Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Чалова Нина Николаевна

    КОНСПЕКТ

     

     

    образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ

    на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»

    в старшей группе компенсирующей направленности

     

    Приоритетная образовательная область

    «Социально-коммуникативное развитие»

    (раздел «Представление о мире людей и рукотворных материалах»)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nov2.docx334.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №11 «Вишенка»

    г. Вольска Саратовской области»

    образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ

    на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»

    в старшей группе компенсирующей направленности

    Приоритетная образовательная область

    «Социально-коммуникативное развитие»

    (раздел «Представление о мире людей и рукотворных материалах»)

     

    г. Вольск 2019 год

    Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

    Интеграция детских видов деятельности: игровая, речевая,  коммуникативная, познавательная, конструирование, ознакомление с художественной литературой, двигательная

    Форма организации ОД:  подгрупповая

    Форма проведения: путешествие «на машине времени»

    Вид: итоговое по лексической теме «Профессии»

    Возраст детей: 5-6 лет

    Цель: создавать условия для систематизации и обобщения знаний детей о разнообразии профессий взрослых.  

    Задачи:

    Образовательные: 

    • Закрепить знания детей о профессиях взрослых; предметах, необходимых им для работы, результатах их труда;
    • Формировать представления о важности и значимости всех профессий; 
    • Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии».

    Развивающие: 

    • Способствовать развитию  речи, памяти, внимания;
    • Стимулировать развитие воображения при решении творческих задач.

    Воспитательные: 

    • Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности, ее результатам, способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

    Индивидуальная работа: помощь по запросу детей при строительстве.

    Словарь новых слов: строители космоса и модельеры космической одежды.

    Предварительная работа: реализация мероприятий в рамках проектной деятельности «Все профессии важны - все профессии нужны!»

    1. Экскурсии  в библиотеку, на почту, магазин и т.п.

    (Ближайшее окружение микрорайона и виртуальные экскурсии)

    1. Чтение художественной литературы о профессиях людей В. В.      Маяковского «Кем быть?», сказки «Гвоздик» «Звуки металла».
    2. Проведение сюжетно - ролевых игр «Магазин», «Почта», «Скорая помощь», «Строители и инженеры», «Театр», «Азбука пожарной безопасности», «Ателье».
    3. Изготовление макетов  родного  города «Наша улица», «Цементный завод».
    4. Заучивание загадок, пословиц, поговорок.
    5. Рассматривание альбомов, иллюстраций с разными профессиями     взрослых.
    6. Дидактические игры «Собираемся на работу», «Кто чем занимается» «Кому что нужно для работы?», «Кем  быть?»
    7. Составление рассказов о профессии по таблицам-схемам.

       

    Работа с родителями:

    • встреча с родителями  «Рассказ о моей профессии».
    • домашнее задание  «Профессии моих родителей» (Составление описательного рассказа, рисование). 
    • методические рекомендации по работе с  Лэпбуком «Лаборатория профессий».

    Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, модули, дидактическая игра по ТРИЗ «Круги Луллия», мольберт- 2шт, коробки- 2шт, рисунки, магниты, конструктор, бумажные человечки и одежда, украшения для аппликации.

    Ход ОД

    Этапы деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Вводная часть

    (мотивация)

    -Ребята, подойдите скорее, у меня для вас хорошая новость! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, хотите узнать, что в нём? ( воспитатель достаёт фото «человек-будильник»- профессия)
    -Ребята, что же это?  Да, действительно  фотография. Внимательно посмотрите,  какое это время настоящее, будущее или прошлое? (Прошлое)

    - Согласна с вами.
    -А вы хотели бы оказаться в прошлом, или в будущем? И я признаюсь, тоже очень хотела бы, но на чем же нам туда добраться ребята? Как вы думаете?
    - Да, согласна с вами,  нам нужен не обычный транспорт «машина времени». А как вы думаете, ребята  мы все вместе сможем построить «машину времени»? Тогда предлагаю вам приступить к строительству

    - Ребята, какие вы молодцы посмотрите, какая необычная «машина времени» у нас получилась и мне кажется, она полностью готова к путешествию. Согласны со мной?

    Дети стоят на ковре.  

    Рассматривают фото из письма. Отвечают на вопросы воспитателя.

     

    Дети придумывают, строят вместе «машину времени» из модулей. Какие колеса, крылья, сколько мест и т.д.

    Основная часть

    Физминутка

    ( Путешествие на «машине времени»)
    -Вы хотите отправиться  в  прошлое на нашей «машине времени». Согласны? Тогда предлагаю вам удобно сесть, выпрямить спинки и-и-и отправляемся.
    (звучит музыка, у машины загораются фонарики)

    (Д/и «Узнай профессию»  с использованием презентации «Какие профессии исчезли»)

    -Ребята, давайте вспомним профессии прошлого. Я буду рассказывать вам, а вы попробуйте отгадать, как она называется. (Если отгадали правильно, то на экране появится отгадка)

    1. Сейчас нас будят электронные будильники, а раньше это делал специальный человек. Он ходил по улицам и стучал в окна и двери, чтобы убедиться, что люди проснулись - это старинная профессия, которой уже нет. Как называется эта профессия? (Человек будильник) Молодец!
    2. Раньше эта профессия было очень популярна, потому что люди передвигались на повозках, запряженными лошадьми. Как назывался человек, управляющий лошадьми? (Ямщик)Молодец!
    3. Еще со времен Средневековья известна  эта профессия. Когда темнело, по улицам ходили люди, в обязанность которых входило зажигать уличные фонари, а рано утром они же эти фонари гасили. Эта профессия исчезла, потому, что было изобретено электричество. Фонарщик.-Молодцы!

    -Давайте вместе скажем «Профессия»(активизация словаря)

    -Хотите отправиться в настоящее? Тогда в путь (звучит музыка)

    -Посмотрите, здесь нас ждет интересная игра, которая, поможет вспомнить какие профессии есть в настоящем времени, называется она «Найди правильно». Хотите поиграть?

    -Первый круг-это профессии, второй круг- инструменты и материалы для этой профессии, третий круг- результат труда. Найдите  их правильное сочетание для определённой профессии.

     («Найди реальное сочетание» круги Луллия) 

    - Ребята, у вас было домашнее задание, нарисовать профессии родителей и составить  по ним рассказы. Кто хочет рассказать нам?

    (на мольберте прикреплены рисунки с профессиями родителей)

    -Ребята, давайте вместе повторим профессию мамы …. (н-р: Кладовщик) (активизация словаря)

    -Ребята, давайте вместе повторим профессию мамы … (…) (активизация словаря)

    -Молодцы, ребята! Вот сколько много профессий настоящего вы вспомнили.

    -Каждый из вас тоже может выбрать профессию по душе, вам в этом может помочь весёлое стихотворение.

    - Кто хочет, провести упражнение?

    Физкультминутка «Профессии»

    Мы в профессии играем,

    Себе работу выбираем,

    Дима – славный капитан,     

    Летчик есть у нас Иван,      

    Дина – балерина,  

    Продавщица- Нина,

          Продавщица Нина,                  

    Лена- повар, 

    Костя – врач,         

    А Максим у нас циркач.

    -Молодцы, ребята!

    -Давайте, вспомним пословицы о труде.

    -Молодцы, ребята! Лень- портит, а труд кормит.

    --Хотите отправиться в будущее? Тогда давайте перенесёмся в будущее на нашей «машине времени». (звучит музыка)

    -Профессии настоящего больше связаны с планетой Земля, а профессии будущего- не только с нашей планетой, но и с космосом.

    -Ой, посмотрите, какие красивые  коробочки, что в них? Хотите узнать? (воспитатель показывает что в каждой коробке поочерёдно)

    -В этой коробке детали конструктора, он поможет освоить одну из  новых профессий будущего- «Строители космоса». Эти люди строить будут что-то в космическом пространстве, может это будет космический город с его сооружениями.

    -Давайте вместе скажем «Строители космоса», повтори …

    -В другой коробке – человечки и одежда для тех , кто хочет попробовать себя в профессии  «Модельеры космической одежды».

    -Давайте вместе скажем «Модельеры космической одежды»

    -Проходите в мастерские, кто хочет стать «Строителями космоса», проходите за этот стол, а кто модельерами - за этот.

    Ребята, работайте дружно, помогайте друг другу. Потом модельеры прикрепят свои модели на мольберт и покажут всем, что получилось у них. И строители космоса тоже расскажут нам, что же придумали они.

    Приступаем к работе.

    (воспитатель подходит к столам, если ребёнок затрудняется в чём-то, направляет его в поиске выхода из-затруднения)

    -Модельеры космической одежды, расскажите, что у вас получилось. Молодцы!

    -Строители космоса, расскажите и вы, что у вас получилось.

    -Молодцы, ребята!

    -Хотите отправиться в наше, настоящее время?

    (звучит музыка)

    Дети проходят на стульчики.

    Ответы детей на вопросы воспитателя.

    Дети сидят на стульях, отвечают, смотрят презентацию.

    Ответы детей.

    Ответ детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Вызванный (по желанию) ребёнок подходит и начинает крутить круги так, чтобы в треугольнике собралось всё, что касается выбранной профессии.

    Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

    Дети встают в круг и выполняют следующие движения в соответствии со словами.

    3-4 человека. Вызванные по очереди (по желанию) дети, рассказывают о профессии родителей.

    Один ребёнок ведущий. Дети встают у стульчиков и выполняют следующие движения в соответствии с текстом, проговаривая текст вместе с вызванным (по желанию) ребёнком.

    ладонь у лба,

     

    повороты головы влево – вправо.

    руки в стороны, наклоны влево – вправо.

    ходят на цыпочках.

    поворачиваются  влево- вправо с отведением руки в  сторону.

    имитируют помешивание половником.

    поворачиваются спиной к другому, постукивают друг друга  кулачками по спинкам.

    делают любую фигуру.

    Садятся на стульчики.

    Дети (по желанию) говорят пословицы о труде.

    Ответы детей.

    Продуктивная деятельность.

    Дети проходят за те столы, какое задание выбрали.  За одним столом- различными аксессуарами украшают одежду для бумажных человечков (на одежду, вырезанную из бумаги, заранее наклеивается двусторонний скотч, на который дети приклеивают украшения).

    Затем прикрепляют свои модели на мольберт)

    За другим столом- строят из конструктора то, что задумали строители космоса (по замыслу) (например, здания, для разного назначения, технику)

    Дети - модельеры демонстрирую свои модели.

    Дети - строители космоса, рассказывают, что построили они.

    Ответы детей.

    Заключительная часть

    (рефлексия)

      -Интересно было вам путешествовать во времени? Почему?

    - Расскажите?

    - С какими вы столкнулись трудностями в путешествии?

    -Молодцы, ребята, вы работали дружно, много профессий вспомнили. И  мне с вами было интересно!

     (Воспитатель благодарит  детей и сообщает, что сегодня вечером совместно с родителями они могут посетить  музей профессий, рассказать о них)

    Дети стоят около воспитателя на ковре. Отвечают на вопросы.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в старшей группе Тема: «Мы репортеры» Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности " Мы репортеры"   Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"...

    Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"

    Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие"....

    Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», направление «Безопасность»

    Перспективный план развития  группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», направление «Безопасность»...

    Конспект занятия по трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитие Тема: «Одежда»

    Конспект занятияпо трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитиеТема: «Одежда»...

    Конспект интегрированного занятия с использованием регионального компонента на тему: "Все профессии важны, все профессии нужны"

    Конспект интегрированного занятия с использованием регионального компонента на тему: "Все профессии важны, все професии нужны".Цель: Обобщать и активизировать знания детей о труде, о професс...

    ОС по развитию речи на тему «Все профессии важны» (с использованием ТРИЗ технологии) в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ФФН речи.

    Программные задачи: -расширять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы;-развивать память, речь;-расширить словарь по д...

    Конспект занятия по ФМЭП в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

    Конспект занятия по ФМЭП  в старшей группе«Математическое путешествие»Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное...