«Формирование нравственно-личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста с НОДА посредством ознакомления с художественной литературой»
статья по художественной литературе

Описание опыта работы по теме "Формирование нравственно-личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста с НОДА по средством ознакомления с художественной литературой.

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_formirovaniyu_lichn.kach_2024.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67»

компенсирующего вида

г. Дзержинск.

Описание опыта работы по теме:

«Формирование нравственно-личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста с НОДА посредством ознакомления с художественной литературой»

Подготовил:

Морозова Т.А., воспитатель

г. Дзержинск 2024г.

Актульность

В современной системе дошкольного образования вопросам нравственно-личностного развития и воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами.

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (Далее - НОДА), посещающих наш детский сад, наблюдаются разные психоречевые нарушения, которые влекут за собой проблемы в развитии эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Произвольное поведение в младшем дошкольном возрасте у детей с НОДА еще неустойчиво, но тенденции к его формированию наметились и развиваются. Волевое начало позволяет ребенку управлять своими эмоциями. Он не способен преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам, конфликтам.

Поэтому необходимо продумать организацию коррекционно-развивающего процесса.

Работа по данной теме мною была начата в младшей группе с диагностики на начало года, по комплексу адаптированных методик, которая состоит из 3 аспектов, взаимосвязанных между собой и способствующих формированию нравственно-личностных качеств у ребенка:

Когнитивный аспект деятельности детей проявляется через их представления о ценностях и понимание нравственных норм. Когнитивный аспект характеризует рассуждения детей о нравственности, изменения в рассуждениях в процессе приобретения когнитивных навыков.

Эмоционально-ценностный аспект деятельности выявляется на основе эмоционального отношения детей к тем или иным жизненным ситуациям, изучения чувств, которые испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Развитие эмоций связано с пониманием, выявлением, а также распознаванием различных эмоций и чувств человека. Социальное развитие детей непосредственно проявляется в их поступках.

Поведенческий аспект деятельности выявляется на основе рассуждений и выводов детей о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения. Поведенческий аспект самопознания связан с проявлением нравственного поведения, которое социально одобряемо и приемлемо.

Диагностика на начало года

Изучение         когнитивного аспекта нравственности

Не соответствие (НС)

Частичное соответствие (ЧС)

Полное соответствие (ПС)

1. Беседа (по аналогии с методикой Т.В. Комаровой и О.М. Миловой)

Выявить уровень имеющихся нравственных представлений детей о помощи взрослым

2.Метод - наблюдение М.И. Шилова.

Изучение отношений к трудовым поручениям и взаимосвязи между игрой и трудом:

3.Беседа по выявлению эмоционального восприятия поступков героев русских народных сказок.

выявить умение анализировать поведение сказочного героя, соотносить его поступки с нравственными представлениями.

38%

31%

62%

38%

46%

38%

23%

23%

0

Изучение         эмоционально- ценностного         аспекта нравственности

Не соответствие (НС)

Частичное соответствие (ЧС)

Полное соответствие (ПС)

1.Методика «Сюжетные картинки» авторы Г. Матвеева, И.В. Выбойщик.

Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.

2.Методика «Незаконченный рассказ» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

изучение стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений.

38%

54%

38%

23%

23%

23%

Изучение         поведенческого аспекта нравственности

Не соответствие (НС)

Частичное соответствие (ЧС)

Полное соответствие (ПС)

Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина

положительная нравственная направленность, отрицательная нравственная направленность, общительность, заинтересованность

62%

23%

15%

Исходя из результатов диагностики была поставлена цель:

Формирование нравственно-личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста с НОДА посредством ознакомления с художественной литературой.

Для реализации поставленной цели был определен ряд задач, направленных на развитие нравственно-личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста с НОДА.

  1. формирование нравственного сознания;
  2. воспитание и развитие нравственных чувств;
  3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
  4. Обогащать предметно-пространственную среду для формирования нравственно-личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста с НОДА посредством ознакомления с художественной литературой.
  5. Оптимизировать работу с родителями воспитанников младшего дошкольного возраста с НОДА по изучению и закреплению данной темы.

Вся работа по формированию нравственно-личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста с НОДА посредством ознакомления с художественной литературой выстраивалась в 3 этапа:

1 этап. Формирование нравственного сознания

2 этап. Воспитание и развитие нравственных чувств;

3 этап. Выработка умений и привычек нравственного поведения

Деление на этапы происходило условно. Нельзя говорить о формировании сознания и при этом не развивать нравственные чувства у детей.

Надо сказать, что при данном подходе, можно говорить о том, что у ребенка сформированы те или иные нравственные качества, только когда ребенок в новых условиях может проявлять нравственное поведение.

Работа проходила при создании условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства.

Образовательный процесс по нравственному воспитанию посредством детской художественной литературы осуществлялся:

1. В ходе организованной образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми и родителями;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Деятельностный аспект

Для этого мною было использовано:

-Знакомство детей с художественной литературой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям произведений.

-Эмоциональное восприятие детьми произведения– пересказ детьми содержания, настольный театр, подвижные игры с персонажами произведения – с целью закрепления содержания. данные формы работы позволяют узнать, как дети поняли суть произведения.

Занятия по развитию речи проходят в организованной деятельности по методическому пособию В.В.Гербовой. В конспектах ознакомление с худож.лит проходит как часть занятия. Так, в течение года мы знакомились с такими произведениями как: «Петушки распетушились»; «Зайчик», «Курочка-рябушечка», «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Упрямые козы», «Петушок с семьей», «Уточки», «Медвежонок Бурик», «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался», «Умная птичка», «Про друзей», «Когда не хватает игрушек», «Так и не так» «Бычок – черный бочок, белые копытца», «У страха глаза велики», «Теремок».

При этом важно прочитать детям произведение так, чтобы они не только поняли основное содержание, идею но и, эмоционально пережили прослушанное. Только тогда можно ожидать определенного результата в восприятии и продвижении нравственных представлений.

Помимо этого, в тех же конспектах предусмотрено обучение детей инсценированию и драматизации стихов, потешек, сказок.

Чтобы облегчить детям запоминание теста, мы использовали мнемотаблицы. Дети легко вживались в предлагаемые им роли. Тем самым происходило не только запоминание текста, то и эмоциональное обыгрывание сюжета в принятой на себя роли. Например: чтение и заучивание стихотворения «Мишка-мишка, что с тобой…?» с использованием мнемотаблицы), «Курочка-рябушечка», «Петушки распетушились»

Кроме того, с целью формирования нравственных чувств у детей, мы использовали:

Художественную деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование), в которой у ребенка есть возможность проявить свое отношение к герою произведения, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к поступкам героев.

-В самостоятельной деятельности дети разыгрывали знакомые им сюжеты произведений, играли в театрализованные игры. На сегодняшний день, дети уже достаточно легко могут участвовать в драматизации сказок. Например, в сказках «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».  

Помимо этого, мы применяли метод превращения детей в героев произведений, что способствовало развитию умения оценивать поступки не только героев, но и окружающих людей. Такие как, творческие игры с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Например, «Расскажем сказку вместе» (Три медведя), «Помоги Колобку», «Курочка-Рябушечка» по сказке «Курочка Ряба»

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказки "Репка", "Теремок", "Зимовье зверей" учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка".

Трудолюбие в народной сказке "Хаврошечка".

Забота о близких поощряется в сказке "Бобовое зернышко».

Нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

В ходе самостоятельной деятельности детей можно услышать их беседы и обсуждение поступков героев, например, «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Я тоже хочу эту игрушку»; Чтобы мама улыбнулась»,

Кроме того, дети уже самостоятельно организуют сюжетно-игровые ситуации («Угощение для зайца»; «К нам пришли гости»; «У меня день рождение»,

В созданных нами проблемных ситуациях, можно наблюдать, как ребенок усвоил и может перенести нравственные действия в измененные условия («Я делюсь игрушками»; «Пожалей Катю»; «Как Сорока кашу варила» и другие.

Дополнительно мы использовали и другие формы работы:

Прослушивание аудиозаписей («Маленькие феи»; «Танцуй, моя кукла»; «Купите лук»; «Две фасольки, три боба».)

участие в праздниках, театрализованной деятельности.

Участие в проектной деятельности «В гостях у сказки» позволило дать начало формирования нравственных представлений (эталонов) о нормах социальных отношений и моделях поведения, а также усвоению нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни, расширяя представления детей об окружающем мире посредством ознакомления со сказками.

Работа по данной теме проходила в тесном сотрудничестве с родителями, где родители были активными участниками образовательного процесса. 

Так, мы предложили родителям дома создать творческую мастерскую по изготовлению героев по сказкам или литературным произведениям совместно с детьми. Родители легко откликнулись на эту идею и сделали не только разные виды театров, но и сделали видео запись драматизации с этими персонажами.

Предварительно нами был проведен мастер-класс в рамках декады инвалидов по изготовлению театра своими руками из бросового материала «Мы вернемся в детство ненадолго к нашим любимым сказкам». Мастер-класс получил очень высокую оценку со стороны родителей и много положительных эмоций.

Ко дню пожилого человека, совместно с бабушками, была поставлена сказка-инсценировка «Теремок на новый лад»

С информационно-просветительской целью нами были предложены консультации для родителей: «Как изготовить книжки-малышки» «Воспитание сказкой» «Роль сказки в жизни ребенка, была создана папка-передвижка «Роль книги в развитие ребенка».

Работа по данной теме не была бы эффективной без оптимизации предметно-развивающей среды.

Так, Уголок книги был обогащен детской художественной литературой, что способствовало повышению интереса к ней.

Для активизации речевой деятельности был обогащен речевой уголок дидактическими играми «Я начну, а ты продолжи», «Какой суп для мамочки», «Большие и маленькие»

Театрализованный уголок пополнился героями сказок: «Репка», «Три медведя», Теремок», «Колобок»

В конце года была проведена сравнительная диагностика по тем же показателям и комплексу адаптированных методик. В результате была выявлена положительная динамика сформированности нравственно-личностных качеств у детей.

Изучение         когнитивного аспекта нравственности

Не соответствие (НС)

Частичное соответствие (ЧС)

Полное соответствие (ПС)

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

1. Беседа (по аналогии с методикой Т.В. Комаровой и О.М. Миловой)

Выявить уровень имеющихся нравственных представлений детей о помощи взрослым

2.Метод - наблюдение М.И. Шилова.

Изучение отношений к трудовым поручениям и взаимосвязи между игрой и трудом:

3.Беседа по выявлению эмоционального восприятия поступков героев русских народных сказок.

выявить умение анализировать поведение сказочного героя, соотносить его поступки с нравственными представлениями.

38%

31%

62%

15%

15%

31%

38%

46%

38%

38%

31%

31%

23%

23%

0

46%

54%

38%

Изучение         эмоционально- ценностного         аспекта нравственности

Не соответствие (НС)

Частичное соответствие (ЧС)

Полное соответствие (ПС)

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

1.Методика «Сюжетные картинки» авторы Г. Матвеева, И.В. Выбойщик.

Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.

2.Методика «Незаконченный рассказ» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

изучение стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений.

38%

54%

23%

23%

38%

23%

23%

23%

23%

23%

54%

54%

Изучение         поведенческого аспекта нравственности

Не соответствие (НС)

Частичное соответствие (ЧС)

Полное соответствие (ПС)

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина

положительная нравственная направленность, отрицательная нравственная направленность, общительность, заинтересованность

62%

23%

23%

54%

15%

23%

Так, качественный анализ диагностики показал, что к концу года у детей сформировались нравственно-личностные качества, но есть дети, у которых развитие этих качеств осталось на прежнем уровне-23%-3 ребенка

Таким образом, можно сказать, что обращаясь к чувствам дошкольника через худ.литературу, мы можем формировать нравственное отношение к окружающему, закладывать тем самым моральные основы его будущей человеческой деятельности.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что детям было интересно путешествовать по произведениям художественной литературы, они были внимательны и организованны, стараясь привлекать к играм по произведениям всех, особенно нерешительных и стеснительных, радуя своей любознательностью и добротой.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.            

Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.

В этом году работа продолжается по данной теме расширяя кругозор, обогащая жизненный и духовно - нравственный опыт детей.

Список литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007 N 309-ФЗ (ст. 14, п. 2)
  2. ФГОС ДО
  3. ФАОП ДО
  4. Основная образовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2017
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года), - М.: Мозаика- Синтез, 2016 г.
  6. Губанова Н.Ф.  Развитие игровой деятельности. Младшая группа  (3-4 года) М.: Мозаика- Синтез, 2016
  7. Л. В Абрамова, И.Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Младшая группа (3-4 года)
  8. Хрестоматия для чтения. Младшая группа
  9. Образовательный портал «Дошколенок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanieosnov-bezopasnosti-u-doshkolnikov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат

    Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»       Доклад«Формирование духовно-нравст...

Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"

Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...