Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня. Младшая группа.
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (младшая группа)

Муравлёва Надежда Геннадьевна

План работы с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshaya_gruppa_hudozhestvennaya_literatura.docx56.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с художественной литературой в режиме дня.

(Вторая младшая группа)

Задачи:

Формировать интерес и потребность в чтении.
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные Программой для второй младшей группы.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. 
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

№ п/п

Тема

Цель

Литература

Сентябрь 1 неделя

1

Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька»,

Познакомить детей с русскими народными потешками; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.

Гербова В.В.Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий.

2

Ушинский К. Д Петушок с семьёй»

Познакомить с рассказом К.Д Ушинского «Петушок с семьей»;

приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию рассказы;

 воспитывать интерес к народному творчеству.

Хрестоматия для дошкольников.

3

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (обраб. Боголюбской М.)

Познакомить детей с русской народной сказкой; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.

Хрестоматия для дошкольников.

4

Заучивание потешки: «Сидит белка на тележке».

Формировать у детей интерес к устному народному творчеству. Учить детей читать потешку наизусть.

Хрестоматия для дошкольников.

5

Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»

Учить осознавать тему, содержание

поэтического произведения; вызывать

желание запоминать и выразительно

воспроизводить четверостишия.

Ушакова О. С

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи

Методическое пособие. 2-е изд., дополн. — М.: ТЦ СфеРа, 2017. С.68

Сентябрь 2 неделя

1

«Пошёл котик на торжок»

Познакомить детей со значением и

содержанием потешки;

учить выразительно и ритмично

рассказывать наизусть потешку

2

Чуковский К. И.

 «Айболит»

Учить детей эмоционально

воспринимать произведение,

осознавать тему, содержание; вызвать

желание запоминать и выразительно

воспроизводить четверостишия.

3

Е. Благинина «Радуга»

Учить детей эмоционально

рассказывать наизусть стихотворение,

передавая побудительную и

вопросительную интонацию.

4

«Упрямые козы» узб. Обраб. Ш. Сагдуллы

Познакомить с узбекской народной сказкой «Упрямые козы», помочь понять содержание сказки, сопровождая чтение показом картинок;

5

Н. Забила. «Карандаш» перевод с укр.

З. Александровой

Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, использовать различные средства выразительности речи, мимику, жесты.

Сентябрь 3 неделя

1

«Заинька, попляши...»

Вызвать интерес к фольклору;

объяснить содержание поэтического

произведения; привлечь к

инсценировке по потешке; научить

выполнять действия в соответствии с

текстом.

2

В. Волиной

«Что нам осень принесла?». 

Помочь запомнить стихотворение, развивать память, внимание, воображение.

3

П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр.

С. Маршака

Учить с помощью воспитателя

инсценировать и драматизировать

небольшие отрывки 

4

М. Зощенко. "Умная птичка"

Воспитывать умение слушать рассказы,

следить за развитием действия. 

5

С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке»

 (из книги «Машины сказки»)

Познакомить детей со "Сказкой о

невоспитанном Мышонке"

С. Прокофьевой; помочь понять и

запомнить содержание

сказки; формирование у

детей представления о добре, доброте,

о хороших, добрых поступках.

Сентябрь 4 неделя

1

«Заря-заряница...»

Вызвать интерес к фольклору;

учить концентрировать внимание,

включаться в игровые действия,

предложенные воспитателем;

способствовать эмоциональному

отклику на содержание потешки.

2

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.»

Учить детей эмоционально

воспринимать стихотворение;

закрепить знания детей о таком

природном явлении, как ветер, о его

особенностях и значении для человека

и окружающего мира.

3

Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел» )

Формировать у детей понятие – рассказ. Побуждать детей проводить простейший анализ литературного текста, осмысливать сюжет, передавать своими словами события, происходящие с героями рассказов.

4

«Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

 Довести до сознание детей замысел автора; помочь запомнить рассказ; развивать память, мышление.

5

«Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько

Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков

Октябрь 1 неделя

1

Плещеев А. Н. «Осень наступила»

Приобщать к поэзии; развивать

поэтический слух; вызвать сочувствие

к герою стихотворения; научить

запоминать стихи.

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, с.127

2

Э. Мошковская «Жадина»

Развивать интерес к чтению книг,

слуховое восприятие, эмоциональный

отклик; накапливать опыт передачи

содержания произведения жестами и

действиями; воспитывать

отрицательное отношение к жадности.

3

Л.Н. Толстой «У Вари был чиж»

Учить детей слушать и понимать художественное произведение без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, усидчивость. Воспитывать интерес к окружающим природным объектам – птицам.

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, с.133

4

3.Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина.

Побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержания рассказа. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка. Воспитывать любовь к животным, литературным произведениям.

Хрестоматия для дошкольников.

5.

«Ночь пришла,..»

Продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать

Октябрь 2 неделя

1

Малые фольклорные формы: «Тили- бом. Тили- бом!»

Заучивание.

Знакомить детей со значением и содержанием потешек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Учить детей читать наизусть. Приучать детей соблюдать безопасность жизнедеятельности.

Хрестоматия для дошкольников.

2

Е. Виеру.

«Ежик и барабан»

пер. с молдавского

Я. Акима;

Учить детей слушать стихотворения, воспитывать любовь к художественной литературе.

3

Чтение детям потешки:

«Травка- муравка»

Вызвать интерес к фольклору; учить концентрировать внимание; способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки.

4

С. Маршак.

«Где обедал воробей»

(из цикла «Детки в клетке» );

Познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки».

5

Белый медведь

Е. Чарушин и С. Сахарнов

Развивать интерес к чтению, внимание и сосредоточенность при слушании описательного природоведческого рассказа, понимание его общего смысла с опорой на иллюстрацию.

Октябрь 3 неделя

1

«Сорока, сорока»

Прививать интерес у детей к народному фольклору, учить понимать смысл песенок, отвечать на вопросы.

2

В. Сутеева «Разные колеса». 

Учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

3

Чтение стихотворения О. Корнеевой «Грузовик». 

Продолжать знакомить с грузовым транспортом через стихотворную форму, о его предназначении, о частях грузовика.

4

К. Ушинский «Уточки»

Помочь детям понять и запомнить содержание рассказа Константина Ушинского «Уточки».

Формировать у детей навыков связного последовательного и логичного пересказа текста.

5

Кольцов А. В. «Дуют ветры» (из стихотворения «Русская песня»)

Расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Октябрь 4 неделя

1

«Жили у  бабуси...»

Формировать интерес к поэтическому слову, умение внимательно рассматривать иллюстрации к тексту, соотносить их содержание с услышанным; развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать жестами действия персонажей. 

2

Заучивание стихотворения

А. Барто «Грузовик». 

Продолжать развивать интерес к стихотворениям А. Барто;

Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение А. Барто «Грузовик»

3

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале»,

пер, с англ.

Н. Шерешевской

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков

4

Сказка В. Сутеева «Три котенка»

Формировать интерес к чтению книг, внимание и сосредоточенность при слушании, понимание общего смысла произведения (с опорой на иллюстрации); развивать желание отвечать на вопросы, высказываться.

5

К. Ушинский «Васька»

Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание рассказа.

Ноябрь 1 неделя

1

«Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение

Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта.

Хрестоматия для дошкольников.

2

Чтение рассказа М.Пляцковского. «Урок дружбы»

Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу.

Хрестоматия для дошкольников.

3

С.Я.Маршак «Кошкин дом»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

Хрестоматия для дошкольников.

4

Пересказ Толстой Л.Н. «Птица свила гнездо»

Формировать умение внимательно слушать литературное произведение; расширять представления о простых связях в природе

Хрестоматия для дошкольников.

5

Малые фольклорные формы: «Еду- еду к бабе, к деду»

заучивание

Вызывать у детей желание слушать потешку. Учить рассказывать потешку вместе с воспитателем. Воспитывать любовь к народным фольклорным песенкам и потешкам.

Хрестоматия для дошкольников.

Ноябрь 2 неделя

1

«Курочка-рябушечка...»

Развивать интерес детей к жанру фольклора, эмоциональный отклик, желание принимать участие в беседе; приучать внимательно рассматривать иллюстрации, соотнося текст потешки с рисунком, замечая мелкие детали, рассуждая по поводу увиденного.

2

«Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

Познакомить детей с болгарской сказкой, помочь понять её содержание. Воспитывать интерес к сказкам других народов.

3

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»

Познакомить детей с русской авторской сказкой «Как мыши с котом воевали»,

учить давать характеристику героям, помочь осмыслять особенности сказки.

4

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;

Познакомить со сказкой К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»; углубить представление детей о хороших и плохих поступках; воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела; способствовать накоплению эмоционально положительного отношения к окружающему миру

5

С. Михалков. «Песенка друзей»;

Продолжать знакомство детей с творчеством Сергея Михалкова;

способствовать сплочению коллектива посредством художественного воспроизведения.

Ноябрь 3 неделя

1

А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..»,

Уточнить и обогатить представления детей о сказках А.Пушкина. Совершенствовать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.

2

Д. Хармс. «Храбрый еж»

Воспитывать умение слушать новые рассказы, следить за развитием действия.

3

«У солнышка в гостях»

 пер, со словацкого

С. Могилевской и Л. Зориной

Познакомить детей со сказкой «У солнышка в гостях», вызвать эмоциональный отклик на произведение;

4

С. Городецкий. «Кто это?»

Познакомить с новым стихотворением, поощрять желание детей рассказывать стихотворение вместе с воспитателем.

5

К. Ушинский

«Спор зверей» 

Познакомить детей с экологической сказкой К.Ушинского.

Ноябрь 4 неделя

1

«Тень, тень, потетень..»

Развивать слуховое восприятие, эмоциональную отзывчивость, интерес к поэтическому слову; создавать игровую ситуацию, которую в дальнейшем дети смогут перенести в самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

2

С. Капугикян. «Кто скорее допьет»  

пер. с армянского

Т. Спендиаровой

Познакомить с новым стихотворением, поощрять желание детей рассказывать стихотворение вместе с воспитателем.

3

Сказка

М. Пляцковского «Ежик, которого можно погладить»

Вызывать интерес к чтению книг, эмоциональный отклик на прочитанное произведение.

4

«Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака;

Продолжать знакомить детей с русским фольклором. Формировать умение воспринимать настроение, отраженное в песенке, и передавать его в своих высказываниях.

5

Сказка «Лесной Мишка И Прокказница Мышка» латыш. Обр. Ю. Ванага перевод Л. Воронковой

Познакомить с новым произведением, поощрять желание детей рассказывать сказку вместе с воспитателем; расширять представления о диких животных.

Декабрь 1 неделя

1

«Мальчик – пальчик» - заучивание

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга.

Хрестоматия для дошкольников.

2

Рассказывание РНС «Снегурушка и лиса»

Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой.

Хрестоматия для дошкольников.

3

Чтение К.Чуковский «Елка»

Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Хрестоматия для дошкольников.

4

Заучивание Е. Ильина «Наша ёлка»

Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

Хрестоматия для дошкольников.

5

Дьюдни А. «Лама красная пижама» перевод Духановой Т.

Познакомить детей с книжкой о том, как маленький Лама познаёт окружающий мир

Декабрь 2 неделя

1

Малые фольклорные формы:

«Ай, качи-качи-качи» .»

Приобщать детей к фольклору. Стимулировать детей запомнить стихотворение; совершенствовать умение выразительно, эмоционально читать его.

2

Чтение стихотворения С. Маршака 

«В декабре, в декабре».

Учить детей внимательно слушать стихотворение. Вызвать положительный эмоциональный отклик.

3

Чтение рассказов

В. Бианки «Лис и мышонок»

Дать детям представление о лисе и мышонке, о образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека; воспитывать любовь к животным.

4

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

5

Чтение рассказа Л. Воронкова. «Как ёлку наряжали».

Развивать внимание, учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения: эмоционально воспринимать литературное произведение и выражать своё отношение к персонажам рассказа.

Декабрь 3 неделя

1

«Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Метель".

Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.

2

Чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает».

Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить знание образных выражений.

3

Чтение сказки

М. Зощенко «Умная птичка».

Развивать умения слушать новые сказки, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; воспитывать интерес к художественной литературе.

4

Чтение:

3. Александрова

 «Дед Мороз».

Расширять представления детей о характерных признаках зимы. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить сопоставлять свои наблюдения с содержанием произведения художественной литературы.

5

«Три зверолова», англ., обр. С. Маршака

Приобщать детей к фольклору. Стимулировать детей запомнить песенку; совершенствовать умение выразительно, эмоционально читать его.

Декабрь 4 неделя

1

Чтение : С. Козлов «Зимняя сказка».

Учить детей следить за развитием сюжета, сопоставлять содержание сказки с иллюстрациями, отвечать на вопросы о действиях персонажей.

2

 Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

Познакомить детей с приключениями маленького щенка.

3

«Маленькие феи»,  англ., обр. С. Маршака;

Приобщать детей к фольклору. Стимулировать детей запомнить песенку; совершенствовать умение выразительно, эмоционально читать его.

4

А. Барто 

«Девочка чумазая»;

Подвести детей к пониманию, что чистота залог здоровья; побуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчёсываться, следить за чистотой одежды.

5

Чтение В. Маяковского

«Что ни страница – то слон, то львица».

Учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию. Расширять представления детей о животных, обогащать словарный запас.

Январь 2 неделя

1

Чтение русской народной сказки «Крылатый, Мохнатый и Масленый».

Формировать у детей умение анализировать ситуацию общения, описанную в сказке. Помочь выявить некоторые причины возникновения ссор, познакомить с различными способами выхода из конфликтов.

2

Малые фольклорные формы: «Как у нашего кота...»,

Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем.

Хрестоматия для дошкольников.

3

Чтение русской народной сказки: «У страха глаза велики» обр. М. Серовой

Познакомить детей с русской народной сказкой; учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание, отвечать на вопросы, развивать мышление, память, выразительность речи, воспитывать интерес к русским народным сказкам. 

Хрестоматия для дошкольников.

Ушакова О. С

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи

Методическое пособие. 2-е изд., дополн. — М.: ТЦ СфеРа, 2017. С.89

4

Токмакова И. П.

«Медведь»

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь запомнить его.  Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, интонационную выразительность речи. Вызвать интерес к поэзии, пробудить эстетические чувств 

Хрестоматия для дошкольников.

5

Чтение Л. Ф. Воронкова «Снег идет»

Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.

Хрестоматия для дошкольников.

Январь 3 неделя

1

Заучивание стихотворения

В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока».

Обучать слушать стихотворения до конца, следить за развитием действия в стихотворении; помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть стихотворение.

2

«Чики-чики-чикалочки.»

Развивать слуховое восприятие, интерес и желание слушать поэтическую речь, понимать ее основной смысл; привлекать к заучиванию небольшого стихотворения наизусть.

3

Рассказывание русской народной сказки 

«Лиса и журавль».

Учить детей следить за развитием сюжета, называть героев сказки, их действия. Пояснить детям, почему обоим персонажам не понравилось в гостях, познакомить детей с понятием «гостеприимство».

4

Чтение: О. Дриз 

«Своя погода».

Формировать интерес к художественному слову, учить сопоставлять содержание произведений художественной литературы со своими наблюдениями, впечатлениями.

5

Чтение сказки Л. Толстого «Пшеничный колосок»

Учить детей внимательно слушать сказку, следить за ходом развития событий, сопоставлять фрагменты текста с иллюстрациями. Формировать умение слушать литературные произведения, развивать эстетический вкус.

Январь 4 неделя

1

«Храбрецы», англ., обр. С. Маршака;

Приобщать детей к фольклору. Стимулировать детей запомнить песенку; совершенствовать умение выразительно, эмоционально читать его.

2

Чтение стихотворения Г. Ладонщиков 

«Зимние картинки».

Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить знание образных выражений.

3

«Как без дудки, без дуды...»

Познакомить детей с русской народной песенкой-потешкой, помочь им понять содержание потешки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик.

4

С.Чёрный «На коньках»,

Учить воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста чувствовать ритм стихотворений, побуждать выражать свои впечатления  в связных высказываниях.

5

А.Введенский

«На лыжах»

Формирование знаний о здоровом образом жизни через приобщение к словесному искусству.

Февраль 1неделя

1.

С. Маршак  «Сказка об умном мышонке» - чтение

Познакомить со сказкой «Про умного мышонка»; вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям. Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать.

Хрестоматия для дошкольников.

2

Чтение белоруской народной сказки: «Пых» обр. Н. Мялика

Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Хрестоматия для дошкольников.

3

А. Ошнурова  «В нашей армии» - заучивание

Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу.

Хрестоматия для дошкольников.

4

Рассказывание русской народной сказки: «Волк и  козлята» обр. А. Н. Толстого

Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

Ушакова О. С

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи

Методическое пособие. 2-е изд., дополн. — М.: ТЦ СфеРа, 2017. С.78

5

«Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.

Создавать условия для импровизации. Формировать у дошкольников интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Совершенствовать  выразительные средства рассказывания (мимика, жесты).

Февраль 2 неделя

1

К. Чуковский «Чудо – дерево»

Закрепить знания детей о детском писателе К.И.Чуковским, его произведениями.  Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.

2

«Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака.

Знакомить детей со значением и содержанием песенок

Совершенствовать  выразительные средства рассказывания (мимика, жесты).

3

Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;

Познакомить детей с произведением Лилиан Муур. Развивать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

4

Чтение стихотворения А. Барто «Маляр».

Формировать представления детей о разнообразии строительных профессий, способствовать объединению в игре, стимулировать использование новых знаний и опыт.

5

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Познакомить со сказкой, вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки.

Февраль 3 неделя

1

Чтение Й. Чапека «Трудный день », (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер.  чешек. Г. Лукина.

Учить детей выделять главную мысль рассказа, понимать его содержание, учить отвечать на вопросы по содержанию.

2

К. Чуковский «Ёжики смеются»

Познакомить детей с произведением «Ёжики смеются» Совершенствовать диалогическую речь, вызывать желание участвовать в драматизации.

3

М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на содержанию литературного произведения

4

О. Чусовитиной «Самый лучший папа»

Учить детей выразительно декламировать стихотворение ко Дню Защитника Отечества. Формировать умение передавать настроение персонажей.

5

А. Барто «Самолет»

Формировать умения понимать смысл художественного произведения. Помочь детям запомнить стихотворения А.Барто. Учить выразительно читать его.

Февраль 4 неделя

1

А. Барто «Мячик»

Развивать речь детей, познакомить и помочь детям запомнить стихотворение. Учить рассказывать с помощью презентации и воспитателя.

2

«Разговор лягушек», пер. с чеш. С. Маршака.

Знакомить детей со значением и содержанием песенок

Совершенствовать  выразительные средства рассказывания (мимика, жесты).

3

И.Токмакова

«Как на горке снег-снег».

Побуждать детей к воспроизведению известных им стихотворений о зиме; познакомить с новым произведением И. Токмаковой; вызвать желание заучивать стихи

4

Чтение потешки «Уж ты, зимушка-зима» -

Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль";  развивать память, речь.

5

Драматизация сказки «Коза-дереза»

Помочь вспомнить содержание сказки, песенок петушка и козы. Закреплять умение пересказывать сказку вместе с воспитателем.

Март 1 неделя

1

И.Косякова «Все она» чтение стихотворения

Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме.

Хрестоматия для дошкольников.

2

Чтение Л.Н. Толстой «Пришла весна»

Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу.

Хрестоматия для дошкольников.

3

Майков А. Н. «Колыбельная песня» - заучивание

Создание условий для осмысления значения колыбельной песни. Познакомить детей с новой колыбельной песней. Учить читать наизусть. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу.

Хрестоматия для дошкольников.

4

Чтение стихотворения А.Плещеева: «Уж тает снег, бегут ручьи»

Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны.

Хрестоматия для дошкольников.

5

Чтение русской народной сказки: «Лиса и заяц» обр. в. Даля

Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга.

Ушакова О. С

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи

Методическое пособие. 2-е изд., дополн. — М.: ТЦ СфеРа, 2017. С.76

Март 2 неделя

1

Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду»

Знакомство детей с новой сказкой «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»; раскрыть нравственное содержание сказки; закрепление знаний о доброте, дружбе; познакомить детей с понятием «отражение».

2

«Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

3

«Радуга-дуга...»

 Развивать умения читать наизусть небольшие произведения. Расширять представление о весне, о сезонных изменениях в природе.

4

«Кораблик» 

английский фольклор в обработке С.Маршака

Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новым. Развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать память.

5

«Не мешайте мне трудиться» 

Е.Благинина

Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать эмоциональную отзывчивость, память.

Март 3 неделя

1

Сказка М. Пляцковского «Как две лисы нору делили»

Развивать эмоциональную отзывчивость; следить за развитием действия, передавать словами, жестами общий сюжет, отвечать на вопросы

2

Заучивание стихотворения

А. Барто

«Встали девочки в кружок».

Обучать слушать стихотворения до конца, помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть стихотворение.

3

«Ай, качи-качи-качи»…»,

Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам.

4

Стихотворение С. Маршака «Хороший день»

Учить внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать его смысл, следить за развитием сюжета; соотносить содержание с личным опытом, рассказать об этом.

5

Рассказ В. Сутеева «Три котёнка»

Помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,

формировать эмоционально-образное восприятие, учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа.

Март 4 неделя

1

«Как у нашего кота…»

Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам.

2

Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»;

Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения.

Активизировать в речи понятия, связанные с жизнедеятельностью птиц.

3

Заучивание песенки

С. Маршака 

«Разговор лягушек» пер с чешского.

Продолжать развивать умения читать наизусть песенки, потешки.

4

Заучивание стихотворения

А. Босева 

«Трое».

Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер, с болг. В. Викторова); формировать интерес к художественному слову. Обогащать словарный запас.

5

Чтение :

Е. Лаврентьева 

«Приветливый котенок»

Учить детей внимательно слушать произведение понимать его содержание. Вызывать интерес к чтению, развивать эстетические чувства.

Апрель 1 неделя

1

«Два жадных медвежонка» - рассказывание венгерской сказки обр. А. Краснова и В. Важдаева

Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем.

Хрестоматия для дошкольников.

2

Чтение сказки «У солнышка в гостях» пер. со словац. С. Могилёвской и Л. зориной

Формировать интерес к книгам; воспитывать умение слушать новые сказки, вступать в беседу по прочитанному; следить за развитием действий, .

Хрестоматия для дошкольников.

3

Н. Саконская «Где мой пальчик?» - заучивание;

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает

Хрестоматия для дошкольников.

4.

С. Маршак. «Зоосад», (из цикла «Детки в клетке»)

Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память.

Хрестоматия для дошкольников.

5

Проговаривание потешки «Половичку курочка веничком метёт»

Развивать интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь

Апрель 2 неделя

1

Е.Чарушина «Воробей»

Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; уметь соотносить прочитанное с личным опытом, рассказать об этом.

2

«Дождик, дождик, пуще…»

Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам

3

  М. Клокова

«Воробей с березы...» 

Познакомить со стихотворением. Учить называть признаки весны. Закреплять умение отвечать  на вопросы воспитателя законченными предложениями.

4

Чтение рассказов Л.Н.Толстого

« Правда всего дороже», 

Довести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду); помочь запомнить рассказ, учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. 

5

С. Маршак. «Жираф», (из цикла «Детки в клетке»)

Познакомить детей с яркими, поэтическими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке». Вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей.

Апрель 3 неделя

1

«Как без дудки, без дуды»

Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам

2

В. Бианки. «Купание медвежат»

Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение
с природоведческим содержанием.
Расширять представления детей о диких животных.

3

Чтение поэтического произведения

Милева  Л.

«Быстроножка и серая одежка». Перевод с болгарского

М. Маринова

Воспитывать умение слушать новые стихотворения, следить за развитием действия, сопереживать героям произведений; повторять отдельные, наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

4

Чтение и инсценировка русской народной потешки

«Пошел котик на Торжок».

Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей, желание принимать участие в инсценировке.

5

С. Маршак. «Зебры», (из цикла «Детки в клетке»)

Познакомить детей с яркими, поэтическими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке». Вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей.

Апрель 4 неделя

1

«Божья коровка…»

Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам

2

«Как Вася ловил рыбу» Н.Калинина (пересказ произведения).

Продолжать учить детей пересказывать небольшой рассказ, выразительно передавать прямую речь персонажей, развивать умение слушать.

Воспитывать интерес к книге.

3

Чтение В. Берестова «Курица и цыплята».

Развивать умение узнавать и называть домашних птиц; выделять характерные особенности: кто как кричит, чем питаются. Способствовать развитию познавательных интересов у детей.

4

Чтение «Лиса-нянька», пер. с финского

 Е. Сойни.

Развитие умения слушать новые сказки, следить за развитием действия. Развивать эмоциональную сферу детей, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

5

С. Маршак. «Белые медведи», (из цикла «Детки в клетке»)

Познакомить детей с яркими, поэтическими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке». Вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей.

Май   1 неделя

1

Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова

Познакомить с русской народной сказкой;

Развивать у детей способность внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Развивать последовательность действий.

Хрестоматия для дошкольников.

2

Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой (заучивание)

Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;

нравственный смысл произведения. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора.

Хрестоматия для дошкольников.

3

Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей

Хрестоматия для дошкольников.

4

Л. Толстой «Таня знала буквы» - пересказ

Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…

Хрестоматия для дошкольников.

5

С. Маршак. «Страусенок», (из цикла «Детки в клетке»)

Познакомить детей с яркими, поэтическими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке». Вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей.

Май   2 неделя

1

«На улице три курицы…»

Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам

2

Чтение сербской сказки «Почему у месяца платья нет».

Совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; развивать внимание, память и словесно-логическое мышление.

3

Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко».

Формирование бережного, заботливого отношения к природе; познакомить с новым рассказом Е. Чарушина.

4

Чтение С. Прокофьева «Хорошие и плохие поступки Маши и Ойки». «Сказка о грубом слове УХОДИ».

Формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев рассказов С. Прокофьевой.

5

С. Маршак. «Пингвин», (из цикла «Детки в клетке»)

Познакомить детей с яркими, поэтическими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке». Вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей.

Май   3 неделя

1

«Привяжу я козлика»

Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам

2

Чтение С. Прокофьева «Хорошие и плохие поступки Маши и Ойки». «Когда можно плакать?»

Учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы по содержанию. Прививать интерес к чтению, учить видеть в книге источник информации.

3

Чтение М. Карема «Мой кот».

Продолжать знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений. Учить слушать и понимать смысл стихотворных произведений, отвечать на вопросы по содержанию.

4

Чтение В. Ладыжец: «Весняшка».

Учить детей внимательно слушать стихотворение, выполнять задания педагога (услышать в стихотворении описание признаков весны), отвечать на вопросы по тексту. Формировать интерес к чтению, к поэзии, развивать литературный вкус

5

С. Маршак. (из цикла «Верблюд» «Детки в клетке»)

Познакомить детей с яркими, поэтическими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке». Вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей.

Май   4 неделя

1

«Волчок – волчок, шерстяной бочок…»

Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.

2

Чтение русской народной сказки «Как коза избушку строила».

Познакомить с содержанием сказки, дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книжках, очень интересно. Развивать память, активизировать словарь, помогать детям играть в сказку.

3

Заучивание стихотворения А. Барто «С утра на лужайку».

Учить детей понимать слова-действия, определять действия предметов словами. Обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи.

4

 Чтение русской народной потешки «На улице три курицы».

Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, формировать интерес к ней. Учить выразительно повторять за педагогом строки потешки.    

5

Заучивание стихотворение В. Орловой «Почему лето красное».

Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, использовать различные выразительные средства речи, мимику, жесты для передачи настроения. Развивать память, произносительную сторону речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.

Перспективный  план разработан  для  воспитателей  логопедической  группы  с  целью  оказания  помощи  в  планировании  и  проведении...

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО второй МЛ.ГРУППе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО  второй МЛ.ГРУППе...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой во II младшей группе

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой во II младшей группе....

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня. Средняя группа

План работы с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня....