Мастер-класс "Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Лунина Ольга Владимировна

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Цель мастер-класса: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, создать условия для обмена опытом с коллегами по вопросу развития речи воспитанников посредством внедрения в воспитательно – образовательный процесс элементов народной педагогики.

Задачи:

  • расширить представление коллег о вариантах использования фольклорных форм при организации режимных моментах с детьми дошкольного возраста (передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности);
  • способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике фольклорных форм;
  • способствовать сплочению коллектива педагогов;
  • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Цель мастер-класса: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, создать условия для обмена опытом с коллегами по вопросу развития речи воспитанников посредством внедрения в воспитательно – образовательный процесс элементов народной педагогики.

Задачи:

  • расширить представление коллег о вариантах использования фольклорных форм при организации режимных моментах с детьми дошкольного возраста (передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности);
  • способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике фольклорных форм;
  • способствовать сплочению коллектива педагогов;
  • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Оборудование: стулья по количеству участников, пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», конспект.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент 

 – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас мастер- класс, посвященный использованию народного фольклора в воспитании детей дошкольного возраста.

– Перед Вами предметы: пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На мой взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен со мной, докажите это.

Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное — отсеивает. Дети — как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы.

2. Вводная часть 

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор.

Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые можно использовать в работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества.

Сюда входят такие фольклорные жанры:

  • Скороговорки
  •  Загадки
  •  Пословицы и поговорки
  • Потешки
  • Считалки
  • Дразнилки
  • Русские народные сказки
  • Народные игры
  • Были

3. Основная часть 

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

СКАЗКИ

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси - лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

- Стрела, лягушка, болото («Царевна-лягушка»).

- Вода, козленок, сестрица («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

В своей работе можно использовать такие задания по сказкам:

  1. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

- Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?

А теперь, я предлагаю кому-то из вас быть диктором.

Особые приметы: деревянная нога, нос в потолок врос, сама лежит на лавке, зубы- на печи; живет в избушке на курьих ножках. Способ передвижения: в ступе летает, пестом погоняет, метлою следы заметает. Сказочные занятия: путника кормит и поит, в бане парит, а потом помогает ему, либо съедает.

Для описания персонажей из сказок можно детям предлагать иллюстрации, портреты с их изображениями, для того чтобы им легче можно было описать их.

 «Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций: (радость, грусть, обида, удивление, злость, страх). На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку. Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

ЗАГАДКИ

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок.

В своей работе мы очень часто обращаемся к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а дети дают ответ.

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки можно провести такую игру.

Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию. В данной игре очень хорошо использовать мнемотаблицы.

Например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч)Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)

А мы с вами сыграем в игру «Загадки – близнецы»

Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

1. Нет ног, а хожу,         

Рта нет, а скажу.

Когда спать,

Когда вставать.

Кто ходит ночь

И ходит день.

Не зная, что такое лень?

2. Растёт она вниз головой,

Не летом растёт, а зимой.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

Белая морковка

Зимой растёт.

3. Часто умывается, а с водой не знается.
С усами родиться, а на усатых охотиться.

4.Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

5.Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

6.Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

СКОРОГОВОРКИ

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение (учат скороговорку.)

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы (произносят беззвучно).

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу (произносят шепотом).

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком (произносят)

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Для отработки звуковой стороны речи детей можно использовать задания с пословицами и поговорками.

 Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными, совершенствуется активная речь и развивается мышление.

Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

8. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

9. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

Игра «Скажи по-русски».

Предлагаю Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы, близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы можно  использовать  и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?

1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

2. Детская философия.

3. Без страдания нет наград.

4. Первый из них всегда обречён.

5. Один старый и два новых.

6. Кредиторы ждать не любят.

7. Все пошли – и ты догоняй.

8. Чужая рубашка опасна для жизни.

9.Конфликт поколений в курятнике.        

1. Баба с воза – кобыле легче.

2. Устами младенца глаголет истина.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Первый блин комом.

5. Старый друг лучше новых двух.

6. Долг платежом красен.

7. Семеро одного не ждут.

8. Своя рубаха ближе к телу.

9.Яйца курицу не учат.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

1. Без труда – ..... (не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).

3.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).

4. Поспешишь - .....(людей насмешишь).

5. Народные игры («Горелки с платочком»)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Все идут, держась за руки, по кругу, хором проговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Водящий в кругу идет в противоположную сторону. После слов детей, произносит: «Раз, два, три, беги!», разделяет платочком круг. Крайние дети разорванного водящим круга бегут в разные стороны. Тот, кто добежит до водящего первым, берет платочек  и водит. А опоздавший участник встает в круг.

4.Заключительная часть

Молодцы!

А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми. Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер- классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки...

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Роль  устного народного творчества  в воспитании детей докольного вораста и какие виды и жанры я использую в своей работе....

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над сам...

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...