План по самообразованию Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы»
материал по художественной литературе (средняя группа)
План по самообразованию
Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников
по средствами художественной литературы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
К.Д. Ушинский
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность выбранной темы:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель: воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;
повысить своё профессиональное мастерство в работе с детьми по социально-нравственному воспитанию.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Формы работы с детьми:
- Занятие по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Формы работы с родителями:
- Консультации.
- Беседы.
- Папка-передвижка, памятки в родительском уголке.
- Привлечение родителей к пополнению среды.
- Индивидуальная работа с родителями.
- Анкетирование
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
Рассказ;
Чтение художественной литературы;
Использование игровых ситуаций;
Игры - беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй;
Наглядные:
Групповые выставки;
Рассматривание иллюстраций;
Ожидаемые результаты для детей:
∙ у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
∙ разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
∙ у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
∙ разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
∙ умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
∙ повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
∙ повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
∙ воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Литература для изучения:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
4. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
6. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
7. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
8. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».
9. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».
Работа с педагогами:
Игра для педагогов «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?»
Май дошкольников» (май)
План по самообразованию на сентябрь-май
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | изучение литературы, пополнение РППС |
сентябрь | 1.Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме» 2. Чтение произведений о Родине, родном крае, обсуждение прочитанного. 3.Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». 4. Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш огород», «Золотая осень», «Осень в лесу». 5. Рисование «Осенний лес», Раскраски по сказкам. 6. Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит» | 1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Социально - нравственное воспитание детей посредством сказки». 2. Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». | Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
РППС: Пополнение в уголок патриотического воспитания семейными альбомами с мест отдыха.
|
октябрь | 1.Чтение и обсуждение произведений из цикла «Семья»: (А. Барто «Имя и фамилия», Д. Габе «Моя семья» 2.Беседы о жизни семьи, добрых делах родственников. 3.Игра «Быт моей семьи». | 1. Папка - передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием». Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! » 3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. | Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
РППС: Приобрести в группу портреты писателей, иллюстраторов |
ноябрь | 1.Рекомендации для родителей: «Книга – наши верные друзья, а без книг нам быть нельзя»
3.Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?» 4. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) | 1. Статья в родительский уголок «С любовью к сказке». 2. Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам». Информация в уголке для родителей. | Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
РППС: Изготовить настольно — печатное лото «Лото по сказкам» |
декабрь | 1.Конкурс «Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети) 2. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо») 3. Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год» | 1. Информация на тему: «Роль родителей в возрождении русских традиций» | Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».
РППС: Приобрести в театральный уголок маски для театра |
январь | 1. Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой» 2. Совместная деятельность с детьми: 3. Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»(обложка любимой семейной книги) 4.Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы» | 1. Консультации для родителей, консультация для воспитателей; составление картотек игр, драматизаций- игр; оформление выставки для родите-лей. | Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
РППС: Разрезные (складные) кубики с предметными картинками разделенными на части. |
февраль | 1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». 2.Чтение сказок А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 3. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. 4.Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина. | 1. Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток. 2. Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам». | Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008 РППС: Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам. |
март | 1. В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». 2. Чтение стихов о красоте природы, О Родине. (Л. Громова «Радуга», А. Н. Плещеева «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза») 3. Чтение произведения по теме: «Праздник мам» 4. Настольно – печатные игры по прочитанным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1. Консультация для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» 2. Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей». | Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду». РППС: Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты (маски бабушка, дедушка, лесные животные). |
апрель | 1. Беседа о космосе, космонавтах с детьми. 2.Рисование «Космические ракеты» (нетрадиционные техники рисования) 3. Выставка рисунков «Этот загадочный космос» | 1.Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». 2. Консультация для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» | Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.; ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица). РППС: Для нетрадиционного рисования: ватные палочки, штампы, валики, поролон на палочке, на прищепке, пипетки. |
май | 1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». 2. Вечер памяти. Чтение произведений о Великой Отечественной войне, её героях. (Катаев В «Сын полка», Я. Абидов «Мать- Земля», Т. Трутнева «Победой кончилась война», Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова») | 1.Выставка рисунков «Наши любимые сказки». Итоговая презентация «Опыт работы» для родителей и педагогов | Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с. РППС: «Фланелеграф» из бросового материала для свободных игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема. «Социально нравственное воспитание детей в игре».
2015-2016 учебный год...

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"...

Доклад на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, спос...

Консультации для родителей по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы"
Консультации для родителей...

План по самообразованию Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы» вторая младшая группа
Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...

План по самообразованию Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы» вторая младшая группа
План по самообразованиюТема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы» вторая младшая группа...
