Проблема развития внимания в психолого-педагогической литературе
материал на тему

Буянова Елена Алексеевна

В данной статье рассматриваются виды и свойства внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_samoobrazovanie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

Буяновой Е.А. 2015-2016 уч. год

На тему: «Проблема внимания в психолого-педагогической литературе»

Данная тема по самообразованию была выбрана не случайно. Современные условия жизнедеятельности человека предъявляют высокие требования к уровню развития его интеллекта, способностей, психических познавательных процессов. Особую роль в умственном и психическом развитии личности играет внимание. Известно, что среди ученых нет единого мнения относительно сущности внимания. Одни утверждают, что внимание не является самостоятельным процессом, а выступает только как сторона психических познавательных процессов, другие называют внимание вполне независимым психическим состоянием. Тем не менее, исследователи едины во мнении, что от уровня развития внимания во многом зависит продуктивность и успешность деятельности человека.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, является подготовка ребенка к обучению в школе. Безусловно, важнейшим показателем готовности дошкольника к учебной деятельности и условием успешности дальнейшего обучения является развитие у него произвольного внимания. Ребенок должен уметь воспринимать, запоминать, осмысливать материал, действовать в соответствии с указаниями учителя, несмотря на отсутствие  непосредственного интереса к предмету деятельности.

  1. В дошкольном образовательном учреждении используются различные методы и средства развития внимания детей.
  2. Проблема развития внимания получила достаточную разработку в трудах психологов и педагогов. Различные психологические и психофизические аспекты внимания изучали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др. Отдельные свойства внимания рассматривались в трудах Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и др.

Цель исследования –  выявить психолого-педагогические условия развития внимания  детей старшего дошкольного.

Объект исследования –  внимание детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и  систематизации теоретического материала об особенностях развития внимания.


 Проблема внимания в психолого-педагогической литературе

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении которого среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Проблема внимания получила теоретическое осмысление в трудах Л.С. Выготского, Н.П. Диевой, Н.Ф. Добрынина, В.А. Крутецкого, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, И.В. Страхова и др. Анализ литературы показал, что одни ученые рассматривают внимание не как  независимый процесс, а только как сторону или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека. По словам В.С. Мухиной «… внимание это есть та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира» [6].

Из психологии известно, что внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Внимание тесно связано с мышлением, восприятием, ощущениями человека. [9].

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточиться на том, что он делает. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального.

Рубинштейн Л.С. писал, «находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть.  Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений»[11].

Как отмечает Немов Р.С. внимание можно определить как «психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени» [16].

Следовательно, внимание, это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.  

Урунтаева Г.А. в своих исследованиях физиологическим механизмом внимания определяет как «взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре  головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине» [15].

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Оно не имеет специального нервного центра. С физиологической точки зрения, внимание есть не что иное, как нервная деятельность определенного участка коры больших полушарий, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбудимости. Такое повышенное возбуждение в каком-либо участке коры называется доминантой, поскольку оно по своей интенсивности господствует в данный момент.

Изучая физиологическую деятельность мозга, русский физиолог А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. По мнению исследователя, доминанта – «это господствующий очаг возбуждении, и отличающийся большой силой, постоянством, способностью усиливаться за счет других очагов, переключая их на себя. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания» [17].

Понять физиологическую основу внимания помогает и открытое И.П. Павловым «явление очага оптимального возбуждения – очага средней силы, очень подвижного, наиболее благоприятного для образования новых временных связей, что обеспечивает ясную работу мысли, произвольное запоминание» [19]. В участках коры с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условно – рефлекторные связи и успешно вырабатываются дифференцировки, чем объясняется ясность и отчетливость протекающих со вниманием психических процессов. Эти участки коры являются «творческим отделом» больших полушарий головного мозга в данный момент.

И.П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочно-исследовательский рефлекс. Биологическое значение этого рефлекса состоит в том, что животное выделяет в окружающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением. Данный рефлекс является врожденным и у людей, в нем ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей.

Следовательно, внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

В работе А.М.  Вейна отмечается, что «для перцептивных процессов – внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов» [2]

О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Таким образом, основные функции внимания заключаются в следующем: сосредоточенность, углубленность; контроль и регуляция деятельности; направленность.

Свойства внимания можно условно разделить на три группы:

1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания.

Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания, но бывают и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, так как утомление нервной системы сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.

Физиологически интенсивность внимания обусловливается повышенным возбуждением в одних участках коры при одновременном торможении в других. Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данной деятельности. К ним относятся устойчивость и концентрация внимания.

Концентрация (сосредоточенность) как отмечает В. А. Крутецкий – это «удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощённость явлением, мыслями»[3]. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов.

Устойчивость внимания – «это время сохранения концентрации, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению» [3].  Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практической деятельности динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно.

2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это прежде всего объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.

Объем внимания – «это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека» [3]. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5 – 7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

Распределение внимания, выражается в умении удерживать в центре внимания несколько объектов, одновременно выполнять два или несколько видов деятельности. Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности. Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

3. Динамические свойства внимания. Это прежде всего колебание (непроизвольное периодическое кратковременное изменение интенсивности внимания) и переключение (сознательный перенос внимания с одного объекта на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой).

Колебание внимания выражается в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебание внимания следует отличать от изменений его устойчивости: изменения устойчивости характеризуются периодическим повышением и снижением интенсивности внимания, колебание же может быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Таким образом, внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объемом.

Теперь рассмотрим основные виды внимания.

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.

Произвольное внимание «это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания» [3]. Произвольное внимание зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи.

Послепроизвольное внимание «это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с личной системой ассоциаций» [6]. Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Оно не сходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий. Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании.

Непроизвольное внимание «возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий» [12]. Причины вызывающие непроизвольное внимание: сила раздражителя, новизна объекта, ослабление или прекращение действия раздражителя.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что не существует единого взгляда на проблему внимания. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, и оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Внимание в психологии понимается как один из тех познавательных процессов человека, который не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Под вниманием понимают направленность и сосредоточенность сознания предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека. Основными свойствами внимания являются: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем. Основными видами внимания  являются: произвольное, послепроизвольное,  непроизвольное внимание.

  1. Список литературы
  1. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. М.: Просвещение, 1991. 236 с.
  2. Вейн А.М. Внимание человека. М.: Просвещение, 1983. 262 с.
  3. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. 336 с.
  4. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. М.: ВЛАДОС, 1991. 145 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 456с.
  6. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 1997. 688 с.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 434с.
  8. Практикум по общей психологии под ред. проф. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1989. 397с.
  9. Психология дошкольника. Хрестоматия сост. Н.В. Волкова М.: Просвещение, 1999.  424 с.
  10. Рогов Е.И. Общая психология. М.: Владос, 1995. 420 с.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2001. 543с.
  12. Рудик П.А. Психология.  М.: Просвещение, 1985. 345с.
  13. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 736с.
  14. ТарасоваЛ.Е. Основы общей психологии. М.:Высшее образование,2007.642с.
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия» 1997.  336 с.
  16. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.  М.: Просвещение, 1998. 445 с.
  17. Хрестоматия по общей психологии. Психология внимания / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.  М.: Просвещение, 1989.  426 с.
  18. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей.  Ярославль, 1997. 155с.
  19. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания. АГПИ, 1991. 137 с.
  20. Шараева О.А. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2001. 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Консультация для родителей по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде. И взрослый может объяснить, что такое внимательность и вн...

Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе

Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление.Учё...

Проблема художественной одаренности в психолого-педагогических исследованиях.

Проблема художественной одаренности имеет возрастной и индивидуальный аспекты. В свое время В.Дранков выдвинул предположение о том, что в природе художественного таланта заключено взаимодействие общих...

Проблемы детской агрессивности. Методы психолого – педагогического воздействия

Поведение детей - это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...