Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

знакомство с русской народной сказкой

«Крошечка – Хаврошечка»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rns_kroshechka_hovroshechka.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению

с художественной литературой

в старшей группе

на тему: знакомство с русской народной сказкой

«Крошечка – Хаврошечка»

Составила воспитатель

Головийчук О.Н.

Москва 2022г

Цель: развитие речи посредством приобщения детей к чтению художественной литературы.

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказкой «Крошечка-Хаврошечка», обратить внимание на особенности композиции (присказка, зачин, концовка);
  2. Формировать у детей способности сопереживания при восприятии сказки, личностного отношения к поступкам героев.
  3. Закреплять умение детей строить выразительные ответы, с точки зрения образности и выразительности речи.
  4. Формировать нравственные понятия о правде и лжи, добре и зле, щедрости и жадности.
  5. Способствовать развитию творческой активности детей в деятельности.

Предварительная работа:

  1. Чтение русской народной сказки «Морозко»; «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»
  2. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Морозко», «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»,
  3. Прослушивание аудио записи русской народной сказки «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»,
  4. Просмотр видео русской народной сказки «Морозко»,
  5. Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками.
  6. Посещение «Уголка русского быта», знакомство с бытом русского народа в старину.
  7. Словарная работа: журят, холсты, наткала, побелила, в трубы скатала.

Материал:

  1. Русский народный костюм (для воспитателя)
  2. Подготовка помещения для проведения занятия: стол с самоваром, баранками, свеча.
  3. Книга с русской народной сказкой «Крошечка — Хаврошечка»

Организационный момент.

Беседа о сказках.

Воспитатель: Мы с вами отправимся к сказочнице на посиделки.

(Сказочница - воспитатель одета в русский народный костюм, встречает гостей, используя традиционное русское приветствие - «низкий поклон». На столе - свеча, самовар с баранками)

 Сказочница: - Я приглашаю вас на посиделки, которые называются «Сказки у свечи» (Дети садятся полукругом у стола).

 Воспитатель: Как у нас хорошо, уютно, тихо. Сегодня будем говорить о сказках и слушать новую сказку.

Сказочница: Какие сказки вы знаете?

(Ответы Детей: «Морозко», «Царевна — лягушка», «Не плюй в колодец пригодится воды напиться» и др)

Сказочница: Чему учат сказки? (Ответы детей: в сказках заключена народная мудрость, сказки учат бы храбрым, умны, добрым и сильными)

  Сказочница: Ребята, кто сочиняет сказки? (Ответы Детей: писатели — сказочники, народ)

Сказочница: Да, сказки придумывает народ. На земле живет много разных народов русские, украинцы, белорусы и другие. Они сочиняют свои сказки.

Сказочница: Сегодня мы с вами познакомимся с новой русской народной сказкой «Крошечка —Хаврошечка». Многие сказки начинаются и заканчиваются по — особому. Вспомните, как обычно начинаются сказки?

(Ответы Детей: сказки начинаются с присказки)

Сказочница: С присказки. Озвучьте некоторые присказки.

(Ответы Детей: «в некотором царстве, в некотором государстве»; «жили-были»; «Давным — Давно в «Давние времена»)

Сказочница: Молодцы ребята, а за присказкой следует зачин, а потом сама сказка. У сказок — свой сказочный язык. С красивыми словами, сравнениями, фразами. Скажите красивые фразы из сказок.

(Дети говорят красивые слова, фразы: «Красна Девица», «Добрый молодец, «Елена Премудрая», «Стрелец — молодец». «Тепло ли тебе, Девица? Тепло ли тебе, красная? «Молочная раса, кисельные берега, куда гуси лебеди поле «Яблоня, матушка, спрячь меня!»).

Сказочниц: в сказке «Крошечка —Хаврошечка» нам встретятся слова, которые сейчас редко стали говорить, может вы догадаетесь, что они означают: журят (ругают), холсты (материал, ткань) (Ответы Детей: …)

   Сказочниц: Сказка «Крошечка — Хаврошечка» начинается так:

«Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся». Как вы понимаете выражение «есть люди, которые своего брата не стыдятся»?

(Ответы Детей: злые, не Добрые, жадные, не уважают Других людей…).

Сказочниц: Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди. Садитесь поудобнее и слушайте повнимательнее.

Воспитатель начинает чтение с присказки... (Читает сказку)

2 часть: Чтение русской народной сказки «Крошечка — Хаврошечка»

Беседа по содержанию сказки.

Сказочниц: с какими сказочными персонажами мы познакомились в «Крошечке Хаврошечке?

(Ответы Детей: Хаврошечка, мачеха, ее Дочери: оДноглазка, Двуглазсау триглазка, сильный человек, с коровушкой)

Сказочниц: Что вы можете сказать о мачехе?

(Ответы Детей: злая, грубая, жадная,).

Сказочниц: Как вели себя дочери?

(Ответы Детей: все спали, у ворот сидели, на улицу глядели) воспитатель показывает иллюстрацию.

Сказочниц: Какую работу выполняла Хаврошечка в доме у мачехи?

(Ответы Детей: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она за все отвечает)

Сказочниц: Кто помогал Крошечке — Хаврошечке?

(Ответы Детей: коровушка, коровушка — волшебница) воспитатель выставляет иллюстрации

Сказочниц: Как узнала мачеха о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

(Ответы Детей: все рассказала триглазка)

Сказочница: Чему учит сказка?

(Ответы Детей: быть трудолюбивы, честными, Добрыми, заботливыми)

Сказочница: Почему главную героиню сказки народ назвал Крошечка — Хаврошечка

(Ответы Детей: ласково Крошечка —Хаврошечка, потому что она хорошая) С: Ребята, есть такая пословица: «Мал золотник, да дорог», «Сам себя губит, кто других не любит» О ком в сказке можно так сказать? (Ответы Детей: о мачехе и ее трех Дочерях)

 Сказочница: Какой фразой закончилась сказка?        

 (Ответы Детей «Стали они жить поживать, да лиха не знать») –Это концовка сказки Крошечка —Хаврошечка.

Физкультминутка:

Ребята, сейчас превратимся в гусей - лебедей

Лебеди летят, крыльями машут -  плавные движения рук

Прогнулись над водой, качают головой – наклоны вперед, прогнули спинки

Прямо и гордо умеют держать – выпрямились, прямо стоят

Очень бесшумно на воду садятся – присели

Сказочница: Усаживаемся поудобнее, слушаем сказку еще раз.

3 часть: Работа над выразительностью речи.

Сказочница: Дома вы захотите рассказать маме, папе или сестренке эту замечательную, поучительную сказку.

Сказочница: Давайте сейчас попробуем сделать это вместе со мною. Я буду начинать предложение из сказки, а вы заканчивать, говорить следует сказочным, выразительным языком.

 Сказочница: а злые сестры только и знали, что......... (у ворот сидеть и на улицу глядеть).

 Сказочница: а ты, красна девица, моего мяса…,.( не ешь, а косточки мои собери , в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки мои поливай,)

 Сказочница: Подошла Хаврошечка — веточки. ... (к ней приклонились и яблочки к опустились)

  Сказочница: Женился на Хаврошечке сильный человек и ... (стали они жить в добре поживать, беды не знать).

  Сказочница: Молодцы! Хорошо запомнили содержание русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка»

 Сказочница: Вот и посиделки наши подошли к концу. На прощанье я хочу вам подарить частичку русских народных сказок. Вот раскраски, раскрашивая их, вы будете вспоминать обо мне и о сказках.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в свой любимый детский сад.

Попрощаемся с хозяйкой сказочной избы.

Дети говорят: «Мир вашему дому».

Уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Грибок – Теремок»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Грибок – Теремок»Программное содержание: Продолжить учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказк...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Вершки и корешки&r...