Занятие в средней группе «Лев Николаевич Толстой»
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Мучкаева Елена Антоновна

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44914.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в средней группе «Лев Николаевич Толстой» Подготовила и провела воспитатель Мучаева Е.А.        

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.

Задачи:

  1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
  2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;

4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;

Предварительная работа:

  • Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
  • Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Ход беседы:

Человек души большой Лев Николаевич Толстой.

Известный писатель талантлив от Бога. Мудрый учитель с душой педагога.

Был генератором смелых идей.

Школу открыл для крестьянских детей. Лев Николаевич – великий мыслитель. Родоначальник, благотворитель.

Знатного рода, графских кровей. Думал о бедах простых он людей. После себя оставил наследие Знания стали энциклопедией.

Труды его и опыт бесценный капитал.

Для многих поколений, фундаментом он стал. Писатель знаменитый, и в 21 веке

Мы с гордостью расскажем об этом человеке!

Воспитатель: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.

Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.

Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их

тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.

В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера- артиллериста.

Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек,и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.

Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя.

Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.

Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.

Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:

Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу. Солдатское дело - воевать храбро и умело.

Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.

Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.

Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах. Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было

крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.

Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.

В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.

Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.

«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».

О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:

Испокон века книга растит человека. Добро того учить, кто слушает.

Азбука — к мудрости ступенька. Век живи — век учись.

Мир освещается солнцем, а человек знанием. Без терпенья нет ученья.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.

На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.

Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.

Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.

Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.

Л.Н. Толстой.

Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них.

Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки. По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна) На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз) У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в старшей группе по произведению Толстого "Косточка"

Конспект занятия в старшей группе по произведению Толстого "Косточка"...

Конспект занятия в старшей группе Тема - Понятия «толстый» — «тонкий», «толще» — «тоньше», «одинаковые по толщине».

Конспект занятия в старшей группеТема - Понятия «толстый» — «тонкий», «толще» —«тоньше», «одинаковые по толщине». Коррекцио...

Конспект занятия для средней группы "Учимся моделировать сказку Л.Н.Толстого "Три медведя"

На этом занятии дети учатся строить и "читать" простые модели сказки. Для того чтобы продемонстрировать ребёнку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение...