Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Скрипник  Екатерина Николаевна

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ  сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»

 

Задачи:

 

  • формирование полноценного восприятия текста, умения характеризовать героев сказки и оценивать их поступки;
  • учить делить текст на смысловые части (начало, середину и конец сказки);
  • развивать диалогическую речь,  коммуникативные навыки и  навыки выразительного пересказа, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных, притяжательных прилагательных;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • воспитывать у детей интерес к чтению художественных  произведений, чувства сострадания, сопереживания, дружелюбие,  любовь и бережное отношение к природе.

 

Материал и  оборудование:  компьютер, презентация, перо.

 

Ход НОД:

 

1. Организационный момент:

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

Дети стоят в кругу. 

- Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка у меня в руках! Вам интересно, что внутри? (Ответы детей) 

- А давайте откроем ее и посмотрим! Здесь красивое перышко! Интересно, чье оно? А чтобы понять чье оно, нам нужно отгадать загадку! (Воспитатель загадывает загадку про утенка)

Удивительный ребёнок: 
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять, 
Как его родная мать. 
(Утёнок.Перо утиное!)

Дети стоят полукругом перед экраном, на экране появляется утенок и крякает.

2. Формулирование проблемы:

- Ребята, утенок говорит нам, что его зовут Алеша, и он заблудился, и просит нас помочь ему найти дорогу домой. А как вы думаете, как мы можем ему помочь? ( Ответы детей)

- Поможем?

- Но для того чтобы помочь утенку добраться домой, нам нужно знать где он живет.

- Вы знаете ребята, где живет утенок? (На птичьем дворе)

- Я думаю, что поможет нам волшебное перышко, оно укажет нам дорогу туда.

Игра:«Скажи какое?»

- Какое перышко? (Легкое, нежное, желтое, воздушное, пушистое, маленькое и т.д.)

- Чтобы его отправить в путь нужно подуть на него, и оно полетит.

3. Дыхательная гимнастика: «Перышко» 

Дуем на лёгкое пёрышко. Спинки прямые. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. (Дети выполняют упражнение и садятся на стульчики.)

- Посмотрите, оно привело нас на лесную полянку, а на полянке кочек видимо невидимо, как же утенку перебраться через них. А вот как ответить на вопросы лесной полянки, и тогда все кочки исчезнут. Готовы?

4. Дидактическая игра: « Чье перо?»

- Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)петушиное.
– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?) гусиное.
– Если это перо потеряла утка, то перо (чьё?) утиное.
– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?) индюшачье

- Молодцы, ребята, посмотрите, как ловко утенок перебрался через кочки, но смотрите ребята, на его пути опять препятствие (быстрая река) А утенок еще маленький и не сможет переплыть такую быструю речку.Мы же с вами сильные и смелые и не бросим в беде Алешу.

5. Физминутка: « Утятки»

Утка рано поутру

Всех утят ведет к пруду. (Ходьба по кругу)

Эй, утятки, не ленитесь,

На носочки становитесь, (ходьба на носочках)

А теперь на пятки,

Милые утятки. (Ходьба на пятках)

Мы пришли, мои ребятки,

Дружно моем свои лапки. (Садимся на корточки трогаем ноги)

Ой, холодная вода!

Закричала детвора.

Научу я вас нырять,

Желтеньких моих утят. (Наклоны головой)

Нам пора идти домой (ходьба по кругу)

Аутята все вздыхают,

С грустной мордочкой шагают. (Вдох через нос - выдох через рот)

Не печальтесь, утятки!

Завтра, рано поутру,

Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой - утята радуются)

- Ребята, речка пожалела Алешу и решила тоже ему помочь, и превратилась в ручеек, и он легка его преодолевает. Молодцы!

- Ну, вот мы и дома. (На экране появляется птичий двор).

6. Дидактическая игра:“Кто кем был, и кто кем станет”

– Кем будет цыплёнок, когда вырастет? (Когда цыплёнок вырастет, он будет курицей или петухом.)

- Кем будет утенок, когда вырастет? 

- Кем будет гусенок, когда вырастет? 

- Кем будет индюшонок, когда вырастет? 

- Молодцы, ребята! Утенок преодолел все трудности, благодаря вам, и говорит спасибо! А хотите узнать, чем закончилась эта история?

- Тогда садитесь удобно и внимательно слушайте сказку Б. Житкова « Храбрый утенок»

7. Основная часть.

Чтение сказки и беседа по содержанию.

            - Жили у одной хозяйке утята. Хозяйка была доброй, и каждое утро давала утятам большую тарелку рубленых яиц. Но как только она уходила, прилетала большая стрекоза и садилась на тарелку. Она так страшно стрекотала крыльями, что бедные утята боялись, что стрекоза их перекусает, и прятались в траве.
            А стрекоза пробовала еду и улетала. Но утята целый день не подходили к тарелке, потому что боялись, что стрекоза вернется.
            А хозяйка, убирая каждый день нетронутую еду, думала, что утята заболели.
И вот однажды к утятам в гости пришел Алеша, утенок с соседнего двора. Узнав про страхи утят, он только рассмеялся и пообещал, что разберется со стрекозой.
Утята думали, что Алеша хвастает, но он действительно пришел на следующее утро и стал ждать стрекозу.
            Когда хозяйка как обычно поставила тарелку с рублеными яйцами, прилетела стрекоза. Но Алеша успел подскочить к ней и ухватить клювом за крыло. Стрекоза насилу вырвалась и улетела со сломанным крылом.
            Утята очень обрадовались. С тех пор стрекоза к ним больше не летала, а они ели досыта. Да еще и Алешу всегда угощали.

 

8. Вопросы по тексту:

- О чем эта сказка?

- В какое время суток хозяйка кормила утят?

- О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?

- Почему утята не ели?

- Почему утята прятались от стрекозы?

- Кто пришел в гости к утятам?

- Что он им пообещал?

-  Сдержал ли он свое обещание?

 - Прилетела ли стрекоза еще раз?

- Стоило ли утятам бояться стрекозы?

- Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

(Он был очень храбрый и решительный утенок).

- Какими были утята?(Робкие и несмелые).

- Охарактеризуйтестрекозу. (Наглая и страшная).

.- Понравилась вам сказка?

9.Составление плана пересказа.

Я вам назову части рассказа, и если что-то не так, то поправьте меня.

Назовите начало, середину и конец сказки.

1. Пришел утенок Алеша и прогнал стрекозу.

2.Хозяйка кормила утят.

3. Прилетала злая стрекоза.

10. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

11. Заключительная часть.

- Какая главная мысль сказки "Храбрый утенок"?
Доблесть человека измеряется не его ростом, а его поступками.

- Чему учит сказка "Храбрый утенок"?
Сказка учит быть храбрым и смелым. Не боятся и не отступать перед врагами, даже если они кажутся очень страшными и большими. Учит что забияки, на самом деле большие трусы, стоит им только дать отпор. Учит проявлять благодарность к тому, кто однажды помог.
Отзыв на сказку "Храбрый утенок"
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Ведь любой утенок мог поступить точно также как Алеша, но им было слишком страшно и они не могли преодолеть свой страх. А потому всегда ложились спать голодными. Утенок Алеша в этой сказке настоящий герой, он показал утятам, как следует обходиться с агрессорами, и заслужил всеобщую благодарность.
 

12. Пословицы и поговорки:


- Какая из пословиц больше всего подходит к сказке "Храбрый утенок"
1. Маленький, да удаленький.
2. Я не трус, но я боюсь.
3. Волков бояться - в лес не ходить.
4. Мала птичка, да коготок востер.

13. Итог:

- Мы смогли помочь Алеше, потому что работали дружно, не перебивали друг друга. И в группе продолжайте дружить, помогайте и выручайте друг другу в трудных ситуациях.

-  Кто бы из вас хотел быть похожим на утенка Алешу, и почему? (Ответы детей)

- Что больше всего понравилось на занятии?


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_skazki_borisa_zhitkova_hrabryy_utenok.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ  сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»

Задачи:

  • формирование полноценного восприятия текста, умения характеризовать героев сказки и оценивать их поступки;
  • учить делить текст на смысловые части (начало, середину и конец сказки);
  • развивать диалогическую речь,  коммуникативные навыки и  навыки выразительного пересказа, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных, притяжательных прилагательных;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • воспитывать у детей интерес к чтению художественных  произведений, чувства сострадания, сопереживания, дружелюбие,  любовь и бережное отношение к природе.

Материал и  оборудование:  компьютер, презентация, перо.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

Дети стоят в кругу.

-  Сегодня, мы узнаем много нового интересного (воспитатель замечает шкатулку). 

- Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка у меня в руках! Вам интересно, что внутри? (Ответы детей) 

- А давайте откроем ее и посмотрим! Здесь красивое перышко! Интересно, чье оно? А чтобы понять чье оно, нам нужно отгадать загадку! (Воспитатель загадывает загадку про утенка)

Удивительный ребёнок: 
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять, 
Как его родная мать. 
(
Утёнок.Перо утиное!)

Дети стоят полукругом перед экраном, на экране появляется утенок и крякает.

2. Формулирование проблемы:

- Ребята, утенок говорит нам, что его зовут Алеша, и он заблудился, и просит нас помочь ему найти дорогу домой. А как вы думаете, как мы можем ему помочь? ( Ответы детей)

- Поможем?

- Но для того чтобы помочь утенку добраться домой, нам нужно знать где он живет.

- Вы знаете ребята, где живет утенок? (На птичьем дворе)

- Я думаю, что поможет нам волшебное перышко, оно укажет нам дорогу туда.

Игра:«Скажи какое?»

- Какое перышко? (Легкое, нежное, желтое, воздушное, пушистое, маленькое и т.д.)

- Чтобы его отправить в путь нужно подуть на него, и оно полетит.

3. Дыхательная гимнастика: «Перышко» 

Дуем на лёгкое пёрышко. Спинки прямые. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. (Дети выполняют упражнение и садятся на стульчики.)

- Посмотрите, оно привело нас на лесную полянку, а на полянке кочек видимо невидимо, как же утенку перебраться через них. А вот как ответить на вопросы лесной полянки, и тогда все кочки исчезнут. Готовы?

4. Дидактическая игра: « Чье перо?»

- Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)петушиное.
– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?) гусиное.
– Если это перо потеряла утка, то перо (чьё?) утиное.
– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?) индюшачье

- Молодцы, ребята, посмотрите, как ловко утенок перебрался через кочки, но смотрите ребята, на его пути опять препятствие (быстрая река) А утенок еще маленький и не сможет переплыть такую быструю речку.Мы же с вами сильные и смелые и не бросим в беде Алешу.

5. Физминутка: « Утятки»

Утка рано поутру

Всех утят ведет к пруду. (Ходьба по кругу)

Эй, утятки, не ленитесь,

На носочки становитесь, (ходьба на носочках)

А теперь на пятки,

Милые утятки. (Ходьба на пятках)

Мы пришли, мои ребятки,

Дружно моем свои лапки. (Садимся на корточки трогаем ноги)

Ой, холодная вода!

Закричала детвора.

Научу я вас нырять,

Желтеньких моих утят. (Наклоны головой)

Нам пора идти домой (ходьба по кругу)

Аутята все вздыхают,

С грустной мордочкой шагают. (Вдох через нос - выдох через рот)

Не печальтесь, утятки!

Завтра, рано поутру,

Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой - утята радуются)

- Ребята, речка пожалела Алешу и решила тоже ему помочь, и превратилась в ручеек, и он легка его преодолевает. Молодцы!

- Ну, вот мы и дома. (На экране появляется птичий двор).

6. Дидактическая игра:“Кто кем был, и кто кем станет”

– Кем будет цыплёнок, когда вырастет? (Когда цыплёнок вырастет, он будет курицей или петухом.)

- Кем будет утенок, когда вырастет? 

- Кем будет гусенок, когда вырастет? 

- Кем будет индюшонок, когда вырастет? 

- Молодцы, ребята! Утенок преодолел все трудности, благодаря вам, и говорит спасибо! А хотите узнать, чем закончилась эта история?

- Тогда садитесь удобно и внимательно слушайте сказку Б. Житкова « Храбрый утенок»

7. Основная часть.

Чтение сказки и беседа по содержанию.

        - Жили у одной хозяйке утята. Хозяйка была доброй, и каждое утро давала утятам большую тарелку рубленых яиц. Но как только она уходила, прилетала большая стрекоза и садилась на тарелку. Она так страшно стрекотала крыльями, что бедные утята боялись, что стрекоза их перекусает, и прятались в траве.
        А стрекоза пробовала еду и улетала. Но утята целый день не подходили к тарелке, потому что боялись, что стрекоза вернется.
        А хозяйка, убирая каждый день нетронутую еду, думала, что утята заболели.
И вот однажды к утятам в гости пришел Алеша, утенок с соседнего двора. Узнав про страхи утят, он только рассмеялся и пообещал, что разберется со стрекозой.
Утята думали, что Алеша хвастает, но он действительно пришел на следующее утро и стал ждать стрекозу.
        Когда хозяйка как обычно поставила тарелку с рублеными яйцами, прилетела стрекоза. Но Алеша успел подскочить к ней и ухватить клювом за крыло. Стрекоза насилу вырвалась и улетела со сломанным крылом.
        Утята очень обрадовались. С тех пор стрекоза к ним больше не летала, а они ели досыта. Да еще и Алешу всегда угощали.

8. Вопросы по тексту:

- О чем эта сказка?

- В какое время суток хозяйка кормила утят?

- О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?

- Почему утята не ели?

- Почему утята прятались от стрекозы?

- Кто пришел в гости к утятам?

- Что он им пообещал?

-  Сдержал ли он свое обещание?

 - Прилетела ли стрекоза еще раз?

- Стоило ли утятам бояться стрекозы?

- Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

(Он был очень храбрый и решительный утенок).

- Какими были утята?(Робкие и несмелые).

- Охарактеризуйтестрекозу. (Наглая и страшная).

.- Понравилась вам сказка?

9.Составление плана пересказа.

Я вам назову части рассказа, и если что-то не так, то поправьте меня.

Назовите начало, середину и конец сказки.

1. Пришел утенок Алеша и прогнал стрекозу.

2.Хозяйка кормила утят.

3. Прилетала злая стрекоза.

10. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

11. Заключительная часть.

- Какая главная мысль сказки "Храбрый утенок"?
Доблесть человека измеряется не его ростом, а его поступками.

- Чему учит сказка "Храбрый утенок"?
Сказка учит быть храбрым и смелым. Не боятся и не отступать перед врагами, даже если они кажутся очень страшными и большими. Учит что забияки, на самом деле большие трусы, стоит им только дать отпор. Учит проявлять благодарность к тому, кто однажды помог.
Отзыв на сказку "Храбрый утенок"
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Ведь любой утенок мог поступить точно также как Алеша, но им было слишком страшно и они не могли преодолеть свой страх. А потому всегда ложились спать голодными. Утенок Алеша в этой сказке настоящий герой, он показал утятам, как следует обходиться с агрессорами, и заслужил всеобщую благодарность.

12. Пословицы и поговорки:


- Какая из пословиц больше всего подходит к сказке "Храбрый утенок"
1. Маленький, да удаленький.
2. Я не трус, но я боюсь.
3. Волков бояться - в лес не ходить.
4. Мала птичка, да коготок востер.

13. Итог:

- Мы смогли помочь Алеше, потому что работали дружно, не перебивали друг друга. И в группе продолжайте дружить, помогайте и выручайте друг другу в трудных ситуациях.

-  Кто бы из вас хотел быть похожим на утенка Алешу, и почему? (Ответы детей)

- Что больше всего понравилось на занятии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»

Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года) Тема: "Снежная шубка для ёлочки". (Интеграция образовательных областей:«речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие»)

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года)Тема: "Снежная шубка для ёлочки" Задачи: - продолжать закреплять умение детей рисовать пальчиковым  методом,-...

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»

Тема: Перелетные и водоплавающие. Подготовка птиц к отлету.Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»Задачи:расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народ...