Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шамуратова Фарида Хайруллаевна

 

Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.

 

1 часть - сюрпризный момент, рассматривание картины, зрительная гимнатсика.

2 часть - аппликация (подарок Алёнушке)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Приволжская ООШ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в  образовательной области «Коммуникация» в старшей группе №7 на тему: «Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова    «Алёнушка»

Воспитатель: Шамуратова Ф.Х.

Дата проведения: 05.12.2012г.

 Тема: «Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка» 

  Цель:

- продолжать знакомить детей с творчеством Виктора Михайловича Васнецова;

 -совершенствовать навык рассматривания картины;

 - учить определять настроение картины;

  -совершенствовать навык описания внешности человека, -

  -подвести маленьких зрителей к чувственному восприятию, пониманию шедевров изобразительного творчества; :,

- развивать связную речь,  использовать в речи образные определения, метафоры     для описания картины, активизировать словарный запас, образовывать относительные и притяжательные прилагательные

-формировать у детей навыки музейной культуры;

- учить анализировать факт и высказывать свою точку зрения; развивать  зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение ;

- закрепить технику аппликации;

- развивать эмпатические  качества характера, умение сочувствовать другому, стремление помогать окружающим.

-  воспитывать творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимание, ответственность.

Интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье

Вводная часть:

 Звучит тихая музыка. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Выполняется ритуал «Клубочек». При наматывании нити на большой палец, детям предлагается назвать нежные ласковые слова. Воспитатель обращает внимание на то, что нить не оборвалась, вот и ребята в группе будут так же крепко дружить.

- Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…

Сказка спряталась пока!

Не грусти, улыбнись,

Сказка дарит нам сюрприз.

- А сюрприз такой! Наш ковер превратился в волшебный ковер-самолет. И на нем мы полетим в страну сказок. Объявляю посадку на Ковер- самолет! ( Дети садятся на ковер.) Пристегнули ремни! Полетели!

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Не пугай наших ребят,

Хорошо они сидят.

В небо чистое глядят.

Вон волшебная страна…

Опускаться нам пора.

Наш ковер летит все тише,

Опускается все ниже.

- Внимание! Идем на посадку!.. Вот и приземлились! Отстегнули ремни. Ребята, поднимайтесь с Ковра- самолета и, добро пожаловать в сказку. Что напоминает вам это место? (Ответы детей) Да, действительно, это — картинная галерея. Но не обычная галерея, а сказочная. Все эти работы выполнил замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал не только картины, но и рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими живописными полотнами – особенно на темы русских былин и сказок.

Дети рассматривают  картину В.М.Васнецова «Иван-царевич и серый волк».

- Отгадайте, к какой сказке нарисовал Виктор Михайлович эту картину? («Иван-царевич и серый волк»)

-Молодцы! Вспоминает Васнецов одну из любимых своих сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».

Рассматривание картины «Три богатыря», «Спящая красавица».

Мы с вами рассматривали эти картины и беседовали по ним. Кто написал все эти картины?(В.М.Васнецов.)

Все эти картины он написал к известным сказкам.

Как вы думаете, а что мы сейчас будем делать? Посмотрите на экран, что вы видите?(Рассматривать картину)

-Чью картину мы будем рассматривать?( Васнецова)

-Эта картина называется «Аленушка». Но это полотно не иллюстрация к известной сказке. У  Васнецова было одно желание: передать через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд.

-Кто изображен на картине? (задумавшись, девушка.)

-Где находится наша героиня?( На берегу озера, на камне, сидит).

-Как она сидит, в какой позе?(Аленушка положила голову на колени).

-Какая она, какое у Алёнушки лицо, одежда?

-Как художник показал, что девушка горюет?( Лицо грустное, она жалко склонилась над водой).

-Что окружает девочку на картине?(лес и деревья)

метод эмпатии. «Попадаем в лес».

Зрительная гимнастика.

Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!

Выполняют круговые движения глазами.

Слева - сосны, справа – дуб.

Выполняют движения глазами влево – вправо.

Дятел сверху, тук да тук.

Выполняют движения глазами вверх – вниз.

Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!

Динамическая пауза.

Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять.

Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

Ходьба “змейкой”.

Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.

Бег на носках.

И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.

Ходьба на пятках.

Отдохнули, вот и славно.

- Какое время года изображено ?(Самое начало осени)

-Как художник показал нам , что приближается осень?(Желтые листочки плавают в воде, на березках желтые листья).

-Как вы думаете почему художник нарисовал к этой картине осень?(нет, потому что осенью природа грустная).

-Природа расстается с лесом,  блеклая зеленовато-бурая трава, оголенные осинки, медленно падающие багряные листья, всё говорит о скором приближении осени.

-Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуем ей не только мы, но и… Кто сидит на веточке? Что? (Ответы детей.)

-как вы думаете что за птицы?(ласточка)

- Кто из вас заметил, какие краски использовал художник для  написания этой картины? (Ответы детей.)

-Главные тона здесь серые, зеленые, желтоватые. Нет в картине ничего яркого.
- Что чувствуете вы когда смотрите на эту картину?(Жалость, сочувствие, желание помочь).

-Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне в лесной чаще, возле глубокого омута одиноко сидит Алёнушка. В её поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Взгляд тёмных, широко раскрытых глаз неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Алёнушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, хотя на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые осинки. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Общий тон картины неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёный и жёлто-коричневый цвета.

- Как можно помочь Аленушке, чтобы она повеселела?(ответы детей)

2 часть:

Аппликация-подарок Аленушке.

Работа в парах.

Дети на ковре-самолете возвращаются в группу.

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся,

Вот и садик наш родной,

Прилетели мы домой.

Наш ковер летит все тише,

Опускается все ниже.

Рефлексия:

-Наше путешествие подошло к концу, я получила большое удовольствие  от ваших ответов. Я почувствовала что и вас затронула эта картина.

-С какой же новой картиной вы сегодня познакомились?

- А для чего же мы знакомимся с картинами, рассматриваем их, рассказываем про   них? (Чтобы видеть мир в красивых тонах, воспитывать чувство прекрасного).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор по картине В. Васнецова "Алёнушка"

Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.  Совершенствовать грамматический строй речи: правильно ...

Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье....

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка» для старшего дошкольного возраста....

Рассматривание и составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.

Рассматривание и составление рассказа  по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе....

Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".

Данное занятие знакомит детей с произведением  художника В.М. Васнецова,  с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сю...

Беседа по картине В. Васнецова «Алёнушка»

Цели: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.Образовательные задачи:        ...