Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими ТНР(заикание) с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Тема: Необыкновенная посуда для бабушки Федоры.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Уколова Елена Александровна

Предлагаю вашему вниманию конспект, разработанный для групп компенсирующей направленности. В данном материале использованы здоровьесберегающие технологии: логоритмика, релаксация, психогимнастика. На занятии применяются и игровые ТРИЗ-технологии, которые способствуют развитию поисково- исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie-triz_avtosohranennyy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида  № 39»

г. Арзамаса Нижегородской области.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими ТНР(заикание) с использованием элементов ТРИЗ-технологии.

Тема: Необыкновенная посуда для бабушки Федоры.

Составила: Уколова Елена Александровна воспитатель I квалификационной категории группы компенсирующей направленности.

г. Арзамас 2016г

Цель. Развитие познавательных способностей с помощью игровых ТРИЗ-технологий в процессе изучения темы «Посуда».

Задачи.

- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода;

-продолжать учить классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная);

-создать условия для  придумывания «фантастической кастрюли», используя метод фокальных объектов;

-развивать логическое и образное мышление, творческое воображение, умение конструировать.

-развивать связную речь, составляя описание посуды, с использованием схемы-модели.

-закреплять навык пользования контекстной речью в ситуациях различной сложности.

Материал к занятию.

-сказка К.И.Чуковского «Федорино горе»;

-схематические изображения посуды мелкого размера (индивидуально, для каждого ребенка в конверте);

-игра «Чудесные вещи»;

-костюм Федоры (платок), скатерть, самовар, деревянные ложки,  угощение к чаю;

-посуда (стакан, чашка, блюдце, сахарница, молочник...);

-схема-модель составления описательного рассказа.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку:

«Если б не было её,

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.  (Посуда.)

(Ответы детей.)

Воспитатель. Найдите предметы-отгадки на этой картинке (показывает картинку «Перепутаница»). Какой предмет лишний? (Утюг.) Почему?

(Ребенок обводит контур предмета на картинке и говорит: «Я вижу кастрюлю, это посуда». Дети называют все предметы).

Воспитатель. А сейчас я загадаю вам загадки о посуде. Вы отгадайте их и скажите, к какому виду посуды относится отгаданный предмет (кухонная, столовая, чайная).

1.По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою, отправляю в рот. (Ложка)

2.На огне я стою,

Еду вкусную варю. (Кастрюля.)

3.Новая посуда, а вся в дырках

(Дуршлаг, решето.)

4. На плите - кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

Дети.  Ложка и вилка — столовые приборы. Кастрюля - кухонная посуда, дуршлаг - тоже. Чайник может быть заварочный и кухонный.

Психогимнастика с элементами релаксации «Закипающий чайник»

Воспитатель.

Представьте себе, что вы — пустой чайник (огорчение и расслабление).

В вас медленной струйкой наливают холодную воду (постепенное напряжение).

Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (напряжение с удивлением). 

И вот — нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит (напряжение и огорчение).

Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!» (радость и расслабление).

Воспитатель. В какой сказке Корнея Ивановича Чуковского посуда убежала от своей хозяйки? Почему посуда убежала от Федоры? (Ответы детей.)

Воспитатель. В сказке ожило много посуды, назовите ее. (Ответы детей.)

Воспитатель. Как посуда может проучить Федору, если она ее найдет?

1-й ребенок. Может стать воздушной и улететь.

2-й ребенок. Может сделаться большим слипшимся комом и укатиться с горы.

3-й ребенок. Стать негодной для приготовления пищи: распасться на части, потерять ручки, носики, донышки.

4-й ребенок. Вся оказаться в дырочках, как дуршлаг.

5-й ребенок. Вымыться в ручейке, стать чистой и превратиться в сказочный лес.

Воспитатель. Верно, ребята, так посуда и сделала. Она превратилась в сказочный лес. Давайте попробуем представить себе, как он выглядит. (Рассматривает с детьми плоскостные формы разной посуды. На столе выкладывает сказочный лес. Например: деревья, у которых стволы — стаканчики, крона — блюдце, ёлочки — вилки, пеньки — перевернутые кастрюли, озеро — большое блюдо, грибочки — бокальчики, а сверху —

блюдца, бугорок с травой — дуршлаг со вставленными в него

соломинками для коктейлей).

Воспитатель. Вся посуда в этом лесу чистая, гладкая, блестящая, а Федорина посуда...

Дети. Грязная, ржавая, расколотая...

Воспитатель. Хотите ей помочь? Волшебный ветерок принесет нас в этот сказочный лесок.

Дыхательная гимнастика «Дует ветерок»

Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается, с утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи

(дети раскрывают пальцы на правой  руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок, а  гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

Воспитатель. Где же здесь посуда? Закройте глаза и откройте

их, если услышите ее звук.

Включается аудиозапись звуков: гудок автомобиля, звук музыкального

инструмента, шуршание бумаги, звон бокалов, стук крышки о

кастрюлю. Дети открывают глаза.

Воспитатель. А вот и Федорина посуда, грязная да неумытая. Давайте, ребята, поможем Федоре стать добрее, придумаем волшебные слова (надевает платок Федоры).

Логоритмическое упражнение с деревянными ложками.

(на каждый ударный слог -  ударяют ложками)

Дети.

Эй, Федора! Эй, эй, эй!

Будь, Федора, ты добрей!

Раз, два, три, четыре, пять.

Выходи свою посуду ты искать!

Федора (добреет).

Ох, не буду! Ох, не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. Помогите, мне, ребятки, поухаживать за ней.

Ритмическая пальчиковая  гимнастика  «Мытье посуды».

Воспитатель-Федора говорит, а дети изображают.

Федора.

Мы почистим тебя песочком,      Дети трут кулаком о ладонь,

Окатим тебя кипяточком,            поочередно поднимают руки, де-

Вытрем тебя полотенечком.        лают круговые движения рука-

И ты будешь опять,                       ми, поднимают руки в стороны-

Словно солнышко, сиять.             вверх.

Воспитатель. Вернемся домой. Накроем стол скатертью. Поставим самовар.

Расставим посуду. Приглашаю вас, ребятки, на чаепитие с вареньем да печеньем.

На маленьком сервировочном столике расставлена и разложена посуда. Дети подходят, выбирают предмет, который им нравится, и рассказывают о нем, опираясь на схему-модель составления описательного рассказа (цвет,

форма, размер, материал, из которого изготовлена посуда, ее функция).

Образец рассказа. «Я поставлю чистый, прозрачный, гладкий, твердый, холодный, хрупкий стакан цилиндрической формы, из него можно пить».

Воспитатель. Ребята, как же мы пойдем в гости без подарка? Давайте изобретем для  Федоры «чудесную кастрюлю», непохожую на все другие кастрюли. Для этого мы поиграем в игру «Чудесные вещи».

Воспитатель. Из какого материала будет сделана эта кастрюля? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «материал»).

1-й ребенок (выбирает одну карточку с изображением воздушного шарика). Воздушный шарик.

Воспитатель. Шарик какой?

Дети. Легкий, прозрачный, переливающийся, изменяющийся по форме и размеру...

Воспитатель. А теперь давайте придумаем, чтобы кастрюля умела двигаться. Как она будет передвигаться? (Предлагает другому ребенку выбрать карточку из следующей игровой серии «способ передвижения»).

2-й ребенок, (выбирает карточку с изображением вертолета). Вертолет.

Воспитатель. Как вертолет передвигается?

Дети. Летит, вертится, крутится...

Воспитатель. Что же еще волшебного будет в нашей кастрюле? Может быть, запах? (Предлагает третьему ребенку выбрать изображение в игровой серии «запах».)

3-й ребенок (вытаскивает карточку с изображением розы). Роза.

Воспитатель. Ребята, как благоухает роза?

Дети. Приятно, хорошо пахнет, духами...

Воспитатель. А теперь расскажите с самого начала, какая у нас получилась «чудесная кастрюля» (показывает на выбранные детьми карточки «воздушный шарик», «вертолёт», «магнитофон»  и «роза»).

Дети. Кастрюля получилась легкая, прозрачная, переливающаяся, изменяющаяся, музыкальная, смешная, летающая, самоперемешивающаяся, самомоющаяся, с запахом розы...

Воспитатель. Чем хороша такая кастрюля? (Ответы детей.)

Воспитатель. Чем плоха? Как устранить плохие качества? (Ответы детей.)

Воспитатель. Какая у нас получилась кастрюля? Нарисуйте и

расскажите о ней.

Рефлексия. Итог занятия подводится во время чаепития. Дети рас-

сказывают, что запомнилось, понравилось. Воспитатель зачитывает окончание сказки, написанное писателем. Дети могут предложить свой конец сказки, в котором фигурирует «волшебная кастрюля».  (Выбрать лучший конец методом мозгового штурма и записать свою версию сказки.)

Список использованной литературы.

1. Белоусова Л. Б.  Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкелынтейн.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

3. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск: 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос». «Космическое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос» в старшей логопедической группе. Тема: «Космическое путешествие»...

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы». «Веселое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Веселое путешествие»...

Совместная деятельность педагога с детьми в старшей группе с использованием элементов стретчинга и ритмопластики.

Поддержание здоровья детей посредством физической активности с использованием  ритмических упражнений, упражнений на развитие гибкости в музыкальном сопровождении....

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми первой младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «У солнышка в гостях»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет с использованием современных образовательных технологий " Путешествие на весеннюю полянку"

Цель занятия  познакомить детей с нетрадиционным способам рисования.  Расширять словарный запас  детей через  словесно речевые игры, формироовать  эстетическое отношение...

Конспект НОД в младшей группе по познавательному и речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ – технологии

Цель: формирование у детей знаний о природе.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеразвивать мышление, умение выделять признаки путем сравнения.расширять представления о приро...