Формирование круга детского чтения как психолого-педагогическая проблема
занимательные факты по художественной литературе

Бурмистрова Елена Александровна
■Учет познавательных, эстетических и нравственных функций, единства содержания и формы при отборе произведений.
 
■Исходные для формирования круга детского чтения принципы (психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные принципы).
 
■Критерии отбора книги: идейная направленность детской книги; высокое художественное мастерство; доступность литературного произведения; сюжетная занимательность; дидактичность (постановка педагогических задач).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burmistrova_elena_razdel_1_tema_1_pod_2.pptx81.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование круга детского чтения как психолого-педагогическая проблема

Слайд 2

План Учет познавательных, эстетических и нравственных функций, единства содержания и формы при отборе произведений. Исходные для формирования круга детского чтения принципы (психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные принципы). Критерии отбора книги: идейная направленность детской книги; высокое художественное мастерство; доступность литературного произведения; сюжетная занимательность; дидактичность (постановка педагогических задач).

Слайд 3

Учет познавательных, эстетических и нравственных функций, единства содержания и формы при отборе произведений

Слайд 4

Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением художественно-эстетическое развитие. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия её области – воспитание в ребенке читателя, который начинается в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности человека являются: − формирование круга детского чтения; − организация процесса чтения.

Слайд 5

При формировании круга детского чтения воспитателям и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребёнка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического). Так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучении литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения – систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, чтение её с непосредственным интересом и увлечением. Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений); развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы); приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).

Слайд 6

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире. Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире. Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное развитие ребёнка. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется согласно принципам современной педагогики. В соответствии с этим эстетическое воспитание, его формы, методы и средства должны соответствовать главной цели – становлению всесторонне развитой, активной, общественно заинтересованной личности, обладающей не просто зачатками эстетических суждений и чувств, а демонстрирующей высокую степень эстетической культуры.

Слайд 7

Целесообразно осветить самые значимые принципы, лежащие в основе современных концепций эстетического воспитания 1) Принцип преемственности. В первую очередь, это принцип преемственности компонентов культуры эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Данный принцип подразумевает неразрывную связь эстетической народной культуры, современного искусства и лучших традиций прошедшего и основными положениями эстетического воспитания. 2) Принцип научности. Принцип научности в эстетическом воспитании подразумевает в качестве опоры ясную перспективу, анализ достигнутого, прогнозируемые результаты и связь с достижением цели, значимой для общества. Этот принцип предполагает овладение подрастающим поколением строго научными знаниями, которые соответствовали бы особенностям современного искусства, его уровню развития. 3) Принцип систематичности и программности . Рассматриваемый принцип предполагает систематичность и программность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками, построение эстетического воспитания согласно возрастному развитию детей с применением соответствующих содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Слайд 8

4) Принцип комплексности . Принцип комплексности эстетического воспитания связан с гармоничным, всесторонним развитием личности, которое осуществляется в двух направлениях. Во-первых, эстетическое развитие влияет на становление личности ребенка и развитие определенных сторон личности, качеств и навыков. Во-вторых, само формирование личности ребенка дошкольного возраста оказывает значимое влияние на его ценностную систему, взгляды, эталоны и представления, которые в то же время обладают и эстетическими особенностями. следует заметить, что эстетическое развитие должно реализовываться при использовании всех воспитательных средств, применяющимися в различных видах деятельности. 5) Принцип единства. Принцип единства обучения и развития творческого потенциала детей дошкольного возраста подразумевает тесную взаимосвязь обучения и становления самостоятельного художественного творчества детей. Данные процессы не рассматриваются отдельно друг от друга, поскольку творчество оформляется в ходе получения знаний, умений и навыков в ходе обучения, а обучение приносит большие результаты при обращении к творческим умениям.

Слайд 9

Взаимодействие творческого и учебного компонентов бывает различным, что зависит от учебной задачи: чем меньше степень усвоенности учебного материала, тем более прост творческий элемент; чем лучше усвоен учебный материал, тем шире область его сочетания с творческими задачами. Главный путь эстетического развития дошкольника – это становление его творчества и самостоятельной художественной деятельности. Все рассмотренные принципы тесно сочетаются друг с другом и определяют направление и планирование педагогического процесса.

Слайд 10

Исходные для формирования круга детского чтения принципы (психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные принципы)

Слайд 11

Воспитателю дошкольного учреждения необходимо хорошо знать русский и зарубежный фольклор, русскую и зарубежную детскую литературу и детское чтение, а также иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку. Быть компетентным в вопросах детской литературы и книгоиздательства. В своем труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, и строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великим духовными требованиями. На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает и то время, в которое живет читатель. Его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения ребенку необходимо думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности» При отборе литературы для детей дошкольного возраста необходимо исходить из следующих принципов: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные.

Слайд 12

К психологическим принципам относятся: − Учет возрастных особенностей и психологических особенностей детей дошкольного возраста; − доступность литературного произведения; − учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт. Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения.

Слайд 13

К педагогическим принципам относятся: − Доступность – это когда ребенок понимает текст и содержание произведения. И в то же время книга должна быть интересна детям. При выборе литературы воспитатель должен учитывать соответствие выбранной литературы психологическому и интеллектуальному развитию ребенка;

Слайд 14

− Наглядность – это ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей, затрудняющих восприятие. Ярко иллюстрированные книги очень нравятся детям. Красочные иллюстрации дают возможность понять, о чем говорится в книге. Некоторые дети, разглядывая картинки начинают придумывать продолжение сказки или рассказывать свои истории. К. Д. Ушинский писал: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка… Детская природа ясно требует наглядности». При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметного мира максимально реалистично. Желательно при выборе литературы выбирать те книги, где есть портрет автора. Рассматривание портрета поможет детям настроиться на восприятие произведения.

Слайд 15

− Занимательность, динамичность сюжета. Динамичное развитие событий в отобранных произведениях и увлекательность сюжета является существенным. − Воспитательная ценность произведений – это позитивное воздействие текста на ребенка и формирование у него нравственных качеств. Литературный материал для чтения детям должен быть высокохудожественным, тогда воспитательное воздействие произведения будет более действенным и результативным. Частое чтение литературных текстов, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира. Учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Слайд 16

К литературоведческим принципам относятся: − Наличие в книгах для детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма; − наличие малых жанров фольклора: детские песенки, потешки, художественная литература; − разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, пестушки , небылицы перевертыши) так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, рассказы). Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.

Слайд 17

Историко-литературные принципы Читательский кругозор ребенка необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Также можно использовать современную детскую литературу прошедшую читательский отбор. Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены темы: − тема детской игры игрушки; − тема природы, животного мира, тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; − тема семьи, долга перед родителями, родственниками; − тема детства; тема чести и долга; − тема войны; − историческая тема и многие другие.

Слайд 18

Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные. Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому. Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый подбирающий литературу для чтения детям, обязан, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее. Следует, также помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

Слайд 19

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально, говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Слайд 20

Критерии отбора книги: идейная направленность детской книги; высокое художественное мастерство; доступность литературного произведения; сюжетная занимательность; дидактичность (постановка педагогических задач)

Слайд 21

Идейная направленность детской книги Идейную направленность несут в себе и короткие стихи и рассказы о животных, об игрушках, о Цветах, о том, что близко самым маленьким детям, если эти произведения проникнуты теплотой, жизнерадостностью, любовью к ребенку-слушателю, если мы чувствуем улыбку или любовный юмор автора.

Слайд 22

Высокое художественное мастерство Высокое художественное мастерство — необходимый критерий при выборе книги детям. К сожалению, мы, педагоги, нередко нарушаем это требование. Если нас удовлетворяет тема книги, мы прощаем неряшливость языка, неудачную форму и вялость сюжета, безликость героя и т. д. Но с этим никогда нельзя мириться. Плохо написанную книгу не спасает актуальная тема. Самая высокая нравственная идея, не воплощенная в художественную форму, оставит детей холодными, равнодушными. Разговор о мастерстве писателя начинают с языка. В художественной литературе для маленьких детей мы хотим видеть образцовый русский литературный язык, но, конечно, не книжный, а живой. Русские народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, М. Пришвина, стихи С. Маршака, В. Маяковского, многие стихи А. Барто дают образцы русского языка. Ценно, когда детские писатели используют интонации живой разговорной речи, идиомы русского языка, обогащают свой язык самоцветами народного творчества» умело отбирая то, что можно и нужно детям дошкольного возраста. Нельзя мириться с бедностью словаря литературного произведения, требовать нарочитого обеднения языка ради того, чтобы буквально каждое слово было понятно детям. Не оправдано частое употребление уменьшительных слов в стихах, рассказах для дошкольников. Это создаст впечатление нарочитой детскости или сентиментальности смысловая сторона слова обедняется. Ведь уменьшительная форма слова выполняет определенную смысловую функцию или несет эмоциональную окраску; употребление же уменьшительных слой без надобности обезличивает эту форму. <...>

Слайд 23

Доступность литературного произведения Т. е. соблюдение возрастного принципа в подборе книг для круга чтения. Дети дошкольного возраста не одинаковы по возможностям восприятия, понимания, по интересам. Следовательно, необходимо дифференцированно подходить к составлению круга чтения для детей трех-четырех и пяти-шести лет. Однако возрастной принцип нельзя понимать как биологическую ограниченность возможностей детей. Многое зависит от воспитателя, от его методов и приемов донесения книги до детей<…>

Слайд 24

Дидактичность (постановка педагогических задач) Воспитание уважения и интереса к труду, природе, родной стране, задачи эстетического воспитания требуют разнообразия тематики детских книг. Детская литература отражает жизнь детей в детском саду и в семье, труд советских людей, наши праздники, жизнь природы и те чувства, которые она в нас возбуждает. Писатель откликается на все, что интересует ребенка, чем мы хотим его заинтересовать. Однако с разнообразием литературных жанров дело обстоит еще не совсем благополучно. Недостаточно еще художественных очерков, таких, как в книгах Соколова-Микитова «Лето в лесу»; «Зима в лесу или в книгах Скребицкого . Нужны также разные типы изданий: книга, которая дается и руки ребенку, книга, которую ему будет читать взрослый, книги-картинки с подписями, сборники сочинений одного автора, сборники типа хрестоматии, забавные книги (книжка-игрушка). Ребенок дошкольного возраста не читатель, а слушатель. Художественная книга становится ему доступной только через взрослого, В детском саду воспитатель является как бы посредником между писателем и ребенком... Чем глубже понимание художественной литературы воспитателем, тем ярче, выразительнее передача, тем сильнее воздействует книга на слушателей, тем более полно и эмоционально киша будет воспринята детьми. Широкий педагогический кругозор, хороший литературный вкус, любовь к художественной литературе, увлеченность» книгой – все эти качества воспитателя накладывают отпечаток на его работу с детьми. Правильный отбор книг для чтения детям требует от воспитателя постоянного пополнения своих знаний о детской литературе, совершенствования методики, овладения искусством выразительного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование круга детского чтения" (из опыта работы)

Дошкольное детство- определяющий этап в развитииличности,ибо до 6 лет ребёнок с интереом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, п...

Проблемы детской агрессивности. Методы психолого – педагогического воздействия

Поведение детей - это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка....

Формирование круга детского чтения.

Работа с родителями по формированию круга детского чтения....

Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этог...

«Система мероприятий в детском саду, направленных на воспитание любви к книге, формирование круга семейного чтения »

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет кни...

Формирование круга детского чтения

Из статьи вы узнаете как формируется круг детского чтения...