Проблемы детской агрессивности. Методы психолого – педагогического воздействия
консультация

Найденова Наталья Николаевна

Поведение детей - это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Представлена  на

                                                               педагогический час

                                                     16.02.2017 г.  

Информация:

«Проблемы детской агрессивности.
Методы психолого – педагогического воздействия»

        

                                                           Подготовила и провела

                                                                  педагог – психолог высшей

                                                                      квалификационной категории

                                                    МДОУ «ДС № 28»

                                                Найденова Н. Н.

Поведение детей - это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний.

Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. Характерологические особенности агрессивных детей:

- Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;

- Настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;

- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;

- Всегда винят окружающих в своём деструктивном поведении;

- В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества) отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;

- Склонны не брать на себя ответственность;

- В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;

- Слабо контролируют свои эмоции;

- Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;

- Не умеют прогнозировать последствия своих действий;

- Положительно относятся к агрессии, т. к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Приведённый выше анализ характерологических особенностей агрессивных детей позволяет выделить основные направления коррекционной работы, а так же придать ей целенаправленный и целостный характер.

Итак, согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, и пр., так и прямой (дети бьют сверстников, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Психолого – педагогическая стратегия работы с агрессивным ребенком:

- представить ребенку практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом;

- помочь подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь»;

- предоставить возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажет все, что нужно сказать, тому, кому следует»;

- обсудить с ребенком то, что заставляет его гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как он ведет себя в это время.

Наиболее эффективные методы коррекции агрессии (отреагирование  своего гнева приемлемым способом):

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

3. Громко спеть любимую песню.

4. Прометать дротики в мишень.

5. Попрыгать на скакалке.

6. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

7. Налить в тазик воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

8. Пускать мыльные пузыри.

9. Устроить «бой» с боксерской грушей.

10. Полить цветы.

11. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

12. Отжаться от пола максимальное количество раз.

13. разобрать по частям  несколько игрушек.

14. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

15. Стучать карандашом по парте.

16. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.

17. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.

Упражнения и игры на снижение уровня личностной агрессивности ребенка:

  • «Мир без тебя»
  • «Сказка»
  • «Представь, что ты это можешь»
  • «Это мое имя»
  • «Стоп»
  • «Досчитай до десяти»
  • «Пожелание»
  • «Интонация»
  • Игры, направленные на  обучение детей выбирать конструктивные способы поведения (проблемные ситуации)
  • «Эмоции героев»

Так же рекомендовано знакомить детей  с правилами контроля и управления собственным гневом:

1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».

(Предварительно, для более эффективного усвоения навыка с детьми были нарисованы знаки «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквам и написано «СТОП»).

2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

Для особо драчливых детей: прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

Рекомендуется формировать умение сотрудничать, сопереживать друг другу в условиях реальной жизни.

    Очень хорошо в деле коррекции агрессивности действует проигрывание в сюжетно – ролевой игре различных ситуаций. Проиграть проблемную ситуацию и вместе с детьми выбрать конструктивный  способ поведения в различных ситуациях помогает развивать эмпатию,  умение посмотреть на проблему без эмоционального давления. Проблемные ситуации могут быть следующие:

- Девочка испортила рисунок у другой девочки;

- Мальчик отнимает машинку у мальчика;

- Девочка разрушила построенный домик из кубиков и т. д.

Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.

Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересны особен¬ности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оцен¬ка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с аг-рессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» те¬матика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные), что позволит изменить его пер¬воначальные намерения. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении. Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение - перестать на них реагировать. В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос:  «Что будет, если я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не случится, кроме того, что ребенок лишится внимания, можно смело проигнорировать поведение.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физ.минутки.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер. Главным на данном этапе является научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте снять) деструктивные элементы в поведении.

Что необходимо формировать у детей для снижения агрессивности?

- положительную модель поведения;

-  дружеские взаимоотношения со сверстниками;

-  навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

     Дети, проявляющие агрессию, часто страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. Педагог – психолог образовательного учреждения при коррекции агрессивности обычно рекомендует родителям консультацию детского психо – невролога.

  В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, т. к. вся семья в целом нуждается в поддержке, психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема развития внимания в психолого-педагогической литературе

В данной статье рассматриваются виды и свойства внимания....

Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе

Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление.Учё...

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...

Проблема художественной одаренности в психолого-педагогических исследованиях.

Проблема художественной одаренности имеет возрастной и индивидуальный аспекты. В свое время В.Дранков выдвинул предположение о том, что в природе художественного таланта заключено взаимодействие общих...

Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этог...

"Классическая музыка в ДОУ как эффективный метод психолого-педагогического воздействия на ребенка"

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, психологам и другим педагогам, имеющим отношение к музыке и детям....