Приобщение детей к чтению в старшей группе
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Как ненавязчиво в игровой форме приобщать детей к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей
к чтению
в старшей группе «Знайки»
Воспитатели: Калинина Ольга Васильевна
Еськина Оксана Николаевна
Структурное подразделение
«Детский сад»
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 148
имени Героя Советского Союза
И. А. Борисевича»
Ленинского района
город Красноярск
Актуальность: У детей снижается интерес к чтению.
Угасает интерес к традиционной книге. Многие дошкольники слушанию предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Воспитателям совместно с родителями очень важно вовремя вызвать интерес к книге и помочь ребенку научиться не только слушать, но и слышать прочитанное. Так как художественная литература - это интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие. Обогащается детская речь, эмоции, формируются гуманные чувства, появляется возможность размышлять, фантазировать.
Цель: приобщение детей к чтению, основанное на развитии интереса детей к художественной литературе, их симпатии, предпочтении и возрастных особенностях.
Задачи:
- формировать потребность (привычку) в регулярном чтении на лучших образцах детской русской и зарубежной литературы, используя правильное и выразительное чтение и в соответствии с возрастными особенностями детей, закреплять представления о жанрах (проза, поэзия) и их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке;
- развивать связную речь, словарный запас, мышление, фантазию, память, эмоции, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, поэтический слух, литературно-художественный вкус;
- воспитывать чуткость к художественному слову, культуру чтения, бережное отношение к книге;
- помочь родителям осознать ценность чтения детям книг, привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении;
- повысить собственную компетентность в вопросе приобщения детей к художественной литературе
Подготовительный этап
Специфика нашего подразделения такова, что в августе к нам пришли дети сразу в старшую группу. И началось все со знакомства.
Для выявления интересов и запросов в художественной литературе с детьми проведен устный опрос, а среди родителей - анкетирование. Это помогло в подборе литературы для свободного чтения и использовании прочитанного в других образовательных областях. Так как прочитанное должно быть закреплено.
В подразделении существует своя небольшая библиотека. Где дети берут книги для домашнего чтения.
Помогает и предметно-пространственная среда. В группе есть уголок уединения, в котором собрано небольшое количество хорошо оформленных и соответствующих возрасту книг, которые периодически меняются.
Рядом с центром рисования разместился центр чтения, отвечающий следующим требованиям:
- Рациональное размещение в группе.
- Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.
- Соответствие интересам детей.
- Постоянная сменяемость.
- Эстетическое оформление.
- Востребованность.
Основной этап:
Использование художественной литературы в других образовательных областях
Произведение должно быть не только прочитано, но и закреплено.
Было бы наивно предполагать, что дети пяти лет начнут сами предлагать литературу для чтения. Даже в силу своего возраста у них нет большого выбора, и сделать это самостоятельно они не смогут. А ведь нужно сделать так, чтобы желание исходило с их стороны. Но зато мы можем через наводящие вопросы, беседы выяснить их интересы и симпатии и, исходя из этого, ненавязчиво, как будто все исходит именно от самих детей, предложить обратиться к тому или иному произведению.
Очень важно, чтобы данное произведение соответствовало возрасту и являлось одним из лучших образцов русской и зарубежной детской литературы. Со стороны воспитателей нужно преподнести выбранное произведение так, чтобы у детей не возникло даже малейшего сомнения, что будет не интересно и скучно.
Как театр начинается с вешалки, так и книга начинается с внешнего вида. Она должна быть аккуратной и хорошо иллюстрирована. Это не обязательно только новые издания. Огромную лепту в воспитание бережного обращения и сохранение семейных связей и традиций вносят именно книги, которые находятся в длительном пользовании. Это может быть книга, которую подарили дети прошлых выпусков (в нашей библиотеке большенство книг таких) или любимая книга старшего брата или мамы. Когда дети приносят домашние книги, среди них встречаются и такие. Шрифт должен соответствовать возрасту, хоть и чтение будет воспитателем, но всегда в группе есть читающие дети. Да и старшие дошкольники уже знакомы с буквами и вполне могут при самостоятельном рассматривании закреплять навыки чтения. Все книги в нашей библиотеке соответствуют данным требованиям и имеют аккуратный внешний вид, т. к. у нас работает Книжкина больница и совместно с родителями проводятся акции «Книжка заболела».
Именно такой подход у нас к выбору книги.
Мы с коллегой очень требовательны к своему чтению. Считаем, что чтение воспитателя должно быть образцом, т. е. выразительным, с четким и правильным произношением слов.
Начиналось все с русских народных сказок. Это настоящий кладезь мудрости, юмора и остроумия со своими положительными и отрицательными героями. После прочтения и работы с текстом для закрепления идет просмотр одноименного мультфильма или художественного фильма. Исходя из продолжительности, это может делаться частями. Суммарное время, проведенное у экрана, не должно превышать 30 мин., для детей 3 – 7 лет. Очень часто просмотр проходит дома, его организовывают родители и привлекают к этому других членов семьи. Так появляются семейные просмотры и обсуждения. В садике дети делятся впечатлениями от уведенного и доносят мнения своих родственников.
Когда произведение прочитано, его нужно закрепить и подумать, как применить в других образовательных областях. Так русскую народную сказку «Волку и семеро козлят» хорошо интегрировать в ФЭМП при изучении или повторении числа и цифры «7». Сюрпризный момент – появление литературного героя мамы-козы, мотивация – нужна помощь.
А русскую народную сказку «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого» используем при конструировании из геометрических фигур, STEM.
Проводится большая подготовительная работа, которая позволяет не только конструировать, но и формировать элементарные математические представления, устанавливать социально-коммуникативные связи, расширять познания окружающего мира. А также развивать связную речь, словарный запас, мышление, фантазию, память и способствует целостному восприятию произведения.
Очень тщательно подходим к выбору оборудования: видео-заставка «В гостях у сказки», мультфильм «Три медведя», фонограмма «Полет и приземление ковра-самолета», счетный материал «Медведи», мозайка «Геометрические формы», игровые наборы Фребеля №7, №9, топорама, карты-помощники, иллюстрации домика и комнат, ковер.
Это позволяет сделать изучение ярким и запоминающим.
Использование художественной литературы вне образовательных областей
Когда произведение выбрано и прочитано очень хочется встретиться с полюбившимися героями, получить от них ответы на интересующие вопросы, поиграть с ними, да и просто потрогать и подержать за руку.
Приглашаем героев из прочитанных произведений. А кого пригласить, дети решают сами. Ну а куда приглашают гостей? Конечно же, на праздник!!! Что мы и делаем. Так у нас появились: баба Яга, Мэри Поппинс, черепаха Тортилла, госпожа Метелица и др.
Всех героев мы играем сами. Выбираем свой образ исходя из его характера. Что ближе тебе. Большое значение придаем костюму, манере поведения, запоминавшимся фразам. В изготовлении костюмов большую помощь оказывают родители.
После того, как познакомились с приключениями Буратино, провели квест «В поисках золотого ключика».
Помогала нам несравненная черепаха Тортилла. Ребята с большим удовольствием выполняли задания, помогая героям сказки. Ведь дружба творит чудеса!
Применяем разнообразные виды деятельности, что позволяет сделать процесс более увлекательным и интересным и способствует формированию потребности в регулярном чтении.
Проводим тематические выставки книг и рисунков детей, конкурсы, викторины.
А марафон «Читаем о войне» завершился не только созданием ярких видеороликов, но и чтением стихов у памятника погибшим, возложением цветов и посещением школьного музея.
Заключительный этап:
Для обобщения материала были созданы видеоролики, которые также размещены на сайте ДОУ. I место группы в Всероссийском конкурсе детских творческих работ «Мой край родной», I место «Светоч» «Мир детей глазами взрослых».
Работа с родителями
Кроме традиционных мероприятий (индивидуальные и групповые консультации, памятки, папки-передвижки, род.собрание и т.д) были проведены флешмобы: «Читаем русские народные сказки», «Великая Отечественная Война в стихах», «Читаем и учим потешки».
Они проводились на выходных. А потом дети приходили и делились прочитанным, пересказывали, приносили книги, обменивались ими, а
также небольшие творческие работы.
Активное участие приняли в акциях «Книжка заболела» и «Подари книжку». В результате чего книги в нашей библиотеке «выздоровели» и пополнились новыми.
Родители стали активными помощниками в изготовлении костюмов, подборе литературного материала, оказывали помощь детям в разучивании стихов, демонстрировали свои таланты в конкурсах и выставках, проводимых в детском саду и за его пределами. Бабушка нашего воспитанника написала стихотворение и стала победителем. Участвуют семьями!
Выводы:
Результатом реализации практики является приобщение детей к чтению, основанное на развитии интереса детей к художественной литературе, их симпатии, предпочтении и возрастных особенностях, с использованием разнообразных традиционных и нетрадиционных форм. Родители стали заинтересованными активными участниками в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении
Список литературы:
1. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, Э. М. Дорофеевой -5-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019
3. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2015. – №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественному чтению в старшей группе.
Описание поздней осени в рассказах детских писателей В. Бианки «Готовятся к зиме. Спешат»;Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий» и Г. Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готов...
Перспективный план работы кружка по обучению чтению "АБВГДейка"(старшая группа)
Перспективный план разработан для обучения детей чтению в старшей группе....
Конспект НОД по приобщению детей к чтению в старшей группе
Данный конспект поможет педагогам детского сада разнообразить методы и приемы, применяемые ими в работе по ознакомлению детей с художественной литературой....
Перспективный план образовательных ситуаций «Приобщение к искусству» в старшей группе
Перспективный план "Приобщение к искусству"...
Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач «Приобщение к искусству» в старшей группе
Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач«Приобщение к искусству» в старшей группе...
Методическая разработка сценария родительского собрания-конференции «Роль семьи в формировании интереса к книге и приобщении к чтению детей старшего дошкольного возраста»
Сценарий собрания предусматривает рассмотрение вопросов по созданию условий, способствующих всестороннему обсуждению роли семьи в формировании интереса к книге и приобщении к чтению детей старшего дош...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.
Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...