Беседа с детьми подготовительной группы на тему «Наша родина – Россия!»
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Наша родина -Россия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy_na_temu.docx882.33 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми подготовительной группы на тему «Наша родина – Россия!»

Цель: формировать у детей чувство любви и уважения к своей Родине.

Задачи:

Формировать у детей представления «большая родина», «малая родина».

Продолжать формировать знания детей о символах России.

Закрепить представления детей о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе Северодвинске.

Закрепить у детей понятия «президент», «родина».

Продолжать развивать умение грамотно формулировать и задавать вопросы друг другу.

Воспитывать у детей эмоционально-положительного отношения к своей большой и малой родине.

Воспитывать умение внимательно слушать ответы друг друга.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

Ход беседы

Блок 1. Страна Россия. Мы россияне. Президент. Столица.

Беседа с детьми подготовительной группы на тему «Наша родина – Россия!»

В: Здравствуйте, дети. Присаживайтесь на стулья. Сейчас вы узнаете о чем мы будем сегодня беседовать.

За осанкой вы следите -

Свою спинку берегите.

В: Не забывайте мы сидим красиво: спина ровная, ножки вместе.

В: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

- Россия.

В: Дети, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе.

- РОССИЯ.

В: Как называются люди, живущие в России?

- Россияне

В: Это правда. Мы – россияне… Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

В: В любой стране мира есть свой глава. Кто является в России самым главным человеком?

-Владимир Владимирович Путин.

В: Владимир Владимирович Путин кем является в стране? (воспитатель демонстрирует портрет)

-Президентом

В: Правильно. Какой город является столицей России?

- Город Москва

В: Абсолютно верно. Москва – это столица России. А кто-нибудь из вас был в Москве? (ответы детей)

В: А что вам запомнилось и понравилось в Москве больше всего? Какие достопримечательности Москвы вы видели? (ответы детей)

-Красная площадь, Кремль….

В: Главная достопримечательность Москвы – Кремль. Именно в Кремле находится наш президент.

Блок 2 – Символы России (флаг, герб, гимн).

В: Скажите, пожалуйста, какие символы России вы знаете?

-Флаг, герб, гимн

В: Я предлагаю вам рассмотреть наш российский флаг (воспитатель демонстрирует флаг). Из каких цветов он состоит?

-Белый, синий, красный

В: Дети, как вы думаете, что означает белый цвет?

-Цвет чистоты, невинности

В: А что означает синий цвет?

-Цвет неба, моря…

В: Что означает красный цвет?

-Цвет огня, смелости, победы

В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение и вы узнаете, что означает каждый цвет нашего флага России

Флаг у нас прекрасный-

Белый, синий, красный!

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага!

Вот цвета родного флага!

В: Теперь обратите внимание на герб нашей страны (воспитатель демонстрирует).

Кто на нем изображен?

-Двуглавый орел

В: Как вы думаете, почему орел двуглавый?

- Россия – огромная страна. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг.

В: Верно. Орел – это крупная, гордая и сильная птица, а две головы помогают ему внимательно следить за всей страной.

В: Дети, мы с вами рассмотрели флаг и герб России. А подскажите, пожалуйста, что такое гимн?

-Гимн – это торжественная, самая важная песня страны.

В: Умницы. Гимн – это торжественная песня страны. Во время исполнения гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Я предлагаю вам послушать небольшой отрывок нашего гимна России.

Воспитатель и дети встают, слушают отрывок.

В: А теперь, ребята, я предлагаю вам немножечко отдохнуть.

Физминутка

В нашей стране горы-высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Степи широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

В: Присаживаемся, пожалуйста, на стулья.

Блок 3 – День рождения России.

В: У каждого из нас есть день рождение. Например, я родилась 30 января, зимой. А вы в какое время года родились? Давайте сейчас узнаем. Встаньте, пожалуйста, те дети, кто родился осенью. Встаньте, пожалуйста, те дети, кто родился зимой. Встаньте, пожалуйста, те дети, кто родился весной. Встаньте, пожалуйста, те дети, кто родился летом.

В: Ребята, кто знает когда день рождение у нашей страны России? (если дети не знают, воспитатель спрашивает время года, когда мы празднуем день России)

-12 июня – день России.

В: Верно. Это главный праздник страны.

Блок 4 – Понятие Родина. Большая и малая родина.

В: Ребята, а кто скажет, что такое родина?

- Родина – это место, где человек родился.

В: Правильно, дети! Родина - это место, где человек родился. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения. Родина бывает большая и малая.

В: Россия – это наша большая родина.

А наша малая родина – это Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов

…Снег сияет горный,

Манит вышина.

Там ныхас просторный,

А на нём сосна,

С диких скал свергаясь

Воет водопад,

С двух сторон сверкая

Ледники висят. («фсати» К. Хетагуров)

Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:

«…До конца своих дней

Благодарен судьбе

За то, что как птица свободный.

Я рождён на святой

Осетинской земле,

Аланов потомок я гордый.

Ребята, вы знаете, кто такие аланы?

Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.

Воспитатель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени. Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности. В те далёкие времена зародился нартский эпос.

Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?

Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…

Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?

Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.

Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?

Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.

Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.

Физминутка (на осетинском языке)

Къах лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.

Къах сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.

Къахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.

Къахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.

О ма къахта! Гыццыл къахта! /садятся, обхватив ноги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: Город Ардон.

Воспитатель: Какие реки протекают в нашем городе?

Дети: Река Ардон, река Таргайдон.

Воспитатель: Скажите, а какие улицы Ардона вы знаете?

Дети: Пролетарская, Кирова, Ирины Мистуловой, Тогузова и. т. д.

Улица имени Каурбека Тогузова.

Каурбек Темболатович Тогузов (21 декабря 1919, Ардон, Терская область, РСФСР — 16 августа 2009, Владикавказ, Российская Федерация) — участник Великой Отечественной войны. Командир 138-го гвардейского артиллерийского полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии Воронежского фронта, старший сержант. Герой Советского Союза (1943).

Улица имени Бало Тхапсаева

Владимир Васильевич Тхапсаев (осет. Тбхсуты Бало; 1910—1981) — советский осетинский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1960). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1968).

Улица имени Татари Епихева.

Татари Асланбекович Епхиев (1911—1958) — советский драматург, поэт. Был председателем правления Союза писателей Северной Осетии, редактором журнала «Мах дуг», секретарём Президиума Верховного Совета республики, председателем республиканского Комитета защиты мира, старшим научным сотрудником СОНИИ, состоял в Северо-Осетинском обкоме КПСС.

Улица имени Ирины Мистуловой.

Ирина Дзибокаевна Мистулова — народная артистка Северной Осетии, заслуженная артистка России.

Город Ардон по праву гордится своими выдающимися людьми, такими как:

Станислав Баскаев Вячеслав Тотров

Урузмаг Баскаев Сима Ревазова

Сослан Дзуцев Владимир (Бало) Тхапсаев

Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?

Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?

Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать,

вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Воспитатель: Сейчас Хетаг прочитает нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.

Мы сильные люди сильного народа!

У нас одно желание - это свобода!

Мы знаем, что такое честь и гордость,

У нас в душе всегда молодость!

Наш дух не сломит пустой звук,

Мы будем горою друг за друга.

Мы - ВМЕСТЕ, и в этом наша СИЛА,

Мы - ОСЕТИНЫ, и это звучит красиво!

Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?

Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.

Воспитатель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?

«Глаза неуча слепы»

«Ложь говорить стыдно»

«Умный в трудном деле не торопится»

«Люди друг с другом считаться должны»

«Человек создан для труда»

«За добро злом не платят»

«Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»

Ребята, предлагаю вам посмотреть красивый Девичий танец, в исполнении наших девочек.

Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России.

Кто знает как выглядит флаг нашего большого государства России?

Ответы детей.

Правильно, Бело-сине-красный триколор. (показ флага)

Как называется главная песня государства?

- Гимн.

Воспитатель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба)

Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?

Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.

Воспитатель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)

Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства.

Красный – символ воинской доблести и славы.

Желтый цвет – символ изобилия и благодати.

Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.

Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности) Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект (подготовительная группа) по теме: «Наша Родина - Россия»

Одна из важнейших задач воспитателя формирование нравствености у дошкольников. Именно на нас возложена"Великая миссия" заложить основу сострадания, воспитать вежливость, уважение, почетание, благодарн...

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе по теме "Наша Родина - Россия"

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе. Тема: "Наша Родина - Россия"....

Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства " Воспитатель года-2016" Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему" Наша Родина-Россия"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»   Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2016»  Конс...

Открытое занятие в подготовительной группе на тему "Наша родина - Россия"

Цель данного занятия это нравственно-педагогическое воспитание. Рассказать детям о значении символики нашей страны...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Наша Родина-Россия!»

Наша Родина-РоссияЦель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение ...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему "Моя родина-Россия!"

Представлен, разработанный мною, конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему "Моя родина-Россия!"....