Конспект НОД по развитию речи с воспитанниками подготовительной к школе группы "Беседа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_p._g.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию речи в подготовительной группе

ТЕМА: Беседа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря»

                                                                         

                                                                        Мироненкова Е.М. воспитатель

                                                        МБДОУ «Детский сад №26» г.Воркуты

Цель: обогащение занятий детей о художниках - живописцах, формирование у детей представления о былинной живописи.
Задачи:
Образовательная: учить детей видеть в картине воплощение замысла художника.
Развивающая: развивать связную речь, воображение.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, любовь к Родине.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о былинных богатырях.

2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова (в т. ч. с картины «Три богатыря» )

3. Знакомство с разными литературными жанрами: былины, стихи, пословицы.
Оборудование: Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», мультимедийное сопровождение (фрагмент М /ф «Три богатыря и Шамаханская царица»)

Словарная работа:
Активизация: Богатырь, защитник, облачение воина , доспехи,  плановость картины,  композиция произведения,  масляная живопись.
Обогащение: Палица, кольчуга, щит, шлем, меч в ножнах, конская сбруя.
Программное содержание:  
- познакомить детей с картиной В. М. Васнецова "Богатыри".
- учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;
-формировать умение видеть художественные средства создания образа ;
-воспитывать интерес к живописи
План занятия-беседы:
1.Вводная часть (2мин)
2. Искусствоведческий рассказ воспитателя (6 мин)
3.Диалог с детьми (6мин)
4.Этап «вхождения в картину» (4мин)
5.Заключительная часть (2мин)
Итого:20 минут.

Ход занятия:

Этапы проведения
время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические указания и приёмы.

1.Вводная часть.

Здравствуйте ребята!


Я хочу начать беседу с вопроса: ребята, в какой стране мы живем?


А как называли нашу страну в древности?
- Давайте сегодня, совершим путешествие в древние «времена» когда людям нужно было защищаться от многочисленных  врагов (просматриваем фрагмент М /ф).
Скажите мне, как выглядели защитники Русской земли? Какие они опишите их.
А сегодня мы с вами посмотрим, как художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил самых известных Русских богатырей на своей картине. Она называется « Богатыри ». Давайте рассмотрим репродукцию картины.

Слушают воспит.
Россия.


Русь.


Высокие, могучие, сильные, с оружием в руках.

2.Основная часть

-Ребята, как вы понимаете слова «репродукция картины»?
Эта картина на самом деле очень большая в зале музея (Третьяковская галерея в Москве). Кто-нибудь слышал о таком музее?) Занимает целую стену. А то на что мы любуемся с вами это и есть репродукция, картина в уменьшенном виде, но мы постараемся все увидеть и понять, что хотел показать художник. Художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную, зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Под стать ему и могучий черный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.
Добрыня Никитич-воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь напряжен , готов к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.
Задумался о чем-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил  и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука и стрела у него наготове.
Природа на картине Васнецова-это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа. Посмотрите, какие на первом плане маленькие беззащитные ёлочки, а за ними огромные богатыри которые не дадут в обиду родную землю.
- Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину, используя наши волшебные подзорные трубы. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. Звучит музыка дети рассматривают картину.
Диалог:
- Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине. Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины? Что такое задний план картины?

- Кто изображен на переднем плане картины?

- Кого на Руси называли богатырями?

-Почему вы решили, что богатыри - воины?

 
Как их зовут? Назовите их имена.

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них – старший из богатырей?


- Почему художник изобразил его в центре?

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей «равного» ему по силе.
По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья - богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю).
У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе, попробуем рассказать об их характерах.

-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца?

-А у Алёши Поповича?

-А у Добрыни Никитича?

-А как вы догадались?

-

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.


- Кому принадлежит конь-тяжелый да могучий , как сыра земля? Как вы догадались?
- У кого из богатырей конь , что огонь? Как вы это узнали?

-Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете?

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане?

Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с ее бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.
- Как вы считаете, богатыри готовы к бою?
- Как вы это определили?

-Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Физкультурная минутка.
Если мы хотим быть такими же сильными и могучими как богатыри, мы должны заниматься спортом. Повторяйте за мной движения.
Усаживаю вновь детей на стульчики.
Хорошо, молодцы, ребята!

Это уменьшенная копия картины, напечатанная на станке.








(Ответы детей)

(Богатыри)


Людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов.


В руках у них оружие, на головах шлемы, кольчуги.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Илья Муромец

Он самый сильный, могучий.

Богатырь в середине.
Потому, что он главный среди богатырей.

Молчаливый,  спокойный,  уверенный в себе.

Весёлый, лукавый.

Добрый, серьезный,  суровый.

Взгляд живой, хитрый, улыбается.

По выражению лиц, можно понять характер героев.

Ответы детей.

Ответы детей.

Степь, леса

 


-Готовы.

Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг, Алёша попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч.

Восхищение, спокойствия, тревоги, гордости, радости.

2-3 минуты под музыку.        

3. «Вхождение в картину»

4.Заключительный этап.

А сейчас я хочу с вами немножко поиграть, я включу музыку, а вы закроете глаза и постараетесь представить, что будет происходить с нашими героями?
Выключаю музыку, спрашиваю детей, что они представили себе.


А как вы догадались?









Я согласна с вами, что такие герои не пропустят врагов на русскую землю и будут достойно ее защищать.
Ребята я хочу задать вам еще один вопрос .

-Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину?
Я думаю, что и Виктор Михайлович Васнецов тоже испытывал такие же эмоции.

Молодцы ребята, вы очень внимательно меня слушали и правильно отвечали на вопросы развернутыми ответами. Мне понравилось с вами работать. Спасибо за внимание и сотрудничество!

Ответы детей

Герои сражаются, побеждают ,изгоняют врагов.
Музыка была ритмичной ,герои не стояли, а двигались, а так как музыка веселая, что создает настроение победы.


Гордость, чувств о любви к Родине.