Кружковая работа "Удивительный мир"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Храпунова Наталья Алексеевна

Данная программа художественно-эстетической направленности и нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №252»

Принято:

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2016г.

Утверждаю:

Заведующий МБ ДОУ

«Детский сад №252»

Черноусова Д.В._______

Приказ №__ от 31.08.2016г.

Дополнительная

общеразвивающая программа

художественно-эстетической

направленности

«Удивительный мир»

для детей 6-7 лет

срок реализации – 1 год

Авторы:

Храпунова Н.А. – воспитатель первой квалификационной категории

Новокузнецкий городской округ, 2016


Содержание

Пояснительная записка        3

Учебно-тематический план        7

Содержание программы        8

Диагностика продуктивной деятельности детей        11

Литература        12


Пояснительная записка

Направленность программы. Данная программа художественно-эстетической направленности и нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Актуальность. Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для детей и педагогов. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Если говорить о способностях детей в творчестве, то Т. С. Комарова определяет следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка наблюдаются в процессе формирования именно творческих способностей.

На сегодняшний день существует несколько основных направлений, которые позволяют понимать процесс формирования творчества. Одним из них является качество личности от рождения, из данного можно сделать вывод, что творчеству нельзя научить. Такие авторы как А. В. Бакушинский, К. Н. Вентцель, В. Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А. Эренцвейг предлагают создавать условия для формирования творчества, при этом делать акцент на окружающую жизнь. Дети, посещающие дошкольное учреждение непрерывно связаны с окружением из вне: домашняя, уличная обстановка, социум.

Б. Джефферсон, В. Лоунфельд, Н. Михайловская – это авторы следующего направления, которые доказывают, что творчество-самовыражение личности, оно происходит самостоятельно, но при этом нужно создать определенные условия для его формирования.

В создании данной программы затронуты только поверхностно два выше описанных направления. За основу разработки данной программы было выделено направление представителей, приближенных к дошкольному образованию: О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев,

С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова. Данные авторы выделяют творчество как процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Для данной программы важно мнения данных представителей. В процессе создания кружковой программы было положено в основу результаты исследований третьего направления. «Творчеству можно научить, и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности».

Художественное творчество-деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, проявление развития эмоционально-чувственных качеств, способность самостоятельно сделать выбор. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес.

Развитие мелкой моторики пальцев рук – это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей подготовительной к школе группе. Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям.

Новизна. Содержание кружковой программы предполагает развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности.

Цель: развитие творческого потенциала ребенка в художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

  1. Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  2. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  3. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  4. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  5. воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

Возраст детей: 6-7 лет.

Сроки реализации программы: 1 год

Работа проводится во вторую половину дня, один раз в 2 недели, длительность – 30 минут.

Формы и методы работы:

  • Использование игровой деятельности;
  • Воспроизведение музыкальных композиций;
  • Чтение художественной литературы;
  • Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;
  • Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).
  • связь теории с практикой;
  • единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;
  • дифференцированный подход;
  • системность и непрерывность работы;
  • сотрудничество педагога и кружковца;
  • многообразие видов и форм деятельности;
  • комплексность;
  • принцип свободы выбора.

Ожидаемые результаты:

  1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
  2. Умение находить новые способы для художественного изображения;
  3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  4. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  5. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  6. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Формы подведения итогов:

  1. диагностика;
  2. выставки детских работ для родителей;
  3. презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам;
  4. анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

Диагностика

2

Золотая осень (пейзаж)

2

1

1

Удивительный мир тестопластики (натюрморт)

2

1

1

Здравствуй, Зимушка-зима (пейзаж)

2

1

1

Крупинка (портрет)

2

1

1

День Защитника Отечества

2

1

1

Весенний праздник (портрет)

2

1

1

В мире прекрасного (натюрморт)

2

1

1

Подводный мир (пейзаж)

2

1

1

Итого часов:

18


Содержание программы

  1. Диагностика.
  2. Золотая осень. Беседа «Осенний пейзаж». Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Коллективная работа «Осенний лес» (поделка из природного материала)

Материал к занятию: семена и листья деревьев, кустарников, мох, коряги, шишки. Кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.

  1. Удивительный мир тестопластики. Беседа «Знакомство с тестопластикой». История создания тестопластики. Знакомство с тестопластикой. Экспериментирование с приготовлением теста. Основы и технология замешивания соленого теста. Рассматривание репродукций с использованием тестопластики. Изготовление заготовок. Естественная сушка при комнатной температуре. Расположение композиции на основе. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Коллективная работа: натюрморт «Фрукты в вазе».

Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст. ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто.

  1. Здравствуй, Зимушка-зима. Беседа «Разговоры зимним вечером». Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информации по зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).

Материал к занятию: Картон (синий, чёрный, белый), ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек, открытки с изображением зверей, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт, вата, картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.

  1. Крупинка. Беседа «В гости к Крупинке». Знакомство с разнообразием и различием круп. Приемы работы. Демонстрация презентации «В мире крупы». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Аппликации «Снеговик» (изготовление картин из крупы).

Материал к занятию: Различные крупы (не менее 4 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки.

  1. День защитника Отечества. Беседа «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации «Папин праздник». Изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок из соленого теста. Сушка материалов. Игровая ситуация с сопровождением музыкальной композиции «Папа может…». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление подарка папе из соленого теста. По технологии тестопластика изготовления военной техники. Коллективная аппликация.

Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст. ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто, картинки по теме, атрибуты к игровой ситуации.

  1. Весенний праздник. Беседа «Что такое портрет». Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.

Практическая работа: Аппликация «Портрет мамы».

Материал к занятию: ткань разных цветов, пуговицы, бусинки, нитки, веточки, листочки, кисточки, гуашь, салфетки, клей ПВА, ножницы.

  1. В мире прекрасного. Беседа «Наши соседи – комнатные растения». Знакомство детей с видовым разнообразием комнатных культур. Изучение морфологии растений. Презентация комнатных растений. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение. Изучение техники оригами. Проведение конкурсной программы «Мои любимые цветы».

Практическая работа: Изготовление цветов по технике оригами из цветной бумаги. Объемная аппликация (коллективное панно) из подручных средств «Волшебный цветок».

Материал к занятию: кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон, шишки, камешки, пух, перья, гуашь, салфетки, бобы, горох, комнатные растения, листы А4.

  1. Подводный мир. Беседа «Путешествие в подводный мир». Рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций.

Практическая работа: изготовление композиции «На дне морском» (коллективная работа).

Материал к занятию: картон формата А4 синего, голубого цвета (по желанию ребенка), засушенные листья, цветы, бисер, паетки, бусины, пуговицы, нитки, мелкие ракушки и т.д.


Диагностика продуктивной деятельности детей

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень
3 балла

Знать: назначение инструментов, используемых в работе; общую классификацию материалов; правила безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте.

Уметь: работать с инструментами, клеем; заготавливать и обрабатывать природный материал; владеть техникой аппликации, рисования, тестопластики, оригами; соединять в одном изделии разнородные материалы; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами работы с инструментами.

Средний уровень
2 балл

Активность и самостоятельность в работе проявляет чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень
1 баллов

Работает с природным материалом только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с материалами для создания художественного образа.

Фамилия, имя ребенка

Начало уч. года

Конец уч. года

Вывод:


Литература

  1. И. В. Новиков «Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет». – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010. – 192 стр.
  2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2014. – 112 стр.
  3. К. Митителло «Аппликация: техника и искусство». – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 192 стр.
  4. Д. Н. Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий», – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2011. – 64 стр.
  5. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 стр.
  6. И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду». – М.: Изд-во АСТ, 2010. – 96 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...