Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Данное занятие знакомит детей с произведением  художника В.М. Васнецова,  с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины  В.М. Васнецова «Алёнушка».

Цель: продолжать знакомить детей с художником В. М. Васнецова и его творчеством. Познакомить с картиной «Алёнушка».

Задачи: Учить воспринимать произведения живописи, эмоционально отзываться на художественный образ.

                Учить выделять средства выразительности, которые использует художник, учить выделять главное в произведении, давать психологическую характеристику образу Алёнушки.

                Развивать умение детей рассказывать о произведении искусства, отмечая его выразительные средства, умение сопереживать, наблюдательность.

                 Воспитывать интерес к изобразительному искусству.  

Предварительная работа: Рассматривание репродукции картин В. М. Васнецова по сказкам: «Снегурочка», «Морозко», «Ковер-самолет», «Илья Муромец», «Алёша Попович». Рассматривание фотографий здания Третьяковской галереи. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Демонстрационный материал:  репродукции картин В. М. Васнецова «Алёнушка», по сказке: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Дети, кто из художников писал картины на сказочные сюжеты?

Ответы детей: Васнецов, Рачёв.

Воспитатель: Какие картины художника В.М. Васнецова мы уже рассматривали?

Ответы детей:  «Илья Муромец», «Снегурочка», «Морозко».

Воспитатель: Обратите внимание на эту картину. Кто знает как она называется?

Ответы детей: «Алёнушка».

Воспитатель: Почему вы так решили? Кто художник этой картины?

Ответы детей: Художник Васнецов.

Воспитатель: Да, ребята – эту картину написал великий художник В.М. Васнецов. А какие еще картины написал художник Васнецов?

Ответы детей: «Богатыри», «Иван царевич на сером волке», «Снегурочка», «Ковер-самолет».

Воспитатель: Что вы можете сказать о каждой из этих картин? Что они напоминают?

Ответы детей: Сказки.

Воспитатель: Какую сказку вам напоминает картина «Алёнушка»?  Как вы думаете, о чем эта сказка?

Ответы детей:  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», о девочке, которая грустит о братце.  

Воспитатель: Какая главная тема этих картин?

Ответы детей: Сказочная, волшебная, про богатырей.

Воспитатель: Главная тема этих картин – сказочная «богатырская» с былинным сказочным сюжетом, содержанием.  «Богатырская» тема творчества В. Васнецова дополнена другим сказочным сюжетом, картиной – рассказом о деревенской девушке. Сегодня мы внимательнее рассмотрим картину «Алёнушка». О ком художник рассказал нам в этой картине? Где художник изобразил девочку?

Ответы детей: ……………

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь». Осенняя песня (в это время рассказ воспитателя).

«Однажды увидел В. Васнецов в деревне девушку-сироту. Её глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину. Сделал художественный набросок. Сидит одиноко на камне у воды девушка, опустила голову на колени, сжалась в комочек. Вокруг пустынно и безмолвно. Вслед за этим наброском появилось много других. Рисовал художник деревенских девочек, отдельно зарисовал их руки, лица – искал, как вернее передать настроение».

Воспитатель: Какое настроение передал художник в картине, как вы думаете?

Ответы детей:  Грустное.

Воспитатель: А что вы можете сказать, о этой девочке?

Какой изображена Алёнушка?

Ответы детей: Печальная грустная, хочется ее пожалеть.

(Воспитатель  побуждает  детей представить, ощутить на себе настроение картины – холодно, одиноко. Страшно, серое небо).

Как вы считаете, о чем она грустит?

Ответы детей: Осталась она одна, без родителей и братца, который превратился в козленочка.

Воспитатель: Почему вы решили, что Аленушка грустит?

Ответы детей: Она грустная, глаза опустила вниз, как будто она плачет.

Воспитатель: А как, какими средствами художник передал грусть девушки?

Ответы детей: Сидит согнувшись, сгорбившись.  Глаза грустные, печальные, смотрит в озеро, платье разорвано, ноги грязные, волосы спутанные.

Воспитатель: Алёнушка неподвижно смотрит в мрачные воды озера, омуты. Глаза грустные, печальные. Свешиваются спутанные пряди волос, как ветки «плакучей» ивы. Печально сложены на коленях худые (тоненькие) руки. Ее босые ноги покрыты пылью, платье разорвано, много дорог пришлось исходить Аленушке.

 А как природа передает настроение девушки?

Ответы детей: Она тоскует вместе с Аленушкой, сочувствует ей, грустит вместе с ней.  

Воспитатель: Природа словно тоскует вместе с Аленушкой.  Озеро – омут темный, черный, глубокий, мрачный, таинственный, заросший, заброшенный. Тонкие, трепетные, молодые осинки; елочки окружили заботливо, бережно Аленушку – грустят вместе с ней. Большие серые валуны на осинках и в воде, первые желтые листья – будто и деревья печалятся вместе с Аленушкой.  

 Какие краски, тона использовал художник для передачи грусти?

Ответы детей: Серые, зеленые, желтые.

Воспитатель: Да, в этой картине нет ничего яркого. А как бы вы успокоили Алёнушку, если бы оказались рядом?

Ответы детей: ………

Дальше идет обобщенный рассказ воспитателя.

Перед нами картина В.М. Васнецова «Аленушка». Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на колени худые руки, она точно сломанная ветка осины, что спускается рядом к омуту. Сама поза девушки, выражение глаз, изорванное старенькое платьице – все говорит о бедности, горькой сиротской доли».

 «Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней. Взгляните, как заботливо окружили девушку молодые осинки, елочки. Вокруг осенняя грусть и тишина.

Краски тоже передают это настроение. Главные тона серые, зеленые, желтоватые. Нет в картине ничего яркого, все сливается в тихую, задумчивую сказку».  

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас картина В. Васнецова «Аленушка»?

Ответы детей: Настроение грусти, печали.

Итог: Сегодня мы познакомились с еще одной картиной В. М. Васнецова; увидели и почувствовали как художник передал настроение девушки и нам тоже было немного грустно. 

Алёнушка и художник.

Алёнушка застыла средь травы густой.

Унылая, с поникшей головой.

Глаза печальные глядят,

Художник понял этот взгляд.

Он долго-долго так стоял,

Потом бумаги лист достал

И девочку нарисовал.

Чтоб люди помнили всегда,

Как ходит по земле беда.

(Н. Курганова.)