Кружковая работа « Удивительный мир сказок»
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа)

Шералиева Вероника Бахтиеровна

       Детство - особый период жизни, который можно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов – создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь чтение сказок, театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки.

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 3 - 4 лет наиболее доступным материалом является сказка. Возможности сказки велики , они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. . В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте , как только начинает говорить. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать, радоваться за другого. Сказка играет важную роль в развитии воображения у ребенка, воспитывает у детей любовь к книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное

 образовательное учреждение

 Баргузинский  детский сад № 2 « Тополёк»

__________________________________________________________________

671610 Республика Бурятия, с. Баргузин ул. Производственная 5, тел. 8( 301 31) 43 – 165

Е – mail marina.molchanova.76@inbox.ru                          

Кружковая работа

« Удивительный мир сказок»

Вторая младшая группа « Радуга»

Срок реализации 1 год

 Выпонила:  воспитатель

Шералиева В.Б

                                                          Баргузин

2022 - 2023 год

Пояснительная записка

       Детство - особый период жизни, который можно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов – создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь чтение сказок, театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки.

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 3 - 4 лет наиболее доступным материалом является сказка. Возможности сказки велики , они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. . В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте , как только начинает говорить. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать, радоваться за другого. Сказка играет важную роль в развитии воображения у ребенка, воспитывает у детей любовь к книге.

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок , должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой- либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно- образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

В результате организации театральной деятельности в детском саду происходит постепенное формирование художественно –эстетического восприятия.

Основные требования к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте:

разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту.

постоянное ежедневное включение театрализованных игр в жизни ребенка,

формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт,

взаимоотношение детей со взрослыми.

Сказка, театрализованная игра, у детей раннего возраста развивает эмоциональную сферу, непроизвольную эмоциональную сферу, формирует опыт социальных навыков.

Цели и задачи

Цель работы: сформировать у детей раннего возраста интерес к сказке, театрализованной деятельности, рисованию.

Задачи:

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа.

Формировать у детей простейшие образно- выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

Обучать детей элементам художественно- образных выразительных средств ( мимика, интонация).

Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

Воспитывать любовь к театру и театрализованной деятельности.

 Ожидаемые результаты

Раскрытие творческих способностей детей ( интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность) . Развитие психологических процессов ( память, речь, внимание, воображение, фантазия, познавательные процессы). Личностных качеств (дружеские взаимоотношения, любовь к животным, коммуникативные навыки).

                                           Программа кружка

«Удивительный мир сказок» имеет два направления – литературное и театральное.

Материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Для овладения основами театральной деятельности, слушанию сказок, рекомендую использовать на занятиях:

- чтение сказок, проигрывание ( с театрализованной деятельностью)

- пальчиковый театр

- рисование

- лепка(аппликация)

Этапы работы:

1 этап- восприятие художественного литературного произведения,

2 этап- развитие умений передавать образы с помощью интонационной и языковой выразительности.

3 этап- проявление творчества ребенка в игровой ,театрализованной деятельности, рисовании, лепки, аппликации.

                   

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Сентябрь

Занятие № 1

«Давайте познакомимся

 Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

 Беседа «Какие сказки я люблю»

Занятие № 2

«Заюшкина избушка» ( пальчиковый театр)

Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.

Занятие № 3

«Маша и медведь» (фланелеграф)

 Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог.

Занятие № 4

«Волк  и козлята»

Цель: Познакомить детей со сказкой «Волк и козлята»; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Октябрь

Занятие № 1

Песенка «Заинька, попляши»

Занятие № 2

      Слушание сказки «Колобок»

Цель: Учить детей слушать сказку, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.

Занятие № 3

      Разучивание и показ сказки «Колобок» (кукольный театр)  

Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.

Занятие № 4

Песенка «Жили у бабуси»

Ноябрь

Занятие № 1

       Слушание сказки «Теремок»

 Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней.

Занятие № 2

   Разучивание и показ сказки   «Теремок»  (фланелеграф)

Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром- сказка, помочь запомнить персонажей, последовательность их появления.

Занятие № 3

Сказкотерапия «РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ»

Занятие № 4

        Игровая викторина по стихам А. Барто  

Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Декабрь

Занятие № 1

Сказка «Лиса и заяц»

Цель: Вызвать интерес к прослушиванию  сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

Занятие № 2

Разучивание и показ сказки «Лиса и заяц» (куклы бибабо)

Цель: помочь детям запомнить персонажей, последовательность их появления. воспитывать чувство сопереживания, формировать умение распознавать добро и зло.

Занятие № 3

        Восприятие и обыгрывание потешки «Тили-бом! Тили- бом!».

Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.

Занятие № 4

Сказкотерапия «ОБЕЩАНИЕ»

Январь

Занятие № 3

«В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка»)

Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение.

Занятие № 4

Сказкотерапия «СОН КОЛОБКА»

Февраль

Занятие № 1

Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д.

Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства.

Занятие № 2

Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке».

Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.

Занятие № 3

Сказка «Кот, петух и лиса»

Цель: Познакомить детей со сказкой "Кот, петух и лиса"

Занятие № 4

Разучивание и показ сказки «Кот, петух и лиса» (пальчиковый театр)

 Цель:  воспитание интереса к русским народным сказкам, формирование у детей дошкольного возраста познавательных интересов, закрепление знаний содержания сказки.

Март

Занятие № 1

Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок»

Цель. Создать необходимые  условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности.

Занятие № 2

Сказкотерапия «ЗАЙЧИК В ДЕТСКОМ САДУ»

Занятие № 3

Слушание русской народной сказки «Репка»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой, учить детей анализировать сказку, обогащать словарный запас детей.

Занятие № 4

Инсценировка русской народной сказки «Репка»

Цель: развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально-театральной деятельности; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов.

Апрель

Занятие № 1

Сказкотерапия «КАРАНДАШИ»

Занятие № 2

          Сказка «Кошкин дом»

Цель: Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Вызывать у детей чувство сострадания, сопереживания, желание посильно помочь попавшему в беду.

Занятие № 3

Разучивание и показ сказки «Кошкин дом» (настольный театр)

Цель: развивать творческие способности детей, внимание, память, наблюдательность, воспитывать понимание того, что необходимо правильно себя вести при опасности, оказывать посильную помощь попавшим в беду

Занятие № 4

Разучивание потешки «Зайка серенький»

Май

Занятие № 1

      Сказкотерапия «СТРАШНЫЙ   СТРАХ»

Занятие № 2

      Разучивание потешки «Лисичка»

Занятие № 3

      Слушание русской народной сказки “Курочка ряба”

Цель: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего)

Занятие № 4

Драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба»

Цель: Воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с другими детьми, вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные, развивать наблюдательность, внимание, память.

10.Формы подведения итогов

- показ сказок в других группах детского сада,

 

    11.Показатели успехов и достижений (Ожидаемый результат проделанной работы).

1. У детей повысился интерес к художественной литературе, театрально – игровой деятельности.

2 Расширились представления детей об окружающей действительности.

3. Обогатился и активизировался словарь детей.

4. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

5. Успехи в развитии памяти, мышления, воображения, внимания детей.

6. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

7. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

8. Активно контактируют со взрослыми и сверстниками.

9. Имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

10Имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

11. С интересом и вниманием смотрят театральные постановки, эмоционально выражают свои чувства (громко смеются, жестикулируют).

12.Появиласьуверенность, раскованность во время публичных выступлений.

Литература:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  • Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  • О.А.Шорохова «Играем в сказку» Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  • И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2008 г.
  • Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
  • Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  • М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  • Т.Н.Доронова «Играем в театр» Москва “Просвещение”, 2005 г.
  • А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»Москва, Творческий центр “сфера”, 2003г.
  • М.Б. Зацепина  «Развитие ребенка в театрализованной деятельности.»» Москва, Творческий центр “сфера”, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы «Удивительный космос»

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе ДОУ....

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

Программа кружковой работы "Удивительный мир "папье-маше"" для детей старшего дошкольного возраста

В рамках ДОУ, в направлении "Художественно-эстетическое развитие" не достаточно внимания уделено  формированию у детей  навыков и умений  по различным направлениям  декоративно-при...

Кружковая работа "Удивительный мир"

Данная программа художественно-эстетической направленности и нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстети...

Кружковая работа "Удивительный мир красок"

Программа кружкадополнительного образования дошкольников«Удивительный мир красок»(нетрадиционные техники рисования)художественно-эстетической направленностидля детей 5-7 лет...

Конспект ООД по кружковой работе "Удивительные рыбы-морские коньки" в нетрадиционной технике пластилинография.

Конспект ООД по кружковой работе "Удивительные рыбы-морские коньки" в нетрадиционной технике пластилинография....