Опыт работы "Читательские марафоны в детском саду"
материал по художественной литературе

Светлана Викторовна Федотова-Панкова

 Представление опыта работы по теме "Читательские марафоны" (текст выступления и презентация).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по теме «Читательские марафоны в детском саду: вдохновение и развитие через книги в воспитательном процессе».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прежде чем перейти к теме своего выступления, я предлагаю вам немного поразмышлять. У многих из нас есть дети, которые ходят в школу или детский сад. Подумайте хотим ли мы, чтобы наши дети читали с удовольствием? Считаете ли вы необходимым, чтобы они любили художественную литературу? Как часто мы находим время, чтобы читать детям и обсуждать с ними прочитанное?  

Наблюдения и исследования показывают, что чтение вслух родителей является крайне необходимым для детей дошкольного возраста. Именно в это время ребенок начинает свой путь в мир литературы, и родители и воспитатели, играют ключевую роль в формировании его читательских интересов. Особое значение имеет семейное чтение, которое, к сожалению, не всегда возможно в современных семьях из-за высокой занятости родителей. Однако важно помнить, что именно в семье закладываются основы любви к чтению и к книге.

Традиции семейного чтения играют ключевую роль в системе семейного воспитания, оказывая огромное влияние на развитие ребенка. Семейное чтение не просто полезно, а жизненно необходимо, потому что оно:

  • Создает ощущение безопасности и комфорта: когда ребенок слушает чтение книги, сидя на коленях у мамы или папы, или просто прижавшись к родителю, у него возникает чувство защищенности и уверенности в мире.
  • Способствует формированию самооценки и уверенности в себе: когда родители читают о том, что интересно ребенку, внимательно прислушиваются к его мнению и готовы обсуждать значимые для него темы, ребенок осознает свою ценность и значимость, понимая, что его интересы важны и заслуживают внимания.
  • Формирует жизненные ценности и моральные ориентиры: Герои книг совершают разные поступки, переживают сложные ситуации, знакомые или совершенно новые для ребенка. Благодаря этому он учится различать добро и зло, ценить дружбу, сочувствие, долг и честь. Задача же родителей – помочь ребенку увидеть отражение этих ценностей в реальной жизни.

Дошкольники с трепетом ждут моментов, когда родители смогут посвятить им время для чтения. Слушая голос мамы, рассматривая книжные иллюстрации, ребенок активно мыслит, сопереживает героям, предвосхищает события, устанавливает связь между своим опытом и миром литературы. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

К сожалению, современные развлечения, такие как мультфильмы и компьютерные игры, зачастую вытесняют чтение из жизни ребенка. Однако они не заменят книгу, поскольку совместное чтение – эта форма личностного общения ребенка и родителя (когда внимание уделяется ему полностью, и он его не делит ни с приготовление ужина, ни с разговором по телефону или просмотром программы новостей); которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение родителей и детей в семье.

Но как вернуть семейное чтение в дома современных родителей? Как сделать уютные вечера с книжкой доброй традицией?

Чтобы способствовать развитию интереса к литературе не только у детей, но и у их родителей, в нашей старшей группе был организован читательский марафон под названием «Читающая семья». Стартовым событием марафона стал Всероссийский день чтения, который отмечается 9 октября и направлен на возвращение России статуса самой читающей страны, а также на привлечение внимания к чтению и пробуждение любви к книгам.

В конце сентября мы узнали о предстоящем Дне чтения и вместе с коллегой решили поддержать эту инициативу. Мы подготовили оформление для марафона, выбрали произведения из рекомендованного ФОП списка литературы, создали плакат и разместили его утром в приёмной группы. Параллельно провели информационную кампанию среди родителей и детей, а затем анонсировали марафон в социальной сети нашей группы. Было решено продолжать марафон на протяжении всего учебного года.

Цель марафона: приобщение детей и родителей к культуре чтения детской художественной литературы, возрождение традиции семейного чтения.

Задачи:

  • Воспитывать в ребёнке читателя через совместную деятельность взрослого и ребёнка.
  • Знакомить детей с творчеством детских писателей.
  • Формировать у детей желание постоянно общаться с книгами и бережно относиться к ним.
  • Вовлекать семьи в атмосферу чтения, расширяя их представления о детской литературе.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах знакомства детей с детской художественной литературой.
  • Способствовать творческому развитию детей посредством литературных произведений.

Участники: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: в течение 2024-2025 учебного года.

Ожидаемый результат:

  • повышение интереса детей и родителей к чтению детской художественной литературы;
  • возрождение традиции семейного чтения;
  • развитие у детей внимания, мышления, воображения и связной речи.

Этапы читательского марафона «Читающая семья» (с чего мы начали).

1. Изучить методико-педагогическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме.

2. Разработка правил участия. Создать и утвердить правила участия в книжном марафоне.

3. Обновление развивающей среды. Организовать библиотеку книжного марафона «Буккроссинг» в приёмной группы.

4. Привлечение участников. Провести мероприятия по привлечению детей и родителей к участию в марафоне, раздать задания.

5. Чтение и выполнение заданий. Проводить чтение книг и выполнение заданий марафона (с октября по май).

6. Подведение итогов и награждение. Оценить результаты, провести церемонию награждения участников (вторая половина мая 2025 года).

7. Выбор новой темы. Совместно с детьми определить тему следующего марафона.

Условия читательского марафона: необходимо прочитать произведения из представленного списка. Литературу можно выбрать из перечня, рекомендованного ФОП ДО, либо обратиться к дополнительной литературе. Список для чтения был размещён на плакате в виде таблицы. После прочтения каждого произведения дети закрашивали соответствующую колонку на плакате или ставили там графический знак, обозначающий выполненное задание.

Библиотека читательского марафона на примере творчества С. Я. Маршака (день рождения писателя — 3 ноября):

  • Подборка произведений С. Я. Маршака из списка, рекомендованного ФОП ДО.
  • Оформление плаката для закрашивания прочтённых произведений.
  • Подбор книг для библиотеки буккроссинга в приёмной группы.
  • Создание информационной папки-передвижки для родителей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
  • Публикация постов в группе «Ягодка» в социальной сети «ВКонтакте»: реклама предстоящего марафона и пост об окончании мероприятия.
  • Ежедневные утренние беседы с детьми на тему «Рассказ о прочитанной дома книге», поощрение детей наклейками за каждое прочитанное произведение (за завершение всех заданий из списка — книги с заданиями).
  • Проведение анкетирования родителей группы.

Итоги марафона: По итогам читательского марафона «Читающая семья» стоит отметить активную вовлечённость родителей, их позитивные отзывы и высокую степень участия.

Здесь мне хотелось бы остановиться на анализе анкет. Мы решили провести анкетирование, чтобы выяснить, насколько интересен марафон участникам, стоит ли его продолжать, и какие произведения родители хотели бы читать вместе с детьми. В результате анкетирования родителей можно говорить о том, что марафон им очень понравился, продолжать его нужно, пишут, что с началам нашего марафона у многих отпала необходимость думать, что же детям почитать вечером и предлагают знакомить детей не только с классикой детской литературы, но и с современными авторами детских произведений. Особенный интерес у детей и родителей вызвали произведения В. Драгунского и Н. Носова.

Работа в этом направлении будет продолжена: запланированы ещё несколько аналогичных проектов в текущем учебном году. Уже были проведены несколько тематических марафонов: в ноябре — по произведениям С. Я. Маршака, в декабре — русские народные сказки, в январе (к Дню снятия блокады Ленинграда) — рассказы В. Карасевой из сборника «Кирюшка». В феврале планируется марафон по рассказам Н. Носова, а в марте — произведения о маме, апрель – по произведениям К. Чуковского, в мае планируем отметить самые активные семьи на родительском собрании.

Мы надеемся, что заложенная основа окажется прочной, и традиция семейного чтения укрепится в семьях наших воспитанников. Всего полчаса чтения и обсуждения книг перед сном — это небольшая доля родительского внимания, но огромный вклад в развитие ребёнка. Например, Тимофей рассказал, что договорился с мамой ложиться спать пораньше, чтобы она могла почитать ему книгу, прежде чем заняться своими делами.

                            Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  4. Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  5. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  6. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  7. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  8. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  9. Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  10. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  11. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  12. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно. 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет? (выберите вариант)

- несколько книжных полок; - книжный шкаф; - стеллажи с книгами; - другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами? _______________________________________________________________

3. Часто ли вы читаете ребенку книги? (выберите вариант)

- каждый день; - каждый вечер перед сном; - когда попросит; - иногда.

4. Интересен ли для вас и вашего ребенка наш «Читательский марафон «Читающая семья»? __________________________________________________________________

5. Где вы берете те произведения, которые указаны в нашем списке для чтения «Читающая семья»? (выберите вариант)

- есть в личной домашней библиотеке; - в библиотеке; - у знакомых и родственников; -  читаем онлайн; -  слушаем в формате аудиокниги.

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном? (выберите вариант)

-  да; -  нет; -  иногда;

7. Стоит ли в дальнейшем проводить в группе читательские марафоны? _____________

8. Ваши предложения по тематике марафонов и авторам для него?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

 

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно. 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет? (выберите вариант)

- несколько книжных полок; - книжный шкаф; - стеллажи с книгами; - другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами? __________________

3. Часто ли вы читаете ребенку книги? (выберите вариант)

- каждый день; - каждый вечер перед сном; - когда попросит; - иногда.

4. Интересен ли для вас и вашего ребенка наш «Читательский марафон «Читающая семья»? ___________________________________________________________________

5. Где вы берете те произведения, которые указаны в нашем списке для чтения «Читающая семья»? (выберите вариант)

- есть в личной домашней библиотеке; - в библиотеке; - у знакомых и родственников;

-  читаем онлайн; -  слушаем в формате аудиокниги.

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном? (выберите вариант)

-  да; -  нет; -  иногда;

7. Стоит ли в дальнейшем проводить в группе читательские марафоны? _____________

8. Ваши предложения по тематике марафонов и авторам для него?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ МАРАФОНЫ В ДЕТСКОМ САДУ:ВДОХНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕЧЕРЕЗ КНИГУ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Выполнила : ФЕДОТОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ « Детский Сад №41 «Лесная сказка».

Слайд 2

Роль семейного чтения в развитии ребенка Создает у ребенка ощущение безопасности и комфорта Способствует формированию у ребенка самооценки и уверенности в себе Оказывает непосредственное влияние на формирование жизненных ценностей и моральных ориентиров. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце . Это форма личностного общения ребенка и родителя. К ак вернуть семейное чтение в дома современных родителей?

Слайд 3

Стартовое событие к началу читательского марафона.

Слайд 4

Цель марафона: приобщение детей и родителей к культуре чтения детской художественной литературы, возрождение традиции семейного чтения. Задачи: Воспитывать в ребёнке читателя через совместную деятельность взрослого и ребёнка. Знакомить детей с творчеством детских писателей. Формировать у детей желание постоянно общаться с книгами и бережно относиться к ним. Вовлекать семьи в атмосферу чтения, расширяя их представления о детской литературе. Повышать компетентность родителей в вопросах знакомства детей с детской художественной литературой. Способствовать творческому развитию детей посредством литературных произведений. Участники: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели. Срок реализации: в течение 2024-2025 учебного года. Ожидаемый результат: повышение интереса детей и родителей к чтению детской художественной литературы; возрождение традиции семейного чтения; развитие у детей внимания, мышления, воображения и связной речи.

Слайд 5

ПЕРВЫЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ МАРАФОН Этапы читательского марафона «Читающая семья» 1. Изучить методико-педагогическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме. 2. Разработка правила участия в книжном марафоне. 3. Обновление развивающей среды. Организовать библиотеку книжного марафона « Буккроссинг » в приёмной группы. 4. Привлечение участников. Провести анонс мероприятия по привлечению детей и родителей к участию в марафоне (социальная сеть и беседы). 5. Чтение и выполнение заданий (если есть). 6. Подведение итогов и награждение (по завершению каждого марафона). 7. Выбор новой темы. Совместно с детьми и родителями определить тему следующего марафона .

Слайд 7

НОЯБРЬ – МАРАФОН ПО ТВОРЧЕСТВУ С,Я. МАРШАКА. Подборка произведений С. Я. Маршака из списка, рекомендованного ФОП ДО. Оформление плаката для закрашивания прочтённых произведений. Подбор книг для библиотеки буккроссинга в приёмной группы. Создание информационной папки-передвижки для родителей о жизни и творчестве С. Я. Маршака. Публикация постов в группе «Ягодка» в социальной сети « ВКонтакте »: реклама предстоящего марафона и пост об окончании мероприятия. Ежедневные утренние беседы с детьми на тему «Рассказ о прочитанной дома книге», поощрение детей наклейками за каждое прочитанное произведение (за завершение всех заданий из списка — книги с заданиями). Проведение анкетирования родителей группы.

Слайд 10

По итогам читательского марафона «Читающая семья» стоит отметить активную вовлечёность родителей, их позитивные отзывы и высокую степень участия. В результате анкетирования родителей можно говорить о том, что марафон им очень понравился, продолжать его нужно, пишут, что с началам нашего марафона у многих отпала необходимость думать, что же детям почитать вечером и предлагают знакомить детей не только с классикой детской литературы, но и с современными авторами детских произведений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга

В презентации представлен опыт  работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...

Педагогический опыт «Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна»

Цель: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия.Задачи:1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.2. Повысить жизненный тонус и сопрот...

Веселый летний марафон в детском саду

о работе детского сада в оздоровительный летний период...

Традиционные осенние праздники и опыт использования их в детском саду

Традиционные осенние праздники и опыт их использования в детском саду...

Психологический марафон в детском саду "Жизнь в ярких красках"

План проведения психологического марафона в детском саду...

Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

В статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению дете...