Конспекты занятий "Знакомство с картинами М.В. Васнецова"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Ярочкина Елена Михайловна

Конспекты занятий "Знакомство с картинами М.В. Васнецова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме
Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Аленушка»

Цель: развитие творческого потенциала детей 4-7 лет, через знакомство их с картиной русского художника В.М. Васнецова «Аленушка»

Задачи:

  •  познакомить детей с картиной русского художника В.М. Васнецова «Аленушка»
  • расширять кругозор детей, обогатить знания детей об искусстве, живописи;
  • развивать связную речь детей; мелкую моторику;
  • развивать словесно-логическое мышление, память;
  • формировать умение видеть задний план картины и другие ее детали;

развивать воображение

Материалы и оборудование: репродукция картины российского художника В.М. Васнецова «Аленушка», различные материалы для изобразительного творчества, фотоаппарат, атрибуты для инсценирования, мультфильм «Аленушка и братец Иванушка».

Ход

1 занятие

I часть

Воспитатель вместе с детьми вспоминают, какую картину В.М. Васнецова рассматривали на предыдущих занятиях.

Воспитатель предлагает детям отгадать ребус про жизнь художника.

II часть

После выполнения задания дети вместе с воспитателем выходят к картинной галерее.

- Сейчас я предлагаю рассмотреть одну из его картин, которая называется «Аленушка».

- Детские впечатления об услышанном остались на всю жизнь. Васнецов был околдован волшебством сказок. И вот одна из героинь русской сказки стала персонажем его картины. Однажды увидел он в своей деревушке девушку- сироту. Ее глаза поразили художника. Назвал он свою картину певучим русским именем «Аленушка»

- Давайте ее рассмотрим.

Вопросы:

- Кто изображен на картине?

- Кто такая Аленушка?

- Почему вы думаете, что она сирота?

- Где сидит Аленушка?

- Почему Аленушка сжалась в комочек?

- Как вы думаете, что привело ее в темный лес, на берег омута?

- Какое время года изображено на картине?

- Как изобразил художник окружающую природу?

- Какими красками пользовался Васнецов в своей работе?

- Вы правильно сказали, что художник использовал темные в основном краски холодного тона для того, чтобы подчеркнуть одиночество, горе девушки.

- Вглядитесь пристальней и поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая царевна- лягушка. Вслушайтесь… и до ваших ушей донесется звук летящей Бабы- Яги. А из зеленой мглы ельника выглянет леший.

- Посмотрите на картину. Какая она по характеру? (характер грустный, печальный, одинокий. Васнецов в ней передал горе, одиночество простой девушки.

Воспитатель предлагает детям нарисовать Аленушку и передать настроение картины.

Дети вместе с воспитателем проходят в группу за столы и приступают к выполнению задания. Свои работы выставляют на выставку для обсуждения и сравнении с картиной В.М. Васнецова «Аленушка»

Рефлексия.

Похвала детей.

2 занятие

Воспитатель вместе с детьми вспоминают картину, о которой говорили на прошлом занятии. О ее художнике.

Воспитатель предлагает детям просмотр сказки «Аленушка и братец Иванушка».

Вопросы:

- Почему мы смотрели именно эту сказку?

- Похож ли сюжет?

- Передает ли сказка настроение картины В.М. Васнецова «Аленушка»

Воспитатель предлагает инсценировать картину с помощью сказки – шумелки.

- Сложно ли было инсценировать картину?

- Почему?

- Понравилось ли вам передавать настроение героев?

Похвала детей.


Конспект занятия по теме
Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»

Цель: развитие творческого потенциала детей 4-7 лет, через знакомство их с картиной русского художника В.М. Васнецова «Богатыри»

Задачи:

  •  познакомить детей с картиной русского художника В.М. Васнецова «Богатыри»
  • расширять кругозор детей, обогатить знания детей об искусстве, живописи;
  • развивать связную речь детей; мелкую моторику;
  • развивать словесно-логическое мышление, память;
  • формировать умение видеть задний план картины и другие ее детали;

развивать воображение

Материалы и оборудование: репродукция картины российского художника В.М. Васнецова «Богатыри», различные материалы для изобразительного творчества, фотоаппарат, атрибуты для инсценирования.

Ход

1 занятие

I часть

Воспитатель предлагает послушать четверостишье.

- Эх, стояли богатыри

На заставе на крепкой.

Стерегли – берегли они

Русь великую.

- О ком говорится в стихотворении?

II  часть

Воспитатель предлагает посмотреть на картину.

- Кто изображён на картине? (Богатыри).

- Знаете ли вы имена богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович).

- Как изображены богатыри?  (Богатыри верхом на конях, на них доспехи, вооружены копьём, луком со стрелами).

- Как вы думаете, чем заняты богатыри? (Они стоят на страже, охраняют земли русские).

-А что можно сказать о пейзаже, который их окружает? (Кругом высокая трава).

- Это степь, а вдали холмы. Посмотрите, какое низкое над ними небо, покрытое холодными серыми тучами. А за холмами – Русь, их Родина, которая их вырастила и снарядила богатырей на защиту её границ от многочисленных врагов.

- Как вы думаете, который из троих богатырей Илья Муромец? (Илья Муромец в середине).

-Расскажите, каким его изобразил художник? Какое у него лицо, взгляд?

(У него благородное лицо, «ясные», зоркие очи, борода немного седая, губы плотно сжаты).

- Опишите, как одет, вооружён? (На нём железная кольчуга, на голове шлем, на руках красивые рукавицы. Он хорошо вооружён: булатная палица, колчан со стрелами, в левой руке шит и громадное копьё).

Воспитатель обобщает ответы детей.

- В центре на вороном коне Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарова, славный богатырь, о нем сложено много сказок, воспет он в былинах. Сбруя и уздечка из золота, поводья у уздечки и подпруги у седла – шёлковые. Слился Илья Муромец со своим конём, и нет такой силы, которая смогла бы не выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Илья Муромец спокоен, зорко всматривается из-под узорной рукавицы вдаль, в сторону врагов. Он свободолюбив, справедлив, бесстрашен. Любит Илья Муромец свою Родину и честно служит ей. А рядом с ним , по правую руку Добрыня Никитич.

- Как одет Добрыня Никитич?  (Он одет богато и нарядно. Кольчуга, шит покрыты золотом, узорчатый шлем).

- Какого цвета конь? (Конь белого цвета).

-Да, сидит Добрыня на белом длинногривом коне. Он не так спокоен, как Илья. Посмотрите, его рука сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из  ножен. Ноги в стремени, глаза зорко всматриваются вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья старший на заставе, и Добрыня вступит в бой, только по его приказу. Обратите внимание на копьё Ильи, оно перегораживает путь белому коню.

- Как зовут третьего богатыря?  (Алёша Попович).

- У Алёши рыжий конь. Как вы думаете, почему он опустил голову? (Он ест траву).

- Алёша Попович тоже храбрый, смелый воин. Он не так силён, как Илья и Добрыня, но он берёт ловкостью, находчивостью. Рукой он спокойно придерживает коня, но лук его наготове. Он моложе других богатырей. На поясе у него золотой ремень, шлем с наушниками, кольчуга богатая и красивая, а вот с боку у него гусли, видно любит петь и играть.

Воспитатель обращает внимание детей, как изображены богатыри: их плечи и головы возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными.

- Они очень дружны, у них одна цель: не пустить врага на Родину и крепко стоять на страже.

-Дети, как бы вы, назвали картину В. М. Васнецова? («Три богатыря», «На границе»).

- Эту картину художник Владимир Михайлович Васнецов назвал «Богатыри». В детстве он много слышал песен, рассказов и сказок о разных чудесах, богатырях и их подвигах. Васнецов эту картину писал почти 20 лет. Чтобы правильно передать образы богатырей, он много читал былин, сказок, собирал материал.  О ней говорят, что трудно представить себе богатырей иначе, чем они выражены у художника.

Воспитатель предлагает детям пройти в группу и нарисовать богатырей.

Дети изображают богатырей в различных техниках рисования.

III часть

- Какую картину сегодня рассматривали?

-Кто её написал?

Похвала детей.

2 занятие

Воспитатель напоминает детям о картине В.М. Васнецова «Богатыри» и предлагает инсценировать ее.

Дети подбирают наряды, соответствующие картине и атрибуты к ним.

Инсценировка – драматизация.

Воспитатель фотографирует детей в образах, сравнивает с сюжетом картины.

- Понравилось ли вам инсценировать картину?

- Получилось передать настроение картины?

- Что было сложно?

Похвала и поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

в конспекте представлена интеграция образовательных областей(речевое развитие и физическое развитие)...

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Составление творческих рассказов по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» от лица разных объектов".

Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова. Тема по ком...

Конспект занятия по ознакомлению с картиной В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

Разввать коммуникативно-речевые умения, выражать свои чувства от восприятия картины, прививать детям любовь к сказочной живописи В.М. Васнецова....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка» для старшего дошкольного возраста....