Проект "Знакомство детей подготовительной группы с творчеством и биографией писателей"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Жалнина Анна Борисовна

Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе, знакомство с писателями через создание единой системы работы между ДОУ и семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomim_detey_s_pisatelyami.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №52 «МАЯЧОК»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ №3 ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 -7  ЛЕТ

ЖАЛНИНОЙ АННЫ БОРИСОВНЫ

КУЛЬКОВОЙ ОКСАНЫ ВИКТОРОВНЫ

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТВОРЧЕСТВОМ И БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ

Тема «Знакомство детей подготовительной группы с творчеством и биографией писателей».

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. 

Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день: проблемы нечитающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников.

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Участники проекта: дети подготовительной группы №3

Вид проекта: творческий, познавательно – речевой.

Длительность проекта: сентябрь-май

Проблема: снижение интереса к чтению.

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе, знакомство с писателями через создание единой системы работы между ДОУ и семьей.

Задачи:

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

Познакомить детей с писателями;

Сформировать у детей интерес к библиотеке;

Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;

Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Ожидаемые результаты:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой;

- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;

- сформировать банк методических материалов по теме проекта;

- пополнить развивающую среду в группах;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению;

- возрождение домашнего чтения;

- позитивные изменения в речи детей.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный этап: 1 неделя

- сбор информации по данной теме;

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор фотографий писателей и их биографии;

- заполнение анкет родителями «Семейное чтение»;

- составление плана мероприятий на год;

- оформление папки-раскладушки в родительском уголке на тему «Знакомим детей с поэтами и писателями»;

- создание развивающей среды в группах, книжного уголка «В мире прекрасного»;

- изготовление атрибутов к проведению игр;

- подбор викторин по прочитанным книгам;

- оказание помощи детям в ремонте книг и изготовлении закладок.

Был разработан перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

На этом этапе происходит вся большая часть работы по приобщению ребят к книге.

Работа происходила по нескольким направлениям.

Совместная деятельность с детьми.

1. Ежедневное чтение сказок, рассказов.

2. Участие в литературных викторинах.

3. Выставки детских работ по изобразительному искусству.

4. Изготовление книжек – малышек.

5. Создание детьми собственных рассказов, сказок, стихов, придумывание загадок.

6. Рассматривание и чтение книг.

7. Организованные занятия.

8. Проведение игр.

9. Оказание помощи детям в ремонте книг и изготовлении закладок.

Взаимодействие с родителями.

  1. Консультации.
  2. Беседы.
  3. Оформление папок с информацией для знакомства с творчеством детских поэтов и писателей.

3 этап. Заключительный.

Изготовление книжек - малышек.

    В результате реализации нашего проекта дети познакомились не только с творчеством, но и с биографией советских и зарубежных писателей. Они научились слушать, пересказывать их,  понимать смысл и анализировать художественные произведения, (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ). Стали внимательнее относиться друг другу, научились оказывать поддержку и помогать своим товарищам, проявлять заботу о близких. В процессе реализации проекта, у детей наблюдался неподдельный интерес к биографии и творчеству писателей. Одной из важнейших особенностей данного проекта является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями, застенчивых, стеснительных, замкнутых.

     Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику заинтересованности в чтении: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.

    Наш проект носил не только познавательный характер, но и творческий. По итогом каждого месяца, детям предлагался разнообразный вид художественной  деятельности. После прочитанных произведений, дети рисовали, лепили, клеили, занимались инсценировками. Каждый мог найти себе занятие, чтобы проявить свои способности в разной деятельности.

     Родители воспитанников принимали активное участвовали в реализации проекта, помогали в подборе библиотеки, создании замечательных книг совместно с детьми, подборе иллюстраций к уже прочитанным произведениям, читали дома произведения и просматривали научно-популярные телепередачи о жизни и творчестве писателей, смотрели совместно с детьми и мультфильмы.

Проводя работу с родителями, мы пришли к совместному выводу, что домашнее чтение укрепляет семейные традиции. В рамках реализации проекта увеличился интерес родителей к участию в жизни группы. В конце года родителям предложили изготовить, совместно с детьми, книжки – малышки.  Это принесло положительный результат.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес, любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.

Сентябрь

Русские народные сказки

1. Познакомить с историей появления сказки.

2. Рассматривание иллюстрации к сказкам

3. Выставки книг в книжном уголке.

4. Инсценировка сказок.

5. Рассматривание картин великих художников по сказкам.

6. Игра «Найди героев сказок».

7. Игра «В гости к Маше и Медведю».

8. Художественная деятельность:

- аппликация «Кувшинка для царевны - лягушки».

- рисование  «Мои любимые сказки».

Октябрь

А. М. Волков «Волшебник изумрудного города»

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказки «Волшебник Изумрудного города».

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Игра «Портрет». Цель: узнать героя по описанию.

5. Настольная  игра «Путешествие».

6. Подвижная игра «С камушка на камешек ».

7. Конструирование из строительного материала «Изумрудный город»

8. Художественная деятельность:

- аппликация «Татошка».

- рисование   «Страшила».

Ноябрь

Н. Н. Носов Рассказы.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение рассказов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Выставки книг в книжном уголке.

5. Прослушивание аудио произведений.

6. Драматизация по произведениям.

7. Викторина по произведениям автора.

8. Художественная деятельность:

- коллективная аппликация «Незнайка в цветочном городе».

- рисование раскрашивание «Герои произведений Носова».

Декабрь

П. П. Ершов «Конек - Горбунок»

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказки «Конек - Горбунок».

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Сюжетно – ролевая  игра «Книжный магазин».

5. Настольная игра «Собери картинку»

6. Разгадывание кроссворда.

7. Подвижная игра «Жар - птица».

8. Музыкальная игра «Деревянные ложки».

9. Художественная деятельность:

- рисование   «Конек - горбунок».

- работа с пластилином  «Перо жар птицы».

Январь.  

А. С. Пушкин  Сказки

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Выставки книг в книжном уголке.

5. Игра «Найди правильно».

6. Спортивная игра «Перетягивание каната», «Богатыри».

7. Пальчиковая гимнастика «Летит лебедь».

8. Заучивание наизусть стихов А.С. Пушкина.

9. Инсценировка «В гостях у Пушкина на балу».

10. Художественная деятельность:

- лепка  «У Лукоморья дую зеленый».

- рисование  «Плывет кораблик».

Февраль.

А.Н. Толстой  «Золотой ключик или приключение Буратино»

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказки «Золотой ключик или приключение Буратино».

3. Рассматривание иллюстраций.

5. Прослушивание аудио произведений.

6. Игра с математическим уклоном  «Собери ключи»

7. Викторина по произведениям автора.

9. Сюжетно – ролевые игры «Больница», «Библиотека».

8. Художественная деятельность:

- работа с пластилином «Черепаха».

- аппликация «Кувшинки для лягушат».

Март.

Шарль Перро. Сказки.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Подвижная игра «На балу у Золушки».

5. Инсценировка сказки «Подарки для феи».

6. Показ сказки «Кот в сапогах», «Красная шапочка».

7. Игра на улице «Домик для феи».

8. Художественная деятельность:

- аппликация с рисованием «Красная шапочка».

Апрель.  

Ганс Христиан Андерсен Сказки.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Высадка огорода по сказкам Андерсена «Дюймовочка», «Принцесса на горошине.

- приготовление всего необходимого для посадки огорода.

- рассматривание семян.

- посадка семян.

- ухаживаем и поливаем наш огород.

- употребляем в пищу, что вырастили.

5. Снежный городок.

6.  Художественная деятельность:

- рисование первоцветов «Весенняя полянка».

Май.  

Якоба Гримм и Вильгельма Гримм. Сказки.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Конструирование «Замок для принцессы».

5. Игра «Выбери правильно».

6. Подвижная игра «Волшебный гусь».

7. Проведение мероприятия по правилам дорожного движения «В гостях у ведьмы».

8. Сюжетно – ролевая игра «Оркестр».

9. Изготовление кукол в платьях  «В гостях у портного».

10. Художественная деятельность:

- рисуем сказки.

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей

Месяц

Автор

Произведения для изучения

Программное содержание

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Русские народные сказки.

Царевна – лягушка, Гуси – лебеди, Сивка Бурка, Летучий корабль, По щучьему велению, Белая уточка, Василиса Премудрая и др.

 Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми героями.

 Объяснить, чем сказка отличается от других произведений.

 Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

 

1. Познакомить с историей появления сказки.

2. Рассматривание иллюстрации к сказкам

3. Выставки книг в книжном уголке.

4. Инсценировка сказок.

5. Рассматривание картин великих художников по сказкам.

6. Игра «Найди героев сказок».

7. Игра «В гости к Маше и Медведю».

8. Художественная деятельность:

- аппликация «Кувшинка для царевны - лягушки».

- рисование  «Мои любимые сказки».

Подбор материала.

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Октябрь

А. М. Волков

«Волшебник изумрудного города»

Познакомить с автором и биографией А.М. Волков. Познакомить с авторской  сказкой «Волшебник Изумрудного города»

Учить осмысливать характеры персонажей сказки.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказки «Волшебник Изумрудного города».

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Игра «Портрет». Цель: узнать героя по описанию.

5. Настольная  игра «Путешествие».

6. Подвижная игра «С камушка на камешек ».

7. Конструирование из строительного материала «Изумрудный город»

8. Художественная деятельность:

- аппликация «Татошка».

- рисование   «Страшила».

Папка – передвижка «Знакомим с писателями».

Познакомить родителей с другими книгами А. М. Волкова.

Ноябрь

Н. Н. Носов

Живая шляпа

Автомобиль        

Заплатка

Затейники

Карасик        

Леденец

Метро

Милиционер

Прятки

На горке

Огурцы

Три охотника

Фантазёры

Шурик у дедушке

Мишкина каша

Приключение Незнайки

Незнайка в Солнечном городе

Познакомить с автором и его биографией.

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличия от сказки и стихотворения.

 Учить понимать образное содержание произведения.

 Понимать главную мысль рассказа.

 Связно передавать содержание произведения.

 Понимать и оценивать характеры персонажей.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение рассказов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Выставки книг в книжном уголке.

5. Прослушивание аудио произведений.

6. Драматизация по произведениям.

7. Викторина по произведениям автора.

8. Художественная деятельность:

- коллективная аппликация «Незнайка в цветочном городе».

- рисование раскрашивание «Герои произведений Носова».

Консультация «Носов – детский писатель».

Декабрь

П.П. Ершов

«Конек - горбунок»

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказки «Конек - Горбунок».

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Сюжетно – ролевая  игра «Книжный магазин».

5. Настольная игра «Собери картинку»

6. Разгадывание кроссворда.

7. Подвижная игра «Жар - птица».

8. Музыкальная игра «Деревянные ложки».

9. Художественная деятельность:

- рисование   «Конек - горбунок».

- работа с пластилином  «Перо жар птицы».

Консультация: «Роль книги в жизни дошкольника».

Январь

А.С. Пушкин

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Уточнить и обогатить представления о сказках А.С.Пушкина.

Помочь почувствовать своеобразие языка сказок.

Вызвать желание услышать другие произведения поэта.

Развивать умение пересказывать сказку по плану.

Учить осмысливать характеры персонажей, составлять описательный рассказ.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Выставки книг в книжном уголке.

5. Игра «Найди правильно».

6. Спортивная игра «Перетягивание каната», «Богатыри».

7. Пальчиковая гимнастика «Летит лебедь».

8. Заучивание наизусть стихов А.С. Пушкина.

9. Инсценировка «В гостях у Пушкина на балу».

10. Художественная деятельность:

- лепка  «У Лукоморья дую зеленый».

- рисование  «Плывет кораблик».

Консультация «Пушкин - великий русский поэт»

Февраль

А.Н. Толстой  «Золотой ключик или приключение Буратино»

Развивать интерес к художественной литературе по средствам ознакомления со сказкой А. Толстого «Приключения Буратино»

Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.

Совершенствовать умение слушать и понимать произведение, пересказывать.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказки «Золотой ключик или приключение Буратино».

3. Рассматривание иллюстраций.

5. Прослушивание аудио произведений.

6. Игра с математическим уклоном  «Собери ключи»

7. Викторина по произведениям автора.

9. Сюжетно – ролевые игры «Больница», «Библиотека».

8. Художественная деятельность:

- работа с пластилином «Черепаха».

- аппликация «Кувшинки для лягушат».

Консультация «Почему дети не хотят читать»

Март

Шарль Перро

Познакомить с писателем и его сказками. Формировать представления у старших дошкольников  о художественной литературе.

Познакомить и рассказать о писателе, его сказках.

Систематизировать знания о жанре сказка.

Повысить творческий интерес детей;

Воспитывать нравственные черты характера.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Подвижная игра «На балу у Золушки».

5. Инсценировка сказки «Подарки для феи».

6. Показ сказки «Кот в сапогах», «Красная шапочка».

7. Игра на улице «Домик для феи».

8. Художественная деятельность:

- аппликация с рисованием «Красная шапочка».

Консультация «Как научить ребенка пересказу».

Апрель

Г.Х. Андерсен

Познакомить детей со сказками Андерсена и биографией великого датского сказочника.

Изучить сказки Андерсена через трудовую деятельность.

Воспитывать нравственные качества детей (доброту, сострадание, понятие об истинных и ложных ценностях) через сказки Андерсена.

Развивать литературные знания и интерес к художественному слову.

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Высадка огорода по сказкам Андерсена «Дюймовочка», «Принцесса на горошине.

- приготовление всего необходимого для посадки огорода.

- рассматривание семян.

- посадка семян.

- ухаживаем и поливаем наш огород.

- употребляем в пищу, что вырастили.

5. Снежный городок.

6.  Художественная деятельность:

- рисование первоцветов «Весенняя полянка».

Консультация «Какие сказки читать ребенка на ночь»

Май

Якоба Гримм и Вильгельма Гримм

Познакомить с творчеством немецких писателей Якоба Гримм и Вильгельма Гримма.

Знакомство с биографией братьев Гримм и с основными этапами их творчества;с помощью сказок писателей открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы;

- раскрыть мир человеческих чувств и взаимоотношений;

- формировать художественный вкус, культуру речи;

- выставку сказок братьев Гримм;

- воспитывать любовь к чтению;

- привлечь к совместному чтению родителей;

1. Знакомство с портретом и биографией писателя.

2. Чтение сказок.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Конструирование «Замок для принцессы».

5. Игра «Выбери правильно».

6. Подвижная игра «Волшебный гусь».

7. Проведение мероприятия по правилам дорожного движения «В гостях у ведьмы».

8. Сюжетно – ролевая игра «Оркестр».

9. Изготовление кукол в платьях  «В гостях у портного».

10. Художественная деятельность:

- рисуем сказки.

Консультация «Как превратить чтение в удовольствие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический образовательный проект для детей подготовительной группы, посвященного творчеству А.С.Пушкина

Тематический образовательный проект для детей подготовительной группы, посвященного творчеству А.С.ПушкинаПроект составили:воспитатели группы«Медвежата»ГБДОУд/с 89 Приморского района ...

Викторина для детей подготовительной группы по творчеству А.С. Пушкина

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20546623","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20546625","attributes":{"alt":"","class"...

Ознакомление детей подготовительной группы с творчеством Габдуллы Тукая

Ознакомление с творчеством Габдуллы Тукая (подготовительная группа)...

Знакомство детей старшей группы с творчеством татарских писателей .

Познакомить детей старшей группы с творчеством татарских писателей.Сказка "Болтливая утка" А.Алиш...

Познавательно-творческий проект «Знакомим детей подготовительной группы с творчеством Л.Н. Толстого»

Сформировать у детей дошкольного возраста основные представления о нормах морали и нравственных ценностей в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.Закладывать основы нр...