План - конспект занятия по художественной литературе в старшей группе "115 лет со дня рождения русского детского писателя, киносценариста Николая Николаевича Носова, автора трилогии о Незнайке и его друзьях"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Межрегиональный фестиваль  "Алтарь Отечества" - "Педагогическая мастерская"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа № 1482»

План – конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «115 лет со дня рождения русского детского писателя, киносценариста Николая Николаевича Носова, автора трилогии о Незнайке и его друзьях»

(1908 -1976)

ЭПИГРАФ: «У этого талантливого человека вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа» (В. Катаев)

Изображение выглядит как Веб-сайт  Автоматически созданное описание

127081, город Москва, Заповедная улица, дом 12

+7(499)477-34 -59

Подготовила:

Корниенко Юлия Валерьевна

Воспитатель

2023 год

Цель: познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Задачи:

1.Обучающая: продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Николая Николаевича Носова. Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту, совершенствовать художественно речевые навыки.

2. Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, к творчеству Николая Николаевича Носова, пополнить багаж стихотворениями, скороговорками, считалками, развивать чувство юмора, творческое воображение.

3.Воспитательная: воспитывать доброе т уважительное отношение к окружающим людям, нравственные качества.

Виды деятельности: ознакомление с художественной литературой.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, чтение, показ.

Оборудование: выставка книг, портрет Николая Николаевича Носова.

Предварительная работа: чтение произведений Николая Николаевича Носова, рисование любимых героев его рассказов, проведение литературной викторины по рассказам Николая Николаевича Носова.

Вводная часть (мотивация):

Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга:

«Подарив улыбку другу, радость сам ты ощущаешь, и с хорошим настроеньем ты занятие начинаешь!»

Я держу в ладошках Солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь – это просто,

Лучик Солнца - это Вам!

Основная часть

Когда каждый ребенок найдет себе удобное место, воспитатель начнет беседу.

Ребята, мы с вами вспомним и поговорим о творчестве Николая Николаевича Носова!

- Ребята, вы любите веселые рассказы? Какие вы помните рассказы? Что такое рассказ?

- Детский писатель Николай Носов, писал веселые рассказы для детей.

- Николай Николаевич Носов родился в многодетной семье, у него были два брата и сестра, а их папа был актером, а мама – певунья -рукодельница.

Учился Николай в городе Киеве в гимназии. Он читал много книг, играл на скрипке, в шахматы, часто выступал на школьной сцене и даже собак дрессировал. В юности Николай увлекался химией, у него даже была своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил опыты.

Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя, когда у него родился сын Петя. Первый его рассказ называется «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Все герои писателя как живые, а их поступки учат добру и благородству.

Засиделись мы немножко - быстро встали мы ножки!

Физкульминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали!

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

-Сегодня у нас не простой день, сегодня день волшебства, а как же волшебство без волшебника? Так вот, сейчас я познакомлю вас с одним из замечательных волшебников, но мне нужна ваша помощь, чтобы его увидеть, необходимо сделать следующее, закройте руками глаза и повернитесь вокруг себя.

(дети поворачиваются, воспитатель показывает портрет Н. Н Носова)

Ребята, вы знаете кто это?

Это не просто человек, это волшебный человек и звали его Н. Н Носов. Конечно, на нем нет волшебного наряда, колпака и волшебной палочки, зато у него есть волшебный сундучок.

(Воспитатель показывает сундучок, спрашивает детей что бы там могло быть. Открывает его и показывает книги Н.Н Носова: «Автомобиль», «Дружок», «Мишкина каша», «Телефон», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы»).

Что это такое?

-Правильно, ребята -э то книги, но книги не простые, а волшебные, потому что их написал замечательный человек, детский писатель, фантазер - Николай Николаевич Носов. Его книги с удовольствием читают взрослые и дети уже очень много лет. Так как он любил детей, то писал рассказы для детей и о детях. Н. Н. Носов написал много забавных историй о ребятах, придумал целый сказочный город с необыкновенными жителями, которые носят необыкновенные имена. Главным же героем произведений Н. Носова для детей является непоседливый мальчишка –Незнайка.

-Ребята, вы хотите узнать больше о книгах Н. Носова? Тогда мы с вами отправимся в путешествие по произведениям Николая Николаевича Носова. А что бы с ними познакомиться поближе, вам нужно отгадать загадки!

1.«Лежат на грядках

Зелены и гладки» (огурцы).

-Правильно, именно так называется первое произведение Н. Носова.

2.«Чтобы я тебя повез,

Мне не нужно есть овес;

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины, и

Поднявши вихрем пыль,

Побежит…». (Автомобиль).

- Правильно, именно так называется рассказ Н. Носова.

3.«Через поле и лесок

Подает он голосок,

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там». (Телефон)

4.Мама строчит на машинке -

Пришивает мне картинку.

Вместо дырки на штанишках

Симпатичный будет мишка. (Заплатка)

Молодцы ребята, вы прекрасно угадали названия рассказов.

(Воспитатель показывает книги с иллюстрациями Н. Н Носова, знакомит их со следующими произведениями «Дружок», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Мишкина каша»).

 По названиям произведений видно, что герои этих произведений-озорные и любознательные непоседы, постоянно попадающие в невероятные комические ситуации.

 Николай Николаевич Носов писал не только рассказы о детях, он писал стихотворения о своих героях. Послушайте, пожалуйста их.

(Воспитатель читает стихотворения)

Незнайка

Признаюсь,братцы, смело-

Какой-то я чудак!

Всё, что бы я ни делал,

Я делаю не так.

И что тут получается-

Никто не разберёт.

Всё всегда случается

Совсем наоборот.

Теперь скажу вам смело-

Чтоб получилось так,

Я должен буду делать

Всё как-нибудь не так.

Коль я не постараюсь,

Случится ерунда.

А если постараюсь- получится беда!

И чтобы не наделать

Какой-нибудь беды,

Мне надо будет делать

Побольше ерунды!

Про Гуньку.

Гунька раз играл с огнём,

Загорелся Гунькин дом.

Бежит Кнопочка с блином,

Накрывает Гунькин дом.

Пых! Пух! Блин распух,

И пожар тотчас потух.

В доме мебель вся сгорела

И кровать не уцелела.

На крылечке Гунька спит,

Сверху листиком накрыт.

Про Растеряйку

Растеряйка утром встал,

Целый час штаны искал.

Заглянул он под кровать,

Там штанишек не видать.

Посмотрел под стул, под стол,

Но штанов там не нашёл.

Он взобрался на буфет-

Там штанишек тоже нет.

Он искал во всех углах,

А штаны-то на ногах!

Оказалось, лёг он спать,

Позабыв штанишки снять.

Про Знайку.

Взяли теста мы кадушку,

Изготовили ватрушку,

Кто ватрушку эту ел, сразу очень поумнел.

Лишь не ел ватрушки Знайка-

Стал он глупый, как Незнайка.

Но за книжки он засел-

Скоро снова поумнел.

Пусть узнают все детишки,

Про Незнайку.

Посадил Незнайка репку.

Растолстела репка крепко.

Землю всю разворотила,

Даже дом наш повалила.

Стали мы на репке жить

И постройки возводить.

Но на репке в воскресенье

Началось землетрясенье.

Провалилась репка вниз:

Кто-то корень ей подгрыз.

Тут Незнайку мы поймали

И лопату отобрали,

Чтоб он землю не копал,

Больше репок не сажал.

Ребята, как вы думайте из какого произведения Н. Носова эти герои?

-Как Н. Носов о них пишет, серьезно или смешно?

-Ребята вспомните, как звали этих героев?

-Как вы думаете, как относится автор к своим героям?

Сегодня в гости к нам пришел необыкновенный гость, о ком я говорю, догадайтесь сами:

Шляпа голубая, желтые штанишки,

В городе цветочном – главный хвастунишка,

Рифмовать пытался коротышка этот,

Только вот не стал он истинным поэтом.

Много приключений с ним происходило,

Но признаться стоит, этот мальчик милый.

Дети: Это Незнайка! И сказка - приключения Незнайки и его друзей Николая Николаевича Носова.

Ребята, а зачем у Незнайки такая большая сумка! Наверно там много интересного. Но вот беда – Незнайка оступился и порвал книгу и странички у книжки перепутались. Давайте поможем и найдём недостающие страницы и склеим книгу.

Незнайка благодарит ребят за помощь и дарит раскраски.

Вручение подарков детям.

Вывод

В своих рассказах Носов учит маленьких читателей никогда не унывать, потому что выход из любой ситуации всегда можно найти, нужно только приложить немного усилий, постараться.

Несмотря на то, что самые известные произведения Носова про приключения Незнайки, его рассказы, безусловно, заслуживают не менее пристального внимания.

Николай Носов написал очень много рассказов. Среди низ есть небольшие по размеру, но с очень большим смыслом. Все рассказы Николая Николаевича Носова веселые. Они учат добру, находчивости, хорошим и правильным поступкам, а также что безвыходных ситуаций нет, особенно если рядом друг и не опускать руки.

Николаем Носовым написаны много небольших и поучительных рассказов, в которых он с юмором повествует о самых обычных детях, их подвигах, проступках, заботах и проблемах. Простота изложения и незатейливые сюжеты, доходчиво разъясняют смысл рассказов, который понятен и детям – главным читателям, которым автор свои произведения и посвятил.

Литература

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой.

2. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования» -  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,                 Э. М. Дорофеевой – Москва 2019 года.

3. Развитие речи в детском саду - старшая группа -В.В.Гербова.

4. Хрестоматия для чтения в детском саду 5-6 лет.

5. Полная хрестоматия для дошкольников.

6. Интернет ресурсы

Источник: https://needlewoman.ru/skazki/chemu-uchat-rasskazy-nosova-dlya-detey-kratko.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе детского сада «Одуванчик-одуванчик»

Программное содержание:познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»;расширить и уточнить знания детей об одуванчике;познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;р...

План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке

Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе по теме: «Заучивание стихотворения о родном крае»

Интеграция:Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы.Материалы и оборудование:картинки с гербом России, флаг, иллюстрации с Москвой, Саранском, карта России.Цель:уточнение и з...

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе по теме: «Е.А. Чарушин – писатель и художник».

Продолжать знакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг, познакомить с творчеством Е.И. Чарушина....