Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Горяинова Ольга Михайловна

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка» для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»

для старшего дошкольного возраста.

Составила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №55

комбинированного вида «Чудесница»

Горяинова Ольга Михайловна

Цель:  Познакомить  детей с репродукцией картины В.М Васнецова «Алёнушка».

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у  детей умение понимать содержание картины, то о чем рассказывал художник в своём произведении, замечать выразительные средства использованные художником (мимика, поза, жесты героини, цвет, композицию).
  •  Формировать у детей эстетическое видение, умение подбирать по характеру музыку.

Развивающие:

  • Развитие умений детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес изобразительного искусства.
  • Вызвать эмоционально положительное отношение к содержанию произведения.

Словарная работа:

Обогащение: Виктор  Михайлович  Васнецов, беспокойная, унылая.

Активизация: картинная галерея, художник.

Оборудование: Репродукция «Алёнушка», фотография здания Третьяковской галереи,  фотография художника В. М. Васнецова, карточки с изображением настроения.

Предварительная работа: Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Ход НОД:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

часть

-Здравствуйте ребята.

Давайте встанем в круг и познакомимся с вами. Каждый из вас берет камушек по очереди и говорит, как его зовут. Я начну, первая меня зовут, Ольга Михайловна, и я очень рада с вами познакомиться.

В группу приносят письмо. Воспитатель:

- Ребята! Я сейчас прочту его, и мы узнаем, от кого оно. (Читает). «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея Радуги, волшебница из удивительной, сказочной страны красок, мира живописи. Я приглашаю вас в волшебное место  живописи, называется оно КАРТИННАЯ ГАЛЛЕРЕЯ. Это удивительное место, наполненное красотой. Там живут картины. Я предлагаю вам побывать там и узнать много нового и интересного.

- А, что давайте отправимся в КАРТИННУЮ ГАЛЛЕРЕЮ прямо сейчас! 1, 2, 3, волшебная палочка нас перенеси.

-Здравствуйте.

-Называют свои имена.

-Ответы детей.

.

Расстановка детей.

Актуализация опыта детей.

Вопросы.

Основная

Перед детьми портрет Виктора Михайловича Васнецова.

В: Посмотрите, это портрет знаменитого русского художника В. М. Васнецова.

Давайте хором скажем

Обратите внимание на лицо художника.

Глаза смотрят на нас по - доброму, спокойно и вдумчиво..

Он жил очень давно. Родился и вырос в деревне. С детства он любил слушать сказки. Зажгут, бывало в избе лучину (это деревянная палочка, её поджигали и огонь освещал избу).Так вот горит лучина, потрескивает, огонёк колеблится из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, что вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то Леший, не то Баба- Яга. Маленький Витя представлял себе различные сказочные персонажи. И когда он подрос, пошёл учиться в школу, учась, он часто рисовал и у него это очень хорошо получалось. А потом он пошёл учиться в Академию, где учат художников. Васнецов учился очень хорошо, много работал. Он придумал себе дом, очень похожий на сказочный дворец-терем, устроил в нём мастерскую, где писал картины. Виктор Михайлович писал разные картины: пейзажи, портреты и картины на сказочные темы.

 Сегодня мы с вами познакомимся с картиной  «Аленушка»,

Предлагаю детям рассмотреть картину.

Как вы думаете, к какой сказке Виктор Васнецов написал эту картину?

- Вам понравилась картина? О чем она?

Кто написал эту картину?

Внимательно рассмотрите картину, какой изображена Алёнушка?

- Как одета девочка?

Обратите внимание на ноги девочки – сиротки, какие они?    

-  Где находится  Аленушка?  

-Ребята как вы думаете, какое настроение у Алёнушки ?  Как вы определили?                                                            

-Какие краски помогли художнику передать грусть Аленушки?

В центре  картины сидит неподвижно на камне Алёнушка, поджала замерзающие ноги, сжалась в комочек, вокруг пустынно, безлюдно.

Неподвижно смотрит Алёнушка в тёмные воды омута. Поникла её голова, свешиваются спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. Она точно сломанная ветка осинки, что растёт у омута. Сама поза, одежда девушки, взгляд – всё говорит о бедности и сиротской доле. Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней. Взгляните, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ёлочки, тянут свои листочки к ней и грустно опадают в омут.

 Осинки как бы охраняют тишину, не шелестят своими листиками. Вода не журчит. Мы как бы чувствуем, что листики не плывут, а тихо лежат на темной глади воды. Елочки плотной стеной стоят за спиной Аленушки, защищая ее.

-Ребята, какие чувства у вас вызывает  картина?

Давайте представим, что мы оказались здесь Прием вхождения в картину

.Мы вышли из густого леса

-Что вы услышали?

-Что увидели?

и увидели, что у воды на камне сидит девочка.

Мы еще не видим ее лицо, но нам ясно, что ей одной здесь грустно и одиноко. Какие слова вы ей скажете? О чем спросите?

Игра “Осинка” Друга за руку возьмём и к осинке подойдём.

Ты осинка тонкая, подскажи, подскажи, что ребятам делать? Покажи, покажи!

Осинка даёт задания

1. Показать, как Алёнушка присела на старый камень.

2. Как она печалилась.

3. Как дует сильный ветер.

Молодцы ребята!

Давайте с вами вернемся к картине. Что вы испытали, рассмотрев эту картину? Что вы почувствовали?

И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери слово» .

- Я буду называть 2-3 слова, а вы выберите из них одно, наиболее подходящее к этой картине и объясните свой выбор.

Какая это картина?

Светлая – тёмная

Звучная – звонкая – тихая

Просторная – тесная

Тревожная – беспокойная – спокойная

Радостная – унылая – грустная

Лёгкая – тяжёлая

Тёплая – холодная

- Вы молодцы, вы были внимательны и поняли, что хотел рассказать художник своей картиной

Вот мы художник  с помощью красок  и кисти смог передать грусть, а ведь не только художники могут передавать грустное настроение, но и композиторы тоже с помощью музыки предают настроение и я вам предлагаю на минутку стать музыкантами и подобрать к этой картине музыку, которая сможет передать настроение картины «Алёнушка».

 

 -Внимательно слушайте.

Звучит музыка (П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Спящая красавица»)

После прослушивания каждой музыки, спрашиваю о характере музыки

И так вы прослушали, так какая музыка подходит к этой картине?

- Почему вы так решили? Какой характер у этой Музыки?                        

Молодцы!

Вы еще не раз встретитесь с его картинами, произведениями.

Виктор  Михайлович  Васнецов.

-Сестрица Аленушка и братец Иванушка

- Опущенная на колени голова, уставшая рука, ниспадающие волосы, печальные глаза смотрят в воду .

- Аленушка одета не тепло, легко, по - летнему, сарафан, юбка, кофта.

Одета она очень просто, на ней старый сарафан и блузка. Ноги усталые, босые.

В центре картины

Аленушка сидит на камне у озера, в лесу

Грустное, печальное.

-У нее глаз грустные, головку склонила

Темные, зеленые, черные, серые, коричневые

.

-Жалко Алёнушку.

-Мы бы подошли и  пожалели девочку,  подружились бы с ней. Мы спросим, как она там оказалась, что случилось с ней.

-Мы выберем мелодию «болезнь куклы» так как эта мелодия грустная, и она больше подходит этой картине. Сначала слушают бодрую, затем «Болезнь куклы».                          Высказывают своё мнение, какая и почему мелодия подходит.    Рассматривают фотографию.

Рассматривание портрета

рассказ воспитателя

Указание.

Вопросы.

Уточнение.

Прием вхождения в картину

искусствоведческий рассказ

Уточнение.

дидактическая игра «Подбери слово»

Вопросы.

Вопросы.

Актуализация опыта детей.

Заключительная

-Ребята, вам понравилась картина?                                        Как она называется?                                                      Кто написал картину «Алёнушка»?                        Где хранятся картины  Васнецова                    

-Какие вы молодцы, вы очень хорошо слушали, спасибо за внимание.

-Да.

-«Алёнушка»

-В. М. Васнецов        

-В Третьяковской галерее.

Вопросы.

Похвала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.автор, Мельникова А.И «Ознакомление с творчеством художника В. М. Васнецова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-oznakomlenie-s-tvorchestvom-hudozhnika-v-m-vasnecova-ivan-carevich-na-serom-volke-al-nushka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Рассматривание репродукции картины Ф. В. Сычкова "Зима в деревне".

Материал способствует развитию у детей творческих способностей, эстетических чувств, развитию видения содержания, средств выразительности живописи....

Конспект нод " Рассматривание репродукции картины Николая Рябова «Осень».

Материал способствует  пониманию детьми  содержания  картины, ее настроение, средства выразительности, передающие эмоциональный настрой произведения, воспринимать красоту природы, обога...

Рассматривание и составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.

Рассматривание и составление рассказа  по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе....

Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".

Данное занятие знакомит детей с произведением  художника В.М. Васнецова,  с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сю...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова (подготовительная к школе группа)

Направление образования и развития (образовательная область):речевое развитие и художественно – эстетическое развитие.Данный материал способствует формированию  представления о героиче...