2.02.2024 Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Как белка Дятла спасла» В.А.Сухомлинский
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Анисимова Жанна Сергеевна

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»

Воспитатель:

Анисимова Жанна Сергеевна

2.02.2024

Ознакомление с художественной литературой.

Тема: «Как белка Дятла спасла» В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.02.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»

Воспитатель:

Анисимова Жанна Сергеевна

2.02.2024

Ознакомление с художественной литературой.

Тема: «Как белка Дятла спасла» В.А.Сухомлинский

Цель: Расширять представления о добром и отзывчивом человеке, используя художественную литературу.

Задачи:

 Способствовать эмоциональному восприятию художественных произведений, подвести к пониманию нравственного смысла художественных произведений, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев, на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро».

 Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;

развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Закрепить понятие «бескорыстная помощь».

I. Организационный момент: Круг радости

Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет очень весело и хорошо.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

II. Ход занятия:

1. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о добре. – Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)

 Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении, в беде. — Поэтому оказать помощь тому, кто в ней нуждается — закон не только для людей, но и для животных. Послушайте произведение В.А.Сухомлинского о том, как белочка помогла дятлу (В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».)

2. Чтение сказки В. А. Сухомлинского.

Как Белочка Дятла спасла

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

-  Что я вам прочитала сказку или рассказ?

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части
своих зимних запасов? 
(Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу,
а это главное.)
Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что
ему плохо.)
— Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала
дятлу? 
(Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный».

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Воспитатель: Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными.

– Какое дело совершила Белка?

3. Физ-минутка «День и ночь»

— А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать?

— А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.

4. Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь и оказать ее.
Но помогать другим людям должны не только взрослые, но и дети,
как, например, мальчик из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка»

Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было
очень скользко, старушка поскользнулась и упала. 
 
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою
сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка
спросила его:
— Это твоя бабушка?
Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. Это просто старушка.
Вопросы для анализа:

- Почему девочка задавала так много вопросов мальчику, который
помог старушке подняться и собрать упавшие вещи?

- О чем говорят эти вопросы? (девочка считала, что помогать нужно только родным и
знакомым.)  
— Что мальчик помог понять девочке, оказав помощь «просто старушке»
(Помощь надо оказывать всем, кто в ней нуждается.)

- А что мы с вами слушали, сказку или рассказ? Почему это рассказ?

5.Ребята, мы с вами знаем несколько пословиц о добрых поступках, назовите их.

Сделал добро - забудь, получил добро – помни.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

За добрые дела добром платят.

 Жизнь дана на добрые дела.

Помог быстро - помог дважды.

Посмотрите на эту картинку и определите, какая пословица больше всего подходит к ней? Почему? (Помог быстро - помог дважды.)

Мы сегодня говорили о добрых делах, и я вам предлагаю нарисовать «Планету добра».

6.Творческая деятельность «Планета доброты» (звучит песня Дорога добра).

— Выразите цветом ваше представление об этой планете на белых кругах.

Дети раскрашивают свои круги и прикрепляют их к большому ватману, помещенному на доске.

— Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая планета!

— Как мы ее назовем?

— Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой?

7. Обобщение

Каждый должен не забыть —

За добро добром платить.

Мой совет возьми с собой,

Окружи всех добротой,

Ведь отзывчивость всегда

Людям доброту несла!

(О. Соколова)

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого- то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Вопрос: Что вам прочитал Тимур? (Стихотворение).

О чем мы с вами сегодня говорили? Надеюсь, что все мы сегодня стали немного добрее и готовы творить добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе (ОО«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Художественная литература»)Тема:"Поможем Ивану-царевичу"

                 Конспект НОД в подготовительной группе(образовательные области: «Познание»,  «Социализация», «Коммуникация», «Художестве...

Конспект открытого интегрированного занятия по художественному творчеству (лепке) и чтению художественной литературы Тема: «Филимоновский петушок». Занятие для детей средней группы.

Учить передавать народный образ петушка. Совершенствовать  умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму, и приём сплющивания шарика между па...

Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие (Художественная литература) Тема: Чтение художественного произведения «Федорино горе» К. И. Чуковского»

Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживать героям.Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и активизиро...

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ  сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок» Задачи: формировани...

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»

Тема: Перелетные и водоплавающие. Подготовка птиц к отлету.Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»Задачи:расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народ...