методическое пособие для педагогов. В.В.Маяковский. Трудолюбие - главная ценность человека!
методическая разработка по художественной литературе

Ельшова Екатерина Владимировна

Автором представлен материал о начале творческого пути В.В.Маяковского. Что рассказать детям о В.В.Маяковском.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Методическое пособие для педагогов

«В.В.Маяковский.

Трудолюбие – главная ценность человека!»

Подготовила:

Ельшова

Екатерина

Владимировна

2025г.

Методическое пособие для педагогов

«В.В.Маяковский.

Трудолюбие – главная ценность человека!»

«Рабочий – тот, кто работать охотчий,

подрастёшь – и будешь таким»

В.В.Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский - один из самых ярких и неоднозначных поэтов XX века. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской литературы и культуры в целом. 

Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии (современная Грузия). Его отец, Владимир Константинович, работал лесничим, а мать, Александра Алексеевна, занималась домашним хозяйством. В семье было трое детей: старшие сестры Людмила и Ольга, и младший Владимир.

Детство будущего поэта прошло в Грузии, где он впитал в себя красоту природы и колорит местной культуры. Маленький Володя рос любознательным и активным ребенком. Он рано научился читать и писать, проявлял интерес к рисованию и литературе.

Родился Маяковский в день рождения своего отца, поэтому его тоже назвали Володей. Отец Володи - происходил из дворян, служил лесничим, предки отца происходили из казаков Запорожской Сечи. А мать, происходила из рода кубанских казаков, была хорошо образованной женщиной и сама учила своих детей в раннем их детстве. Отец Маяковского был очень добрым, сердечным и вместе с тем мужественным человеком.

Солнечным, теплым, привольным и широким было Володино детство. Мальчик с ранних лет привык гулять с отцом в горах, на виноградниках, в лесах вокруг Кутаиси. В 7 лет Володя уже научился ездить на лошади, как заправский горец, «какой же ты лесной человек, если ты на лошади не умеешь ездить?» - подначивал Володю отец и брал сына в далекие лесные объезды.

Смелый Володя любил мальчишеские игры с грузинскими детьми, он знал грузинский и русский языки, но позже, переехав из Грузии, грузинский язык он основательно подзабыл.

Володин папа не только обучал сына природным премудростям, но и сам любил играть с детьми, в том числе в различные литературные и языковые игры: придумывание слов на определенную букву, каламбуры, шарады, слова-перевертыши. Володя перенял у отца тембр голоса и искусство декламации.

Володя в 4-5 лет, пробуя голос, любил забираться в большие глиняные кувшины для вина — чури, вмещавшие 150-200 ведер и кричал сестре: «Оля, отойди подальше, послушай, хорошо ли звучит мой голос». Из кувшина разносились строки стихотворений Майкова, Лермонтова, Пушкина, которые он выучил наизусть. Голос звучал громко, гулко. А научившись читать в 6 лет, Володя загробным, гулким голосом пугал из кувшина сестру Олю отрывками «Вия» (Гоголя).

Когда пришло время готовиться в гимназию, мама увезла Володю в Кутаиси, где учились старшие сестры, Оля и Люда. В 1902 году Володя Маяковский поступил в подготовительный класс кутаисской мужской гимназии. В этой гимназии он проучился четыре года.

В классе он отличался находчивостью и остроумием, выделялся высоким ростом, был выше почти на голову своих одноклассников, имел яркую внешность с большими темными, пристально глядящими глазами. Одним из любимых занятий Володи являлось рисование, он был настолько талантлив, что учитель живописи работал с ним бесплатно. Все родственники считали, что Володя станет художником, как и старшая сестра Люда.

При всех своих талантах, яркой внешности и навыках Володя в подростковом возрасте из смелого сорвиголовы вдруг превратился в нерешительного подростка и обладал молчаливостью и застенчивостью, родственники и учителя заметили это и решили, что это комплекс подростка из-за его высокого роста.

В 1906 году, в феврале месяце, после смерти отца, семья Маяковских осталась без денег, отец год не дослужил до полной пенсии. Летом 1906 года после завершения учебного года, а Володе исполнилось 13 лет, вся семья навсегда покинута Грузию. Маяковские выехали в Москву, где на 3-м курсе «Строгановского училища» училась старшая сестра Люда.

В связи со смертью отца, Володя рано повзрослел и понял, что детство это очень короткий период в жизни, о чем и написал в своей «Сказке о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий».

Детство проходит, а жизнь продолжается и для того, чтобы нормально жить, надо много работать, об этом и говорил Маяковский детям в своих стихах и сказках.

В Москве Маяковский продолжил обучение в гимназии, но вскоре увлекся революционными идеями. В 1908 году он вступил в РСДРП(б) и начал заниматься подпольной деятельностью.

Это привело к тому, что в 1909 году 15-летний Владимир был арестован за участие в подпольной типографии. Он провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, где много читал и начал писать стихи.

После освобождения Маяковский решил не возвращаться в гимназию. Вместо этого он сосредоточился на самообразовании и поиске своего творческого пути. В 1911 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с будущими соратниками по футуристическому движению.

1912 год стал поворотным в жизни Маяковского. Именно тогда он опубликовал свое первое стихотворение "Ночь" в футуристическом альманахе "Пощечина общественному вкусу". Это произведение сразу привлекло внимание литературной общественности своей необычной формой и образностью.        

В том же году Маяковский вместе с Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых создал группу "Гилея", которая стала ядром русского футуризма. Футуристы провозгласили отказ от традиционных форм искусства и стремление к созданию нового языка поэзии.

В 1913 году вышел первый сборник стихов Маяковского "Я!", который вызвал бурную реакцию критиков и читателей. Многие были шокированы дерзостью и новаторством молодого поэта. В этот период Маяковский активно участвует в футуристических выступлениях, эпатирует публику своим внешним видом и поведением.

Одним из самых известных произведений раннего периода творчества Маяковского стала поэма "Облако в штанах" (1915). В ней поэт выразил свое отношение к любви, искусству, религии и революции. Поэма поразила современников своей эмоциональной силой и новаторской формой.

Писать для детей Владимир Маяковский начал в 1918 году. Он понимал, как преподнести информацию так, чтобы заинтересовать и научить детей новому. Кроме того, у поэта неповторимый слог, который особенно нравится маленьким читателям. Поэт сочинил более 20 произведений для детей. Среди них стихотворения, песни, сказки в стихах и фельетоны. До Владимира Маяковского детская литература не знала актуальных тем: никто не объяснял, почему произошла революция, зачем современному человеку нужно трудолюбие. Писатель впервые создал новые типы героев, которые были знакомы каждому ребёнку той эпохи.

Обращаясь к юному читателю, поэт стремился дать ему новый идеал, развенчать, высмеять старое, по-новому представить труд и довести до сознания детей, что ценность человека определяется трудолюбием. Герои его произведений преодолевают невежество и лень.

Произведения Владимира Маяковского прекрасно подойдут для семейного чтения, его персонажи созданы с огромной любовью и безграничным талантом. Своей энергичностью и смелостью они очаровывают как маленьких, так и взрослых.

Владимир Маяковский остаётся символом свободы мысли, смелости и открытости более 100 лет. Его творчество продолжает вдохновлять новые поколения и вызывать дискуссии.

Произведения для детей и подростков:

Произведения 0+:

  • сборник стихотворений «Что ни страница, то львица»;
  • сборник стихотворений «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • сборник стихотворений «Кем быть?».

Произведения 6+:

  • сборник стихотворений «Конь-огонь»;
  • стихи и поэмы. Серия «Школьная библиотека», издательство «Проф-Пресс».

Произведения 12+:

  • «Ешь ананасы, рябчиков жуй...», издательство АСТ, серия: Русская классика.

Произведения 16+:

  • сборник «Владимир Маяковский. Стихотворения. Поэмы», серия «100 главных книг», издательство «Эксмо»;
  • «Облако в штанах», издательство «Яуза», серия «Дримбук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшей группы «Капелька» Тема: «Здоровье - главная ценность человека».

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общес...

Конспект НОД на тему: "Здоровье - главная ценность человека!"

Конспект заняти по познанию (ФКЦМ) на тему: "Здоровье - главная ценность человека!" с детьми подготовительной группы....

"Здоровье- главная ценность человека"

-Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми.-Прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов.-Р...

Консультация для родителей ДОУ. «Здоровье – главная ценность человека»

Данный материал будет полезен не только родителям, но и педагогам ДОУ....

Методическая работа с педагогами по проблеме "Развитие трудолюбия у дошкольников через ручной труд"

Создать комплекс условий, обеспечивающих развитие трудолюбия и формирование навыков и умений при организации ручного труда с детьми дошкольного возраста....

Здоровье - главная ценность человека!

Материал: Соломиной Т.А....