Знакомство детей старшей группы с творчеством татарских писателей .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Познакомить детей старшей группы с творчеством татарских писателей.Сказка "Болтливая утка" А.Алиш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе

«Чтение сказки Абдуллы Алиша «Болтливая утка».

Воспитатель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района РТ» Гарафиева Р.И.

2023г.

Цели и задачи занятия:

-Познакомить детей со сказкой А. Алиша «Болтливая утка».

-Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.

-Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.

-Помочь детям запомнить действующие лица сказки и последовательность событий.

-Воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любовь к животным, вызвать у детей сочувствие героям, попавшим в беду.

-Развивать эмоциональную речь детей, зрительную и слуховую память.

-Активизировать словарь словами «болтливая». .

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, пересказ сказки, рассматривание иллюстрации книги, рисование .
Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, рисование.

Ход занятия:
Воспитатель:

Ребята, сегодня мы будем знакомиться с очень интересной и поучительной сказкой «Болтливая утка». Ее написал наш татарский писатель Абдулла Алиш.

Показ книги «Болтливая утка».

Рассматривание первой страницы книги.

Воспитатель :Садимся поудобнее и слушаем.

Чтение сказки «Болтливая утка».

Близко ли, далеко ли жил Охотник. Была у него собака Белый Коготь, меткое ружье и много домашних зверей и птиц. Среди них заметно выделялась утка, с хохолком на голове, по прозвищу Болтливая утка.

Знакомство с болтливой уткой. Рассматривание иллюстраций книги.

Встретит Утка Горластого Петуха, или Бородатого Козла, или Курицу Куда-Куда, или Кота Цап-Царап и ну болтать! Те, бывало, слушают, слушают, да так и уйдут, не дослушав до конца.

«Знаешь новость? Тебе одному скажу по секрету…»

Так всегда начинала свой рассказ Болтливая Утка.

Однажды Охотник перекинул через плечо ружьё, через другое - охотничью сумку. Потом созвал всех зверей и птиц и сказал:

Я ухожу на охоту. Белый Коготь со мной пойдет. Смотрите, никому не говорите, что меня с Белым Когтем дома нет.

Звери и птицы остались одни. Ну и страшно же им было ночью! Всё казалось, что кто-то крадётся к ним во двор. Однако ночь прошла - ничего не случилось.

И день прошёл. Не возвратился Охотник. На закате солнца звери и птицы собрались на совет. Что делать, если Охотник и вторую, и третью ночь не будет ночевать дома?

« Надо идти за Охотником»: сказал Горластый Петух.

«Да, надо идти за Охотником»: согласились все.

Но кто пойдёт? Подумали, подумали, решили послать Болтливую Утку: она и по земле ходит, и по воздуху летает, и по воде плавает - лапки у неё, как вёсла.

«Ты ступай за Охотником»: сказали Болтливой Утке товарищи. «Только по дороге никому ничего не рассказывай».

«Так уж и быть. Завтра пойду»: прокрякала Болтливая Утка, зевнула и спать легла.

Ранним утром Утка встала, позавтракала и отправилась в путь. Сначала она долго летела, широко размахивая крыльями. Летела, летела, прилетела к реке. Села на воду и поплыла. Плыла, плыла, приплыла к берегу. Вышла на берег, отряхнулась, пошла пешком. Шла, шла, пришла к лесной опушке. А у опушки ягоды спелой - видимо-невидимо. В траве букашки разные. Наелась Болтливая Утка спелых ягод да жирных букашек, отдохнула и пошла в лес.

Лес густой, тёмный. Идёт Болтливая Утка, покрякивает. Навстречу колючий Ёж.

«Куда путь держишь?»: спросил Ёж.
А
Болтливой Утке так захотелось поговорить! Совсем забыла она, что наказывали товарищи.

«Тебе одному скажу по секрету»: ответила Болтливая Утка. «Я ищу своего хозяина Охотника. Он ушёл на охоту и не возвращается. Собака наша, Белый Коготь, тоже с ним. Некому теперь сторожить наш дом. Вот мои товарищи и послали меня разыскать Охотника».

«А далеко отсюда ваш дом?»: спросил Колючий Ёж. «Водятся ли у вас жирные мыши?»

«Да вот эта тропинка ведёт прямёхонько к нашему дому»: ответила Болтливая Утка. «Только смотри, никому не говори».

Потом Болтливая Утка сказала Колючему Ежу, что мыши у них жирные и охотится за ними Кот Цап - Царап.

Когда Болтливая Утка собралась уходить, Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий.

«Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно».

Но Болтливая Утка не послушалась умного совета.

Пошла она дальше. Шла, шла, навстречу - Заяц Длинные Уши, Заяц спросил:

«Эй, ты, Хохлатка. Ты, наверное, живёшь на глубоком тихом озере? Зачем же ты пришла в этот темный лес?»

«Тебе одному скажу по секрету»: отвечала Болтливая Утка. «И хозяин Охотник, и собака Белый Коготь ушли на охоту. Дом наш остался без присмотра».

И Утка пересказала Зайцу всё, что говорила Колючему Ежу.

«Ага: подумал Заяц Длинные Уши. «Раз хозяина нет, самое удобное время обгрызть кору у молодых яблонь». Он спросил у Болтливой Утки, где дом Охотника. Когда та, глупая, всё разболтала. Заяц сказал:

«Не встречал я твоего хозяина». И шмыгнул в кусты.

А Болтливая Утка пошла дальше. Шла, шла, вышла на лужайку. Смотрит: посреди лужайки спит, развалившись и громко храпя, большой Косолапый Медведь. Болтливая Утка разбудила Медведя и тут же все ему рассказала. Потом спросила:

«Не встречал ли ты здесь человека с ружьём и собакой?» « Не встречал. Наверное, он там, в чаще»: прорычал Медведь таким голосом, словно ему жалко было Болтливую Утку, а сам подумал: «Хозяина нет, самое удобное время полакомиться мёдом у него на пчельнике». И торопливо заковылял прочь.

Болтливая Утка всё искала охотника, всё глубже уходила в лес. Наконец, зашла в самую чащу. И вдруг перед ней - Серый Волк.

«Эй, Хохлатка!»: крикнул он. «Как это ты ходишь в таком дремучем лесу одна?»

Не испугалась Утка Серого Волка и всё ему разболтала. Злой Серый Волк щёлкнул зубами и подумал: «Самое удобное время унести у Охотника овцу». А Утке сказал:

«Не встречал я твоего хозяина».

И скрылся между деревьями.

Пошла Болтливая Утка дальше. Дорогой ей попадались дикие звери, быстрые птицы, маленькие букашки. Всем рассказывала Болтливая Утка свою тайну. Шла, шла - навстречу Хитрая Лиса с пушистым хвостом. Утка и с Лисой заговорила:

«Нарядная тётушка, не встречала ли ты моего хозяина? При нём собака Белый Коготь и ружьё. Без хозяина и собаки у нас дома не спокойно».

«Как же, видела»: тонким голоском ответила Хитрая Лиса и повела за собой Болтливую Утку. Долго пробирались они по тёмному лесу, наконец, пришли к глубокому оврагу, густо заросшему кустарником. Там была лисья нора. Возле норы играли маленькие лисята. Они мигом окружили мать. «Мама, мама, что ты принесла нам поесть?» А Хитрая Лиса и говорит:

«Вот вам, детки, утятинка». Лисята набросились на Болтливую Утку и съели её. Съели - не наелись. Ещё просят.

Хитрая Лиса подумала: «Охотника дома нет. Пойду, всех его кур переловлю». И говорит лисятам:

«Сейчас, детки, схожу, ещё принесу».

А лисята пищат:

«Неси побольше!»

И опять стали гоняться друг за другом и кувыркаться.

Вот так из-за одной Болтливой Утки чуть не пропал весь дом Охотника. Но Охотник был умный. Он хорошо устроил своё хозяйство. Заяц Длинные Уши не смог погрызть яблонь - сад Охотник обнес высоким забором. Косолапый Медведь не полакомился мёдом, потому что Охотник выкопал вокруг пчельника глубокую канаву. Медведь даже чуть не свалился в неё. И Серый Волк не пролез в овчарню - овец защитила крепкая дверь. А Лиса, хоть и была хитрой, но попалась в капкан. Скоро вернулись Охотник и Белый Коготь. Охотник увидел Лису в капкане и сказал:

«Ещё несколько таких поймаю, сошью себе к зиме лисью шубу».

Бородатый козел, Кот Цап-царап, Курица Куда-куда, Горластый петух рассказали Охотнику обо всем и очень жалели, что послали за ним Болтливую утку.

Воспитатель: - Понравилась вам понравилась сказка? (ответы детей).

Физкульминутка «Утята»

Ути- ути – утки

(дети проговаривают слова текста

Уточки – малютки. и передают мяч по кругу, у кого мяч

На волнах качались, остается, тот показывает движение брызгались, плескались. плескается утка)

Обобщение.

Воспитатель: Ребята,как называлась сказка, которую вы сейчас слушали?

А скажите, какие животные встретились «Болтливой утке»?

Активизация слов на татарском языке:

Может вы их знаете ещё и на татарском языке? (ответы детей – куян, аю, бүре, керпе, толке).

А как они относятся к уточке? (любят, сочувствуют).

Кто из животных дал Болтливой Утке умный совет? (Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий.

Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно).

А она послушалась ежика?

Ребята, из-за чего Утка попала в беду? (из-за того, что она болтливая). А что с ней случилось?

(ответы детей)

Воспитатель: Сказки А.Алиша учат нас видеть хорошее и плохое в жизни, учат трудолюбию, умению дружить, ладить друг с другом, слушаться, и слушать полезные советы, любить и уважать старших, быть доброжелательными.

Рисование уточки.

В конце занятия детям дают раскраски уточки и краски. Дети садятся за столы и раскрашивают ее ярко и красочно и делают выставку своих работ в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по знакомству детей старшей группы с коми народной сказкой "Гундыр"

Проект может быть реализован в рамках тематических недель "Сказка", "Мой дом, мой поселок, моя республика". В проект включен сценарий развлечения физкультурно-оздоровительной направленности по мотивам...

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с детским писателеи Юрием Коваль

Юрий Коваль (1938-1995)Родился в Москве 9 февраля 1938 года.  Его отец был начальником уголовного розыска. Мама работала главным врачом больницы в местечке Поливаново под Москвой. В Поливаново Юр...

Конспект ОД для детей старшей группы: «В гостях у писателя С. Я. Маршака»

Конспект ОД для детей старшей группы:«В гостях у писателя С. Я. Маршака»...

Фотоотчет о знакомстве детей старшей группы с хохломской росписью

В нашей группе мы решили организовать мини-музей, посвященный русской народной культуре. Так как настоящие экспонаты собираются с трудом, мне в голову пришла идея пополнить его работами наши...

Знакомство детей компенсирующей группы с творчеством Бориса Заходера

Знакомство детей компенсирующей группы с творчеством Бориса Заходера...