Викторина "Путешествие в мир сказок"
материал по художественной литературе (старшая группа)

Потеха Людмила Ивановна

Викторина поможет детям старшего дошкольного возраста закрепить знания о народных и авторских программных сказках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

ХОД:

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок».

-А вы любите сказки?

-Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим совсем маленькими от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами.

- Давайте немного поговорим о сказках. Кто знает, чем же отличается сказка от других произведений?

- А кто пишет сказки?

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

- А как называются сказки, которые написали писатели?

- Каких писателей – сказочников вы можете назвать?

- Что побеждает в сказках, добро или зло?

- Сказки бывают разные: о животных, где они могут говорить, как люди; бывают волшебные сказки.

- О чём говорится в волшебных сказках?

- Слушая или читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса. Благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой. Немало на белом свете прекрасных сказок. Но среди них есть самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, их авторов и героев.

1. Разминка.
- Назовите вторую часть названия сказки:
Сивка – (Бурка); Конёк – (Горбунок); Мороз – (Иванович); Гуси – (лебеди); Красная – (Шапочка); Аленький – (цветочек); Заюшкина – (избушка); Царевна – (Лягушка); Крошечка – (Хаврошечка); Доктор – (Айболит); Мальчик – (С пальчик); Бременские – (музыканты).


- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Вы настоящие знатоки сказок, и никакие трудности вам не страшны.

2. Конкурс «Кто больше».
Каждой команде в течении 30 секунд задаются вопросы. Какая команда ответит правильно на большее количество вопросов, та и победит.
Вопросы:
1. На чём летает Винни – Пух? (На шаре).
2. Сколько лепестков у Цветика – Семицветика? (Семь).
3. В какой сказке вещи обиделись на мальчика – неряху? («Мойдодыр»).
4. Кто живёт в доме на курьих ножках? (Баба – яга).
5. Любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно!»).
6. Автор сказки «Репка»? (Народ).
7. Почтальона в Простоквашино зовут… (Печкин).
8. От неё в хмурый день светлее. (Улыбка).
9. Лекарство Карлсона. (Варенье).
10. Сказочные сапоги (сапоги – скороходы)                                                                     

 11. Как звали невесту Пьеро? ( Мальвина)
12. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
13. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
14. Кто взял спички и поджёг синее море? ( Лисички)
15. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
16. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
 17. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?  (Жучка)

18. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

19. Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

1. Круглый из теста. (Колобок).
2. Кто любит кататься на печке. (Емеля).
3. Сказочная шапка. (Шапка – невидимка).
4. У него очень длинный нос. (Буратино).
5. Кот умеющий вышивать на машинке. (Матроскин).
6. Чем лиса угощала журавля. (Манной кашей).
7. Чем ловил волк рыбу? (Хвостом).                                                                                                         

8. Брат Кокоши из сказки «Мойдодыр» (Тотоша).
9. Сказочная скатерть. (Скатерть - самобранка).
10. К сожалению, он раз в году. (День рождения)

11. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? ( Герда)
12. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
13. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
14. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
15. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
16. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
17.  У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

18.  В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

 19. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

3. Конкурс «Найди домик для героя сказки»

   На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

4.  конкурс «Сказочные задачки».

А сейчас вам предстоит решить задачи, да задачи не простые, а сказочные. Ну – ка, кто самый смекалистый?

 1. В первый раз лисе удалось унести петушка от дома на расстояние 4 км, а во второй на 3 км дальше. На какое расстояние лиса унесла петушка во второй раз?

 2. В сказочном "теремке" жило 4 зверей, а насекомых 2. На сколько больше зверей жило в теремке, чем насекомых?

 3.Ниф-Ниф строил дом из соломы 2 дня, Нуф-Нуф – домик из веток 3 дня. А Наф-Наф строил свой дом из камня столько, сколько Ниф-Ниф и Нуф-Нуф вместе. Сколько дней строил домик Наф-Наф?

4.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? ( 4 - заяц, волк, лиса, медведь)
5.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
6.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? ( 5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
7.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.

5 конкурс «Лего - изобретатель»

Два человека от команды по схеме собирают персонаж сказки, а участники команды называют сказки, в которых встречается этот персонаж.

 5. Конкурс инсценировочный.
1 задание: Попробуйте изобразить походку человека, которому жмут ботинки.
2 задание: ...который только, что хорошо пообедал.
3 задание: ...который нечаянно пнул кирпич.
4 задание: ...у которого начался острый приступ радикулита.
5 задание: Мимикой, походкой, звуками изобразите: Встревоженного кота.
6 задание: ... грустного пингвина.
7 задание: ...разгневанного поросенка.
8 задание: Попрыгайте, но не так, как вы это делаете обычно, а как: Воробей.
9 задание: ...кенгуру.
10 задание: ...заяц.
11 задание: ...лягушка.
12 задание: ...кузнечик.

6. Конкурс «Загадалки»

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор …. (Айболит)

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета

Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

Про принцессу вам загадка:

 Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Добрая, хорошая Принцесса на…(горошине)

Хоть он стоек был и смел,

 Но в огне не уцелел.

 Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

 Был солдатик (оловянный)

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

 Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

 Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)

Пирожки — в корзинке.

Мчалась по тропинке девочка бегом.

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком.

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей,

И в кровать улёгся, плут?

Девочку-то как зовут? (Красная Шапочка)

Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней — мальчик Кай,

Снежная Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

 Как зовут его подругу? (Герда)

Хоть твердит, что он — мастак,

 Попадал не раз впросак,

Просто он — большой зазнайка

И зовут его … (Незнайка)

Долго-долго терпела посуда

И решила: «Уходим отсюда!»

Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё, без разбора.

Имя этой неряхи — … (Федора)

Он — любитель чистоты.

Умывался ль утром ты?

Если — нет, тогда приказ

Даст мочалкам он тотчас,

Грозный строгий командир

Умывальник … (Мойдодыр)



Отвечайте без подсказки,

Кто же автор этой сказки:

В сказке Кот на двух ногах

 Ходит в красных сапогах,

В шляпе пышное перо?

Автор сказки — … (Шарль Перро)

Герой той сказочки известный

 В маслёнке-шляпе.

Он железный!

 Он смелый, храбрый, с топором.

Но только, вот беда, при том

 Воды боится. Просто смех!

Герой — … (Железный дровосек)

  • Эстафета «Кот в сапогах»

Оборудование: сапоги очень большого размера, по 3 кегли для каждой команды.

Сапоги устанавливаются на линии старта. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и быстро добежать до финиша. Как вы помните, Кот в сапогах обладал хорошими манерами. Поэтому, чтобы усложнить эстафету, вы можете поставить на пути следования три кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный.

И так вся команда. Команда-победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.

  • Эстафета «Незнайка на воздушном шаре»

Оборудование: 2 ведра, 2 воздушных шара, 2 обруча, игрушки по количеству участников.

Корзина - обыкновенное ведро.В него положили балласт: мячи, кубики, машинки, куклы и т. д. Количество предметов равно количеству участников команды. Первый участник берет в руку воздушный шарик, в другую - ведро. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где лежит обруч. Добежав, игрок выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть облегчает корзину. Вернувшись к команде, он отдает ведро и шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен снова собрать в ведро кубики при этом громко считает предметы и называет сколько всего и вернуть их команде.

  • Эстафета «Баба яга»

Оборудование: 2 ведра, элементы игры "Танграм"

В качестве ступы - ведро. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку. В таком положении нужно пройти до обруча взять геометрическую фигуру вернуться к команде и передать "ступу" следующему участнику, а геометрическую фигуру положить в обруч. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу.

  • Эстафета «Ловись золотая рыбка»

Оборудование: детские удочки и рыбки на магните, обручи, ведерки.

У первых игроков команды в руках детские удочки. По сигналу игроки бегут с удочкой до обруча, в котором лежат рыбки. Подцепляют рыбку с помощью магнита и возвращаются к командам. Опускают рыбку в ведерко и передают удочку следующим игрокам. Побеждает команда первая закончившая эстафету.

Задание-конкурс «Рассказ по кругу»

Ведущий читает рассказ, а участники, двигаясь по кругу, изображают всё, что услышали.

«Карусель сказок»

Мы отправляемся в сказочную страну «Лукоморье». Для этого вы надеваете на голову богатырский шлем, подвязываете на пояс меч-кладенец, запрягаете своего богатырского коня Сивку-Бурку. Конь запрокидывает голову, весело ржет и бьёт копытом.

Вы вскочили в седло, свистнули, хлестнули коня плетью и галопом выехали со двора. Вы едете по темному непроходимому лесу. Вдруг с ветвей на вас капает огромная ….капля росы. Толстые колючие ветки преграждают вам путь, сквозь них очень трудно пробираться. Тогда вы громко кричите «Но»; конь прыгает и… благополучно приземляется на другой стороне оврага.

Но вот лес, наконец-то, кончился. Перед вами – огромный дуб. И тут раздаётся оглушительный свист. Это свистит Соловей-Разбойник. Деревья склоняются к самой траве, пыль поднимается столбом, попадает вам в глаза. Ваш конь падает на колени. Сопротивляясь ветру, вы с трудом раскручиваете над головой огромную палицу и бросаете её в Соловья-Разбойника, А сами падаете без чувств.

Аплодисменты!!!



Ведущий: Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...