Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Кто живет в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коновалова Наталия Геннадьевна

Данный конспект НОД знакомит детей с лесом и его обитателями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konovalova_nod_kto_zhivet_v_lesu_-.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 65 комбинированного вида»

Конспект

комплексной НОД

по ОО «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Кто живет в лесу».

                                                                     Провела:

                                                                           Воспитатель

                                                                                  Коновалова Н.Г.

г. Саранск

Тема: «Кто живет в лесу».

Программное содержание:

  • обобщать представления детей об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных;
  • развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса, желание заниматься творчеством;
  • закреплять умение передавать в рисунке образы диких животных;
  • воспитывать у детей чуткое отношение к обитателям леса.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, макеты деревьев, картинки из серии «Дикие животные», гимнастические снаряды, акварельные краски, кисть, стаканчики для воды, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, столы, стулья, доска, выставка рисунков, поделок из природного материала, пластелина, фото на тему: «Животные леса».

Предварительная работа:

  • Подбор наглядных и дидактических материалов: картины из серии: «Дикие животные», плоскостное изображение на фланелеграфе леса и его обитателей.
  • Экскурсия детей и родителей в зоопарк.
  • Подбор литературы и предварительное чтение: рассказывание русской народной сказки «Рукавичка», чтение рассказов: В. Бианки «Лис и мышонок», Е. Чарушин «Волчишко», «Что за зверь», В. Зотов «Заяц-беляк», «Лесная мозаика», Н. Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует», К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна»,                       Г. Снегирев «Звери наших лесов», Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года») и т.д.
  • Подготовка материалов для творческой деятельности: ½ альбомного листа, гуашь, акварель, кисть, стаканчик для воды, салфетка, набор сюжетных картинок, трафареты, тычки, пенопласт, рис, манка, нитки, клей, клеевые кисти, фломастеры и т.д.
  • П/и «Лиса в курятнике», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Бездомный заяц».

Ход занятия:

Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы почувствовали?

Дети: Тепло рук и улыбок друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: В таком случае я вам предлагаю отправиться в поход в осенний лес, где вы узнаете много интересного о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Вы согласны?

Дети: Да!

(под  музыку дети отправляются  в поход).

Все :

Здравствуй, лес, зеленый лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои.

(Пришли в лес, сели на бревнышко и пенечки).

 Воспитатель: Ребята, а что же такое лес?

( ответы детей.)

 Воспитатель: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

На всех этажах леса и в почве обитают животные. Птицы, белочки, куницы живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери, как лиса, еж, медведь – обитают внизу. В лесу также обитает множество насекомых.

Все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу: находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Травоядные животные приспособлены к тому, чтобы защищаться от врагов, хищники – чтобы преследовать добычу. Как? Многие животные имеют маскировочную окраску, быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям в природе (под зиму запасают корм, ложатся в спячку, меняют шубу на более теплую и т.д.).

Воспитатель: Ребята, мне кажется, под елью кто-то шуршит. Хотите узнать кто это? Тогда давайте подойдем поближе. Послушайте загадку.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

Дети: Ежик!

Воспитатель: Правильно, ежик.

(выбегает ежик – ребенок )

Воспитатель: Здравствуй, Ежик, а зачем тебе такая колючая шубка?

Ежик: Здравствуйте! У меня на спине много колючих, острых иголок. Ими я защищаюсь от врагов. В случае опасности сворачиваюсь в клубок.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются ежи?

Дети: Ежи едят змей, мышей. Часто ежи устраивают себе жилище рядом с человеком. Ведь люди и молока нальют, и чем-нибудь  вкусненьким угостят.

Воспитатель: Ребята, а где живут ежи?

Дети: Ежи выкапывают себе норку под корнями деревьев, под пеньком или ворохом веток. Ежик таскает в норку сухие листья, траву, мох и ложится спать до весны.

Воспитатель: Ежик, приглашаем тебя вместе с нами в поход по осеннему лесу.

Воспитатель: Ребята, вчера в лесу был сильный ветер. Много сухих деревьев повалилось на землю. Как же нам пройти дальше? Давайте попробуем подлезть под деревьями. (Дети по очереди подлезают под гимнастический снаряд)

Воспитатель: (останавливается с детьми возле следующего дерева)

- Дети, а знаете ли вы, кто еще из зверей зимой впадает в спячку?

Воспитатель: ( если дети затрудняются, загадываю загадку)

Кто-то косолапый

По лесу идет

И мохнатой лапой

Он кору дерет.

Дети: Медведь!

(Выходит медведь-ребенок)

Воспитатель: Вот он и сам к нам в гости пожаловал. Здравствуй, Мишенька! Посмотрите, какой он большой. Ребята, давайте спросим медведя, чем он питается и как готовится к зиме.

Медведь: Летом и осенью я питаюсь ягодами, грибами, жуками, муравьями. На зиму запасов не делаю, потому - что всю зиму сплю в берлоге. Берлогу делаю под корнями упавшего дерева. Натаскаю туда молодых елочек, мха, сухим веток. А зимой берлогу накроет снежным одеялом тепло в ней будет!

Воспитатель: Дети, давайте пригласим медведя вместе с нами, в поход по осеннему лесу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, впереди у нас лесное болото. Нам нужно пройти через него и не намочить ноги. А для этого, идти надо по кочкам. ( дети по одному перешагивают по кирпичикам, останавливаются возле елки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как дрожит еловая веточка. Кто может под ней прятаться? Я, кажется, догадываюсь.

Комочек пуха,

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку.

Дети: Заяц!

Заяц: Здравствуйте ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я красивый. Летом у меня шубка серая, а зимой белая. А меняю я шубку для того, чтобы быть менее заметным. Спасаясь от лисы или волка, я запутываю следы. Домик у меня под кустом. Зимой заяц днем спит в снежной норке, а ночью выходит еду добывать. Зимой заяц обгладывает кору с веток деревьев, забирается в сад и лакомится корой яблонь.

Воспитатель: Зайка, дети умеют играть в твою любимую игру. Поиграй и ты с нами.

П/И : « Бездомный заяц».

Заяц: Ой, ребята, что-то я с вами заигрался. Слышу я, лиса сюда бежит.

Воспитатель: Не бойся, зайка, мы тебя защитим.

(Появляется лиса-ребёнок)

Воспитатель: А вот и красавица лиса. Сейчас она нам о себе расскажет.

Лиса: Лиса – настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка.

Ушки и лапки у лисы черного цвета. Живет лиса в норе. Охотится на мелких грызунов, на зайцев, ловит птиц. Не откажется от жуков и других насекомых. Любит лиса полакомиться ягодами, фруктами, некоторыми растениями. К зиме у лисы на лапах отрастает густая шерсть и лиса не мерзнет. Зимой лиса достает из под снега мышей-мышкует! Лисы в стаи не собираются, предпочитают жить в одиночестве.

Воспитатель: Ой, ребята, что это упало?

Дети: Шишки.

Воспитатель: А я кажется, знаю кто бросил эти шишки.

Послушайте загадку и вы тоже отгадаете.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы

Дети: Белка.

Воспитатель: Правильно, белка. Вот она какая. ( Выходит ребенок белка.)

Белка: Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какая я красавица! Шубка у белки рыжая, пушистая, мягкая. А зимой шубка  будет серого цвета. Потому что деревья зимой голые и серые и серая шубка белки не заметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов. Белка делает на зиму запасы прячет в ямки. Домик белки называется дупло. Чтобы зимой не замерзнуть белка утепляет свое дупло – застилает его травой и листьями

Воспитатель: Спасибо, тебе белочка за рассказ.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами много путешествовали. Я предлагаю вам попрощаться с обитателями леса (дети-персонажи снимают маски), а нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка).

Воспитатель: Предлагаю сесть за столы.

Воспитатель: Вот, ребята, и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Ребята, а как вы считаете, можно ли охотиться на обитателей леса?

Дети: Нет

Воспитатель: Их нужно защищать?

Дети:  Да.

Воспитатель: Животных нужно защищать. Для этого, ребята, существует специальная организация «Международный фонд защиты диких животных», которая занимается защитой животных.

 Ребята, вот только есть одна проблема. Сотрудники «Международного фонда защиты диких животных» живут далеко от нашего края и не знают, какие животные водятся в наших лесах и не могут их защищать. Что же нам делать, как же мы можем сообщить, передать информацию о том, как выглядят эти животные, какие они? Можем ли мы прийти в лес и  сфотографировать животных?

Дети: Нет, звери прячутся в глубине леса и боятся людей, их не просто найти.

Воспитатель: Как же нам быть? Как передать информацию о животных наших лесов в «Международного фонда защиты диких животных»?

Идет свободное обсуждение:

  • можно слепить животных леса из пластилина;
  • можно сделать аппликацию;
  • можно нарисовать рисунок;
  • можно сделать животных из крупы риса, пшена или гречки;
  • можно сделать из природного материала;
  • можно сделать из лоскутков ткани, набив ватой;

Воспитатель: А сегодня  я хочу вам предложить один необычный способ рисования. Перед вами лежат листочки, на которых изображены дикие животные. Я предлагаю вам нарисовать диких животных жесткими кисточками – тычком. А после этого все ваши работы сфотографируем и отправим в «Международный фонд защиты диких животных». Тогда мы будем знать, что наши лесные друзья будут под защитой.

 ( Перед началом рисования проводится пальчиковая гимнастика « Кто спит зимой?»)

Раз, два, три, четыре, пять -                 «шагать» по столу средним и

Дети в лес пошли гулять.                     указательным пальцами обеих рук

Там живет лиса.                                     рукой показать хвост за спиной

Воспитатель: Напоминаю нетрадиционную технику рисования тычком жесткой полусухой кистью. В конце занятия все работы вывешиваем на «выставку».

Итог занятия

Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Дети, давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались?

(Дети рассказывают о своей деятельности и демонстрируют свои рисунки. )

Литература:

  1. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», Москва, «Айрис дидактика», 2006г.

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Москва, «Вако», 2011г.

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, Творческий центр «Сфера», 2009г.

  1. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, «Асар», 1996г.

  1. Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, Мозаика – Синтез, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе.Образовательные области "Социально-коммуникативное развитие","Речевое развитие","Художественно-эстетическое развитие"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и реализации конструктивно-модельной деятельности,  с учётом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное...

Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...

Конспект ООД "Весеннее настроение" Познавательное развитие + Речевое развитие + Художественно-эстетическое развитие

Конспект ООД "Весеннее настроение" для детей старшего возраста. Образовательная область: Познавательное развитие...

Конспект Оод "Дикие животные" Познавательное развитие + речевое развитие+художественно - эстетическое развитие

Конспект Оод "Дикие животные" для детей второй младшей группы. Образовательная область: познавательное развитие....

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в дошкольной группе 3-4 лет «В гостях у бабушки Агафьи» по ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект образовательной деятельности в дошкольной группе 3-4 лет на тему: «В гостях у бабушки Агафьи» (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laqu...