Проект по знакомству детей старшей группы с коми народной сказкой "Гундыр"
проект (старшая группа) по теме

Марина Александровна Кононенко

Проект может быть реализован в рамках тематических недель "Сказка", "Мой дом, мой поселок, моя республика". В проект включен сценарий развлечения физкультурно-оздоровительной направленности по мотивам сказки. Преодолевая различные препятствия, выполняя задания, дети помогают Ивану отыскать свою Невесту, которую злой Гундыр (Змей Горыныч) украл и спрятал у Ёмы (Бабы-Яги). Материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gundyr.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ПГТ. ЖЕШАРТ

ГУНДЫР

Проект

Старшая группа

Автор идеи проекта музыкальный руководитель

Кононенко Марина Александровна

2013 год

Пгт. Жешарт

Гундыр

Проект

Старшая группа

(краткосрочный)

Цель проекта: знакомство с коми народной сказкой «Гундыр». 

Задачи проекта по образовательным областям:

Здоровье

  • Укреплять здоровье детей, мышцы артикуляционного аппарата, развивать мимические мышцы.

Социализация

  • Вызвать интерес детей и родителей к коми народной сказке «Гундыр» и к творчеству народа коми в целом.
  • Формировать у детей представления о своих чувствах и эмоциях посредством слушания музыки.  

Познание

  • Сравнить героев коми сказки с героями русских народных сказок, находить черты сходства и различия. (Гундыр и Змей Горыныч, Ёма и Баба-Яга).
  • Расширять представления детей о музыке русских и коми композиторов. Дать детям сведения о творчестве коми композитора Я. Перепелицы.

Коммуникация

  • Привлечь родителей к совместной деятельности, помочь подготовить костюмы и атрибуты для развлечения по сказке.

Чтение художественной литературы

  • Формировать у детей интерес и потребность в чтении. Пополнять литературный багаж коми сказками.

Художественное творчество

  • Активизировать фантазию и творческие способности. Совершенствовать умения передавать в рисунке образы персонажей сказки.

Музыка

  • Развивать интерес и желание слушать музыку русских и коми композиторов.

Участники проекта: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед, воспитатель по обучению детей коми языку, воспитатель по обучению детей изобразительной деятельности, воспитатели, дети, родители, кастелянша.

Ожидаемый результат: развитие интереса, любви к сказке «Гундыр» и  к творчеству народа коми в целом.

Реализация проекта

I этап- подготовительный

  • Чтение коми народной сказки «Гундыр». Характеристика персонажей сказки, сравнение их с героями русских народных сказок.
  • Подбор игр, упражнений для развлечения физкультурно-оздоровительной направленности по мотивам сказки.
  • Подбор музыки музыкальным руководителем для выхода героев сказки на развлечении, для комплекса общеразвивающих упражнений, разучивание с взрослыми «Танца Ивана и Невесты». Пение детьми р.н.п. «Во кузнице» с музыкальным сопровождением и без него, ее инсценирование. Слушание музыки П. Чайковского «Баба Яга», фрагментов музыки к балету «Яг Морт» Я. Перепелицы.
  • Подготовка костюмов к развлечению родителями и кастеляншей детского сада.

II этап – практическая деятельность

  • Развлечение физкультурно-оздоровительной направленности по мотивам сказки «Гундыр».
  • Рисование персонажей сказки.

III этап- результат проекта

  • Оформление выставки детских рисунков.
  • Оформление книги «Гундыр» с иллюстрациями детей и взрослых.
  • Создание мультимедийной презентации развлечения физкультурно-оздоровительной направленности по мотивам сказки «Гундыр».

Проект может быть реализован в рамках тематических недель «Мой дом, мой поселок, моя республика», «Сказка».

Гундыр

Развлечение физкультурно-оздоровительной направленности

для детей старшей группы по мотивам коми народной сказки

Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация, музыка.

Задачи с учетом интеграции образовательных областей:

Физическая культура.

  • Развивать психофизические качества детей (ловкость, быстроту, выносливость, силу). Развивать координацию движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Здоровье.

  • Укреплять здоровье детей, мышцы артикуляционного аппарата, развивать мимические мышцы.

Коммуникация.

  • Развивать эмоциональность, интонационную выразительность.

Познание.

  • Развивать чувство ритма, включая разные органы чувств: слух, зрение.

Социализация.

  • Закреплять знание детьми коми народной сказки «Гундыр».
  • Воспитывать  любовь и интерес к коми народным сказкам, желание и стремление прийти другим на помощь.

Музыка.

  • Развивать у детей интерес к музыке коми композиторов (посредством пассивного слушания).

Оборудование и материалы: большая книга сказок, музыкальный центр, записи музыки Михаила Бурдина, музыкальные молоточки, топорик, сделанный из картона или фанеры. Две гимнастические скамейки («мостик», «бревнышки»), стойки («деревья»), «болотные кочки», колючие коврики («сухие ветки»), дуги («коряги»), гимнастические мячи («быстрые кони»).

Персонажи: Сказочница, Иван, Гундыр, Ёма, Невеста Ивана.

Ход

Дети приходят в физкультурный зал, в раздевалке  их встречает сказочница, в руках у нее книга сказок.

Сказочница: Ребята, вы любите сказки? (Да!) У каждого народа есть свои сказки. Мы живем в республике… (Дети: Коми.) Сегодня мы попадем в коми народную сказку, а какую, догадайтесь. (Читает отрывок из сказки «Гундыр») Догадались? Правильно,  мы отправимся в путешествие  по  сказке «Гундыр». Трудностей не испугаетесь? (Ответы детей) А если ваша помощь потребуется, поможете? (Ответы детей) Тогда отправляемся в путь.

Заходят под музыку в зал, где их встречает Иван Царевич.

Иван Царевич: Здравствуйте ребята! У меня случилась беда, злой Гундыр похитил мою невесту. Иду ее искать, но думаю, одному не справиться. Поможете мне? (Ответы детей)

Иван Царевич: Только я пока не знаю куда идти, в какую сторону.

Сказочница: Книга нам поможет.

Открывает книгу и показывает первую страницу, с изображением препятствий, которые нужно преодолеть.

Полоса препятствий

1. Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки в стороны.  («Мост», по которому нужно пройти и не упасть  в пропасть.)

2. Легкий бег змейкой между стойками. (Побежим по тропинке между деревьями.)

3. Ходьба с высоким подниманием колен. (Перешагиваем через кочки.)

4. Ходьба по колючим дорожкам («сухие ветки»).  

5. Подлезание под дугами. (Пролезем под «корягами».)

Иван Царевич: Перед нами дремучий лес стоит стеной.

Общеразвивающие упражнения под музыку

Высокие ели – подняться на носки, руки через стороны вверх.

И низкие ёлочки – присесть показать руками.

Высокие берёзы – снова подняться на носки, руки вверх.

И низкие берёзки – присесть.

Высокие осины – подняться на носки,

И низкие осинки – присесть.

Ветки деревьев переплелись между собой  – руки  к плечам, вращения  вперёд – назад.

Подул сильный ветер, гнуться деревья – наклоны в стороны, руки вверх.

Шишки,  – потянуться руками вверх.

Иголки, - наклон вперед, дотронуться руками пола, колени не сгибать.

Падают – потянуться руками вверх.

 С ёлки. - наклон вперед, дотронуться руками пола, колени не сгибать.

Нет дороги, – Поворот  вправо, правая  рука ко лбу – всматриваемся вдаль.

Нет пути, – Поворот влево, левая  рука ко лбу – всматриваемся вдаль.

Ну, куда же нам идти? - Ходьба на месте.

Что же ждёт нас впереди? – Небольшой наклон, руки вытянуть вперёд.

Пальчиковая гимнастика

Вот в лесочке дом стоит, – Сделать «крышу» - соединить пальцы над головой.

Ну а к дому путь закрыт. - Соединить кисти в замок.

Мы ворота открываем, – Развести руки в стороны.

В этот домик приглашаем  – Сделать «крышу»

Сказочница:  Кто в этом доме  живёт,  узнаем из книги. (Открывает страницу – на ней изображен кузнец.)

Иван Царевич: Эй, кузнец, молодец помоги нам топоры выковать, чтобы просеку в густом лесу вырубить.

Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнеце» (два куплета), отстукивая музыкальными молоточками ритм четвертными и восьмыми длительностями. Если нет возможности дать молоточки всем детям, тогда Иван и желающий ребенок стучат музыкальными молоточками по топору, который лежит на «наковальне» (мягкий модуль), а остальные дети отстукивают ритм кулаком о кулак.

Иван Царевич: Топоры готовы, пойдем лес рубить. Рубим, рубим, только щепки летят. (Ходьба широким шагом по залу с размашистыми движениями, соединенными в замок руками  – имитация  рубки деревьев.)  Молодцы, ребята, весь лес вырубили, устали, присядем, отдохнём.

Присаживаются на колени в круг. Звучит музыка, появляется Гундыр.

Гундыр: Вы зачем пришли? Откуда?

                Вы хотите злого чуда?

Иван Царевич: Нужны нам, Гундыр, кони твои быстрые, невесту мою хотим отыскать!

Гундыр: Ничего я вам не дам,

                Никого вам не отдам,

                Сейчас дыхну на вас огнём,

                И прихлопну вас хвостом!

Логопедическая гимнастика на укрепление мускулатуры губ и щек

  1. Округлить губы, как при звуке [О], и сделать длительный выдох, зафиксировав кончик языка у нижних резцов. - Первая голова Гундыра «пышет огнем». Дети говорят: «Не пугай нас Гундыр, мы задуем твой огонь».
  2. Зафиксировать кончик языка у верхних резцов, широко открыть рот, как при звуке [А], и сделать длительный выдох. - Вторая голова Гундыра «пышет огнем». Дети «задувают».
  3. Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 с. И выпустить через губы, произнося «Пу-у-у…» - Третья голова Гундыра «пышет огнем». Дети «задувают».

Гундыр: Чтоб меня вам победить, должны за мной вы точно так же повторить.

Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори!»

Дети меняют выражение лица и интонацию голоса. Повторяя  за Гундыром, изображают разные эмоции.

Я злой – А-А-А…

Я удивленный – О-О-О…

Я хитрый – И-И-И…

Гундыр: Чтобы коней вам получить, нужно ещё скороговорку со мной повторить.

Скороговорка

От топота копыт пыль полю летит.

Дети вместе с взрослыми повторяют, меняя темп (медленно, умеренно быстро, быстро).

Гундыр: Молодцы, хвалю вас за смелость и внимательность.  Огня моего не испугались, повторили все правильно и в скороговорке не запутались. Получайте  «коней» (гимнастические мячи). Кони мои быстрые, отвезите детей, куда попросят!

Эстафета «Всадники»

(прыжки на гимнастических мячах)

Перед началом эстафеты все дети произносят слова:

Аны – аны – аны – поскачем в дальние страны.

Иван Царевич: Долго мы скакали, а куда двигаться дальше?

Сказочница: Книга подскажет. (Открывает страницу, на ней – река.) 

Иван Царевич: Как же нам, ребята, без лодки через реку переплыть?

Дети, вспоминая сюжет сказки, говорят, что переплыть можно на бревне.

Эстафета «Переплыви через реку»

(Подтягивание, лежа на гимнастической скамейке, держась за ее края двумя руками одновременно)

После эстафеты под музыку появляется Ёма.

Ёма: Слышала, слышала, невесту Ивана ищете, только я вам её не отдам. Вот возьму вас сейчас, зажарю и съем, и косточек не оставлю!

Сказочница: Ух, какая злая! Ребята, может, мы Ёму рассмешим, поиграем с ней. От улыбки и веселья все становятся добрее.

Игра-дразнилка с жестами «Ёма кулёма»

Ёма кулёма, паськыд вома,

Чукля юра,

Чегом сюра,

Кияс куранъяс,

Кокъяс кольтанъяс.

Ёма (заливисто смеется): Ой, какие ж вы веселые! Рассмешили меня и есть вас расхотелось. Отдаю невесту Ивану!

Под музыку Ёма выводит невесту Ивана.

Иван Царевич и его невеста танцуют. Кланяются детям.

Иван Царевич: Спасибо вам детушки, спасибо милые, помогли невесту мою найти.

Невеста: Низкий поклон вам, ребята, за смелость, за находчивость вашу.

Сказочница, перелистывая страницы книги, повторяет с детьми основные этапы сказочного путешествия.

Сказочница: Ребята мы в сказке… (Дети: Гундыр) побывали?

- препятствия все преодолели?

- задания Гундыра выполнили,

- Ёму рассмешили?

- Невесту Ивана освободили?

- Тут и сказке конец, а кто героем сказки помогал – (все дети говорят: Молодец!)

Нарисуйте понравившихся героев сказки, ваши рисунки мы поместим в эту книгу.

Прощаются, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Проект по знакомству детей раннего возраста с русскими народными сказками "В гостях у бабушки Арины"

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. По своей сущности народная сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; бли...

Проект по знакомству детей раннего возраста с русскими народными сказками "В гостях у бабушки Арины"

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. По своей сущности народная сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; бли...

Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).

Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....

Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"

Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...

Применение игровых технологий в решении коррекционных задач при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами.

В данной методической разработке показано, как педагогами используются различные игровые технологии в решении коррекционных задач по знакомству  детей старшего дошкольного возраста с ТНР с русски...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...