План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Киренкина Светлана Сергеевна

Задачи:

1.     Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.

2.     Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.

3.     Познакомить детей об одном из главных отличий человека от животных – наличие рук и их разнообразные возможности. 

4.     Упражнять в умении во время беседы использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения.

5.     Развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей.

6.     Воспитывать в детях чувство уважения к труду  взрослых и своих сверстников.

Образовательные области: «Познавательное развитие», ««Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Материал:

- иллюстрация к рассказу Е.Пермяка  «Для чего руки нужны»,

-  иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарный, полицейский),

-  картинки (предметы по профессиям),

- схемы деятельности помощника воспитателя,

-  фонограмма песни «Будем мы белье стирать»,

-  элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы),

- жетончики-пословицы,

-  цветы красного, желтого и синего цветов.

Герой: мальчик  из старшей группы Максим (лентяй).

Предварительная работа:

- беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии;

-  беседа о профессиях;

- дидактическая игра «Профессии»;

- чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;

- наблюдение за работой помощника воспитателя;

-  работа со схемами (ТРИЗ технологии);

- разучивание песни «Будем мы белье стирать»;

- заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»;

-  знакомство с пословицами.

Информационные ресурсы:

- Международный образовательный портал http://www.maam.ru

-интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

- интернет-портал Сайт для воспитателей детских садов http://dohcolonoc.ru

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

игровая

Игры  «Да - нет»

           «Расскажи о профессии»

           «Вопрос - ответ»

           «На что похоже»

социально-коммуникативная

Беседа о сотрудниках детского сада

Чтение стихотворения «Кающийся лентяй»

Рассказывание пословиц и поговорок                       

Объяснение последовательности выполнения задания

Чтение стихотворения В.Брюсова «Работа»:

двигательная

Физкультминутка «Будем мы бельё стирать»

Драматизация стихотворения  С.Михалкова «Важные дела»

Рефлексия «Цветочная  поляна»

Познавательно-исследовательская

Поисковые вопросы

Рассматривание иллюстраций из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

Рассматривание иллюстраций из цикла «Профессии разные нужны, профессии всякие важны»

 

Методы и приемы

1.     Чтение художественного произведения

2.     Беседа

3.     Рассказ педагога

4.     Рассказ детей

5.     Игра

6.     Демонстрация картин

7.     Упражнение на рефлексию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД с ТРИЗ175.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста

по познавательному развитию

с использованием элементов ТРИЗ технологии

Тема: «Важные дела»

                                                                              Подготовила  и  провела:          

                                                                              Киренкина Светлана Сергеевна

Тольятти, 2016

Задачи:

  1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.
  2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.
  3. Познакомить детей об одном из главных отличий человека от животных – наличие рук и их разнообразные возможности.  
  4. Упражнять в умении во время беседы использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения.
  5. Развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей.
  6. Воспитывать в детях чувство уважения к труду  взрослых и своих сверстников.

Образовательные области: «Познавательное развитие», ««Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Материал:  

- иллюстрация к рассказу Е.Пермяка  «Для чего руки нужны»,

-  иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарный, полицейский),

-  картинки (предметы по профессиям),

- схемы деятельности помощника воспитателя,

-  фонограмма песни «Будем мы белье стирать»,

-  элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы),

- жетончики-пословицы,

-  цветы красного, желтого и синего цветов.

Герой: мальчик  из старшей группы Максим (лентяй).

Предварительная работа: 

- беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии;

-  беседа о профессиях;

- дидактическая игра «Профессии»;

- чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;

- наблюдение за работой помощника воспитателя;

-  работа со схемами (ТРИЗ технологии);

- разучивание песни «Будем мы белье стирать»;

- заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»;

-  знакомство с пословицами.

Информационные ресурсы:

- Международный образовательный портал http://www.maam.ru

-интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

- интернет-портал Сайт для воспитателей детских садов http://dohcolonoc.ru

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

игровая

Игры  «Да - нет»

           «Расскажи о профессии»

           «Вопрос - ответ»

           «На что похоже»

социально-коммуникативная

Беседа о сотрудниках детского сада

Чтение стихотворения «Кающийся лентяй»

Рассказывание пословиц и поговорок                        

Объяснение последовательности выполнения задания

Чтение стихотворения В.Брюсова «Работа»:

двигательная

Физкультминутка «Будем мы бельё стирать»

Драматизация стихотворения  С.Михалкова «Важные дела»

Рефлексия «Цветочная  поляна»

Познавательно-исследовательская

Поисковые вопросы

Рассматривание иллюстраций из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

Рассматривание иллюстраций из цикла «Профессии разные нужны, профессии всякие важны»

Методы и приемы

  1. Чтение художественного произведения
  2. Беседа
  3. Рассказ педагога
  4. Рассказ детей
  5. Игра
  6. Демонстрация картин
  7. Упражнение на рефлексию

Логика образовательной деятельности

Этап

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

Мотивационно-целевой

Педагог сообщает детям:

- Ребята,  к нам сегодня пожаловал  мальчик из старшей группы - Максим. Он пришел в группу, улегся набок и сказал, что он ничего не хочет и не любит делать.  Максим только обещает стать трудолюбивым, а на самом деле у него это никак не получается.

Чтение стихотворения «Кающийся лентяй»

Каждый год он на лень свою злится:

-Через год перестану лениться!

Каждый месяц себе он клянется:

-Через месяц работа начнется!

Каждый день он себе заклинает:

-Завтра новую жизнь начинаю!

Каждый час говорит он, вздыхая:

-Все, последний часок отдыхаю!

Исправляется с каждой минутой,

Но работа стоит почему-то.

Дети обращают внимание на мальчика из старшей группы - Максима

Дети слушают внимательно стихотворение

Ориентирование на интерес к образовательной деятельности

Формировать умение оценивать поведение другого человека

Содержательно-деятельностный

Педагог сообщает детям, что каждому человеку необходимо трудиться, ведь именно труд приносит пользу и делает человека красивым и спрашивает детей:

-  Как вы думаете, без чего человек не может жить?

А еще человек не может жить без труда. Давайте поможем это понять нашему гостю Максиму.

В лесах на горах, у морей и у рек –

Повсюду мы братьев найдем.

Везде, где русский живет человек,

Он Родину славит трудом…

Рассматривание иллюстраций из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации и проводит беседу с детьми «для чего нужны руки?»

Рассматривание иллюстраций из цикла «Профессии разные нужны, профессии всякие важны»

(взята с образовательного портала http://dohcolonoc.ru)

Педагог предлагает посмотреть на иллюстрации и рассказать мальчику Максиму, какую пользу приносят люди разных профессий.

Игра «Расскажи о профессии»

Педагог сообщает детям, что для каждой профессии нужны специальные предметы и предлагает проверить  всё ли здесь правильно?

Игра «Да - нет» (ТРИЗ)

Педагог спрашивает у детей знают ли они кем работают их родители? ((Приложение 1)

Физкультминутка «Будем мы бельё стирать» (взята с образовательного портала http://www.maam.ru )

1. Будем мы белье стирать,         сжимают пальчики в кулачки и разжимают

Крепко пальчики сжимать.                              имитируя стирку белья

Чистым станет все белье:

И мое, и твое.

Припев: Влево – вправо, влево – вправо,     поочередно сгибают и разгибают

Вверх и вниз, вверх и вниз.                                                 руки в локте

Влево – вправо, влево – вправо

Чистота – вот наш девиз!

2. А теперь пора отжать,                          имитация отжимания белья

Крепче пальчики сжимать.

Чистым станет все белье:

И мое, и твое.

3. Чтоб повесить – все встряхну,           имитация встряхивания белья

И прищепкой защипну.

Дует ветер на белье,

На мое, и твое.

Беседа о сотрудниках детского сада

Педагог  интересуется у детей о людях, которые трудятся в детском саду? О помощнике воспитателя.

Игра «На что похоже» (ТРИЗ) (Приложение 2)

Педагог предлагает детям рассмотреть карточки-схемы, обозначающие различную деятельность помощника воспитателя,  выбрать и отгадать значение каждой 

Игра «Вопрос - ответ»(ТРИЗ)

Педагог показывает картинку и задает к ней вопрос, дети отвечают «что это?», « где находится?» и «какое назначение?» (Приложение 3)

Драматизация стихотворения  С.Михалкова «Важные дела»

- Я без работы не сижу –

Сама в руках утюг держу.

- Я тоже дома, чем могу,

На кухне маме помогу!

- Сегодня бабушка больна,

Я дать лекарство ей должна.

- Мы разбиваем огород.

У нас немало с ним хлопот.

- Цыплята наши есть хотят,

Мы накормить должны цыплят.

- Я собираю семена,

Корзинка, кажется, полна.

- В лесу мы бродим целый день,

И нагибаться нам не лень.

- Немало дела детворе!

В труде живем, не тужим мы.

Дела есть дома, во дворе,

А, главное – вот здесь, в «Кораблике».

Рассказывание пословиц и поговорок                        (взято с образовательного портала http://nsportal.ru)

Педагог показывает детям условные цветовые модели, обозначающие пословицы.

* Хорошо трудиться – каждому пригодится.

  • * Терпенье и труд все перетрут.
  • * Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • * Землю красит солнце, а человека – труд.
  •  * Не спеши языком, торопись делом.
  • * Только то и крепко, что трудом добыто.
  • * Что с трудом дается, то люди и берегут.
  • * Работа сердце веселит.
  • * Труд горы сравнивает.
  • * В труде счастье.
  • * Счастье без труда не дается.
  • * Дело мастера боится.
  • * Труд кормит, а лень портит.
  • * Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
  • * Труд красит человека, а лень портит.
  • * Любишь кататься – люби и саночки возить.

Чтение стихотворения В.Брюсова «Работа»:

(Кира И.)

Великая радость – работа

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета, -

Все счастье земли – за трудом!

Дети предлагают свои варианты ответов

Дети внимательно рассматривают иллюстрации

Дети отвечают

Дети рассматривают иллюстрации и комментируют их

Дети поочередно называют профессии и говорят о назначении данного труда

Дети перечисляют необходимые предметы для каждой профессии, находят ошибки

Дети поют песню «Будем мы белье стирать», изображая ее содержание

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети беседуют с педагогом

Дети рассмат-

ривают карточки-схемы и отгадывают значение каждой

Дети поочередно отвечают на вопросы педагога

Дети выбирают необходимые атрибуты для своей роли и выполняют действия согласно тексту стихотворения

Дети поочередно преподносят ленивому мальчику Максиму условные жетончики и произносят пословицы

Дети внимательно слушают стихотворение

Познакомить детей об одном из главных отличий человека от животных – наличие рук и их разнообразные возможности

Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека

Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий

Упражнять в умении во время беседы использовать в речи использовать грамматически правильные распространенные предложения

Снятие напряжения с мышц шеи, лица и рук

Закрепить знания детей о значении труда в жизни человека

Закрепить положительное отношение детей к труду, к работе

Развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей

Воспитывать в детях чувство уважения к труду  взрослых и своих сверстников

Закрепить положительное отношение детей к труду, к работе

Закрепить знания детей о значении труда в жизни человека

Оценочно-рефлексивный

Рефлексия «Цветочная  поляна»

Педагог предлагает детям  посадить на полянку красные

цветочки - если  им сегодня  было интересно,  если им нравится  трудиться. А если  нравится  и не  нравится – то жёлтые цветочки. И если  было  неинтересно, скучно  -посадить синие цветочки.

Дети обдумывают свой выбор и сажают цветочек нужного цвета

Ориентирование на значимость проводимой деятельности и осознание своего отношения

     

 Приложение 1

http://olesya-emelyanova.ru/nastoljnye_igry/nastoljnye_igry-uchis_igraya_professii_nabor.jpg

Приложение 2

2

     

 Приложение 3

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с родным городом).Тема: "Мы очень любим город свой..."

Материал содержит конспект  непосредственной  образовательной деятельности для  детей    среднего дошкольного возраста по познавательному развитию  (ознакомлению с р...

План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»

Задачи:1.     Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2.     Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ НА ТЕМУ: «БАНКА ВАРЕНЬЯ ДЛЯ КАРЛОСОНА»»

КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ  НА ТЕМУ: «БАНКА ВАРЕНЬЯ ДЛЯ КАРЛОСОНА»»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки. Расширять знания детей об исконно-русском промысле - дымковской игрушке.Воспитывать интерес к народной игрушке, к русскому народном...