План по самообразованию Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы»
материал по художественной литературе (средняя группа)

Торопкина Дарья Геннадьевна

План по самообразованию

Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников

по средствами художественной литературы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_uslovnym_zvukam_tolko_uchitsya_rebenok.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.

К.Д. Ушинский

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность выбранной темы:

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

 Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:     воспитание социально нравственных качеств  детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;

 повысить своё профессиональное мастерство в работе с детьми по социально-нравственному воспитанию.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Формы работы с детьми:

  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Формы работы с родителями:

  • Консультации.
  • Беседы.
  • Папка-передвижка, памятки в родительском уголке.
  • Привлечение родителей к пополнению среды.
  • Индивидуальная работа с родителями.
  • Анкетирование

Приемы:

Словесные:

Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Чтение художественной литературы;

Использование игровых ситуаций;

Игры - беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй;

Наглядные:

Групповые выставки;

Рассматривание иллюстраций;

Ожидаемые результаты для детей:

        у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;

        разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

         у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;

        разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;

        умение  бережно относится к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

        повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.

        повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;

        воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Литература для изучения:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.             

3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.

4. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).                 

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.                                          

6. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.

7. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

8. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».

9. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».

Работа с педагогами:

Игра для педагогов «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?» 

Май дошкольников» (май)

План по самообразованию на сентябрь-май

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

изучение литературы, пополнение РППС

сентябрь

1.Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»

2. Чтение произведений о Родине, родном крае, обсуждение прочитанного.

3.Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».

4. Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш огород», «Золотая осень», «Осень в лесу».

5. Рисование «Осенний лес», Раскраски по сказкам.

6. Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит»

1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Социально - нравственное воспитание детей посредством сказки».

2. Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем».

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.

                                         

РППС: Пополнение в уголок патриотического воспитания семейными альбомами с мест отдыха.

  

октябрь

1.Чтение и обсуждение произведений из цикла «Семья»: (А. Барто «Имя и фамилия», Д. Габе «Моя семья» 

2.Беседы о жизни семьи, добрых делах родственников.

3.Игра «Быт моей семьи».

1. Папка - передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! »

3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.    

                                                         

РППС: Приобрести в группу портреты писателей, иллюстраторов

ноябрь

1.Рекомендации для родителей: «Книга – наши верные друзья, а без книг нам быть нельзя»

  1. Чтение и обсуждение произведений русских народных сказок : «Заюшкина избушка»; «Гуси лебеди» «Царевна -лягушка»; «Иван – царевич и серый волк»; «По щучьему веленья»; «Теремок»;

3.Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?»

4. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

1. Статья в родительский уголок «С любовью к сказке».

2. Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».  Информация в уголке для родителей.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.    

                 

РППС: Изготовить настольно — печатное лото «Лото по сказкам» 

декабрь        

1.Конкурс «Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)

2. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

3. Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год»

1. Информация

на тему: «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».      

                                 

РППС:  Приобрести  в театральный уголок маски для театра

январь

1. Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»

2. Совместная деятельность с детьми:

3. Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»(обложка любимой семейной книги)

4.Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы»

1. Консультации для родителей,  консультация для воспитателей; составление  картотек игр, драматизаций- игр; оформление выставки для родите-лей.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.  

           

РППС: Разрезные (складные) кубики с предметными картинками разделенными на части.

февраль

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Чтение сказок А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

4.Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина.

1. Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток.

2. Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008

РППС: Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

март

1. В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

2. Чтение стихов о красоте природы, О Родине. (Л. Громова «Радуга», А. Н. Плещеева «Весна», Ф. И. Тютчев  «Весенняя гроза»)

3. Чтение произведения по теме: «Праздник мам»

4. Настольно – печатные игры по прочитанным сказкам (разрезные картинки, лото)

1. Консультация для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

2. Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей».

Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».

РППС: Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты (маски бабушка, дедушка, лесные животные).

апрель

1. Беседа о космосе, космонавтах с детьми.

2.Рисование «Космические ракеты» (нетрадиционные техники рисования)

3. Выставка рисунков «Этот загадочный космос»

1.Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

2. Консультация для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»

Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.; ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).

РППС: Для нетрадиционного рисования: ватные палочки, штампы, валики, поролон на палочке, на прищепке, пипетки.

май

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Вечер памяти. Чтение произведений о Великой Отечественной войне, её героях.

(Катаев В «Сын полка», Я. Абидов «Мать- Земля», Т. Трутнева «Победой кончилась война», Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова»)

1.Выставка рисунков

«Наши любимые сказки».

Итоговая презентация «Опыт работы» для родителей и педагогов

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.

РППС: «Фланелеграф» из бросового материала для свободных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"...

Доклад на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, спос...

План по самообразованию Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы» вторая младшая группа

Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...

План по самообразованию Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы» вторая младшая группа

План по самообразованиюТема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы» вторая младшая группа...