Конспект занятия: Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 240.07 КБ | |
| 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 65 «Фестивальный»
Конспект занятия
по развитию речи
«Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
для детей
группы старшего дошкольного возраста
от 5 до 6 лет
Автор: воспитатель первой квалификационной категории
Карагулова Э.С.
Сургут 2024г.
Название: «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Место проведения: МБДОУ № 65 «Фестивальный».
Время проведения: 25 минут.
Возраст участников: старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Техническое оснащение: технические средства обучения (мультимедийный проектор, логомер 2, ноутбук); игрушка медвежонок; книга Б. Житкова «Как я ловил человечков», иллюстрации к сказкам и слайды к рассказу, портрет Б. Житкова, иллюстрации к произведению.
Цель: помочь детям вспомнить известные им рассказы и сказки; познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Задачи:
- учить воспринимать чтение рассказов на слух;
- отвечать на вопросы сложными предложениями;
- различать жанры художественной литературы;
- развивать устную речь, внимание, память, мышление;
- воспитывать интерес к литературе;
- способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи физкультминутки.
Ход занятия
1.Мотивация.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста, возьмитесь за руки и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Воспитатель: ребята обратите внимание, к нам сегодня пришли гости. Давайте и с ними тоже поздороваемся.
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: но, прежде чем начать наше занятие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим.
Никуда мы не спешим.
Если хочешь отвечать, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: присядьте, пожалуйста, на стульчики.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе стоит коробка).
Дети: коробка.
Воспитатель: ребята, тут что-то написано на коробке, давайте прочитаем.
Дети: давайте прочитаем.
(воспитатель читает)
Отгадаете загадку и вы узнаете кто там:
Он в чаще лесной живет,
И сладкоежкою слывет.
Любит он малину, мед,
А зимой свою лапу сосет.
Он может громко зареветь,
Мы зовем его ….
Дети: медведь.
Воспитатель: - Правильно ребята, это медведь (воспитатель достает игрушку медвежонка из коробки).
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, тут в коробке еще какой-то сверток. Как вы думаете, что это? (достает сверток и показывает детям)
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Но прежде, чем медвежонок отдаст нам сверток, он предлагает нам выполнить задания. Сейчас я вам буду показывать иллюстрации из произведений, а вы, должны будете отгадать, из какой это книги.
(Воспитатель показывает по очереди иллюстрации к книгам)
Воспитатель: из какого произведения эта иллюстрация?
Дети: сказочный медвежонок, из книги Винни-Пух и все-все-все.
Воспитатель: ребята, а кто герои этой сказки?
Дети: Емеля – главный герой сказки «По щучьему веленью».
Воспитатель: из какого произведения эта иллюстрация?
Дети: «Живая шляпа».
Воспитатель: «Живая шляпа» - это сказка или рассказ?
Дети: рассказ.
Воспитатель: ребята, вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы. А сейчас медвежонок хочет посмотреть, как вы умеете двигаться.
Воспитатель: Покажем медвежонку, как мы умеем двигаться?
Физкультминутка «Кораблик».
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед)
Волны плещут в океане (машут руками, изображая волны)
Это мачты кораблей (вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, (ходьба на месте)
Мореходов поджидаем
Ищем ракушки в песке (наклоны вперед)
И сжимаем в кулаке, (сжимают кулачки)
Чтобы больше их собрать, -
Надо чаще приседать (приседают)
Воспитатель: Молодцы, хорошо отдохнули! И медвежонку тоже понравилось, как вы выполнили задание. И теперь он хочет, чтобы мы с вами посмотрели, какой сюрприз приготовлен для нас в этом свертке.
Воспитатель: открывает сверток, в нем находится книга Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, перед вами книга русского писателя Бориса Степановича Житкова. Борис Степанович написал много разных рассказов. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Его книги учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
Воспитатель показывает слайд портретом Б. С. Житкова
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов «Как я ловил человечков».
Воспитатель: Медвежонка посадим рядом с нами, ему тоже интересно послушать рассказ.
Воспитатель читает рассказ «Как я ловил человечков» (по ходу чтения воспитатель показывает слайды иллюстрации к рассказу)
Беседа о прочитанном.
Воспитатель: ребята, понравилось ли вам произведение?
Воспитатель: ну-ка, скажите, это рассказ или сказка?
Дети: рассказ.
Воспитатель: как вы думаете, почему плакал мальчик?
Дети: потому что он сломал кораблик.
Воспитатель: как вы считаете, почему бабушка не разрешала мальчику трогать кораблик?
Дети: дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что будет, когда бабушка, увидит сломанный кораблик?
Дети: высказывание предположений.
Воспитатель: в чем убедился Боря, когда сломал пароходик?
Дети: что в нем не живут человечки.
Воспитатель: чему учит нас этот рассказ?
Дети: учит нас послушанию, терпению, тому, как важно держать слово и быть аккуратным с ценными предметами.
3. Рефлексия.
Воспитатель: ребята вам понравился рассказ?
Дети: высказывание предположений.
Воспитатель: как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?
Дети: «Как я ловил человечков»
Воспитатель: кто написал этот рассказ?
Дети: Борис Степанович Житков.
Воспитатель: что вам больше всего запомнилось из этого произведения?
Дети обмениваются своими впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, нашему медвежонку очень понравилось у нас и понравилось, как вы внимательно слушали рассказ и отвечали на вопросы, он приготовил еще один сюрприз, вот такую раскраску кораблика как в рассказе. Давайте сядем за столы и раскрасим кораблик. А медвежонку скажем спасибо, за такую интересную книгу и раскраску. Давайте попрощаемся с ним и скажем ему до свидания. Вы все сегодня молодцы!
Как я ловил человечков.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два черные пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась: — Вот, это уж не проси. Не то играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. Я видел, что если и заплакать — не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать.
А бабушка: — Дай честное слово, что не прикоснешься. А то лучше спрячу-ка от греха. И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: — Честное, расчестное, бабушка. — И схватил бабушку за юбку. Бабушка не убрала пароходика. Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты. А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щелку. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые. Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать.
Бабушка говорит: — Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься. И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка: — Чего ты все ворочаешься? — А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. — Это я наврал: дома ночью темно наглухо. Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась, и устроила ночник. Он плохо горел. Но все же было видно, как блестел пароходик на полке. Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел, не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне все стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился — шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание сперло. Я чуть двинулся вперед. Проклятая кровать скрипнула. Я спугнул человечка!
Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул.
На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в их ние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щелочку. — Ух ты! Конфетища! Для них это — как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они ее в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики — маленькие-маленькие, но совсем всамделишные — и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы все вёртко. Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, все равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет — ни туда, ни сюда. Пусть убегут, а все равно видно будет, как они конфетину тащили. А, может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький - преостренький. И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз, какой хотел. Выждал минуту, пока бабушка в кухне возилась, раз-два — на стол ногами, и положил леденец у самой дверки на пароходике. Их них полшага от двери до леденца. Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила.
Днем я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец, и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как был — на месте. Ну да! дураки они днем браться за такое дело! Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонек и заснул, как на зло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул — леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел — топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось — все подобрали. Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но на утро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец. Я решил, что у них в пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днем там сидят рядком и тихонько шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа. Я все время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками. Я не мог больше терпеть. И вот — я решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с собой таскала, во все гости. Всё к каким-то старухам. Сиди — и ничего нельзя трогать. Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня. Вот я вижу — бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух — чай там пить. Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натер себе и лоб и щеки — всю морду, одним словом. Не жалея. И тихонько прилег на кровать.
Бабушка вдруг хватилась: — Боря, Борюшка, где ж ты? — Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне: — Что это ты лег? — Голова болит. Она тронула лоб. — Погляди-ка на меня! Сиди дома. Назад пойду, малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся-ка и ложись. Ложись, ложись без разговору. Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: „Я сейчас вернусь, живым духом.“ Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернется? Вдруг забыла там что-нибудь? А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий.
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил ихний пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные. Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтоб не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно все заделано. Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти веревочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу дать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щелку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал руку наготове — схватить.
Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в середку рукой — прихлопнуть. Хоть один да попадется. Только надо сразу: они уж там небось приготовились — откроешь, а человечки прыск все в стороны. Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутрь рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. И под рукой, конечно, ничего. У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Все криво становилась. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь все пропало!
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях. — Бабушка! — под одеялом шептал я: — бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то! А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила: — Да чего ты ревешь, да плачешь-то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро? Она еще не видала пароходика.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков»....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение рассказа Б. Жидкова "Как я ловил человечков"
Цель НОД - помочь вспомнить известные им сказки и рассказы, познакомить с рассказом Б. Жидкова "Как я ловил человечков"....

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Помочь детям вспомнить известные им произведения, продолжить знакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков»...

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Чтение рассказаБ. Житкова «Как я ловил человечков»...

конспект занятия "Пересказ рассказа С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».".
конспект занятия по теме теме животные жарких стран...

Технологическая карта занятия "Чтение рассказа Б.Житкова "Как я ловил человечков"
Технологическая карта занятия "Чтение рассказа Б.Житкова "Как я ловил человечков". Также прилагаю интерактивную игру "Что было потом?" для закрепления последовательности расск...










