Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной. По мнению многих ученых, дошкольный возраст – период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для их успешного социального развития. Важно понимать, что именно игра является сильнейшим и эффективным средством социализации младшего дошкольника в условиях детского сада, благодаря игре, игровой деятельности ребенок усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт. Так, С.Т. Шацкий говорил, что «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». По определению Н. Смирновой, игра – это наиболее эффективная форма социализации ребенка, в которой закладываются основы будущей личности. Согласно Й.Хейзинги, «В игре ребенок - творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой». К сожалению, в современном урбанизированном и технически развитом мире, наполненном всевозможными гаджетами и техническими приспособлениями, облегчающими жизнь современному человеку, дети стали меньше играть друг с другом, со взрослыми, поэтому очень важно, чтобы взрослые побуждали детей к игре, подталкивали к совершению различных игровых действий. Ведь в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для дошкольника – основной вид деятельности, основное средство социальной интеграции. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел. Игра выполняет свою важную роль в социально-личностном развитии младшего дошкольника. Условно все детские игры можно разделить на 3 большие группы: 1.Сюжетно-ролевые творческие игры. 2. Игры с правилами. 3. Театрализованные игры Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя: - игры на бытовые темы; - игры с производственной тематикой; - строительные игры, игры с природным материалом; - игры с общественно-политической тематикой; - театрализованные игры; - игры-забавы и развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные. Дидактические игры: Игры с предметами и игрушками; Словесные дидактические игры; Настольно-печатные игры; Музыкально-дидактические. Подвижные игры: Сюжетные; Бессюжетные; С элементами спортивных игр. В совместных с воспитателем играх формируется у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия. «Важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре, учить их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц (персонажей) в игре. Так же необходимо вызвать речевую активность ребенка, учить вступать в диалог со сверстниками. Для обозначения игровой ситуации нужно помочь малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры), а так же сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.)». Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра – сильнейшее средство социализации младшего дошкольника в условиях детского сада. И приоритетное значение в успешной социализации ребенка имеет характер взаимодействия взрослого с ребенком. Важно создать партнерские отношения, предоставить детям возможность выбора приобретения собственного опыта. Важно, чтобы у детей было свободное время для игр и общения со сверстниками. Литература 1. Колунова Л.А. Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ростов/Дон: изд-во Рост. обл.,1997. 2. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная асвета, 1989. 3. Ольга Меремьянина: Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет. Москва: Учитель, 2013. 4. Н.С. Юшкевич. Как хорошо уметь играть/. Мозырь: Содействие, 2009.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Никольская Н.А., воспитатель

    ГБДОУ детский сад  №52 Колпинского района

    Санкт-Петербурга

    Игровая деятельность как средство социализации

    младшего дошкольника

            Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения.

            Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной. По мнению многих ученых, дошкольный возраст – период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для их успешного социального развития.

            Важно понимать, что именно игра является сильнейшим и эффективным средством социализации младшего дошкольника в условиях детского сада, благодаря игре, игровой деятельности  ребенок усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт.  Так,  С.Т. Шацкий говорил, что «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».  По определению Н. Смирновой, игра – это наиболее эффективная форма социализации ребенка, в которой закладываются основы будущей личности. Согласно Й.Хейзинги, «В игре ребенок -  творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой».

            К сожалению, в современном урбанизированном и технически развитом мире, наполненном всевозможными гаджетами и техническими приспособлениями, облегчающими жизнь современному человеку, дети стали меньше играть друг с другом, со взрослыми, поэтому очень важно, чтобы взрослые побуждали детей к игре, подталкивали к совершению различных игровых действий. Ведь в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для дошкольника – основной вид деятельности,  основное средство социальной интеграции. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

            Игра выполняет свою важную роль в социально-личностном развитии младшего дошкольника.          

    Условно все детские игры можно разделить на 3 большие группы:

    1.Сюжетно-ролевые творческие игры.

    2. Игры с правилами.

    3. Театрализованные игры

    Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

    - игры на бытовые темы;

    - игры с производственной тематикой;

    - строительные игры, игры с природным материалом;

    - игры с общественно-политической тематикой;

    - театрализованные игры;

    - игры-забавы и развлечения.

    К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.

    Дидактические игры:

    Игры с предметами и игрушками;

    Словесные дидактические игры;

    Настольно-печатные игры;

    Музыкально-дидактические.

    Подвижные игры:

    Сюжетные;

    Бессюжетные;

    С элементами спортивных игр.

            В совместных с воспитателем играх формируется у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия.

            «Важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре, учить их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц (персонажей) в игре. Так же необходимо вызвать речевую активность

    ребенка, учить вступать в диалог со сверстниками. Для обозначения игровой ситуации нужно помочь малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры), а так же сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.)».

            Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.

            Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра – сильнейшее средство социализации младшего дошкольника в условиях детского сада. И приоритетное значение в успешной социализации ребенка имеет характер взаимодействия взрослого с ребенком. Важно создать партнерские отношения, предоставить детям  возможность выбора приобретения собственного опыта. Важно, чтобы у детей было свободное время для игр и общения со сверстниками.

    Литература

    1. Колунова Л.А. Организация игровой деятельности  в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ростов/Дон: изд-во Рост. обл.,1997.

    2. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная асвета, 1989.

    3. Ольга Меремьянина: Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет. Москва: Учитель, 2013.

    4. Н.С. Юшкевич. Как хорошо уметь играть/. Мозырь: Содействие, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы Тема «Необычные путешествия»

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группыАНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 124 «Мотылек», г.о. ТольяттиТема «Необычные путешествия»Форма образовательная дея...

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы "Музыкальные инструменты своими руками"

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы на тему:  «Музыкальные инструменты своими руками»...

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)» на тему: «Осенние деревья» (коллективная работа)

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)»Тема: «Осенние деревья» (коллективная работа)....

    Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

    Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...

    Конспект совместной деятельности с детьми 2 младшей группы ("Познавательное развитие") "Поможем Весне"

    Конспект занятия по познавательному развитию детей 2 младшей группы...

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Встречаем гостей"

    Материал содержит конспект, который поможет развить игровой опыт детей через освоение первичных представлений ролевого взаимодействия....