"Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы в ср.гр."
проект по художественной литературе (средняя группа)

Артамонова Галина Владимировна

Самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Самообразование

   «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения    художественной литературы в средней группе»

                                                                       Воспитатель: Артамонова Г.В.

Актуальность:

Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

     Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения. о или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

Воспитателю, так же, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о близких, как дружить, как быть вежливым и т. д

Цель:

-Способствовать формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

- Воспитывать любовь к художественной литературе

-Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью; развивать речевую активность.

-Развивать и поддерживать интерес к произведениям. Учить разыгрывать несложное представление по знакомым литературным произведениям. Использовать для воплощения образа известные выразительные средства.

-Понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

-Знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.

-Учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение. Развивать образность речи, творческое воображение. Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

-Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

-Учить слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, воспитывать усидчивость, развивать внимание и память.

Задачи:

-Проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- Подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;

- Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Предполагаемый результат:

1. Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.

2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.

3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и соучастие.

Срок реализации: 1 год

Алгоритм работы с книгой

  1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
  2.  Чтение книги.
  3.  Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций в книге, повторное чтение значимого отрывка.
  4.  Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
  5. Итоговое мероприятие: создание альбома совместных детско-родительских рисунков «Страницы поучительных сказок».
  6. Список литературы:

-  Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками   Сфера, 2003.

      - Васюкова Н. Е. Художественная литература для детей 3-5 лет : Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, СЕРИЯ «Истоки», 2016г

      -  Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет ТЦ Сфера 1992.

      - Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи»: Методика приобщения детей к чтению - М.: Линка -Пресс, 2003.

      - Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

      - Микляева Н. Р: Социально-эмоциональное воспитание дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2013г.

      - Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

      - Торшилова Е. М. Шалун или мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...