Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Направление образования и развития (образовательная область):

речевое развитие и художественно – эстетическое развитие.

Данный материал способствует формированию  представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях, продолжает развивать у детей умение отвечать на вопросы связно и последовательно; описывать внешность человека, пейзаж; рассуждать о характере и настроении  героев  картины; использовать в речи антонимы, эпитеты и синонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivanie_kartin_vasnetsova_v._m.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 75»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

ул.Л.Кассиля,10, 413100, г. Энгельс, Саратовская  область,  

тел. (8453) 75-92-06, (8453) 56-78-29

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по теме:                                                    Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель высшей кв.

категории:  Арутюнян А. А.

Энгельс – 2020

 Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе            «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. ФГОС ДО, 2017 г.

Возрастная группа:  подготовительная к школе.

Тема НОД:   Рассматривание репродукций картин  В. М. Васнецова.

Направление образования и развития (образовательная область):

речевое развитие и художественно – эстетическое развитие.

Цель:   Формировать  представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.  Продолжать развивать у детей умение отвечать на вопросы связно и последовательно; описывать внешность человека, пейзаж; рассуждать о характере и настроении  героев  картины; использовать в речи антонимы, эпитеты и синонимы.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с творчеством  русского  художника  Виктора Михайловича  Васнецова.

Привить  детям умение  понимать содержание картины, то, о чём  рассказывал художник в своём произведении.

Развивать способность замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героев)

Развивающие:

     Закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина. Развивать у детей интерес к  портретной живописи, зрительное внимание и наблюдательность. Формировать у детей эмоционально положительное отношение к содержанию произведения и умение выражать свои чувства в речи. Закрепить представление о предложении, учить делить на слова и составлять предложения из 2-4 слов. Закреплять умение придумывать предложение с заданным словом. Развивать умение подбирать слова спохожим и  противоположным значением (синонимы и антонимы). Развивать мышление, речь.   

   

Воспитательные:

      Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России . Привить детям умение  выражать свое отношение к произведению искусства. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от увиденного радость, удовольствие, восхищение.  Доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок,  изготовление продукта детского творчества (сердечки для героев картин).

Приём работы:  искусствоведческий рассказ.

Оборудование: Видео «Третьяковская галерея», презентация «Картины В. Васнецова», портрет Васнецова, репродукции картин В. М. Васнецова  «Богатыри»«Витязь на распутье», «Богатырь»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;  И. В. Симакова «Русский богатырь Святогор тянет суму переметную»; К. Васильева «Дар Святогора»;  фонограмма «Лунная соната»«Алегретто» Л. Бетховена; коробочка с сердечками.

Предварительная работа: чтение русских былин и сказок«Как Илья Муромец богатырём стал»«Илья Муромец и Соловей-разбойник»«Вольга Всеславьевич»«Микула Селянинович»«Алёша Попович и Тугарин Змей»«Святогор»«Никита Кожемяка» и др.; проведение дидактических игр «Эмоции»; «Снаряди богатыря в дорогу»«Сколько слогов?»; изодеятельность «Богатыри».

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Примечание

I.Вводная часть (мотивация)

Воспитатель и дети входят в группу.         Приветствуют гостей.

 Воспитатель: Ребята, в нашей группе сегодня открылся мини – музей.  И нас пригласили посетить его. А кто из вас был в музее? Что такое музей, кто знает?

 Воспитатель: Правильно, музей — это учреждение, где выставляются произведения искусства: картины, книги, разные предметы, чтобы люди могли их рассмотреть, полюбоваться. Какие картины художников вы знаете?

Дети. Это дом, где хранятся старинные вещи, картины.

Дети: «Золотая осень», «Богатыри», «Царевна – лягушка»,

«Алёнушка».

 

II.Основная часть

Воспитатель: Давайте примем приглашение и отправимся в наш мини – музей. В музее будут звучать новые слова, постарайтесь их запомнить (дети проходят в другую часть группы, где в одном месте сгруппированы репродукции  картин В. М. Васнецова. Вот мы и попали в музей! Рассмотрите сами картины внимательно. Картины можно смотреть близко, а можно на расстоянии. Если вы будете внимательно и долго смот-реть на картину, которая вам понравилась, то сможете многое увидеть и понять в ней.

Воспитатель: Сегодня мы перенесёмся в прошлое России, ребята, и поможет нам в этом Ветер Перемен. Хотите?

Воспитатель: Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлека-ли все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Вра-ги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные  богат-ства. Ребята, а кто же вставал раньше на защиту своей Руси?

Воспитатель: Откуда мы узнали про  бога-тырей?

Воспитатель: Давайте сначала подберём синонимы к словам:  богатырь;

Смелый -

Написал -

Воспитатель:  Все эти слова применимы к описанию картины, которую мы сейчас будем рассматривать.

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец -

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал…

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на картину и ответьте на вопросы:

- Кто здесь изображен?

- Назовите их по именам.

- Какими изображены богатыри? Какие у них лица?

Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе.

 Как вы думаете, с кем они боролись?

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все богатыри были мужчинами?

Воспитатель: Женские образы богатырок так же как и мужские лихо сражаются в степных просторах за свободу и справедливость. Недавно в руки мне попал сборник легенд о Самарском крае Степана Егоровича  Кузменко «Жемчужины Жигулей», и я прочла увлекательное стихотворение «Богатырка Усолка». Героиня этой истории женщина, защитница родного края. На месте села Усолье Шигонского района Самарской области, в далекие времена происходила битва между русскими и ногайцами. В ее разгар, когда кочевники уже праздновали победу, меж русскими появилась на коне женщина — богатырь, так воодушевившая своих соотечественников, что ногайцы были совершенно разбиты. Усолка – богатырка нашей Самарской области.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?

Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, а хотите постоять за свою Родину, Русь - матушку?  Тогда я вас сейчас превращу в богатырей.

Физкультминутка:

Раз, два, три – мы теперь богатыри

Руки вверх мы поднимаем. 

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава

Ни в морях,

Ни в небесах.

Не пропущен будет враг. 

Мы шагаем дружно в ногу. 

Пусть уходит враг с дороги.

Воспитатель:  Каковы отношения между богатырями?

Воспитатель:  Какая природа окружает их?

Воспитатель:  Что делают в поле богатыри?

Воспитатель:  Какой богатырь вам больше нравится? Почему?

Воспитатель:  Чем вам понравилась картина?

Воспитатель:  Послушайте, как я составлю рассказ по этой картине.

«На заставе три богатыря стоят на страже границ своей Родины. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются в его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: в правой руке булатная палица, за спиной колчан со стрелами; в левой руке щит и громадное копье. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, потому что любит богатырь свою Родину и честно служит ей. По правую руку от него - Добрыня Никитич, не менее любимый народом. Он одет богато и нарядно, конь под ним белый, длинногривый. Третий богатырь - Алёша Попович, тоже храбрый, смелый и находчивый. Хитёр Алёша! Не смотрит он в сторону врага, а лишь косит глаза, тугой лук у него всегда наготове. Его рыжий конь низко опустил голову, щиплет траву, но уши навострил. У богатырей одна цель - не пропустить врага, крепко стоят на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами и степью раздольная Русь, которая вырастила богатырей на свою защиту».

Воспитатель. Теперь вы придумайте свой рассказ по этой картине и расскажите нам, придумайте интересное окончание.

Воспитатель: Молодцы.

Вот и речка на пути.

Не проехать, не пройти.

Соловей–разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Проводится дидактическая игра «Услышь звук»: (Цель: совершенствовать умение слышать заданный гласный или согласный звуки, и выделять его из потока.)

Воспитатель: Нужно перейти через реку по камушкам. Сначала пройдут богатыри, чьё имя начинается со звука «Н», затем пройдут богатыри, чье имя начинается со звука «Е» и т.д.

Воспитатель: Дальше разрешите начать бой скороговорок. (Цель: развитие  интонацион-ной стороны речи.)

Этот текст нужно сказать быстро, медленно, громко, тихо:

«От топота копыт пыль по полю летит».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но вот новая преграда на пути.

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать,

И все гласные убрать!

Проводится дидактическая игра «Собери все гласные буквы»: (Цель: продолжать учить различать гласные и согласные буквы).

На мольберте гора из «камней-букв».

Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непро-ходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами смо-жем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противопо-ложные.

Проводится дидактическая игра «Разрушь стену»: (Цель: развивать умение подбирать слова с противоположным значением.)

(Воспитатель  читает  слова«война»«враг»«злой»«драться»«трусливый».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И теперь у нас путь свободный! А впереди, в чистом поле я вижу славного богатыря. Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Воспитатель:  Перед нами, ребята, ещё одна картина Васнецова «Богатырь». Кто на ней изображён?

Воспитатель: Правильно. Экипировка богатыря, его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Всё очень просто, ничего лишнего. Расскажите, как он одет.

Воспитатель :  Да, ребята. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает отношение витязя к своему боевому другу. И всадник, и конь под стать один другому. В обоих чувствуется сила, мощь, отвага. А знаете, что эта картина была предвестницей картины «Богатыри»?

Воспитатель:  Молодцы, ребятки. Сейчас откроем  её и увидим.

Воспитатель: Правильно. Виктор Михай-лович Васнецов вырос в большой семье в селе Рябово Кировской области. В детстве бабушка рассказывала ему и его пятерым братьям много сказок. Он слушал их и рисо-вал  героев этих сказок. А когда он вырос, поступил в Художественную академию, научился рисовать и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но больше всего ему по-преж-нему нравилось рисовать сказки, поэтому сказочных картин у Васнецова очень много. Это «Богатыри»«Царевна - лягушка»,  «Ковёр самолет»«Витязь на распутье».

Однажды увидел Виктор Михайлович  Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.                     - Что значит- сиротка?

Воспитатель:   Правильно. У девушки были очень грустные глаза. Виктор  Васнецов  пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она не знала,  где её родные и очень скучала по маме. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей  картине  «Алё-нушка»  он нарисовал Алёнушке именно такие глаза.

Воспитатель:  Как вы думаете к какой сказке написал эту картину Виктор Михайлович?

 

Воспитатель:  Рассмотрите внимательно и расскажите, какой изображена Алёнушка?

Воспитатель:  Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? 

Воспитатель:  Как одета Алёнушка? 

Воспитатель:  Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они

Воспитатель: Как художник передал настроение Алёнушки? 

Воспитатель: Какие краски помогли ему в этом?  

Воспитатель: Задумчиво смотрит Алёнушка в тёмные воды омута (омут - глубокая яма на дне пруда, реки). Поникла её голова, свешиваются  спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. В её глазах отражается грусть и печаль Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней.

Физкультминутка.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Воспитатель:  Возвращаемся к репродукции картины. 

- Что можно сказать о солнце?

  

                                                                  Воспитатель:  Деревья какие? 

Воспитатель:  А какое настроение в лесу? 

Воспитатель:  Девочку окружает лесная непроходимая чаща. Чтобы подчеркнуть тяжёлое положение Алёнушки, автор нари-совал лес тёмными красками. Вода в лесном пруду тоже кажется тёмной, мрачной.

Посмотрите на ёлочки - они дрожат. Им очень жаль бедную девочку - сиротку. А стройные осинки, они вовсе стоят рядом с Алёнушкой и осыпают девочку золотом своих листьев, как бы шепчут ей:  «Не плачь, не горюй!»

- Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуют ей не только осинки, но и… Кто сидит на веточке?                                                             Ласточки символизируют надежду на счастливый финал старой русской сказки.

Воспитатель:   Вы хотели бы побывать в этом лесу? давайте закроем глаза и перенесемся мысленно к Алёнушке.

Метод эмпатии. «Попадаем в лес».

Звучит музыка (Л. Бетховен. «Лунная соната»)

Воспитатель:  Что вы услышали, когда были в лесу? Что почувствовали сидя рядом с Аленушкой? 

 Звучит «Песня о картинах» (Музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера.)

Дети подходят к мольбертам, рассматривают портреты.

Дети:  Да, конечно!

Дети: Богатыри.

 

Дети: Узнали мы о них из былин, которые слагали гусляры, ска-зок, а также на карти-нах разных художни-ков можно было уви-деть богатырей.

Дети:  силач, воин, борец;

- храбрый, мужествен-ный, отважный, бес-страшный, решитель-ный, героический, доблестный;

- придумал, сочинил, нарисовал.

Дети рассматривают репродукцию под музыку М. Мусорг-ского «Рассвет на Москве - реке».

Дети:

- богатыри русские.

- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

- Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героически.

 

Дети: С врагами, Соловьем — разбой-ником, Змеем Горы-нычем, Кощеем Бес-смертным, Тугариным Змеем, татарами, мон-голами, печенегами, хазарами.

Дети: Святогор, Сад-ко, Никита Кожемяка, Вольга Всеславович, Микула Селянинович, Руслан, Дунай Ивано-вич, Пересвет.

Дети: Да

Дети: Как интересно! А мы и не знали, что были богатырки!

Дети: Из беды выру-чит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подска-зывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.

Дети: Из русских народных сказок, былин, поэм, рассмат-ривали картины, пели песни, читали легенды о нашем крае.

 

Дети: Да.

Дети шагают

Дети поднимают руки вверх.

Руку ко лбу,Смотрит влево, повороты туловища, Смотрит вправо. влево и вправо.

Выполняем наклоны вниз.

Выпрямляются

Маршируют на месте

Дети: Дружественные

Дети: Красивая

Дети: Охраняют границы Руси.

Дети: называют каждый своего любимого богатыря.

Дети: На ней изобра-жены любимые герои былин.

Дети  рассказывают.

 

Дети:  Настя, Никита, Наташа, Надежда;

Екатерина, Елизавета, Егор, Емеля.

Дети: произносят скороговорку.

 

Дети должны проло-жить себе дорогу, убрав все гласные  «камни-буквы» с дороги.

Дети:  мир, друг, добрый, дружить, храбрый.

   

Дети: На ней изобра-жён русский богатырь на боевом коне

Дети: Он одет в тёмно – синий  кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы.  

Дети:  Нет, мы не знали. А рядом что за картина спрятана под накидочкой?

Дети: Это «Алёнушка»

Дети: Это тот, у кого нет родителей.

Дети:  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Дети:  Она грустная, печальная, обиженная, заплаканная

Дети: Волосы растрепаны.

Дети: Не тепло, легко, по - летнему, сарафан, юбка, кофта 

Дети: Босые, необутые, грязные.

Дети: По выражению лица – грустное.

Дети: Тёмные.

Дети выполняют движения и повторяют слова.

Дети: Солнце прячет-ся за тучами. Оно уже не греет, только све-тит немного за лесом.

Дети:  Деревья роня-ют листья. Идёт лис-топад. Листья на берё-зе желтые, в воду облетают.

Дети: Как-то груст-но, всё жёлтое, тихо.

Дети: Ласточки.

Дети: Да, давайте.

Дети: Её грусть, тоску. Стало жалко её.

III.Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Мне хочется, как то помочь этой девушке, согреть ее добрыми словами. Вы мне поможете? 

Воспитатель: У вас на столах лежат сердечки. Подарите Алёнушке и, если хотите, богатырям  сердце и добрые слова! Спасибо вам. Вы такие слова хорошие сказали Алёнушке и защитникам Земли Русской. Я думаю, у них всё будет хорошо!

Воспитатель: Понравилось вам  рассматри-вать картины?

Я получила большое удовольствие от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронули  эти картины.

Воспитатель: Ну, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятст-вия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообрази-тельными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и Ветер Перемен перенесёт нас обратно в детский сад. На память о нашем путешест-вии в прошлое я подарю вам листы-раскрас-ки «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями, и рассказать им о своём путешествии.

Дети: Да.

 

Дети произносят добрые слова, а кто умеет, пишут их на сердечках  и  наклеи-вают их на рамки картин.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Рассматривание «живой» картинки «Птичий двор» (первая младшая группа)

Учить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов.Формировать способность к диалогической речи; упражнять в звукоподражании голосам домашн...

Конспект образовательной деятельности на тему: Рассматривание картины "Караван"

В конспекте подробно описаны методы и приёмы работы с детьми подготовительной к школе группы по развитию навыков связной речи - умению составлять рассказ по картине. Наряду с традиционными методами в ...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Рассматривание комнатного растения бальзамина»

Задачи: 1.      Способствовать формированию у детей узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок).2.      Форми...

Планирование непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (реализация приоритетного направления) в подготовительной к школе группе «Ладушки» «Театрализованная деятельность»

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...