Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ на тему: «По дорогам сказок».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Чернышева Ольга Олеговна

конспект по триз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz_pro_skazki_dlya_nsportala.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

 с использованием элементов ТРИЗ на тему:

«По дорогам сказок».

Воспитатель:

Чернышева О.О.

 высшая квалификационная категория

Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности с 5 до 7 лет

Тема: Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ на тему «По дорогам сказок».

Цель: создать условия для формирования познавательной активности, творческих возможностей с помощью элементов методики ТРИЗ.

Задачи: 

1.систематизировать знания о сказках;
2. продолжать развивать особенности детей к фантазированию;
3. вызвать позитивные эмоции, умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;
4. формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.
5. учить детей узнавать знакомые русско-народные сказки, сказочных героев;

6. воспитывать любовь к русским народным сказкам, любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).

Материал: волшебная указка, «Волшебный сундучок», в нем герой сказки Колобок, карточки-схемы к сказке «Курочка ряба», иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными морковками, кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).

Ход:

Психогимнастика «Приветствие».

Воспитатель:

Ребята, повторяйте за мной слова:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: а теперь посмотрите все друг на друга и подарите свои улыбки.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас, отправиться в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?

Дети: Сказка — это волшебный мир.

Воспитатель: Ребята, а кто придумывал сказки?

Дети: народ

Воспитатель: Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное, становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: а как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо,

–  то она… (чудесная);

– есть волшебство, то… (волшебная);

– есть добро, то… (добрая);

– есть радость, то… (радостная);

– есть веселье, то… (весёлая);

– есть грусть, то… (грустная);

– есть загадки, то… (загадочная);

– есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: что бы продолжить наше путешествие я хочу, узнать хорошо ли вы знаете сказки?  У меня в руках волшебная указка, на кого она покажет тот должен быстро ответить. (воспитатель указкой показывает на ребенка, задает вопросы, дети быстро отвечают на вопросы).

(метод «Мозговой штурм»).

Воспитатель: Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

Дети: Колобок

Воспитатель: Кто съел козлят?

Дети: волк

Воспитатель: Кто пришел в гости к медведям?

Дети: Маша

Воспитатель: в какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

Дети: Курочка Ряба

Воспитатель: что выросла «Большая – пребольшая»?

Дети: Репка

Воспитатель: что случилось с ледяной избушкой?

Дети: растаяла

Воспитатель: Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Дети: Медведь

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

(дети садятся на стульчики).

Воспитатель: за правильные ответы я дарю вам солнышко.  (вывешиваю на доске солнышко)

Воспитатель: Ребята посмотрите сундучок (воспитатель заглядывает в сундучок). Посмотрим, что там лежит. 

Воспитатель: здесь лежат предметы из сказок. 

Воспитатель: (достает Колобка). Это кто?

Дети: Колобок

Воспитатель: а Колобок какой?

Дети: круглый, румяный, непослушный

Воспитатель: а что бывает круглое как колобок?

Дети: солнце, яблоко, луна, часы, мяч.

Воспитатель: а колобок какого цвета?

Дети: желтого?

Воспитатель: а что бывает желтого цвета, как колобок?

Дети: цыпленок, солнце, шапка, машина.

Воспитатель: что случилось с Колобком? 

(ответы детей).

Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, как Колобок катится по дорожке (в это время педагог меняет веселого колобка на злого). Давайте посмотрим, что стало с нашим Колобком?  (ответы детей).
Воспитатель: что же будет, когда он встретится с волком, зайцем, медведем?
 (ответы детей).
Воспитатель: что будет, если колобок навсегда останется таким?  (ответы детей).
Воспитатель: что надо сделать, чтобы Колобок снова стал веселым и добрым?       (ответы детей).
Воспитатель: хорошо давайте скажем волшебные слова и превратим колобка в веселого и доброго.
Колобок, Колобок
У него румяный бок.
Будешь добрым навсегда.
Раз, два. Раз, два.  (Воспитатель меняет злого колобка на доброго.)

Воспитатель: как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок, фантазирование)

Воспитатель: Ребят, Колобок дарит нам вот такую тучку. 

Показываю и выставляю на доске тучку.

Воспитатель достает из сундучка листы-схемы

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась? Дети — это сказка «Курочка Ряба»
Воспитатель: Какое яичко снесла курочка?   (Золотое).
Воспитатель: хорошо или плохо, что яичко золотое? (ответы детей).
Воспитатель: А какое яичко лучше – золотое или простое? (ответы детей).
Дети получают за правильные ответы карточку. На которой нарисован дождь.                                                                  

Воспитатель: Какие – то странные подарки дарят нам сказки. А вот эту сказку вы тоже узнали?

 Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»
 Дети — это сказка «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Кто здесь живет?

Дети: Коза с козлятами

Воспитатель: Вы говорите, что козлят семеро, а тут всего лишь один козленок. Где же другие козлята? Почему остался один козленок? (ответы детей)
Воспитатель: видимо, козлята не знали этого золотого правила и попали в беду. 

Как надо вести себя, когда вам грозит опасность?

Дети. Надо звать на помощь.
Воспитатель: почему козлята попали в беду?

Дети: волк их обманул, были непослушными

Воспитатель: а какой был серый волк?

Дети: серый, злой, зубастый

Воспитатель: а какая была мама Коза?

Дети: добрая, заботливая.

Воспитатель: а хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес?

(метод «Хорошо – плохо»).

(ответы детей хорошо – поест, козлятам будет молоко, плохо – оставляла козлят одних)

Воспитатель: а чем закончилась сказка?  (ответы детей).

  Дети получают осенний лист в подарок от этой сказки.

Физминутка: «В ГОСТИ В СКАЗКЕ»

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Дидактическая игра «Кто, чем будет».

Воспитатель достает из сундучка:

Дощечка-стол, стул, теремок…

Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек – шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семя – цветочком, редиской, деревом…

Воспитатель достает из сундучка зайчика – он плачет.

Воспитатель: как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

Дети: его лиса выгнала из дома.

Воспитатель: а давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом. (Метод проб и ошибок)

Воспитатель: а как можно развеселить зайчика? (ответы детей).

Художественное творчество (рисование)

Воспитатель: а вы хотите, чтобы зайчик опять стал радостным, веселым?

Воспитатель: Ребята, вы бы хотели стать маленькими волшебниками и творить чудеса и помочь зайчику?

Дети: да!

Воспитатель: тогда давайте закроем глаза и скажем волшебное заклинание

«Топ – топ,

Хлоп – хлоп,

Вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись!»

Воспитатель: вот мы превратились в волшебников и нам помогут в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской, и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение морковки. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сундучок).

Воспитатель: вот и побывали мы в гостях у сказок. Все подарки получили.
(солнышко, тучка, дождик, дерево, листик. Выстраиваем все картинки в один ряд).
Осмысление (Рефлексия) деятельности.

- Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

Конспект интегрированного НОД, с использованием элементов ТРИЗ по теме: "Лесная школа"

Цель - расширять и уточнять представления детей о диких животных, их детенышах, обогащать представления детей о временах года...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими ТНР(заикание) с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Тема: Необыкновенная посуда для бабушки Федоры.

Предлагаю вашему вниманию конспект, разработанный для групп компенсирующей направленности. В данном материале использованы здоровьесберегающие технологии: логоритмика, релаксация, психогимнастика. На ...

План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»

Задачи:1.     Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2.     Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....

План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»

Задачи:1.     Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2.     Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности  Приоритетн...