Волкова Н.А. Наш быт. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Наш быт». Лексическая тема «Мебель».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._nash_byt._chitaem_detyam_5-7_let.docx216.59 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Наш быт».

Лексическая тема «Мебель».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.     

 Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Сказки

Александрова Т.И.

«Домовёнок Кузька».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Александрова Т.И.

 «Светик – трёхцветик».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Расширять знания детей о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Прохорова И.Б.

Романюк Т.В.

«Колобок –

 палёный бок».

Подвести детей к пониманию необходимости безопасного обращения с огнём. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Лопатина А.А.

Скребцова М.В.

«Счастье семьи».

Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей.

Рассказы

Пермяк Е.А.

«Как Маша стала большой».

Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать положительное отношение детей к труду.

Шалаева Г.П.

«Столяр».

Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес детей.

Стихо- творение

Барто А.Л.

«Помощница».

Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.

Ильин Е.И.

«Солнечной факел».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение.

Здоровцев В.

«Русская  земля».

Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову.

Плещеев А.Н.

 «Осенние стихи».

Формировать интерес детей к пейзажной лирике. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения.

Тувим Юлиан «Стол».

Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать уважение детей к профессии столяр.

Нищева Н.В.

«Стихи про мебель».

Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия мебели. Расширять кругозор детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Сказки

Татьяна Ивановна Александрова

«Домовёнок Кузька».

Задачи.  Познакомить детей со сказкой Татьяны Ивановны Александровой «Домовёнок Кузька». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Чтение.

1 день.

— Дети, сегодня мы начнём читать авторскую сказку русской писательницы Татьяны Ивановны Александровой. Называется она «Домовёнок Кузя». Вы знаете, кто такой домовой? (ответы детей).

Домовой – это волшебный невидимый покровитель дома и всех тех, кто живёт в этом доме. Домовёнок – это маленький домовой.

 Я начинаю чтение сказки. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

Под веником кто-то был.

Девочка взяла веник да так и села на пол – до того испугалась.  Под веником кто-то был! Небольшой, лохматый, в красной рубахе, блестит глазами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: "Может, это ёжик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ёжик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводные игрушки не умеют кашлять и так громко чихать".

— Будьте здоровы! — вежливо сказала девочка.

— Ага, — басом ответили из-под веника. — Ладно. А-апчхи!

     Девочка так испугалась, что все мысли сразу выскочили у неё из головы, ни одной не осталось. Звали девочку Наташей. Только что вместе с папой и мамой они переехали на новую квартиру. Взрослые укатили на грузовике за оставшимися вещами, а Наташа занялась уборкой. Веник отыскался не сразу. Он был за шкафами, стульями, чемоданами, в самом дальнем углу самой дальней комнаты. И вот сидит Наташа на полу, в комнате тихо-тихо.  Только веник шуршит, когда под ним возятся, кашляют и чихают.

— Знаешь, что? — вдруг сказали из-под веника — Я тебя боюсь.

— И я вас, — шёпотом ответила Наташа

— Я боюсь гораздо больше. Знаешь, что? Ты отойди куда-нибудь подальше, а я пока убегу и спрячусь.

     Наташа давно бы сама убежала и спряталась, да у неё от страха руки и ноги перестали шевелиться

— Знаешь, что? — немного погодя спросили из-под веника. — А может, ты меня не тронешь?

— Нет, — сказала Наташа.

— Не поколотишь? Не жваркнешь?

— А что такое "жваркнешь"? — спросила девочка,

 —  Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь – всё равно больно, — сообщили из-под веника.

     Наташа сказала, что никогда не... Ну, в общем, никогда не стукнет и не поколотит.

— И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда меня за уши дёргают или за волосы.

 

  Девочка объяснила, что тоже этого не любит и что волосы и уши растут совсем не для того, чтобы за них дёргать.

— Так-то оно так... — помолчав, вздохнуло лохматое существо. — Да видно, не все про это знают... — И спросило: — Дряпать тоже не будешь?

— А что такое "дряпать"?

    Незнакомец засмеялся, запрыгал, веник заходил ходуном.  Наташа кое-как разобрала сквозь шуршание и смех, что "дряпать" и "царапать" –  примерно одно и то же, и твёрдо пообещала не царапаться, ведь она – человек, а не кошка. Прутья у веника раздвинулись, на девочку посмотрели блестящие чёрные глаза, и она услышала:

— Может, и свориться не будешь? Что такое "свориться", Наташа опять не знала. Вот уж лохматик обрадовался, заплясал, запрыгал, руки-ноги болтались и высовывались за веником во все стороны.

— Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – всё попусту, что ни спросишь – всё без толку!

     Незнакомец вывалился из-за веника на пол, лаптями в воздухе машет:

— Охти мне, батюшки!  Охти мне, матушки!  Вот тетёха, недотёпа, невразумиха непонятливая! И в кого такая уродилась? Ну, да ладно. А я-то на что? Ум хорошо, а два лучше того!

     Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся. Лохматик заметил, что его разглядывают, убежал за веник и оттуда объяснил:

 — "Свориться" – значит ссориться, ругаться, позорить, дразниться – всё едино обидно.

     И Наташа поскорее сказала, что ни разу, никогда, нипочём его не обидит.

Услышав это, лохматик выглянул из-за веника и решительно произнёс:

— Знаешь, что? Тогда я совсем тебя не боюсь. Я ведь храбрый!

— Вот так познакомились Наташа и домовёнок. Дети, вы обратили, что домовёнок произносит очень много незнакомых слов. Это старорусские слова. Потому что домовые – существа древние, волшебные. А что было дальше, мы узнаем завтра.

2 день.

— Дети, продолжаем чтение авторской сказки русской писательницы Татьяны Ивановны Александровой «Домовёнок Кузя». Кто помнит, что произошло в первой главе? (ответы детей).

— Читаем дальше. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

Банька.

— Ты кто? — спросила девочка.

— Кузька, — ответил незнакомец.

— Это тебя звать Кузька. А кто ты?

— Сказки знаешь?  Так вот.  Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай.

— Нет у нас баньки, — огорчённо сказала девочка.

     Кузька презрительно фыркнул, расстался, наконец, с веником и побежал, держась на всякий случай подальше от девочки, добежал до ванной комнаты и обернулся:

— Не хозяин, кто своего хозяйства не знает!

— Так ведь это ванна, а не банька, — уточнила Наташа.

— Что в лоб, что по лбу! — отозвался Кузька.

— Чего, чего? — не поняла девочка.

— Что об печь головой, что головою об печь – всё равно, все едино! — крикнул Кузька и скрылся за дверью ванной комнаты.

     А чуть погодя оттуда послышался обиженный вопль: — Ну, что же ты меня не паришь?

     Девочка вошла в ванную. Кузька прыгал под раковиной умывальника. В ванну он лезть не захотел, сказал, что слишком велика, водяному впору. Наташа купала его прямо в раковине под краном с горячей водой. Такой горячей, что руки едва терпели, а Кузька знай себе покрикивал: — А ну, горячей, хозяюшка! Наддай парку! Попарим молодые косточки!

     Раздеваться он не стал.  

 — Или мне делать нечего?  — рассуждал он, кувыркаясь и прыгая в раковине так, что брызги летели к самому потолку. — Снимай кафтан, надевай кафтан, а на нём пуговиц столько, и все застёгнуты. Снимай рубаху, надевай рубаху, а на ней завязки, и все завязаны. Эдак всю жизнь раздевайся – одевайся, расстёгивайся – застёгивайся. У меня поважнее дела есть. А так сразу и сам отмоюсь, и одёжа отстирается.

     Наташа уговорила Кузьку хоть лапти снять   и   вымыла их мылом чисто – начисто.      Кузька, сидя в раковине, наблюдал, что из этого выйдет. Отмытые лапти оказались очень красивыми – жёлтые, блестящие, совсем как новые.

Лохматик восхитился и сунул под кран голову.

— Пожалуйста, закрой глаза покрепче, — попросила Наташа. — А то мыло тебя укусит.

— Пусть попробует! — проворчал Кузька и открыл глаза как можно шире.

     Тут он заорал истошным голосом и напробовался мыла. Наташа долго споласкивала его чистой водой, утешала и успокаивала. Зато отмытые Кузькины волосы сверкали, как золото.

— Ну-ка, — сказала девочка, — полюбуйся на себя! — и протёрла зеркало над раковиной.

     Кузька полюбовался, утешился, одёрнул мокрую рубаху, поиграл кистями на мокром поясе, подбоченился и важно заявил:

— Ну что я за добрый молодец. Чудо! Загляденье, да и только! Настоящий молодец!

— Кто же ты, молодец или молодец? — не поняла Наташа.

     Мокрый Кузька очень серьёзно объяснил девочке, что он сразу и добрый мóлодец, и настоящий молодѐц.  

— Значит, ты – добрый? — обрадовалась девочка.

— Очень добрый, — заявил Кузька. — Среди нас всякие бывают: и злые, и жадные.  А я –

добрый, все говорят.    

— Кто все? Кто говорит?

     В ответ Кузька начал загибать пальцы:

— В баньке я паренный?  Паренный. Поенный?  Поенный.  Воды досыта нахлебался. Кормленный?  Нет. Так что ж ты меня спрашиваешь? Ты молодѐц, и я молодѐц, возьмём по ковриге за конец!        

— Что, что? — переспросила девочка.

— Опять не понимаешь, — вздохнул Кузька. — Ну, ясно, сытый голодного не разумеет. Я, например, ужасно голодный. А ты?

     Наташа без лишних разговоров завернула добра мóлодца в полотенце и быстро понесла на кухню. По дороге Кузька шепнул ей на ухо:

— Я-таки наподдал ему, как следует, этому мылу твоему. Как жваркну его, как дряпну – больше не будет свориться.

— Дети, а что было дальше, мы узнаем завтра.

3 день.

— Дети, продолжаем чтение авторской сказки русской писательницы Татьяны Ивановны Александровой «Домовёнок Кузя». Кто помнит, что произошло в предыдущих главах? (ответы детей).

— Читаем дальше. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

Олелюшечки.

      Наташа усадила мокрого Кузьку на батарею. Рядом лапти положила, пускай тоже сохнут. Если у человека мокрая обувь, он простудится. Кузька совсем перестал бояться. Сидит себе, придерживая каждый лапоть за верёвочку, и поёт:

— Истопили баньку, вымыли Ваваньку. Посадили в уголок, дали кашечки комок!

     Наташа придвинула к батарее стул и сказала:

— Закрой глаза!

Кузька тут же зажмурился и не подумал подглядывать, пока не услышал:

— Пора! Открывай!

     На стуле перед   Кузькой стояла коробка   с   пирожными, большими, прекрасными, с зелёными листиками, с белыми, жёлтыми, розовыми цветами из сладкого крема. Мама купила их для новоселья, а Наташе разрешила съесть одно или два, если уж она очень соскучится.

— Выбирай какое хочешь! — торжественно сказала девочка.

     Кузька заглянул в коробку, наморщил нос и отвернулся:

— Это я не ем. Я – не козёл. Девочка растерялась. Она очень любила пирожные.  При чём тут козёл?

— Ты только попробуй, — нерешительно предложила она.

— И не проси! — твёрдо отказался Кузька и опять отвернулся. Да как отвернулся! Наташа сразу поняла, что значит слово "отвращение". — Поросята пусть пробуют, лошади, коровы. Цыплята поклюют, утята-гусята пощиплют. Ну, зайцы пусть побалуются, леший пообкусывает. А мне... — Кузька похлопал себя по животу, — мне эта пища не по сердцу, нет, не по сердцу!

—Ты только понюхай, как пахнут, — жалобно попросила Наташа.

— Чего-чего, а это они умеют, — согласился Кузька. — А на вкус трава травой.

     Видно, Кузька решил, что его угощают настоящими цветами: розами, ромашками, колокольчиками.  Наташа засмеялась. А надо сказать, что Кузька больше всего на свете не любил, когда над ним смеются. Если над кем-нибудь ещё, то, пожалуйста. Можно иногда и самому над собой посмеяться. Но чтоб другие смеялись над ним без спроса, этого Кузька терпеть не мог. Он тут же схватил первое попавшееся пирожное и отважно сунул его в рот. И сейчас же спросил: — Фафа фефеф или фто  фофофаеф?

   Девочка не поняла, но лохматик, мигом расправившись с пирожным и запустив руку в коробку, повторил:

— Сама печёшь или кто помогает? — И давай пихать в рот одно пирожное за другим.

     Наташа задумалась, что она скажет маме, если Кузька нечаянно съест все пирожные.      Но он съел примерно штук десять, не больше. И, на прощание, заглянув в коробку, вздохнул:

— Хватит. Хорошенького понемножку. Эдак нельзя: все себе да себе. Надо и о других подумать. — И начал считать пирожные: — Тут ещё осталось угостить Афоньку,  Адоньку, Вуколочку. И Сосипатрику хватит, и Лутонюшке, и бедненькому Кувыке.

Я их тоже сначала обману: ешьте, мол, ешьте, угощайтесь! Пусть тоже думают, что цветами потчую. И угостим, и насмешим, то-то все будут рады-радехоньки!

     Нахохотавшись всласть, Кузька обернулся к   Наташе и заявил, что олелюшечек никак не хватит.

— Чего не хватит? — рассеянно спросила девочка. Она всё думала, что сказать маме о пирожных, а ещё думала про Адоньку, Афоньку, Вуколочку.

— Олелюшечек, говорю, на всех не хватит.  Не красна изба углами, а красна пирогами. Эдаких вот, с цветами! — Кузька даже рассердился и, видя, что девочка не понимает, о чём речь, ткнул пальцем в пирожные: — Вот они, олелюшечки, эти самые пироги цветочные!  Я ж   говорю, невразумиха ты непонятливая, а ещё смеёшься!

— Дети, а что было дальше, мы узнаем завтра.

4 день.

— Дети, продолжаем чтение авторской сказки русской писательницы Татьяны Ивановны Александровой «Домовёнок Кузя». Кто помнит, что произошло в предыдущих главах? (ответы детей).

— Читаем дальше. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

То тепло, то холодно.

— Дверь обить не желаете? — спросил незнакомый дяденька.  — Чёрная клеёночка имеется и коричневого цвета. Да ты одна, что ли, дома, девочка? Спрашивать надо, спрашивать, когда дверь отпираешь, и чужим не открывать. Говоришь вам, говоришь, учишь вас, учишь, — ворчал дяденька, стучась в соседнюю дверь.

     Наташа вернулась в кухню. Кузьки на подоконнике не было, коробки с пирожными тоже, только лапти сохли на батарее.

— Кузенька! — позвала Наташа.

— Ку-ку! — откликнулись из угла.  Там, под раковиной, был аккуратный белый шкафчик, куда ведро ставят для мусора.  Из этого-то шкафчика и выглянула весёлая Кузькина мордочка.

— Ах вы, сени мои, сени!  Сени новые мои! — вопил он, приплясывая, когда Наташа заглянула в шкафчик. — Добро пожаловать!  Будьте как дома! Ну не чудо ли и не красота! Гляди, какой славный домик я себе отыскал! Как раз по росту. И олелюшечки уместились! И гости поместятся, если по одному будут приходить. А что внутри он белый, так мы его раскрасим. На этой стенке лето нарисуем, на той осень, здесь весну, бабочки летают. А дверь пусть остаётся белой, как зима. Место тихое, укромное, кто не надо – не заглянет.

— Заглянут, — вздохнула Наташа. — Сюда ведро помойное ставят.

— Глупости какие! — сказал Кузька, вылезая из шкафчика. — Изгваздать такую красоту! Ума нет.

 — А куда ж мусор бросать?

— А вон куда! — И Кузька показал на окно. Девочка не согласилась. — Что-ж это будет? Идёт по тротуару прохожий, а на него сверху очистки всякие падают, объедки, огрызки.

— Ну и что? — сказал Кузька.  Отряхнулся и пошёл себе дальше.

     И тут в дверь опять постучали

— Здравствуйте!  Я ваша соседка, —  сказала незнакомая женщина в переднике.

— У вас не найдётся коробки спичек?

     Наташа, загораживая дорогу в кухню, сказала, что спичек нет и никого нет.

— А почему дверь открываешь, не спрашивая?  — улыбнулась соседка и ушла.

   

  В кухне на батарее сох один лапоть. Кузька снова исчез.

     — Кузенька! — позвала Наташа.

     Никто не ответил. Она опять позвала. Откуда-то послышался шорох, тихий смех и приглушенный Кузькин голос: — Идёт мимо кровати спать на полати.  

Искала Наташа, искала – Кузька будто провалился. Надоело ей искать.

— Кузенька, где ты?

     Послышалось хихиканье и неизвестно откуда ответили:

Если я скажу "холодно", значит, там меня нету, а скажу "тепло", там я и есть. Наташа вышла в коридор.

Эх, морозище-мороз отморозил девке нос! — заорал невидимый Кузька.

     Девочка вернулась в кухню.

Мороз невелик, а стоять не велит!

     Она заглянула в белый шкафчик под раковиной.

—  Стужа да мороз, на печи мужик замёрз! Наташа сделала шаг к газовой плите, и погода сразу улучшилась:

— Сосульки тают! Весна-красна, на чём пришла? На кнутике, на хомутике!

     У плиты наступило лето. Открыв духовку, Наташа увидела на противне Кузьку, который вопил, не жалея голоса:

— Обожжёшься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно!

—  Это ты сгоришь!  — сказала Наташа и стала объяснять про газовую плиту и про духовку. Недослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту.

— Вот беда-беда-огорчение! Я-то думал, это будет мой домик, тихонький, укромненький, никто не заглянет. А сам, страх подумать, в печи сидел!  Ах ты батюшки!

     Наташа стала его утешать

— Я твоей плиты не боюсь, зря не укусит, — махнул рукою Кузька. —  Я огня боюсь.

     Кузька сел на коробку с пирожными и пригорюнился:

— И лаптей жалко, и рубахи, а больше всего своей головушки. Я ж молоденький, семь веков всего, восьмой пошёл ...

— Семь лет, — поправила Наташа. — Как мне.

—  У вас годами считают, —  уточнил Кузька, —  у нас – веками, в каждом веке –   сто лет. Вот моему дедушке сто веков с лишним. Не знаю, как ты, а мы с огнём не водимся. Играть он не умеет, шуток не любит.  Кто-кто, а мы это знаем.  Дедушка нам говорил: "Не играйте с огнём, не шутите с водой, ветру не верьте".

— Дети, понравилась вам сказка Татьяны Ивановны Александровой «Домовёнок Кузя». Много ещё разных историй приключилось с Кузей. Попросите дома родителей почитать вам про домовёнка Кузю.

Татьяна Ивановна Александрова

 «Светик – трёхцветик».

Задачи. Познакомить детей со сказкой Татьяны Ивановны Александровой «Светик – трёхцветик». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Расширять знания детей о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Чтение.

— Дети послушайте, пожалуйста, авторскую сказку русской писательницы Татьяны Ивановны Александровой о маленьком светофоре. Сказка называется «Светик – трёхцветик».

Жил-был маленький светофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрёстке двух небольших улиц и смотрел сначала зелёным глазом налево, красным – направо, а потом жёлтыми глазами туда и сюда. Стоит и смотрит день и ночь. А мимо едут машины – большие, средние и маленькие; идут или бегут люди – маленькие, большие, средние.

Светик заметил. Что и машины, и люди больше всего рады зелёному свету. Посмотрит Светик зелёным глазом – сразу же машины и люди весело и бодро двигают колёсами или ногами. У кого что есть. Посмотрит красным – все останавливаются в нетерпении, дают задний ход, фырчат и ворчат.

 Идите, бегите, мчитесь! – радостно сообщал Светик всем, кому светил зелёным глазом. А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом: Подождите, уступите, потерпите! Через миг я и вам зажгу зелёный свет.

И так день и ночь. И всё время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-либо «нет». Особенно если он спешит. И однажды Светик решил: «Пусть всем будет хорошо! Буду смотреть и направо, и налево зелёными глазами!»

О! Если бы это произошло, все бы затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Машины налетели бы друг на друга, а люди бы попали бы под машины!

Но, к счастью, Светик мог смотреть и налево, и направо только жёлтыми глазами. Одни машины остановились на жёлтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не двинулся с места.

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, – подумал Светик, – и чуть было всех не погубил!» И опять вместо двух жёлтых глаз зелёный посмотрел налево:

 Идите, бегите, мчитесь!

А красный направо:

 Подождите, уступите, потерпите!

И одни пошли и поехали, а другие остановились и стали ждать.

 Всё-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», – объяснил Светик осенним листьям, которые кружились около него на ветру.

 О, конечно, конечно! – шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.

Так приятно всегда говорить «да», и всё-таки иногда «нет» лучше, чем «да», –говорил Светик снежинкам, которые весело плясали вокруг него и становились то зелёными, то красными. И снежинки тихо с ним соглашались. А птицы внимательно слушали Светика и кивали головами:

 Да-да! Конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, кто главный герой этой сказки?

Жил-был маленький светофор. Звали его Светик.

  • Как вы думаете, почему сказка называется «Светик – трёхцветик»?

— У Светика было три разноцветных глаза. Он смотрел сначала зелёным глазом налево, красным – направо, а потом жёлтыми глазами туда и сюда. Стоит и смотрит день и ночь.

  • Какой цвет больше всего нравился людям и машинам?

Светик заметил. Что и машины, и люди больше всего рады зелёному свету. Посмотрит Светик зелёным глазом – сразу же машины и люди весело и бодро двигают колёсами или ногами. У кого что есть.

  • Дети, как вы считаете, если бы светофор для всех зажёг зелёный цвет, что бы произошло?

 О! Если бы это произошло, все бы затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Машины налетели бы друг на друга, а люди бы попали бы под машины!

  • Дети, а вы знаете правила светофора?

Если свет зажёгся красный, значит, двигаться опасно.

 Жёлтый свет — предупрежденье, жди сигнала для движенья.

Свет зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!»

Ирина Борисовна Прохорова,

Татьяна Владимировна Романюк

«Колобок – палёный бок, или происшествие в лесной избушке».

(По мотивам русской народной сказки «Колобок»)

Задачи. Познакомить детей со сказкой «Колобок – палёный бок, или происшествие в лесной избушке». Подвести детей к пониманию необходимости безопасного обращения с огнём. Объяснить детям, что в случае пожара взрослые вызывают пожарных по телефону «101». Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.

Тили-тили, тили-тили,

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Поросёнок – с решетом

И козёл – с фонарём.

Тили-бом! Тили-бом! Тили-бом!

— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая, а разумная, старая сказка на новый лад. Сказка называется «Колобок – палёный бок, или происшествие в лесной избушке».

    На опушке в лубяной избушке жили-были дед да баба. Вот как-то дед и говорит бабе: «Испеки-ка ты мне, бабушка, колобок румяный, с маслом и сметаной».

     А баба ему в ответ: «Стара я, дед, стала, глаза не видят, руки не держат!»

Дед не унимается: «Испеки да испеки!»

     Делать нечего. Замесила баба тесто, слепила колобок. Огонь в печке развела. Колобок в печь поставила да думает: «Прилягу-ка, отдохну  полчасика, пока колобок испечётся!»

     Легла да и заснула крепким сном. А печку позабыла заслонкой закрыть. Печка разгорелась жарко да ясно – искорка за искоркой посыпались на деревянный  пол. А баба с дедом спят, ничего не слышат, не видят.

     Видит Колобок беда: пол пылает, да и сам он, не ровен час, сгорит. Стал звать на помощь:                             — Звери лесные, помогите!

Дом от пожара сберигите!

И меня, Колобка, спасите!

Услыхал Колобка заяц. Прибежал к домику:

— Рад бы помочь тебе, Колобок, да не знаю чем.

Колобок ему: «Хватай ведро, да скачи скорей к пруду за водой!».

    А зайка в ответ: «Не могу, Колобок, ножки у меня быстрые, да лапки слабые – не хватит сил ведро унести! Позови лучше на помощь волка. Он сильный.»

     Сказал так зайчик и ускакал.

А дед с бабой по-прежнему спят, ничего не слышат, не видят.

Колобок опять зовёт. — Звери лесные, помогите!

Дом от пожара сберигите!

И меня, Колобка, спасите!

   Прибежал к избе серый волк, видит, огонь из печи выбирается. Говорит волк «Рад бы помочь тебе, Колобок, да не знаю чем». Колобок ему: «Хватай, волк, лопату, да засыпай огонь песком!»

   

Ухватился волк за лопату, да не знает он как ей пользоваться. Ударил волк лопатой себе по лапе, да как взвоет, и убежал. Только его и видели.

   А дед с бабой всё спят, ничего не слышат, не видят. Снова стал Колобок звать на помощь:

 — Звери лесные, помогите!

Дом от пожара сберигите!

И меня, Колобка, спасите!

   Услыхала Колобка лиса-краса. Прибежала лиса к избе и увидела, что горит изба, а Колобок с дедом и бабой внутри находятся. Поняла лиса, что срочно нужна помощь спасателей. Говорит она Колобку:

— Ах ты, глупый Колобок,

Колобок – палёный бок,

Лучше б меньше ты кричал,

Пожарных сразу вызывал –

101 бы набирал!

  А Колобок из печки кричит: — Ты, лисичка, помоги,

101 мне набери.

Вон, за дверью телефон,

Сейчас мне недоступен он!

Лиса набрала номер лесной пожарнй службы.

А дед с бабой по-прежнему спят, ничего не слышат, не видят.

— Алло! Пожарные бобры?

Огшетушители берите

И скорей сюда спешите!

Адрес: улица Грибная

Я вас срочно вызываю!

Кто? Конечно же, лиса –

Несравненная краса!

   Через пять минут Колобок услышал сигнал пожарной машины. Приехали пожарные бобры, потушили пожар и вытащили обгоревшего Колобка из печки.

   Бобры сделали внушение бабе и деду:

— Ах ты, баба, ах ты, дед!

Натворили столько бед!

Как могли ложится спать

И огонь здесь разжигать?

Если вдруг у вас беда,

И огонь проник сюда,

Не кричите, не зевайте,

А пожарных вызывайте.

Все несчастья победит –

Наша служба «101»!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы считаете, почему случился пожар в доме?

— Бабка огонь в печке развела.  Легла да и заснула крепким сном. А печку позабыла заслонкой закрыть. Печка разгорелась жарко да ясно – искорка за искоркой посыпались на деревянный  пол. А баба с дедом спят, ничего не слышат, не видят.

  • Как вы думаете, правильно вёл себя Колобок во время пожара?

— Ах ты, глупый Колобок,

Колобок – палёный бок,

Лучше б меньше ты кричал,

Пожарных сразу вызывал –

101 бы набирал!

  • Дети, кто помог Колобку?

Лиса набрала номер лесной пожарнй службы.

— Алло! Пожарные бобры?

Огшетушители берите

И скорей сюда спешите!

Адрес: улица Грибная

Я вас срочно вызываю!

Кто? Конечно же, лиса –

Несравненная краса!

  • Что сказали пожарные деду с бабкой?

— Ах ты, баба, ах ты, дед!

Натворили столько бед!

Как могли ложится спать

И огонь здесь разжигать?

  • Дети, какое правило пожарной безопасности подсказала вам эта сказка?

Если вдруг у вас беда,

И огонь проник сюда,

Не кричите, не зевайте,

А пожарных вызывайте.

Все несчастья победит –

Наша служба «101»!

—  Дети, какие правила пожарной безопасности вы знаете?  (ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила пожарной безопасности.

  • Спички — не игрушка, с огнём нельзя играть.
  • С огнём нужно обращаться внимательно, следить за ним.
  • Нельзя оставлять огонь без присмотра во время приготовления пищи.
  • Если случилось беда, нужно позвонить с телефона по номеру 101.
  • Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.

Александра Александровна Лопатина

Марина Владимировна Скребцова

«Счастье семьи».

Задачи. Познакомить детей с авторской сказкой о правах детей. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать познавательный интерес детей.

Чтение.

— Однажды лучик солнца превратил мечту в маленькую девочку. Так у мамы и папы появилась дочка. И назвали они её Светик. Дети, вам мы хотелось узнать о жизни Светика? (ответы детей).

Счастье семьи.

Утром Светик проснулась раньше солнышка. Она взяла котёнка на руки и понесла его на кухню — поить молочком. Мама пришла вслед за дочкой и ужаснулась, увидев на полу большую молочную лужу, а рядом Светика в мокрой от молока пижаме и Рыжика с круглым, как шарик, животиком.

— Безобразие. Иди в комнату, переоденься, сядь на стул и подумай над своим поведением, пока я хожу по делам, — строго сказала мама и ушла.

Светик ужасно не любила, когда её просили думать над поведением. Она с надеждой посмотрела на небо, но за окном были серые тучи, и девочка стала грустно размышлять: «Все плохо: мама меня наказала, лучик не пришёл, Рыжик мяукает, хочет гулять, а я должна здесь сидеть». С каждой минутой девочке становилось все тоскливее и тоскливее, и Светик решила: «Несправедливо, что Рыжик не может гулять. Ему нужен свежий воздух, и мне тоже. Уйдём из дома и будем с Рыжиком жить в лесу одни, раз нас никто не любит».

Девочка отперла дверь, позвала Рыжика и выбежала на улицу. Дорогу Светик знала хорошо; через пять минут она уже шла по дорожкам парка. Рыжик побежал к детям, на площадку, но девочка строго окликнула его: «Нам некогда играть, мы идём в лес». Понурив голову, котёнок поплёлся за хозяйкой, но через пять минут он уже снова весело гонялся за бабочками и мухами на полянке. Только девочке с каждой минутой становилось все хуже. «Где ты, лучик! Почему тебя нет?» — заплакала Светик.

Вдруг серые тучи раздвинулись, и тёплый ласковый зайчик погладил мокрые щеки девочки.

— Почему ты одна, и почему плачешь? — встревоженно спросил лучик.

— Мама заставляет меня думать! — пожаловалась девочка.

— Это же замечательно! Можно думать о том, что у Рыжика теперь есть дом, и он больше не дрожит голодный под кустом, — просиял лучик, позолотив рыжую шёрстку котёнка.

— Ещё можно думать о том, что ты самая счастливая девочка, потому что у тебя лучшие на свете мама, папа и я, твой братец Искорка.

Лучик превратился в солнечного зайчика, лёг светлым пятнышком на траву и встревоженно сказал: — Сейчас твоя мама придёт домой, не найдёт тебя и умрёт от горя.

— Что же делать? — испугалась девочка.

— Догоняй меня, — и солнечный зайчик поскакал по дорожке так быстро, что Светик еле успевала за ним. Навстречу ей уже бежала мама:

— Дочка, я чуть с ума не сошла! Где ты была?

— Мамочка, я потерялась, а солнечный лучик меня нашёл, — прошептала Светик, крепко обнимая маму.

— Доченька, пусть лучик тебе объяснит, что нельзя уходить из дома, — попросила мама. — Мы не сможем жить без тебя.

— Мамочка, он мне это уже объяснил, а ещё сказал, что ты самая лучшая мама на свете, — засмеялась девочка.

— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

Утром Светик проснулась раньше солнышка. Она взяла котёнка на руки и понесла его на кухню — поить молочком. Мама пришла вслед за дочкой и ужаснулась, увидев на полу большую молочную лужу, а рядом Светика в мокрой от молока пижаме и Рыжика с круглым, как шарик, животиком.

  • Дети, как бы вы поступила, если бы были мамой или папой Светика?
  • Как вы думаете, права ли была девочка, что ушла из дома?
  • Дети, по вашему мнению, почему родители ругают и наказывают детей?
  • Если вы виноваты, что нужно сделать, что бы родители меньше огорчались?

— Дети, если виноваты, прощение попросите, и больше правила не нарушайте, мир в семье сохраняйте.

  • Дети, что бы вы почувствовали, если бы у вас не было семьи и дома?

Каждый ребёнок имеет право на дом и семью.

  • Дети, как вы считаете, в чём счастье семьи?

Счастье семьи – это мир в семье, когда все друг друга уважают, огорчения друг другу не доставляют.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, какие знания вам подарила эта сказка? (ответы детей).

— Дети, вспомним права детей.

  • Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
  • Каждый ребёнок имеет право на имя и фамилию.
  • Каждый ребёнок имеет право на достойную и счастливую жизнь.
  • Каждый ребёнок имеет право на дом и семью.

Рассказы

Евгений Андреевич Пермяк

«Как Маша стала большой».

Задачи.  Познакомить детей с рассказом Евгения Андреевича Пермяка «Как Маша стала большой». Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать положительное отношение детей к труду.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Евгения Андреевича Пермяка «Как Маша стала большой».

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

 Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто–начисто вымыла посуду да сухо–насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

 Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • О чём мечтала Маша?

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала.

  • Как Маша пыталась повзрослеть?

Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

  • Как Маша помогала родителям?

— Маша, не только пол метёт, но и посуду моет.

  • Дети, как вы считаете, как Маша относилась к работе?

— Маша ответственно выполняла работу. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась. А когда Маша чисто–начисто вымыла посуду да сухо–насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился.

  • Дети, как вы думаете, когда родители увидели, что, Маша повзрослела?

 Когда Маша стала помогать маме, папа назвал её взрослой. Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

  • Дети, как вы считаете, что помогает нам стать старше?

— Когда мы помогаем другим людям, трудимся, ответственно относимся к работе, мы становимся старше и опытнее.

Галина Петровна Шалаева

«Столяр».

Задачи.  Познакомить детей с рассказом Галины Петровны Шалаевой «Столяр». Расширять кругозор детей. Поощрять желание детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательный интерес детей.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ писательницы и педагога Галины Петровны Шалаевой «Столяр».

Столяр – это человек, который делает мебель. К мебели относятся те предметы, на которых люди сидят, спят или едят. Поэтому та волчья шкура, на которой в своей пещере

спал первобытный человек, может называться его мебелью. Когда человек изготовил первый грубый ящик, в котором он хранил свои костяные орудия труда, можно сказать, что он сделал свой первый шкаф и стал столяром.

Наши предки очень любили красивую мебель, они украшали столы и стулья высокими резными спинками, подлокотники кресел обивали бархатом, а шкафы и ножки столов украшали изображениями животных. Столяры украшали мебель металлом, слоновой костью, камнем, драгоценными камнями, кусочками панциря морской черепахи. Старинная мебель была красивая, но не очень удобная: например, первые кровати были настолько высокими, что забраться на них можно было только по ступенькам.

Современные столяры делают мебель и красивой, и удобной. Это настоящие волшебники, в руках которых обычная деревяшка превращается в глубокое удобное кресло, мягкий диван или вместительный шкаф. Вот какая это замечательная профессия!

Давно он с деревом знаком,

С пилой, рубанком, молотком.

Избу поставит и дворец

Прекрасный мастер – молодец!

Бревно к бревну подгонит ловко,

Все щели паклей подоткнёт,

Во всём видна его сноровка,

Он никогда не подведёт.

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, что такое мебель?

Мебель – это предметы обихода, которые делают нашу жизнь комфортной. Если бы не было мебели, мы бы спали и ели на полу. Мебель изготовляют из разных материалов, но чаще всего мебель делают из дерева.

  • Дети, кто изготовляет мебель из дерева?

Столяр – это человек, который делает мебель. Современные столяры делают мебель и красивой, и удобной. Это настоящие волшебники, в руках которых обычная деревяшка превращается в глубокое удобное кресло, мягкий диван или вместительный шкаф. Вот какая это замечательная профессия!

  • Дети, что нового и интересного вы узнали из рассказа Галины Петровны «Столяр»?
  • Дети, что бы вы хотели ещё узнать о мебели?         

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

Дети, книга – это источник знаний. Книги читаем, много нового узнаем.

Стихотворения

Агния Львовна Барто

«Помощница».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Агнии Львовны Барто «Помощница». Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детской поэтессы Агнии Львовны Барто «Помощница».

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, —
Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила дверь для кошки,
Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы думаете, Танюша – это большая или маленькая девочка?

— Я согласна, Танюша – маленькая девочка. Она старается всем помочь, но помочь её детская, смешная. У Танюши дел немало, у Танюши много дел.

  • Как Танюша брату помогала?

Утром брату помогала, он с утра конфеты ел.

  • Как Танюша кошке помогла?

Отворила дверь для кошки, помогла мяукать ей.

  • Как Танюша проявила уважение к взрослым?

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

  • Что Танюша сказала маме перед сном?

Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу, я вам завтра помогу.

  • Дети, какие чувства испытывает Агния Львовна Барто к Танюше?

— Агния Львовна любит Танюшу, она пишет о маленькой девочке с добротой и лёгким юмором.

Евгений Ильич Ильин

«Солнечной факел».

(Для детей 6-7 лет).

Задачи. Познакомить детей с отрывком из стихотворения Евгения Ильича Ильина «Солнечной факел». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Помочь детям понять, что огонь приносит не только вред, но и пользу.

Чтение.

— Послушайте, дети, внимательно как поэт Евгений Ильич Ильин написал об огне.

Он всегда бывает разным

удивительный огонь, —

то буяном безобразным,

то тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

по сухой скользит коре,

то косматой рыжей гривой

полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

голубой дрожит листок,

вот, ломая прутья клетки

хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный —

бледно-жёлтый, ярко-красный,

синий или золотой,

очень добрый,

очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

злой огонь – огонь войны!

от безжалостного жара

дни темны,

поля черны.

Жители земного шара,

граждане любой страны

злой огонь

гасить должны!

А без доброго огня 

обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак,

он приветливое пламя

поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

и за то ему почёт,

что ребятам греет ужин,

режет сталь

и хлеб печёт.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, какое добро дарит нам огонь?

— Огонь дарит тепло и свет.

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак,

— Огонь помогает приготовить вкусные блюда.

Всем огонь хороший нужен,

и за то ему почёт,

что ребятам греет ужин,

режет сталь

и хлеб печёт.

— С помощью огня плавят металл, режут сталь.

  • Дети, а какое зло приносит огонь?

Злой огонь – огонь пожара,

злой огонь – огонь войны!

— Огонь сжигает дома, убивает людей.

  • Дети, как нужно поступать со злым огнём?

Жители земного шара,

граждане любой страны

злой огонь

гасить должны!

— Дети, чтобы злой огонь не пришёл в наш дом, нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Какие правила пожарной безопасности вы знаете? (ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила пожарной безопасности.

  • Спички — не игрушка.
  • С огнём нельзя играть.
  • Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.

— Дети, правила пожарной безопасности не нарушайте, пожаров избегайте.

Ростом спичка невеличка,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка,

Может сделать много зла.

Крепко помните друзья,

Что с огнём играть нельзя!

Владимир Здоровцев

 «Русская земля».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Владимира Здоровцева «Русская земля». Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.  Дети, как вы думаете, что такое российская земля? (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

Российская земля там, где наша любимая страна Россия. Север и тундра, леса и степи, реки и горы, моря и озёра в Европе и в Азии. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Нет на свете милей, краше.

Чем российская земля.

Посмотрите на просторы

И на русские поля.

Воздух, небо голубое,

Глубина сибирских рек –

Это наше дорогое,

Это русское вовек…

— Дети, народная мудрость гласит: «Велика российская земля — и везде солнышко».

Алексей Николаевич Плещеев

 «Осенние стихи».

(Для детей 6-7 лет)

Задачи. Формировать интерес детей к пейзажной лирике. Познакомить детей со стихотворениями Алексея Николаевича Плещеева посвящённые поздней осени. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир поэзии. Осень – период времени, когда природа готовится к зиме. Вот как рассказывает об осени русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.  

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

«Осеняя песенка».

Миновало лето,

Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

— Дети, что вы почувствовали, слушая стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осенняя песенка»? (ответы детей).

— Читая стихотворение «Осенняя песенка» я чувствую грусть, печаль, лето миновало, а впереди короткие дни и тёмные ночи.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно ещё одно стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила».

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

— Дети, какие приметы поздней осени перечислил автор в этом стихотворении?

— Высохли цветы, голые кусты, вянет и желтеет травка на лугах, дождик моросит, птички улетели в тёплые края.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно ещё одно стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина».

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

 Вопросы к детям.

  • Дети, о какой осени это стихотворение?

— Стихотворение «Скучная картина» рассказывает о поздней осени. Дети, вспомним яркие образные слова, с помощью которых Иван Алексеевич описал свои впечатления о поздней осени.

  • Какая картина видится поэту?

Скучная картина!

  • Какая рябина мокнет под окном?

Чахлая рябина мокнет под окном.

  • Как видится деревушка?

Смотрит деревушка сереньким пятном.

  • Почему поэт недоволен, что осень рана пришла?

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

Педагог ещё раз выразительно читает стихотворение наизусть.  

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

— Дети, что вы почувствовали, слушая стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина»? (ответы детей).

— Читая стихотворение «Скучная картина!» я чувствую грусть поэта. Поэт грустит, что осенью солнце светит мало. Сердце поэта просит света и тепла. Дети, как волшебна русская пейзажная лирика! С помощью слова поэт передаёт свои чувства.

Юлиан Тувим «Стол»,

перевод с польского Самуила Яковлевича Маршака.

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Юлиана Тувима «Стол». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать уважение детей к профессии столяр.

Чтение.

— Дети, есть такая страна – Польша, столица Польши – Варшава. Польский поэт Юлиан Тувим написал много стихотворений для детей. Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Юлиана Тувима «Стол».

Выросло дерево в нашем Полесье,

Статное, рослое – до поднебесья.

Хлопцам пришлось поработать немало,

Прежде чем дерево наземь упало.

Добрые кони в пене и мыле

На лесопилку его притащили.

Пилы его распилили на доски,

Зубья погнули о ствол его жёсткий.

Доски и планки были шершавы.

Взял их в работу столяр из Варшавы.

Опытный мастер Адам Вишневский

Ладит рубанки, пилы, стамески.

Долго строгал он, клеил, буравил,

Прежде чем славный стол этот справил.

Вот сколько нужно трудного дела,

Чтоб за столом ваша милость сидела!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • О чём стихотворение Юлиана Тувима «Стол»?

— В стихотворение рассказывается, как дерево превратилось в стол.

Добрые кони в пене и мыле

На лесопилку его притащили.

Пилы его распилили на доски,

Зубья погнули о ствол его жёсткий.

  • Дети, кто из досок сделал стол?

Доски и планки были шершавы.

Взял их в работу столяр из Варшавы.

Опытный мастер Адам Вишневский

Ладит рубанки, пилы, стамески.

Долго строгал он, клеил, буравил,

Прежде чем славный стол этот справил.

— Дети, труден труд столяра, но полезен. Столы, стулья и другая мебель всем нужна, комфорт нам дарит она.

Наталия Валентиновна Нищева

«Стихи про мебель».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Наталии Валентиновны Нищевой «Стихи про мебель». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия мебели. Расширять кругозор детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, что такое мебель?

Мебель – это предметы обихода, которые делают нашу жизнь комфортной.

  • Какая мебель упоминается в стихотворение?

— Шкаф, буфет, стул, стол, кровать.

  • Дети, назовите, пожалуйста, мебель, на которой можно сидеть.

Педагог перечисляет названия мебели, которые сказали дети, добавляет свои названия.

— Стул, табурет, кресло, диван, компьютерный стул, кресло-качалка, лавка, скамейка. Софа – это небольшой диван. Пуф, пуфик – это небольшой мягкий стул или подушка-сиденье для одного человека.

  • Дети, назовите, пожалуйста, мебель, в которой можно что-то хранить.

Педагог перечисляет названия мебели, которые сказали дети, добавляет свои названия.

Шкафы бывают разные. Гардероб и комод для хранения одежды.  Сервант и буфет – для посуды. Книжный шкаф – для книг. Этажерка, тумбочка – для хранения небольших предметов. Трюмо и трельяж – это зеркала с тумбочками.

  • Дети, какие бывают столы?

Обеденный стол – для еды. Детский столик – для малышей. Письменный стол – для занятий. Компьютерный стол – для компьютера. Журнальный столик – для журналов.

— Дети, много мебели в квартире, в нашем детском саду, в школе и везде, где живёт, учиться и работает человек. Мебель всем нужна, комфорт нам дарит она.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «День знаний». Картотека бесед....

Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Я - человек. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Я - человек». Лексическая тема «Части тела человека»...

Волкова Н.А. Народная культура. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Народная культура и традиции»....

Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....