Пересказ сказки "Лиса и рак"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Джандигова Елизавета Багаудиновна

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

Задачи:

-формировать знания о сказках;

-обогащать словарный запас

-учить оценивать персонажей по их поступкам;

-развивать мышление, творческое воображение, связную речь;

-продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

-формировать умение подбирать слова родственники.

-воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

-воспитывать способность сочувствовать героям сказки.

Предварительная работа: Пантомимическое обыгрывание героев сказки: волка и лисы. Изображение походки и характерных движений героев.

Материал и оборудование: Фланелеграф; иллюстрации к сказке, которые прикрепляются на фланелеграф, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход занятия14.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают в круг и приветствуют гостей.
 Педагог : Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это? Хвост пушистый бережет, И зверюшек стережёт: Знают, рыжую в лесу – Очень хитрую. (лиса)
 Педагог задает вопросы: 1) Почему вы думаете, что это лиса? 2) Скажите, какая лиса? 3) Как лиса убегает от опасности?
 Педагог:А теперь послушайте другую загадку: Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой … Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый. (волк) Педагог задает вопросы: 1) Почему вы думаете, что это волк? 2) Скажите, какой волк? 3) Как волк воет?
II. Основная часть. 1. Подготовка к восприятию текста Педагог: А теперь садитесь на стульчики.
Ребята вы любите сказки? Тогда я сейчас прочитаю вам русскую народную сказку, а вы внимательно послушайте. 2. Чтение русской народной сказки. Развитие слухового внимания и памяти. Педагог: Сказка называется «Лиса и волк». Жили себе дед да баба.
Дед говорит бабе: — Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой. Наловил рыбы и везет домой целый воз.
Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не шолохнется, лежит себе как мертвая. — Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбку и сама ушла. — Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу! — Где? — Там, на возу, — и рыба и воротник. Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы —и начала ругать мужа: — Ах ты! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать! Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего. А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк: — Здравствуй, сестрица! — Здравствуй, братец! — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и кушай. — Я не умею. — Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь,сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь. Волк и пошёл на реку,опустил хвост в прорубь и приговаривает: — Ловись, рыбка, и мала и велика! — Ловись, рыбка, и мала и велика! Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает: — Ясны, ясны на небе звёзды! — Мёрзни, мёрзни, волчий хвост! — Что ты, лисичка-сестричка, говоришь? — То я тебе помогаю. А сама плутовка поминутно твердит: — Мёрзни, мёрзни, волчий хвост! Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было! «Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат,увидя серого: — Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. «Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!» Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу: — Так-то учишь ты? Меня всего исколотили! — Эх, братец! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг,меня больней твоего прибили: я насилу плетусь. — И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и повёс. Вот лисичка-сестричка сидит,да потихоньку и говорит: Битый небитого везёт, Битый небитого везёт! — Что ты, сестрица, говоришь? — Я, братец,говорю: «Битый битого везёт». — Так, сестрица, так! 3. Беседа по содержанию сказки. Педагог задает вопросы по тексту: - О чем говорится в сказке? - Что сделала лиса? - Какая лиса? (хитрая, находчивая) - Как лиса разговаривает с волком? (ласково) - Что сделал волк? - Какой волк? (глупый, доверчивый) - А как волк относится к лисе? - Чем заканчивается сказка? Педагог: Молодцы, ребята. 4. Физкультминутка (имитация движений по ходу чтения) «Мы ногами топ-топ». Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз – два, раз – два Заниматься нам пора! 5. Дети садятся на стульчики. В гости приходит Лисичка. Педагог: Ребята, смотрите, пока мы разминались, к нам в гости пришла лисичка и принесла письмо, прочитаем его? Читаем письмо. Педагог: Лисичка просит помочь ей восстановить сказку, поможем? Дети пересказывают сказку, один начинает, другой продолжает в соответствии с картинками. Педагог: Молодцы ребята, теперь лисичка может вернуться к себе в сказку. Ну а мы с вами сейчас поиграем в игру «Назови ласково». 6. Игра «Назови ласково» по содержанию текста. Педагог: Я буду называть слово, а вы должны будете назвать это же слово только ласково, хорошо? Лиса-лисонька-лисичка, волк-волчок-волчонок, дед-дедушка-дедуля, баба-бабушка-бабуля, река-реченька-речушка, рыба-рыбка-рыбонька. Молодцы.
 III. Подведение итогов занятия Вопросы: 1) Какую сказку вы сегодня пересказывали? 2) О чем эта сказка? 3) Кто больше всех вам понравился? Почему? 4) А кто не понравился? Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.

Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...