Пример интегрированного занятия в старшей группе по произведению
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема занятия: чтение рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок».
Цель занятия: объяснение детям понятия «ответственность», подведение к пониманию смысла высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили» через прочтение рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок», беседы по содержанию, дидактической игры на ИКТ оборудовании и элементов продуктивной деятельности.
Задачи занятия:
Образовательные:
- обеспечить восприятие содержания рассказа, понимание сюжета;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения полным предложением;
- обеспечить формирование умения выдвигать гипотезы.
Развивающие:
- обеспечить развитие умения анализировать события в рассказе, устанавливать причинно-следственные связи;
- обеспечить развитие умения формулировать выводы.
Воспитательные:
- подвести детей к выводу о том, что такое ответственность;
- пробудить чувства ответственности за братьев наших меньших;
- порадоваться вместе с детьми результатам работы на занятии.
Планируемый результат занятия: детьми понято и осмыслено произведение, результат отражён в продуктивной деятельности и дидактической игре.
Подготовительная работа: беседа о том, как заботиться о домашних животных; составление рассказов о своём домашнем животном; рисование и лепка домашних животных – по выбору детей; чтение стихотворений, рассказов и сказок о домашних животных; дидактические игры: «Чьё, чьё? Моё», «Кто, где живёт?», «Как зовут детёнышей?», «Кто как кричит?»
Материалы и оборудование: рассказ Льва Николаевича Толстого «Котёнок», ИКТ оборудование (смарт-доска), бумага для оригами.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Мотивировать детей к предстоящей деятельности | Мотивирует детей к предстоящей деятельности, загадывает загадку «Что за зверь Со мной играет: Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапках коготки!» (Котёнок), рассказывает о телепередаче «В кругу друзей», Льве Николаевиче Толстом, показывает иллюстрации к произведению и портрет автора, задаёт вопросы: Как вы понимаете это высказывание? («Мы в ответе за тех, кого приручили») Кто же это – мы? | Форма: фронтальная Методы и приёмы: Словесные: художественное слово, рассказ, вопросы Наглядные: показ иллюстраций и портрета автора | Отгадывают загадку, слушают рассказ воспитателя о телепередаче «В кругу друзей» и об авторе рассказа, рассматривают иллюстрации и портрет автора, отвечают на вопросы | Дети замотивированы к предстоящей деятельности |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Обозначить проблему в доступной для детей форме | Задаёт вопросы проблемно- поискового характера: Что такое ответственность? подводит детей к проблеме произведения | Словесные: вопросы, обсуждение, уточнения, дополнения | Дети отвечают на вопросы, осознают проблему произведения | Детьми понята и осмыслена проблема произведения | |
Этап ознакомления с материалом | Познакомить детей с содержанием рассказа, провести беседу по содержанию, провести физкультминутку | Знакомит детей с кратким содержанием рассказа, зачитывает отрывок наиболее ёмко отражающий смысл произведения, просит детей высказать мнение о поступке Васи, задаёт детям вопросы: Кто главные герои в этом рассказе? Почему на прогулке котёнок остался один? Когда ребята вспомнили о котёнке? Почему котёнок не убежал от собак? Как повела себя Катя? Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? Как поступил Вася? Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? Кто виноват в том, что это произошло? Можем ли мы предположить, что из Васи вырастет хороший человек? Чему учит нас этот рассказ? Что должны вы помнить, если у вас дома живёт маленький котёнок или щенок? Проводит физкультминутку «Быстро встали»: Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернулись, И на место вновь вернулись. | Словесные: художественное слово, рассказ, обсуждение, дополнение, уточнение | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, активно участвуют в физкультминутке, высказывают мнение о герое рассказа «Котёнок» | Детьми понято и осмыслено содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок» | |
Этап практического решения проблемы | Помочь решить проблему с помощью дидактической игры на ИКТ оборудовании и продуктивной деятельности, провести гимнастику для глаз | Повторяет с детьми правила пользования ИКТ оборудования, правила поведения у ИКТ оборудования, проводит дидактическую игру на ИКТ оборудовании «Найди котят», проводит гимнастику для глаз: Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Повторяет с детьми правила безопасности при работе с ножницами, проводит продуктивную деятельность: поделка в технике оригами «Котёнок» | Практические: дидактическая игра, продуктивная деятельность Словесные: объяснение | Дети повторяют с воспитателем правила поведения и правила пользования ИКТ оборудованием, активно участвуют в гимнастике для глаз Дети рассказывают о правилах безопасности при работе с ножницами, делают поделку в технике оригами «Котёнок» | Дети смогли решить проблему практическим путём (с помощью дидактической игры «Найди котят» и продуктивной деятельности: поделка в технике оригами «Котёнок») | |
3. | Заключительный этап | Провести рефлексию, порадоваться вместе с детьми результатам продуктивной деятельности | Задаёт детям вопросы: C каким рассказом мы сегодня познакомились? Чему вас научил этот рассказ? Что же такое ответственность? Как вы поняли высказывание «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Просит высказать мнение о прочитанном рассказе, радуется вместе с детьми результатам проделанной работы | Наглядные: показ результатов продуктивной деятельности Словесные: вопросы, обсуждение | Дети отвечают на вопросы, выражают своё мнение о рассказе, радуются вместе с воспитателем результатам продуктивной деятельности | Дети поняли и осмыслили произведение, отразили результат в продуктивной деятельности |
Ребята, сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о домашних животных, о питомцах, которые живут с человеком. А сначала отгадайте загадку.
«Что за зверь
Со мной играет:
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки!»
(Котёнок)
- Как вы догадались? Правильно! Ребята, я недавно смотрела передачу «В кругу друзей». В ней известные гости приходят в студию со своими питомцами и рассказывают о том, какие сюрпризы каждый день им преподносят их четвероногие и пернатые члены семьи. Мне очень запомнилось высказывание «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей) Верно, ребята, мы должны заботиться о наших домашних животных. Только вот кто же это – мы? (ответы детей) Правильно. Мы – это люди: дети, и взрослые. И нам всем нужно помнить, что мы несём ответственность за тех, кого приручили, значит, приучили к человеку, сделали ручным, послушным. Но что же такое ответственность? (ответы детей) Ответственность – это осознанная готовность человека принимать последствия своего выбора, отвечать за поступки.
А сейчас я вам предлагаю узнать, какая история произошла с котёнком, о котором написал Лев Николаевич Толстой, обратите внимание на портрет писателя (показ портрета). Лев Николаевич Толстой – знаменитый русский писатель. Он написал много рассказов о детях, о животных и о дружбе детей с животными. Например, такие рассказы как: «Лев и собачка», «Косточка» (показ иллюстрации к рассказам). Ребята, сядьте правильно, выпрямите спину и приготовьтесь слушать рассказ, который называется «Котёнок» (показ одной из иллюстраций к рассказу).
В тексте встретятся незнакомые слова. Сейчас я вам их объясню. Амбар – это строение для хранения зерна. Выражение: «что было духу» означает очень сильно.
(Рассказ) У брата и сестры, Васи и Кати, дома жила кошка. Весной она пропала. Дети никак не могли её найти. Искали долго. В один из дней, играя у амбара, дети услышали над собой тихое мяуканье. Вася взобрался по лестнице под крышу амбара. Он нашёл кошку с котятами. Их было пять. Когда котята подросли, дети оставили себе одного котёнка, серого с белыми лапками. Остальных мать раздала. Катя и Вася любили котёнка и очень заботились о нём.
(Чтение) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки – увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.
Беседа по содержанию
Кто главные герои в этом рассказе? Почему на прогулке котёнок остался один? Когда ребята вспомнили о котёнке? Почему котёнок не убежал от собак? (А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак). Как повела себя Катя? Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими; охотник громко кричал) Как поступил Вася? Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки). Кто виноват в том, что это произошло? (оба) (Дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка). Можем ли мы предположить, что из Васи вырастет хороший человек? Чему учит нас этот рассказ? (бережному отношению к братьям нашим меньшим, защищать слабых, спешить им на помощь, учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог, учит смелости, мужеству, ответственности). Что должны вы помнить, если у вас дома живёт маленький котёнок или щенок? (Не брать их с собой туда, где им может угрожать опасность.)
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернулись,
И на место вновь вернулись.
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в ДИГ «Найди котёнка», но для начала вспомним, как правильно пользоваться смарт-доской (вспоминаем правила).
ДИГ «Найди котёнка»
- После игры наши глаза устали, поэтому я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Продуктивная деятельность: поделка в технике оригами «Котёнок»
- Ребята, я предлагаю вам сделать котёнка из бумаги в технике оригами. Вы знаете, что такое оригами? Оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги. (по схеме дети делают поделку из бумаги; воспитатель при необходимости помогает детям)
Заключительный этап. Подведение итогов.
- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (ответы детей) Чему вас научил этот рассказ? (Надо беречь животных, не оставлять их одних, быть заботливыми) А что же такое ответственность? (ответы детей) Как вы поняли высказывание «Мы в ответе за тех, кого приручили»? (ответы детей) Всё верно, ребята. Когда мы маленькие дети, то зависим от родителей, а когда вырастаем, научаемся сами брать ответственность за себя и за свою жизнь. А далее – и за своих близких, семью.
Вы сегодня были очень внимательны, правильно отвечали на вопросы, рассуждали, нашли всех котят в игре на смарт-доске, сделали замечательных котят из бумаги и заслужили подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-259250-1369505413.jpg)
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...
Конспект занятия в старшей группе по произведению Джанни Родари "Чем пахнут ремесла"
Конспект НОД по речевому развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1103755-1547698947.jpg)
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-125959-1507977532.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-1419514-1664714945.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/17/picture-1444638-1671303045.jpg)
Конспект занятия в старшей группе по произведению Толстого "Косточка"
Конспект занятия в старшей группе по произведению Толстого "Косточка"...
Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса» Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса»
Программные задачиСовершенствовать навыки работы с природным материалом....