Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ на тему: «По дорогам сказок».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
с использованием элементов ТРИЗ на тему:
«По дорогам сказок».
Воспитатель:
Чернышева О.О.
высшая квалификационная категория
Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности с 5 до 7 лет
Тема: Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ на тему «По дорогам сказок».
Цель: создать условия для формирования познавательной активности, творческих возможностей с помощью элементов методики ТРИЗ.
Задачи:
1.систематизировать знания о сказках;
2. продолжать развивать особенности детей к фантазированию;
3. вызвать позитивные эмоции, умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;
4. формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.
5. учить детей узнавать знакомые русско-народные сказки, сказочных героев;
6. воспитывать любовь к русским народным сказкам, любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).
Материал: волшебная указка, «Волшебный сундучок», в нем герой сказки Колобок, карточки-схемы к сказке «Курочка ряба», иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными морковками, кисточки, краски.
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).
Ход:
Психогимнастика «Приветствие».
Воспитатель:
Ребята, повторяйте за мной слова:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: а теперь посмотрите все друг на друга и подарите свои улыбки.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас, отправиться в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка — это волшебный мир.
Воспитатель: Ребята, а кто придумывал сказки?
Дети: народ
Воспитатель: Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное, становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: а как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо,
– то она… (чудесная);
– есть волшебство, то… (волшебная);
– есть добро, то… (добрая);
– есть радость, то… (радостная);
– есть веселье, то… (весёлая);
– есть грусть, то… (грустная);
– есть загадки, то… (загадочная);
– есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель: что бы продолжить наше путешествие я хочу, узнать хорошо ли вы знаете сказки? У меня в руках волшебная указка, на кого она покажет тот должен быстро ответить. (воспитатель указкой показывает на ребенка, задает вопросы, дети быстро отвечают на вопросы).
(метод «Мозговой штурм»).
Воспитатель: Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
Дети: Колобок
Воспитатель: Кто съел козлят?
Дети: волк
Воспитатель: Кто пришел в гости к медведям?
Дети: Маша
Воспитатель: в какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: что выросла «Большая – пребольшая»?
Дети: Репка
Воспитатель: что случилось с ледяной избушкой?
Дети: растаяла
Воспитатель: Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?
Дети: Медведь
Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.
(дети садятся на стульчики).
Воспитатель: за правильные ответы я дарю вам солнышко. (вывешиваю на доске солнышко)
Воспитатель: Ребята посмотрите сундучок (воспитатель заглядывает в сундучок). Посмотрим, что там лежит.
Воспитатель: здесь лежат предметы из сказок.
Воспитатель: (достает Колобка). Это кто?
Дети: Колобок
Воспитатель: а Колобок какой?
Дети: круглый, румяный, непослушный
Воспитатель: а что бывает круглое как колобок?
Дети: солнце, яблоко, луна, часы, мяч.
Воспитатель: а колобок какого цвета?
Дети: желтого?
Воспитатель: а что бывает желтого цвета, как колобок?
Дети: цыпленок, солнце, шапка, машина.
Воспитатель: что случилось с Колобком?
(ответы детей).
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, как Колобок катится по дорожке (в это время педагог меняет веселого колобка на злого). Давайте посмотрим, что стало с нашим Колобком? (ответы детей).
Воспитатель: что же будет, когда он встретится с волком, зайцем, медведем?
(ответы детей).
Воспитатель: что будет, если колобок навсегда останется таким? (ответы детей).
Воспитатель: что надо сделать, чтобы Колобок снова стал веселым и добрым? (ответы детей).
Воспитатель: хорошо давайте скажем волшебные слова и превратим колобка в веселого и доброго.
Колобок, Колобок
У него румяный бок.
Будешь добрым навсегда.
Раз, два. Раз, два. (Воспитатель меняет злого колобка на доброго.)
Воспитатель: как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок, фантазирование)
Воспитатель: Ребят, Колобок дарит нам вот такую тучку.
Показываю и выставляю на доске тучку.
Воспитатель достает из сундучка листы-схемы
Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась? Дети — это сказка «Курочка Ряба»
Воспитатель: Какое яичко снесла курочка? (Золотое).
Воспитатель: хорошо или плохо, что яичко золотое? (ответы детей).
Воспитатель: А какое яичко лучше – золотое или простое? (ответы детей).
Дети получают за правильные ответы карточку. На которой нарисован дождь.
Воспитатель: Какие – то странные подарки дарят нам сказки. А вот эту сказку вы тоже узнали?
Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»
Дети — это сказка «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Кто здесь живет?
Дети: Коза с козлятами
Воспитатель: Вы говорите, что козлят семеро, а тут всего лишь один козленок. Где же другие козлята? Почему остался один козленок? (ответы детей)
Воспитатель: видимо, козлята не знали этого золотого правила и попали в беду.
Как надо вести себя, когда вам грозит опасность?
Дети. Надо звать на помощь.
Воспитатель: почему козлята попали в беду?
Дети: волк их обманул, были непослушными
Воспитатель: а какой был серый волк?
Дети: серый, злой, зубастый
Воспитатель: а какая была мама Коза?
Дети: добрая, заботливая.
Воспитатель: а хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес?
(метод «Хорошо – плохо»).
(ответы детей хорошо – поест, козлятам будет молоко, плохо – оставляла козлят одних)
Воспитатель: а чем закончилась сказка? (ответы детей).
Дети получают осенний лист в подарок от этой сказки.
Физминутка: «В ГОСТИ В СКАЗКЕ»
Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Дидактическая игра «Кто, чем будет».
Воспитатель достает из сундучка:
Дощечка-стол, стул, теремок…
Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…
Клубочек – шапочкой, рукавичкой, шарфиком…
Семя – цветочком, редиской, деревом…
Воспитатель достает из сундучка зайчика – он плачет.
Воспитатель: как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?
Дети: его лиса выгнала из дома.
Воспитатель: а давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом. (Метод проб и ошибок)
Воспитатель: а как можно развеселить зайчика? (ответы детей).
Художественное творчество (рисование)
Воспитатель: а вы хотите, чтобы зайчик опять стал радостным, веселым?
Воспитатель: Ребята, вы бы хотели стать маленькими волшебниками и творить чудеса и помочь зайчику?
Дети: да!
Воспитатель: тогда давайте закроем глаза и скажем волшебное заклинание
«Топ – топ,
Хлоп – хлоп,
Вокруг себя повернись,
В маленького волшебника превратись!»
Воспитатель: вот мы превратились в волшебников и нам помогут в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской, и вы увидите, что получится.
(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение морковки. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сундучок).
Воспитатель: вот и побывали мы в гостях у сказок. Все подарки получили.
(солнышко, тучка, дождик, дерево, листик. Выстраиваем все картинки в один ряд).
Осмысление (Рефлексия) деятельности.
- Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? (ответы детей)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»
Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...

Конспект интегрированного НОД, с использованием элементов ТРИЗ по теме: "Лесная школа"
Цель - расширять и уточнять представления детей о диких животных, их детенышах, обогащать представления детей о временах года...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими ТНР(заикание) с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Тема: Необыкновенная посуда для бабушки Федоры.
Предлагаю вашему вниманию конспект, разработанный для групп компенсирующей направленности. В данном материале использованы здоровьесберегающие технологии: логоритмика, релаксация, психогимнастика. На ...

План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
Задачи:1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....

План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
Задачи:1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетн...
