Рассматривание и составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рассматривание и составление рассказа  по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание и составление рассказа

по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.

Цель: Закрепление навыка составления рассказа по картине В.М.  Васнецова « Аленушка».  

Задачи:

  • Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине известного художника .
  • Учить детей восприятию внутреннего мира человека, умению  «входить в картину»: видеть влияние настроения персонажа на цветовую гамму природы.
  • Развивать связную монологическую речь детей, упражнять в употреблении слов, обозначающих оттенки цветов (светло-розовый, светло-зеленый, темно-зеленый, серо-голубой): обогащать словарь детей.
  • Развивать творческое воображение, зрительное восприятие дошкольников.
  •  Вызвать положительный эмоциональный отклик от встречи с героем картины.

Предварительная работа:

 чтение русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  беседа о событиях, о настроении героев, описанных в сказке, рассматривание картин художника В. М. Васнецова «Богатыри» и др.

Образовательные области:

- речевое развитие,

- художественно – эстетическое развитие.

Оборудование:

репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», шкатулка с персонажами сказки «Сестра Аленушка и братец Иванушка», аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Звуки леса», мультимедийная установка.

Ход

1 Организационный момент:

Дети заходят ,располагаются перед экраном мультимедийной установки.
Воспитатель.  Я рада видеть вас.  Вижу ваше любопытство, наверное, вам хочется узнать, зачем мы сюда пришли?  Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё. 
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся ….
Дети.  …в музей
Воспитатель. Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете? 
Дети называют музеи и рассматривают слайды на мультимедийной установке 
Воспитатель. В нашем городе много музеев, все они разные. Сегодня я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, которая находится в столице нашей родины, городе Москва. 
(Показываю слайд). 
Фасад музея был сделан по проекту художника-сказочника В. М. Васнецова, который украсил его в русском стиле. Вход оформлен в виде трех сказочных теремов с островерхими кровлями.
Посмотрите на портрет В. М. Васнецова (
показываю слайд). 
 В Третьяковской галерее также хранятся картины этого известного художника. 
(Показываю слайд: «Иван царевич на сером волке», «Богатыри», «Аленушка», «Снегурочка»). 
 Воспитатель.
Здесь картин полным-полно,
Приходите все в нее.
И художников аллею
Посмотрите в...                
Дети.  …галерее 
Воспитатель. В нашей галерее мы рассмотрим картину В. М. Васнецова, а ее название вы мне скажите сейчас сами.

Загадка:

«Не послушает  сестрицу

 Младший брат, захочет пить,

 А напившись  из копытца,

Он в козленка превратится»  

- О какой сказке эта загадка?

Открывает коробочку и достаёт книгу «Сестра Аленушка и братец Иванушка».

  • Какое зло приключилось с ними в сказке?
  • Как вы думаете, ребята, Аленушке было грустно или весело, когда Иванушка превратился в козленка?
  • А знаете, как художник нарисовал картину?

Однажды, идя по селу, художник Виктор Михайлович Васнецов увидел грустную девушку. Она напомнила художнику Алёнушку из сказки  «Сестра Аленушка и братец Иванушка». Придя домой, художник по памяти, стал  рисовать девушку, и посмотрите, что у него получилось. Посмотрите на картину.

2. Работа с картиной

(Вывешиваю картину «Аленушка»).

Где и как изображена Аленушка?

Художник изобразил Аленушку в центре картины. 

Представьте, что на этом камне сидите вы? Что вы чувствуете? Какой он? (холодный, острый, твердый,)

-Посмотрите, как она держит голову? (девушка опустила голову),

  • Что делают её руки (её пальцы крепко сжимают колени),


-Как вы думаете, какое у девочки настроение 
(она грустная, печальная)
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? 
(ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.
(Показываю слайд с иллюстрациями к сказке). 
Ответы детей. 
(потому что братец стал козленочком, потеряла Аленушка братца и т. д.) 
-А как мы догадались, что она печальная? 
(лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца). 

  • Обратите внимание на цвет лица и рук, Какие они? (Лицо и руки загорелые от долгих странствий под солнцем),
  • Что вы можете сказать про волосы? (Волосы её спутаны и давно не чесаны),
  • А что у неё на ногах? (босые),
  • Что ощущают ее ноги ?( им холодно, возможно они поранены).

Стихотворение:

 «Аленушка застыла средь травы густой.

- Унылая, с поникшей головой.

Глаза печальные глядят,

Художник понял этот взгляд».

3. Что можно сказать о выражении лица, настроении бедной девушки?

(Лицо Аленушки выражает тревогу, глубокую печаль)

-А глаза, какие они? (грустные глаза) Куда смотрит девушка? Аленушка смотрит на воду.  Но как будто не видит её. Чувствует, что девушка чем – то озабочена, она грустит, ничего её не радует.

-О чем она может грустить? Давайте представим, что же с ней могло случиться до того, как она села у озера?

4.Как одета девушка? Какие краски использовал художник, изображая её одежду?

Одета девушка очень бедно, просто: на ней старый темно – зеленый, почти что черный, сарафан. На нём пестреют светло – зеленые листочки и светло- розовые цветочки. Кофточка серо – голубая, выгоревшая на солнце.

3. Динамическая пауза – физическая минутка «Лес»

5. Какое время года на картине? По каким признаком можно определить ?

Художник изобразил на картине раннюю осень. Мы видим опавшие золотые и багряные листья осинок, слегла пожелтевшую траву.

-Посмотрите, каким цветом изобразил художник осеннее небо? (Небо бледно – голубое, холодное, унылое).

Воспитатель. Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображенной на картине, дадим отдохнуть нашим глазам. 
Проведем зрительную гимнастику.     
        Вот стоит осенний лес!
        В нем много сказок и чудес!
 Выполняют круговые движения глазами
        Слева – сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево-вправо.
         Дятел сверху тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх-вниз.
        Глазки ты закрой – открой
        И скорей бегом домой!

  1. Где происходит действие картины?

- Что находится на переднем плане? (На переднем плане картины озеро)

- Как вы думаете глубокое или мелкое оно? (глубокое, вода в нем очень темная и кажется холодная((вдохнуть запах сырости)). На заднем плане стоит лес – какой лес?

Давайте закроем глаза и представим, что мы попали в этот лес. Прислушайтесь, что вы слышите ( звук леса).

Слышите, птички щебечут прощальную мелодию, с осинок осыпается листва.

-Послушайте музыку, она поможет понять, какими красками написан лес – темными или светлыми? ( музыка ). Почему художник использовал эти цвета?

  1. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (грусть). Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в темном лесу, на берегу глубокого  озера.
  2. А что бы вы хотели, чтобы произошло дальше с Алёнушкой ?

4.Составление рассказа детьми

Дети представляют свои рассказы.

- Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушивают 1-2 рассказа).
- Вам понравилась картина?
- Кто ее написал?
-Где хранится картина
?  (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину?  (Ответы детей).   Я приготовила для вас в группе листы бумаги, восковые мелки, краски, карандаши. Давайте вернемся в группу, и вы нарисуете что захотите

Оценка рассказов: Подведение итогов занятия:

У вас всё получилось?

 А почему?

А что не получилось?

Образец рассказа по картине В. М. Васнецова « Аленушка»

  1. На берегу озера сидит, задумавшись, девушка. Это Аленушка.
  2. Художник изобразил Аленушку в центе картины. Одиноко сидит она на сером камне. Девушка опустила голову, её пальцы крепко сжимают колени. Лицо и руки загорелые, ноги босые. Волосы её спутаны и давно не чесаны.
  3. Лицо Аленушки выражает тревогу, глубокую печаль. Особенно ярко выделяются на нём грустные глаза. Аленушка смотрит на воду, но как – будто не видит её. Чувствуется , что девушка чем–то озабочена, она грустит, ничего её не радует.
  4. Одета девушка очень бедно, просто: на ней старый темно – зеленый, почти что черный, сарафан. На нём пестреют светло — зеленые листочки и бледно – розовые цветочки. Кофточка серо – голубая, выгоревшая на солнце.
  5. Художник изобразил на картине раннюю осень. Мы видим опавшие золотистые и багряные листья осинок, слегка пожелтевшую траву. Небо серо - голубое, холодное, унылое.
  6. На переднем плане картины глубокое озеро. Вода в нем кажется холодной и очень темной. На заднем плане стоит, как стена, темный лес. Вся природа сочувствует Аленушке, понимает её: склоняются к ней осины, охраняют её стройные ели, ласково поют над ней птицы.
  7. Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в темном лесу, на берегу озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здо...

Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье....

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка» для старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект в подготовительной школе группе «СКОРО В ШКОЛУ»

Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек нахо...

Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".

Данное занятие знакомит детей с произведением  художника В.М. Васнецова,  с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сю...

Конспект НОД по развитию речи «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»; формировать у детей образ былинного богатыря.Задачи:Образовательные:- Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях.- ...