить, мышонок дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

 

  • Дети, напомните мне, пожалуйста, концовку сказки.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Дети повторяют концовку сказки по одному и хором.

— Сказка – вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»? (ответы детей).

Плохо, дети, бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Русская народная сказка

 «Волк и козлята»,

в обработке Алексея Николаевича Толстого.

Задачи. Напомнить детям русскую народную сказку «Волк и козлята». Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Продолжать знакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.

Козушка-белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

— А я волка не боюсь,

Я серого не страшусь:

Я от серого от волка

Под берёзкой схоронюсь.

— Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая, а разумная. Русская народная сказка «Волк и козлята». 

Педагог рассказывает сказку, делая акцент на выделенном тексте.

Повторяет выделенные фразы два раза.

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шёлковую, пить воду студёную. Как только уйдёт – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла –

Молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдёт в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поёт коза. Вот как-то раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают: «Слышим, слышим – да не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тонюсеньким голосом и не так причитает».

Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел кузнецу себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла –

Молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать, и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть. Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придёт к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберёт всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла –

Молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козлёночек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала – никто ей не отвечает. Видит – дверь отворена, вбежала в избушку – там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка.  Как узнала коза о своей беде, села она на лавку – начала горевать, горько плакать:

Ох, вы детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися – отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костёр горел. Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму. Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да – прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Что наказывала мама козлятам, когда уходила в лес?

Дверь не отворяйте, никого не впускайте.

  •  Как поступали козлята, когда мама уходила в лес?

Как только уйдёт – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

  • Дети, почему козлята открыли волку дверь?

Волк обманул козлят, он изменил голос и правильно повторил слова песни.

  •  Что случилось, когда козлята открыли дверь?

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел.

— Дети, как бы вы поступили на месте козлят? (предположения детей).

— Дети, какое правило поведения с незнакомыми людьми подсказала вам эта сказка? (ответы детей).

Запомните, уважаемые дети, правила эти.

Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком,

И не открывайте тёте, если мама на работе.

Ведь преступник так хитёр:

Притворится что монтёр, или даже скажет он,

Что пришёл к вам почтальон.

В жизни всякое бывает, с тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь!

Если кто-то лезет к вам, поскорей звони 102,

Иль в окошко ты кричи, и на помощь всех зови.

Виталий Валентинович Бианки

«Сова».

Задачи.  Познакомить детей со сказкой Виталия Валентиновича Бианки «Сова», помочь понять смысл сказки. Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи. Показать детям, что человек – часть природы. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку Виталия Валентиновича Бианки «Сова».

      Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

— Здорово, — говорит, — друг!

      А Старик ей: — Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг?

      Рассердилась Сова.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, – сам лови.

      А Старик: — Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

      Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят – перекликаются:

— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
      Мышь Мыши в ответ: — Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

      Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

      А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

      Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

      А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску – волдыри только.

      Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

      А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.

— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

      По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

      А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

      Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять: пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.

      А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

      Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит.  Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут.

Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.  Нечем стало Старику чай белить.

Пошёл Старик Сове кланяться: — Уж ты, Совушка – вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

      А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

—  То-то, — говорит, —  старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.  

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • На что рассердилась Сова?

Летит мимо Сова. — Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей: — Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг?

— Не захотел Старик с Совой дружить, потому что Сова ночью летает, людей сторонится.

  • Дети, как вы думаете, почему у старика не стало молока к чаю?

Сова в дубу сидит, мышей не ловит.  Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.  

  • Дети, как вы считаете, рада была Сова помириться со стариком?

—  Пошёл Старик Сове кланяться: — Уж ты, Совушка – вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. —  То-то, — говорит, —  старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

  • Что произошло, когда Сова простила Старика?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.  Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

— Дети, в нашем удивительном мире всё связано, животные, растения и люди. Все друг другу помогают, свой труд выполняют.

Александра Александровна Лопатина

Марина Владимировна Скребцова

«Как Светик росла».

Задачи. Познакомить детей с авторской сказкой о правах детей. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Развивать познавательный интерес детей.

Чтение.

— Однажды лучик солнца превратил мечту в маленькую девочку. Так у мамы и папы появилась дочка. И назвали они её Светик. Дети, вам мы хотелось узнать, как Светик росла? (ответы детей).

Как Светик росла.

Однажды ночью Светик капризничала и не спала. Родители по очереди пели ей колыбельные песенки, и крошка затихала, но стоило оставить её, как плач начинался снова. Утром измученная мама грустно прошептала: «Доченька, чего тебе не хватает?»

Светик хотела заплакать в ответ, но в этот момент солнечный луч скользнул по лицу девочки. Маленькие розовые ручки потянулись к яркому лучу. Девочка сжала кулачки, и они изнутри засветились, словно там спрятались солнечные зайчики. Потом кулачки разжались, солнечные зайчики выпрыгнули на стенку, а девочка звонко засмеялась. Тогда мама поставила кроватку дочки возле окошка.

С тех пор Светик спокойно лежала в кроватке, смотрела на небо и ждала солнышко. Стоило солнечному лучу коснуться её, щёчки девочки розовели, и она смеялась:

— Здравствуй, лучик. Я ждала тебя.

— Мой свет не мог пробиться сквозь серые тучи, — объяснял Искорка.

— Почему в небе так много серых туч? — спрашивала девочка.

— От заводов в небо поднимается серая пелена, — отвечал лучик.

— Что такое заводы? — интересовалась Светик. — Давай лучше играть, — предлагал лучик вместо ответа и бросал Светику охапку солнечных зайчиков.

Светик и Искорка разговаривали без слов, и взрослые их не слышали, но однажды мама сказала папе:

— Наша дочурка как будто разговаривает с солнышком. Когда оно освещает малышку, она смеётся и машет ручками.

— Нам же солнышко подарило эту девочку, — ответил папа.

Прошёл год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но боялась сама сделать первый шаг. Однажды Искорка прилетел к девочке, когда она сидела на ковре и играла. Светик ухватилась за луч ручкой, поднялась и пошла.

— Представляешь, она сделала сама целых пять шагов. Ей солнечный луч помог, — с гордостью рассказала мама папе вечером.

Каждый ребёнок имеет право на достойную, счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей Голубоглазки была счастливой, — серьёзно заявил папа.

— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы думаете, почему Светик капризничала и не спала?

Утром измученная мама грустно прошептала: «Доченька, чего тебе не хватает?»

Светик хотела заплакать в ответ, но в этот момент солнечный луч скользнул по лицу девочки.

  • Что помешало солнечному лучу приходить к девочке?

— Мой свет не мог пробиться сквозь серые тучи, — объяснял Искорка.

— Почему в небе так много серых туч? — спрашивала девочка.

— От заводов в небо поднимается серая пелена, — отвечал лучик.

  • Дети, как вы считаете, новорождённые дети всё умеют, или им нужно чему-то учится?

Новорождённый ребёнок ничего не умеет. Постепенно он учится пить из чашки, есть с ложки. Когда ребёнок подрастёт, он начинает ползать, а потом учится ходить. Очень страшно встать на ножки и сделать первые шаги. Дети, попросите родителей рассказать, как вы сделали первые шаги.

  • Дети, кто помог Светику сделать первые шаги?

Прошёл год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но боялась сама сделать первый шаг. Однажды Искорка прилетел к девочке, когда она сидела на ковре и играла. Светик ухватилась за луч ручкой, поднялась и пошла.

  • Дети, о каком праве ребёнка вспомнил папа?

Каждый ребёнок имеет право на достойную, счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей Голубоглазки была счастливой, — серьёзно заявил папа.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, какие знания вам подарила эта сказка? (ответы детей).

— Дети, вспомним права детей.

  • Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
  • Каждый ребёнок имеет право на имя и фамилию.
  • Каждый ребёнок имеет право на достойную и счастливую жизнь.

Александра Александровна Лопатина

«Мудрость дерева».

(Для детей 6-7 лет).

Задачи. Познакомить детей со сказкой Александры Александровны Лопатиной «Мудрость дерева», помочь понять смысл сказки. Показать детям значение деревьев в жизни человека. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать в детях эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Мудрость дерева».

В древние времена спросила матушка Земля человека:

— Какие деревья для тебя вырастить, человек?

Жизнь тогда была суровая. Люди голодали и дрались друг с другом из-за еды, поэтому человек попросил:

— Матушка Земля, вырасти дерево, которое очистит сердце человека от злобы. Тогда перестанут сильные люди отбирать у слабых их добычу.

Вырастила матушка Земля берёзку. Полюбовалась она на её белоснежную кору, на гибкие веточки и спрашивает:

— Доволен ли ты, человек, берёзкой?

— Спасибо, матушка Земля, — поклонился человек. — Белая берёзка очистила наши сердца от злобы. Из бересты, коры берёзовой мы посуду, обувь и корзины делаем. Только не могут люди с бедами справиться без мудрости.

Выслушала Земля человека и вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землёй.

— Доволен ли ты, человек? – спросила Земля.

— Очень доволен, — поклонился человек. — Твёрдая древесина дуба нам дома и корабли строить помогает. Его жёлуди нас и животных кормят. Только не хватает людям доброты. Болеть они стали.

— Хорошо, выращу я для тебя липу, человек, – ответила матушка Земля. – Её листочки на сердечки будут похожи, и она научит людей доброте.

Вскоре выросла на земле липа – доброе дерево.

— Спасибо за липу, матушка Земля, — поблагодарил человек. — Древесина этого доброго дерева такая мягкая, что из неё мы ложки и чашки делаем, а липовый цвет людей от простуды лечит. Вдохнёшь медовый липовый аромат, и на душе легче. Только не хватает людям щедрости, не умеют они делиться.

Подумала матушка Земля и вырастила рябинку щедрое дерево.

Осенью рябинка гнётся под ярко-красными гроздьями ягод, ждёт, когда за ними птицы и звери придут.

Много разных деревьев вырастила матушка Земля. Тысячи деревьев, тысячи сокровищ… Шумит лес разными голосами и всем дарит свои сокровища. Кому грибы да ягоды для еды, кому древесину для хозяйства, кому листья да почки для здоровья, а кому – мудрость для сердца.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, что матушка Земля решила подарить людям?

 В древние времена спросила матушка Земля человека:

— Какие деревья для тебя вырастить, человек?

  • Какое дерево очистила сердца людей от злобы?

Белая берёзка очистила наши сердца от злобы.

  • Какие предметы быта дарит людям берёза?

Из бересты, коры берёзовой мы посуду, обувь и корзины делаем.

  • Какое дерево подарило людям мудрость?

 Только не могут люди с бедами справиться без мудрости. Выслушала Земля человека и вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землёй.

  • Чем помогает дуб людям?

 Твёрдая древесина дуба нам дома и корабли строить помогает. Его жёлуди нас и животных кормят.

  • Какое дерево научило людей доброте?

— Хорошо, выращу я для тебя липу, человек, – ответила матушка Земля. – Её листочки на сердечки будут похожи, и она научит людей доброте. Вскоре выросла на земле липа – доброе дерево.

  • Чем поделилась липа с людьми?

Древесина этого доброго дерева такая мягкая, что из неё мы ложки и чашки делаем, а липовый цвет людей от простуды лечит. Вдохнёшь медовый липовый аромат, и на душе легче.

  • Какое дерево научило людей щедрости?

Только не хватает людям щедрости, не умеют они делиться.

Подумала матушка Земля и вырастила рябинку щедрое дерево. Осенью рябинка гнётся под ярко-красными гроздьями ягод, ждёт, когда за ними птицы и звери придут.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила сказка «Мудрость дерева»? (Ответы детей).

—  Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она. Чтобы стать настоящим человеком нужно очистить сердце от злобы, как берёзка, быть мудрым, как дуб, добрым, как липа, и щедрым, как рябина.

Рассказы

Константин Дмитриевич Ушинский

«Как рубашка в поле выросла».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла», с этапами изготовления изделий изо льна. Формировать элементарные представления детей об истории нашего народа через знакомство с образом жизни людей в прошлом. Поощрять желание детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать уважение детей к нелёгкому труду женщин.

Чтение.

— Давным-давно жил да был русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский. Константин Дмитриевич любил рассказывать детям поучительные истории. Одна из его историй называется «Как рубашка в поле выросла». Дети, а вы знаете, как растут рубашки в поле? (ответы детей).

— Слушайте внимательно. Эта история произошла в давние-давние времена.

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: — Что ты, тятя, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка». Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть, и всякий раз говорили девочке: — Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, – подумала Таня, – но рубашечек таких я ни на ком не видала». Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, – думает Таня, – а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

— Этой истории конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, лён – это растение. Дети, как вы думаете, где лён найти?

— Весной в поле лён сеяли. Летом сорняки пололи. Созревший лён выдёргивали.

  • Дети, как из льна получают нити?

— Лён в поле растили, в речки стебли льна мочили. В тенёчке сушили. На мялке – мяли. Трепалом – трепали. Чесалом – чесали. На прялке – волокна льна пряли. Веретено в руках пряхи вертится, нить на веретено накручивается.

  • Дети, как из нитей сшить рубашку? 

Нити в ткацкий станок заправляли, из нитей холст ткачихи ткали.

  • Дети, как из ткани сшить рубашку?

Портнихи ткань кроили. Швеи из деталей рубашки шили. Вышивальщицы вышивкой рубашку украшали. Льняные рубашки хороши, для тела приятны они. Дети, наши девушки и женщины – рукодельницы, нити прядут, ткани ткут, одежду шьют, вышивкой украшают. Вы согласны? (ответы детей).

Дети, какие у вас есть вопросы о том, как льняные рубашки шьют?

        Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Чудесно! Спасибо, дети! Мне было приятно с вами беседовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.

Стихотворения

Ольга Стратонович

«Хлеб».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Ольги Стратонович «Хлеб». Показать детям значение хлеба для здоровья человека. Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему хлеб называют кормильцем?  (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.  Я думаю это стихотворение отвечает на наш вопрос.

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почёте посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдёшь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей –

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

— Дети, хлеб – наш кормилец, здоровье оберегает, энергией и силой наполняет. Дети, в начале и в конце обеда, для здоровья, съешьте кусочек хлеба.  

Яков Лазаревич Аким

«Осень».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Якова Лазаревича Акима «Осень». Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детского поэта Якова Лазаревича Акима «Осень».

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стёкла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла.

Воет, воет

За окном

Недовольный ветер.

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи

В запертые сени;

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья.

Руки тянутся к теплу,

Стекла запотели.

На стене

И на полу

Заплясали тени.

Собирайтесь у меня

Слушать сказку

У огня!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Какая осень в стихотворение поэта Акима?

— Осень поздняя, дождливая, ветреная.

  • Как поэт показал, что осень дождливая?

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стёкла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла.

  • Как поэт показал, что осень ветреная?

Воет, воет

За окном

Недовольный ветер.

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

  • Дети, как вы думаете, страшен ли людям дождь и ветер?

Ветер, ветер, не стучи

В запертые сени;

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья.

— Людям не страшен холод поздней осени, они в тёплом доме. Поэт приглашает детей «Собирайтесь у меня слушать сказку у огня!» 

Владимир Орлов

 «Живой Букварь».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Владимира Орлова «Живой Букварь». Формировать представления детей о том, что человек – это часть природы. Воспитывать в детях уважительное отношение к миру природы.

Чтение.

 Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все, по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, кто нас по мнению поэта учит пению?

Птицы учат пению.

  • Как вы думает, почему паучок учит терпению?

— Паучок старательно и терпеливо плетёт свою паутину. А если её кто-то порвёт, он снова терпеливо плетёт паутину.

  • Дети, кто обучает нас по мнению поэта труду?

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все, по справедливости.

  • Дети, кто нас учит доброте?

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

  • Дети, кто нас учит дружбе?

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

 «Нас в любое время года учит мудрая природа». Дети, как мы должны относиться к природе, к её детям: растениям, животным? (ответы детей).

Природа – это наш большой дом.  Чтобы красота Природы радовала нас долгие годы, мы должны бережно относится к растениям и животным, не загрязнять окружающую среду.

Самуил Яковлевич Маршак 

 «Кошкин дом».

(отрывок)

Задачи. Познакомить детей с отрывком из пьесы Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям, как небрежное обращение с огнём, может привести к пожару. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Формировать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Чтение.

— Дети, жила была кошка. А у кошки был новый деревянный дом. Кошка любила греться возле печки. А топил печку кот Василий. Но вот однажды гостили у кошки соседи, все веселились и кот Василий забыл закрыть дверцу печи.

Хозяйка и Василий,

Усатый старый кот,

Не скоро проводили
Соседей до ворот.

Словечко за словечком —
И снова разговор,

А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье —
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним —
И вдруг заголосили:

Пожар! Горим! Горим!

С треском, щёлканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Как увидели грачи

Это пламя с каланчи,

Затрубили, зазвонили:

Тили-тили, тили-тили,

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Эй, работнички-бобры,

Разбирайте топоры,

Балки шаткие крушите,

Пламя жаркое тушите.

Вот уж скоро, как свеча,

Загорится каланча!

Чёрный дым по ветру стелется,

Плачет кошка – погорелица...
Нет ни дома, ни двора,

Ни подушки, ни ковра!

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.  

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы считаете, почему загорелся кошкин дом?

— Кот Василий оставил печку без присмотра.

  • Дети, как вы думаете, из чего был построен кошкин дом?  

— Дом у кошки деревянный, а дерево очень хорошо горит.

  • Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя внимательно и скажите: что у нас в группе деревянное?
  • В доме у кошки огонь поднялся к потолку по шторам. А из чего сделаны шторы?

— Правильно, ткань тоже быстро загорается.

  • Дети, назовите, пожалуйста, что шьют из ткани?
  •  А ещё очень быстро загорается бумага. Что у нас группе бумажное?

— Дерево, ткань, бумага быстро загораются.

  • Дети, когда дерево, бумага, ткань могут загореться?

— Если искра огня попадёт на эти предметы, они загорятся. И разгорается пожар.

  • Дети, какие беды приносят пожары?  

— Не зря народ говорит: «Ночью и днём будь осторожен с огнём». Дети, какие правила пожарной безопасности вы знаете? (ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила пожарной безопасности.

  • Спички — не игрушка, с огнём нельзя играть.
  • С огнём нужно обращаться внимательно, следить за ним.
  •  Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.

Русская народная прибаутка

 «Цынцы-брынцы».

Задачи. Познакомить детей с русской народной прибауткой «Цынцы-брынцы». Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям.

Чтение.

— Дети, какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей).

— Гармонь, балалайка, жалейка и многие другие. Дети, как вы думаете, какому русскому народному инструменту, подходят слова «Цынцы-брынцы»? (ответы детей).

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно русскую народную прибаутку «Цынцы-брынцы». Педагог читает потешку, меняя голос, чтобы показать диалог двух людей.

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, что ты купишь?

Цынцы-брынцы, молоток.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, поиграйка.

Цынцы-брынцы, не хочу!

Цынцы-брынцы, спать пойду!

— Прибаутка «Цынцы-брынцы» – это диалог, беседа между двумя людьми.

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, что ты купишь?

Цынцы-брынцы, молоток.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, поиграйка.

Цынцы-брынцы, не хочу!

Цынцы-брынцы, спать пойду!

— Дети в игру играем, диалог повторяем. Я – начинаю диалог, вы хором отвечаете.

Педагог и дети читают потешку.

— Дети, кто желает выступать, диалог со сцены прочитать.

Из желающих детей, педагог выбирает пару. Дети самостоятельно распределяют роли. Дети и педагог оценивают выступление хлопками.

Диалог повторяет следующая пара.

Пальчиковая игра   «Цынцы-брынцы».

Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Формировать умение детей управлять своими движениями.

Игра.

— Дети, в цынцы-брынцы, мы играем, народную прибаутку пальцами изображаем.  Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя слова текста.

Цынцы-брынцы,

куда едешь?

Замочек открываем и закрываем.

ПИ Капуста (1)

Цынцы-брынцы,

в городок.

Показываем домик.

Дом

Цынцы-брынцы,

что ты купишь?

Замочек открываем и закрываем.

ПИ Капуста (1)

Цынцы-брынцы,

молоток.

Стучим кулаком об кулак.

Молоток

Цынцы-брынцы,

 балалайка,

Поднимем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ПИ Капуста (2)

Цынцы-брынцы,  

поиграйка.

Шевелим пальчиками обеих рук.

Поиграйка

Цынцы-брынцы,

 не хочу!

Погрозим указательным пальцем правой руки

Грозим пальчиком

Цынцы-брынцы,

спать пойду!

Наклоним голову,

положим ладошку под щёку, спим.

Спим

— Восхитительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, прибаутку рассказали.

“Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное”.

Русская народная

небывальщина – прибаутка

«Ехала деревня».

Задачи. Познакомить детей с русской народной небывальщиной «Ехала деревня». Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, критичность мышления. 

Чтение. 

— Дети, как вы думаете, что такое небывальщина? (предположения детей).

Небывальщина – это то, что не бывает, небылица, фантазия. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно русскую народную небывальщину – прибаутку.

Педагог читает прибаутки, голосом показывая своё удивление.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собачки

Лают ворота,

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Лошадь ела кашу,

А мужик овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик повёз. 

— Дети, небывальщину найдите, небылицы назовите? (ответы детей).

Педагог читает четверостишья. Дети называют небылицы.

— Замечательно, дети! Небывальщину отгадали, небылицы правильно назвали.

Русские народные потешки

 «Иллюстрации Юрия Васнецова».

Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова. Формировать умение детей всматриваться в иллюстрации художника, соотносить текст потешки с рисунком, замечать характерные детали сказочного образа. Обратить внимание детей на элементы народных росписей в творчестве Васнецова. Развивать эстетическую восприимчивость, эстетические чувства детей.

Экспонаты выставки. Портрет Юрия Алексеевича Васнецова. Дымковская игрушка.

Книги (песенки, потешки, сказки) с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

Презентация «Иллюстрации Юрия Васнецова».

Беседа. 

Дети, вы знаете, что такое потешки? (ответы детей).

Потешки – это небольшие забавные стихотворения, которые мамы сочиняли для игр с детьми. Мамы тешили детей, то есть играли с ними.

Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!

Гули, гули, полетели

На головку гули сели

Сели, посидели

Опять полетели

— Когда дети выросли, они читали потешки своим детям. Так потешки дошли до наших

дней. Фольклористы русские потешки и сказки записывали. Художники–иллюстраторы к потешкам и сказкам картинки рисовали, детей забавляли.

Педагог привлекает внимание детей к выставке книг, предлагает посмотреть иллюстрации в книгах.

— Дети, я хочу вам рассказать об удивительном русском художнике-иллюстраторе, художнике-сказочнике Юрии Алексеевиче Васнецове.

Педагог обращает внимание детей на портрет художника.

     В городе Кирове на реке Вятка жил мальчик Юра. А недалеко, в Дымковской слободе мастерицы лепили и расписывали удивительные игрушки. Дети, какие игрушки создавали в Дымковской слободе? (ответы детей).

 С детства полюбил Юра яркую, весёлую дымковскую игрушку. Когда Юрий вырос и стал художником, он с удовольствие иллюстрировал книги с русскими сказками, потешками, песенками. В его иллюстрациях мы видим образы дымковской игрушки: волнистые линии, точки, мелкие штрихи.

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к потешке «Конь».

— Дети, как вы думаете, к какой потешке эта иллюстрация? (ответы детей).

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой позвякивает.

Все колечушки-то бряк, бряк, бряк.

Золотые они, звяк, звяк, звяк.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно, какой конь на иллюстрации художника Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).

Конь вороной в яблочках, грива и хвост коня украшены бантами. Дети, что окружает коня на иллюстрации? (ответы детей).

— Под ногами коня трава и цветы, рядом река, с уточками. Над конём летят утки, у некоторых из них в клювах букеты цветов. Вдали, мы видим лес и деревню. А за деревней всходит огромное, весёлое солнце. Своими лучами оно освещает всё вокруг и поэтому фон иллюстрации какого цвета? (ответы детей).

— Иллюстрация к потешке «Конь» яркая, солнечная, весёлая на жёлтом фоне.

Педагог обращает внимание детей на иллюстрации к разным потешкам.

— Дети, я прочитаю вам потешку, а вы найдите иллюстрацию к этой потешке. Слушайте, пожалуйста, внимательно!

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород —

Всполошится весь народ,

И петух, и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать.

Станут котю угощать.

— Дети, какая из иллюстраций подходит к этой потешке? (ответы детей).

— Дети, какой кот на иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород —

Всполошится весь народ,

И петух, и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать.

Станут котю угощать.

Кот нос к верху поднял, хвост распушил, подбоченился. Все кота хвалят, все восхваляют. Загордился наш котик, ни на кого не смотрит.

— Дети, внимание ваше привлекаю, новую потешку читаю.

Как у нас-то козёл

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

— Дети, какая из иллюстраций подходит к этой потешке? (ответы детей).

— Дети, какой козёл на иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).

Как у нас-то козёл

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Козёл работящий, деловой. Идёт, тяжёлые ведра на коромысле несёт.

— Дети, внимание ваше привлекаю, новую потешку читаю.

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

— То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

— Дети, какая из иллюстраций подходит к этой потешке? (ответы детей).

— Дети, какая свинка на иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова? (ответы детей).

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

— То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

Свинка взволнованная, руки вверх подняла, рот приоткрыла: «Ах, какой сыночек!»

А сыночек – поросёнок, подбоченился, важно шагает в красных сапога. Хвостик крючком, нос пяточком! Дети, многие художники очеловечивают сказочных героев, рисуют животных похожими на людей. Как, по вашему мнению, очеловечил героев потешек Юрий Алексеевич Васнецов? (ответы детей).

— Животные на иллюстрациях художника ходят на двух ногах, частично одеты в русскую народную одежду.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки

Топы, топы по лавочке!

Цапы. цапы за лапочки!

— Дети, вам понравились иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова к русским народным потешкам? (ответы детей).

— Иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова яркие и образные. Дети, какие потешки вам ещё прочитать?

Педагог читает русские народные потешки по желанию детей.

Дети рассматривают иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «День знаний». Картотека бесед....

Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Я - человек. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Я - человек». Лексическая тема «Части тела человека»...

Волкова Н.А. Наш быт. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Наш быт». Лексическая тема «Мебель»....

Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....