Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос». «Космическое путешествие»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Смирнова Мария Владимировна

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос» в старшей логопедической группе. Тема: «Космическое путешествие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kosmicheskoe_puteshestvie.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОДОД  ГБСКОУ школы  № 13

        Приморского района

        г. Санкт-Петербург

Конспект

Непосредственной образовательной совместной деятельности

логопеда с детьми по теме «Космос»

в старшей логопедической группе.

Тема: «Космическое путешествие»

Использование технологий:

-        Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми

-        Здоровьесберегающие

-         Информационно-коммуникационные

-         Игровые

-         ТРИЗ

Составила:

Логопед Смирнова М.В.

                                             

2015 год

Цель:

-        Продолжать знакомить детей с темой «Космос»

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-    Активизация лексики по теме «Космос»

-    Упражнение в образовании относительных прилагательных, согласовании числительных 2 и 5 и существительных, отработки понятий «один-много»

- Упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами 

-  Обучение отвечать на вопросы полным ответом и закреплять навык грамматически правильного построения предложений

-    Коррекция фонетического анализа на основе упражнений в определении первого звука в слове, подбора слов с заданным звуком, определения количества слогов в слове

Коррекционно-развивающие:

-        Развитие внимания, памяти, тактильных ощущений

-  Развитие зрительно-пространственного восприятия, динамического, конструктивного праксиса 

-    Развитие координации речи с движениями, развитие мелкой моторики пальцев рук

-        Развитие речевого дыхания

Коррекционно-воспитательные:

-         Воспитание чувства самостоятельности

-         Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи

-         Воспитание интереса к познанию окружающего мира

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная, двигательная

Предварительная работа:

Знакомство с космическими объектами, с состоянием – невесомость; рассматривание иллюстраций о космосе; лепка «Космос»; рисование по теме; беседы о космосе и труде космонавтов; изготовление совместно с воспитателями мобиля «Космос»; чтение стихотворений В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт», В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу»; просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Контакт»

Использованные материалы:

Ковролин, магнитная доска, магниты, компьютер, презентация «Инопланетяне», столы, стулья по количеству детей, разрезные картинки в одинаковых конвертах (самолет, вертолет, ракета, ступа), части ракеты на ковролин, 4 разные эмблемы для детей, 3 мешочка с крупами (горох, греча, рис), картинки с фруктами и ягодами (апельсин, виноград, яблоко, малина, груша), пушинка, картины на доску (созвездие, планета, спутник), мяч, буква «З», картинки на звук «З» (заяц, змея. зонтик, звезда, зубы и т.д.), счетные палочки, схемы ракет из палочек (в конвертах с эмблемами), схемы созвездий по точкам (с эмблемами), итоговая мнемотаблица

Содержание совместной деятельности и техники ее проведения

Образовательная

область

Содержание образовательной деятельности

Виды детской деятельности

Социально-

коммуникативная

Познавательная, речевая

Художественно-эстетическая

Социально-коммуникативная

Познавательная, речевая

Речевая, познавательная

Познавательная, речевая

Познавательная, физическая

Речевая, физическая

Физическая, художественно-эстетическая

Физическая

Физическая

Познавательная, речевая

Речевая, познавательная, физическая

Речевая, познавательная

Физическая, речевая

Познавательная, физическая

Познавательная

Речевая, познавательная, социально-коммуниктивная

Познавательная

Речевая, познавательная

Социально-коммуникативная,

познавательная

Познавательная

Социально-коммуникативная

Речевая, познавательная

Организационный момент:

1. Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними и представьтесь, назовите себя по имени ласково, улыбнитесь друг другу и гостям, подарите хорошее настроение. 

2. Я хочу задать вам вопрос – как вы думаете, на каких видах транспорта можно летать по воздуху? Как называется такой транспорт?

3.  Посмотрите у меня на столе лежат разрезанные картинки, их нужно собрать. Что у нас получилось?

4. Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет?

5. Вы хотите? Тогда давайте мы все вместе построим ракету. Какого она цвета? Какие геометрические фигуры видите?

Сообщение темы:

1. И куда же мы на ней полетим?

2. Тогда отгадайте загадки о космосе:

- Полетят к другой планете

- Космонавты на ….

- Утром выглянем в оконце

- Нам навстречу светит …..

- Ночью по небу гуляю, 
- Тускло землю освещаю. 
-  Скучно, скучно мне одной, 
-      А зовут меня...

-   В космосе сквозь толщу лет
- Ледяной летит объект.
-   Хвост его — полоска света,
-       И зовут объект ... 

3. Молодцы! Как же нас можно будет назвать, если мы полетим в космос?

4. А какие, по-вашему, должны быть космонавты?

5. Правильно. Вот вам космические эмблемы! Что на них изображено? А сколько слогов в этих словах?

Основная часть:

1. Лететь будем долго, надо взять с собой еду. Из чего мы сварим суп? Какой он будет? Суньте руку в мешок и скажите. А кашу из чего? Какая каша? А запеканку сделаем из чего? Какая запеканка?

2. А какой сок мы с вами будем пить? Выбирайте

3. Скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно?

4.  Одеваем скафандры: сначала натягиваем на правую ногу,
затем брючину на левую ногу,
одеваем правый рукав, левый.
Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем. Наш путь мы будем записывать в бортовой журнал на планшете.

5. Садимся в кресла и проверяем нашу ракету:            

- Проверяем топливо

- Открываем и закрываем люки

-  Проверяем радио

- К запуску космического корабля приготовиться! (Вытянуть руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

- Включить контакты! (Соединить большие пальцы рук)

- Завести мотор! (Круговые движение кулаками один вокруг другого и произнесение звука: д-д-д.

-  Обратный отсчет – 5-4-3-2-1. Полетели!

6. Ложитесь, закройте глаза (включается музыка космоса), сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь,

почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости.

- Посмотрите на пушинки. Давайте подуем на них, пушинки лёгкие, летают, как мы

7.  Посмотрите, куда она полетела:


Пушинка справа, пушинка слева 
Пушинка вверх, вниз, к носу, вдаль

Сосчитать мы не сумели

Так давайте отдыхать

8. Сядем к иллюминатору, что мы в нем видим? Давайте посчитаем –

Одно созвездие, два …, пять...

Одна далёкая планета, две…, пять...

 

Один искусственный спутник, два …, пять….

9.  Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. (Игра с «метеоритом»). Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад (слова - звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, ракета, метеорит и т.д.)

10. Внимание! Нас задели! Опасность перегрузки! Необходимо избавиться от  

балласта.

(Упражнение «Четвертый лишний», слова:

Солнце, Луна, звезда, лампа

Марс, Земля, ракета, Сатурн  

Ракета, спутник, луноход, самолет)

11. От балласта избавились – можно и отдохнуть. Вставайте (физкультминутка):

Раз-два, стоит ракета.
Три-четыре, скоро взлет.
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно

Каждый ведь из нас атлет
Пролетая над землею
Ей передадим привет.

12. А что это за странные звуки? (звуки на компьютере). Кто-то к нам подлетает. Да это же инопланетяне! (картинка далеких инопланетян). Кажется, они хотят с нами поговорить с помощью азбуки Морзе. (Отстукивание ритмического рисунка)

- Они подлетели поближе (картинка с приближенными инопланетянами) и пытаются нам что-то сказать. Давайте попробуем понять, какие звуки они

произносят.  (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции)

 

13. Ну вот они и подлетели к нам (картинка с близкими инопланетянами)! Послушайте, как интересно они говорят, и попробуйте повторить так же:

За-зо-зу - спокойно
Зу-зы-за - удивленно
За-зы-зо - огорченно
Зу-зо-за              -               радостно

- Ребята, вы заметили, с какого звука начинаются все их слова?

- У нас тоже есть такой звук, расскажите – какой он? (согласный, твердый, звонкий)

- Мне кажется, что звук “З” у них самый любимый, давайте подарим им предметы, в названии которых  звук “З” находится в начале слова. Но инопланетяне маленькие и им по душе маленькие предметы, давайте будем называть наши подарки ласково. (Выбор картинок со звуком «З» в начале слов – заяц, змея, зубы, зонт и т.д.)

14. Оказывается, у инопланетян поломка ракеты. Поможем им? А как мы можем им помочь?

- Ну давайте попробуем (лежат конверты с эмблемами, как у детей, по уровню сложности). Догадайтесь, кому какой чертеж достанется?

- Какие вы молодцы, теперь у инопланетян не одна, а целых…..

- За то, что вы помогли инопланетяне дарят вам необычные космические изображения! Вот эти контуры, нужно по точкам обвести и раскрасить, но уже в группе

Итог:

1. Ну что же, наше космическое путешествие заканчивается! Дети, прощайтесь с инопланетянами, нам пора домой.

- 1-2-3-4-5, вот и дома мы опять!

- Понравилось вам путешествие? Давайте вспомним, что же с нами происходило? (показ мнемотаблицы). Что интересного вы запомнили? Что было самое простое? А самое трудное?

- А мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания!

Здороваются, знакомятся

- Можно летать на вертолёте, самолете, ковре – самолете, метле ракете, ступе.

- Воздушный транспорт

Дети собирают картинки. Получились самолет, вертолет, ракета, ступа

- Я собрал самолет, …

- На ракете

Вместе собирают ракету из частей на ковролине

- Красного и зеленого

- Круг, треугольник и т.д.

- В космос

- Ракете

- Солнце

- Луной

- Комета

- Космонавты

- Сильные, смелые, умелые, умные и т.д.

Дети надевают разные эмблемы

- Космонавт, ракета, планета, спутник (3,3,3,2)

Дети определяют крупы на ощупь

- Суп сварим из гороха. Гороховый суп.

- Каша сварим из гречи. Гречневая каша

- Запеканка из риса. Рисовая запеканка

Дети выбирают картинки с фруктами и ягодами и говорят, какой сок они будут пить (яблочный, апельсиновый, малиновый и т.д.)

- Нет

- Для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов

Дети выполняют инструкции

Достать мнемотаблицу (запись ведет логопед)

Дети садятся на ковер

Дети произносят: ш-ш-ш…

Дети произносят звук «А» низким и высоким голосом: А-а, А-а, А-а

Дети произносят короткие и острые звуки «У-у-у» в разных регистрах

- Есть, приготовиться! (повторяют  движения)

- Есть, включить контакты! (повторяют движения)

- Есть, завести мотор! (повторяют движения)

- 5-4-3-2-1

Дети выполняют инструкции

Отработка дыхания, дети дуют на пушинку

Глазная гимнастика, дети смотрят направо, налево, вверх, вниз, на нос, вдаль и моргают

Дети садятся к доске, там по очереди выставляются картинки (созвездие, планета, спутник)

- Созвездия, созвездий

- Далекие планеты, далеких планет

- Искусственных спутника, искусственных спутника

Дети встают в круг

- Звезды, космонавты, спутники, кометы, планеты, луны, ракеты, метеориты

- Лампа, так как она не космический объект

- Ракета, так как она не планета

- Самолет, так как он не может находиться в космосе

- Поднимают руки вверх

- Разводят руки в стороны

- Круг руками

- Берутся руками за щеки, качают головой

- Руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево

- Сгибают руки в локтях

- Разводят руки в стороны

- Поднимают руки вверх и машут

Дети повторяют ритмические рисунки

Дети отгадывают звуки

- И, Э, А, О, У, Ы

Дети повторяют с той же интонацией

- Со звука «З»

- Согласный, твердый, обозначается, синим цветом, звонкий

- Я подарю вам зайчика (зонтик, змейку и т.д.)

Ответы детей, в том числе – правильный

- Построить новую ракету

Дети берут свои конверты и выкладывают на столах ракеты из палочек по схемам

- Четыре ракеты

Раздать изображения предметов (по рисункам эмблем детей – по уровню сложности)

Дети прощаются

Ответы детей